НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ
Тарасенко Нэллия Ивановна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 1» г. Поворино
Тема: «Нравственное воспитание: содержание и формы»
К. Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.
Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.
Достичь этого можно, как показывает опыт, работая по определенной программе, в которой должны быть вопросы и темы, волнующие как учителя, так и учеником. Задачи такой программы могут быть следующими:
1. Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем.
2. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
3. Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.
4. Пробудить самостоятельное логическое мышление.
5. Развить общую культуру ребенка.
Содержание и формы нравственного образования и воспитания в I – IV классах могут быть следующими.
Я и окружающий мир. Наблюдение за объектами живой природы. Выделение сходства и различий между животными и человеком. Формирование представлений о месте человека в природе. Создание ситуации поиска своего предназначения в жизни и природе.
Познание себя. Игра «Тайный друг». Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.
Мое дерево жизни. Формирование представлений о своем будущем. Определение нравственных идеалов среди окружающих людей, «примеривание» их качеств на себя. Мини-сочинение, «Каким человеком я хочу стать?».
Стремление и желание. Наблюдение за внешним видом и выражением лица людей различных социальных групп. Размышление о причинах нравственного падения людей. Определение понятий «стремление», «желание», отличие их друг от друга. Формирование способности ставить перед собой цель и добиваться ее.
Счастье. Рассматривание фотографий и определение счастливых людей по их мимике. Определение понятия «счастье». Выделение наиболее важных желаний детей. Игра «Вообразилия». Уточнение определения «счастливый человек».
Ценность жизни. Уточнение понятия «цена», выделение в мире и природе вещей, которые невозможно купить. Определение понятия «ценность». Анализ собственных поступков, которые представляют ценность, и поступков, о которых ребенок сожалеет. Попытка определения детьми собственного смысла жизни. Игра «Вообразилия».
Добро и зло. Танцевальная картинка «Темные и светлые». Определение понятий «добро» и «зло». Исследование проявлений добра и зла в человеке. Рассмотрение мотивов поведения людей относительно добра и зла.
Мир добрых дел. Игра «Вообразилия». Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.
Что такое хорошо и что такое плохо. Уточнение понятий «хорошее» и «плохое». Рассмотрение соответствия норм морали в разные времена. Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятий «заповедь», «закон».
Характер. Наблюдение за поведением младенцев. Выделение качеств характера на примере главных героев русской народной сказки «Дочь и падчерица». Определение понятия «характер». Формирование объективной самооценки при анализе качеств своего характера и характеров одноклассников.
Я и моя тень. Анализ своих качеств характера по оценке одноклассников. Выявление положительных и отрицательных черт своего характера, рассмотрение влияния их на окружающих. Определение черт характера, важных для общения и жизни с другими людьми.
Люди среди людей. Игра «Вообразилия». Определение понятия «отношения», выделение основных связей между людьми. Исследование причин разрушения человеческих отношений и поиск способов налаживания контактов между людьми. Установление правил сохранения добрых отношений между людьми.
Коллектив. Рассмотрение отношений в классе. Определение понятий «класс» и «коллектив», выбор из них подходящего для уточнения отношений в классе. Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе. Создание «Законов нашего коллектива».
Уважение и терпимость. Проигрывание ситуации дискриминации: рассаживание детей по симпатиям учителя. Определения понятия «унижение». Исследование причин неодинакового отношения одноклассников друг к другу. Выработка линии поведения по отношению к людям, недостойным уважения (по мнению детей).
Справедливость. Анализ записей детей о людях, недостойных их уважения. Определение понятия «справедливость». Знакомство с понятием «дискриминация». Исследование причин несправедливого отношения к человеку в разные исторические эпохи. Мини-сочинение «Обращаюсь к вам, люди...».
Самоуважение. Инсценирование или просмотр фрагмента «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Выявление причин раздражения царицы. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи...». Анализ качеств своего характера, достойных и недостойных уважения. Определение понятий «самоуважение», «самолюбие», «себялюбие», отличие их друг от друга.
Совесть. Чтение фрагмента рассказа А. Гайдара «Совесть». Предположение детей о причине расстройства героини рассказа. Понятие «чувство вины». Исследование причин возникновения мук совести. Мини-сочинение «Если бы ни у кого не было совести».
Голос совести. Инсценирование ситуации внутренней борьбы человека перед совершением поступка. Сопоставление желаний и понимания невозможности совершить действие по осуществлению желания. Рассмотрение ситуаций внутренней борьбы из собственного жизненного опыта. Исследование природы принятия правильного решения.
Что есть Бог? Создание ситуации спора о существовании Бога. Знакомство с представлениями о Боге у разных народов и в разные исторические эпохи. Определение понятия «религия». Исследование природы стремления человека поклоняться чему-либо. Поиск ответа на вопросы: Почему Бог допускает страдания? За что Бог наказывает? Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?».
Честность. Анализ жизненной ситуации. Исследование причин лжи. Определение понятия «честность». Описание чувств, когда обманули тебя и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск способов исправления лжи. Представление пяти доводов, почему нужно быть честным.
Самообман. Анализ доводов детей в пользу честности. Создание ситуации «невинной лжи». Определение понятия «быть честным перед собой». Рассмотрение влияния самообмана на взаимоотношения между людьми. Определение понятия «доверие». Мини-сочинение «Можно ли мне доверять?».
Привязанность. Преданность. «Разговор» с дворняжкой. Выявление доброго или недоброго отношения людей к животным. Определение понятия «преданность». Знакомство с проявлением преданности животных друг к другу на примере рассказа Л. Толстого «Лев и собачка». Приведение подобных примеров из жизни животных. Мини-сочинения «А у нас во дворе».
Дружба и привязанность. Анализ одного из рассказов (Л. Воронкова «Что сказала бы мама», Я. Тайц «В школьном переулке», В. Осеева «Три товарища»). Рассказ детей о своих друзьях. Рассмотрение мотивов возникновения дружбы. Определение понятия «дружба». Выявление основных качеств настоящего друга. Проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями.
Прощение. Анализ ситуации ссоры между друзьями. Поиск способов примирения. Определение понятия «прощение». Выделение преимуществ прощения. Приведение детьми примеров из собственного опыта и описание чувств, возникающих при попытке простить.
Ответственность и свобода. Выбор из предложенных карточек действий под девизом «хочу». Сопоставление их с возможностью выполнения в данный момент в определенном месте. Рассмотрение ситуаций из жизни, когда приходится поступать по правилам. Определение понятия «ответственность».
Эгоизм. Создание и анализ проблемной ситуации. Соотнесение чувств ребенка и качеств его характера. Вычленение качества характера «себялюбие». Определение понятия «эгоизм». Анализ ситуаций проявления эгоизма в своей жизни. Обдумывание последствий проявления эгоизма.
Душа. Инсценирование ситуации обращения к врачу с жалобой на болезнь души. Анализ выражения «душа болит». Определение понятия «душа». Исследование причин душевной боли. Поиск способов «излечения» душевной боли. Формирование бережного отношения к чужим переживаниям, к чужой душе.
Учимся вежливости. Инсценирование ситуации столкновения двух людей. Знакомство с понятиями «вежа» – «невежа». Игра «Вежливо – невежливо». Исследование причин невыполнения правил приличия. Инсценирование различных жизненных ситуаций с целью выработки вежливого поведения. Написание поздравления и пожелания однокласснику.
Грубость. Инсценирование детского стихотворения «Наша Таня громко плачет» с различными вариантами концовки стихотворения. Исследование влияния пожеланий Тане на ее настроение. Определение понятий «грубый человек», «грубое поведение». Анализ жизненных ситуаций, когда была проявлена грубость по отношению к кому-нибудь и испытана грубость от кого-нибудь. Исследование последствий проявления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта.
Невыдержанность. Определение свойств характера по поведению человека. Инсценирование поведения с заданным свойством характера. Вычленение свойства характера «невыдержанность», определение понятия и сопоставление с фразеологизмами «выйти из себя», «держать себя в руках» и т.п. Исследование причин проявления несдержанности у окружающих людей и в себе. Игра «Стоп». Выработка умения сдерживать свой гнев.
Доброжелательность. Анализ записей детей о чувствах, возникающих в момент прощения. Постановка детей в ситуацию нравственного выбора и раскрытие преимущества прощения. Выведение понятия «доброжелательность». Инсценирование жизненных ситуаций и отслеживание реакции окружающих на проявление доброжелательности.
Внимание: конфликт! Наблюдение за дракой животных в мультфильме или кинофильме. Исследование причин их злобы. Сопоставление ситуации ссоры животных с ситуацией ссоры людей. Определение понятия «конфликт». Предположения последствий конфликта. Поиск способов решения конфликта. Решение психологических задач. Выработка линии поведения в роли свидетеля конфликта.
Герой. Анализ рассказа Б. Емельянова «Храбрая девочка». Определение поступка девочки и ее статуса. Уточнение понятия «герой». Приведение примеров героического прошлого народа. Наблюдение за окружающими и определение людей, которых можно обоснованно назвать героями. Анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно героизма. Отличие истинного героизма от ложного. Игра «Вообразилия».
Смелость. Мужество. Храбрость. Постановка детей в ситуацию проявления мужества. Анализ чувств и описание собственных слабостей. Чтение и анализ произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Храбрый утенок». Поиск способов преодоления страха и неуверенности в себе. Психологические упражнения.
Воля. Анализ характера Сыроежкина из фильма «Приключения Электроника». Исследование причин его неуспеваемости. Определение понятия «воля». Приведение примеров волевых и неволевых поступков из жизни детей. Поиск путей преодоления слабостей. Приведение примеров обязанностей, для выполнения которых требуется проявление воли.
Привычки и поступки. Приведение примера постоянного опоздания одного из детей. Определение понятия «привычка». Описание детьми их привычек. Классификация привычек. Исследование влияния привычек на взаимоотношения с окружающими. Поиск способов искоренения дурных привычек.
Проступок. Преступление. Наказание. Анализ ситуации наказания ребенка из повседневной жизни. Создание ситуации спора о справедливости наказания. Исследование причин, приведших к наказанию. Отличие поступка от проступка. Определение понятия «преступление». Исследование причин, приведших к совершению преступления. Рассмотрение наиболее распространенных среди детей видов преступления. Знакомство с видами наказания по Уголовному кодексу РФ.
Воровство. Исследование природы и последствий соблазна взять чужое. Описание внутренней борьбы при возникновении соблазна взять чужое. Выработка линии поведения в роли свидетеля воровства.
Жадность и щедрость. Анализ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Определение понятия «жадность». Исследование причин нежелания делиться. Описание чувств, возникающих при необходимости делиться. Предположение последствий жадности и преимуществ щедрости.
Богатство. Игра «Вообразилия». Определение понятий «богатство», «бедность». Анализ жизненной ситуации на тему «Деньги и дружба». Уточнение понятия «богатство». Введение понятия «духовное богатство». Составление списка необходимых для жизни вещей. Мини-сочинение «Если бы я был миллионером...».
В мире вещей. Анализ стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Выяснение предназначения вещей. Игра «Живая шляпа» («оживление» предметов). Знакомство с технологией производства некоторых вещей. Выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами.
Аккуратность. Наблюдение за внешним видом людей на улице. Выяснение причин нежелания общаться с некоторыми из них. Письменный анонимный анализ собственного внешнего вида, внешнего вида учителя и одноклассников. Определение понятия «аккуратность». Инсценирование маминой заботы о внешнем виде ребенка. Предположение последствий неаккуратности.
Мода. Выяснение причин желания общаться с окружающими. Вычленение и определение понятий «модный человек», «мода». Соотнесение их с определением красивой одежды. Соотнесение желания и возможности модно одеваться. Приведение детей к умозаключению о важности душевных качеств, а не одежды. Введение понятий «элегантность», «гармония».
Быть собой. Чтение и обсуждение воображаемого письма одноклассницы о ее плохих качествах. Исследование причин ее недовольства собой. Определение понятия «самооценка». Попытка дать объективную самооценку себе в форме внутреннего спора «Я – такой, зато...». Письмо однокласснику «Ты – лучше».
Волнение и переживание. Исследование причин недовольства собой на основе материала урока «Познание себя». Объекты волнений и переживаний. Исследование причин недовольства окружающими людьми, предметами и явлениями. Определение понятия «пессимист». Выделение положительных качеств предмета и явления. Мини-сочинение «Не хочу быть занудой!».
Застенчивость и скромность. Анализ жизненной ситуации, когда в гостях родители уговаривают ребенка поздороваться. Определение понятий «стеснительность», «застенчивость». Выяснение причин стеснительного поведения. Сопоставление понятий «застенчивость» и «скромность». Уточнение понятия «скромность». Приведение примеров застенчивого поведения из своего жизненного опыта. Определение уместности скромного или застенчивого поведения в конкретной ситуации (инсценирование).
Настроение. Выяснение причин вялого и радостного поведения человека. Определение понятия «настроение». Приведение примеров своего хорошего и плохого настроения. Рассмотрение ситуаций влияния своего настроения на окружающих и чужого настроения на себя. Поиск способов создания атмосферы доброжелательности.
Остроумие. Анализ ситуации розыгрыша. Определение понятий «юмор», «остроумие». Приведение примеров реальных розыгрышей. Исследование последствий обидных и безобидных шуток. Выяснение качеств и ситуаций, над которыми смеяться нельзя.
Тактичность. Деликатность. Опыт «Чувство меры». Определение понятий «такт», «тактичность». Анализ ситуации ссоры между одноклассниками. Определение справедливых и несправедливых высказываний ссорящихся. Выяснение последствий несправедливых действий. Определение понятия «деликатность». Инсценирование жизненных ситуаций и выработка чувства меры в высказывании своей точки зрения.
Благородство. Классификация качеств характера главных героев прочитанных художественных произведений. Исследование причин невозможности поступить иначе в той или иной ситуации. Определение понятия «благородство». Приведение примеров проявления благородства среди окружающих. Мини-сочинение «Смогу ли я пожертвовать чем-либо ради кого-то».
Честь и достоинство. Анализ размышлений детей о самопожертвовании. Определение понятий «честь», «достоинство». Приведение примеров из собственной жизни о проявлении качеств характера, которыми можно гордиться. Анализ поступка героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».
Жестокость и сочувствие. Предположение причин получения увечий. Определение понятия «жестокость». Приведение примеров жестокого обращения с людьми или животными. Описание чувств и переживаний при виде покалеченных людей или животных. Определение понятий «сочувствие», «милосердие». Выработка линии поведения при проявлении жестокости по отношению к себе и окружающим.
Обида. Месть. Зависть. Инсценирование ситуации оскорбления. Описание чувств оскорбленного и предположение его дальнейших действий. Определение понятия «месть». Выявление возможных причин мести. Определение понятия «зависть». Исследование последствий мести. Мини-сочинение «Как избавиться от чувства мести».
От конфликта к войне. Анализ сочинений предыдущего урока. Предположение последствий нежелания погасить чувство обиды, злобы и мести. Выявление причин возникновения конфликтных ситуаций. Приведение примеров из истории о причинах развязывания военных действий. Определение понятия «террор». Высказывание своего отношения к войнам и террору. Выработка линии поведения в экстремальной ситуации.
Я – патриот своей страны. Выражение своего отношения, отношения родителей к Родине. Определение понятия «патриот». Мини-сочинение «Что я могу изменить в своем городе, стране».
Предательство. Анализ поступка Плохиша из произведения А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». Определение понятия «предательство». Исследование причин предательства. Выражение своего отношения к чужой тайне. Описание чувств преданного человека. Формирование силы воли в хранении чужих секретов.
Порядочность. Инсценирование любого аморального поступка. Выделение качеств характера человека в этой ситуации. Оценка уровня нравственного воспитания человека. Выявление в себе способности или неспособности совершить безнравственный поступок. Определение понятия «порядочность». Мини-сочинение «Как стать порядочным человеком».
Чувство времени. Анализ ситуации из школьной жизни о невыполнении поручения. Сравнение количества выполненных дел одноклассниками, родителями, учителями за определенный период времени. Исследование причин и последствий невыполнения дел из-за нехватки времени. Введение понятия «чувство времени». Поиск способов рационального использования времени. Составление плана на день. Организация досуга.
Пунктуальность. Анализ ситуации постоянного опоздания одноклассницы. Описание чувств опаздывающего и рассмотрение влияния чьего-нибудь опоздания на настроение ждущего. Определение понятия «пунктуальность». Как стать пунктуальным? Расчет времени на выполнение различных дел.
Личность. Анализ ситуации вмешательства прохожего в уличную драку. Рассмотрение возможных последствий его вмешательства. Выделение качеств характера прохожего. Приведение примеров, когда кто-то рискует жизнью и здоровьем ради других. Определение понятия «личность». Мини-сочинение «Смогу ли я?». Как не «потерять свое лицо».
Идеал. Определение идеала личности. Кого из окружающих я считаю личностью, соответствующей идеалу. Поиск способов формирования значимой личности.
Этический кодекс класса. Анализ высказываний окружающих о коллективе класса. Рассмотрение последствий проявления скверного характера коллектива. Поиск способов изменения нелестной характеристики класса. Определение понятий «этика», «кодекс». Определение цели самовоспитания и составление этического кодекса класса.
Трудолюбие. Рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей. Уточнение понятия «трудолюбие». Выявление дел, выполняемых с желанием и без желания. Предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Поиск способов искоренения лени и безответственности.
Семья. Рассказ детей о своих родных, своем доме. Выражение своего отношения к родным, к дому. Определение понятия «семья». Анализ конфликтной ситуации в семье. Исследование причин конфликтов и нежелания детей идти домой. Поиск способов установления мирных отношений между всеми членами семьи.
Любовь. Выделение важнейшего условия существования семьи. Определение понятия «любовь». Выявление любящих и любимых детьми людей. Рассмотрение особых чувств матери по отношению к своему ребенку. Анализ произведений И. Панькина «Легенда о матерях», Б. Емельянова «Про маму». Сочинение оды своей маме.
Мама и папа. Определение понятия «счастливая семья». Выявление предпосылок создания семьи. Откуда появляются дети? Исследование причин распада семьи. Рассмотрение последствий распада семьи. Выработка линии поведения по отношению к разведенным родителям. Письмо-попытка примирения родителей.
Жена, муж. Определение понятий и исторической роли жены, мужа. Исследование причин изменения роли жены, мужа в современном мире. Описание и анализ обязанностей родителей. Определение понятия «семейный очаг». Знакомство с обязанностями хозяина и хозяйки дома во времена домостроя и сопоставление их с современными.
Мальчик – будущий мужчина. Анализ характера героя произведения Л. Кассиля «Алексей Андреевич». Сопоставление качеств характера мальчика и взрослого мужчины. Определение понятия «настоящий мужчина». Анализ стихотворений А. Барто «Рыцари», «Есть такие мальчики». Письменное обращение девочек к мальчикам. Выработка линии поведения мальчика по отношению к девочке.
Девочка – будущая женщина. Выявление отличительных черт характера девочек. Рассказ девочек об их домашних обязанностях. Представление девочек об их будущей жизни. Анализ произведения С. Михалкова «Про мимозу». Письменное обращение мальчиков к девочкам. Выработка линии поведения девочки по отношению к мальчику.
Первая любовь. Анализ произведения И. Бунина «Любовь». Письменный рассказ детей о первом чувстве любви. Поиск способов привлечения внимания любимой (-ого). Знакомство с историей возникновения Дня святого Валентина. Приведение примеров большой любви из истории и повседневной жизни. Изготовление и преподнесение «валентинок».
Семейные традиции. Рассказ детей о проведении праздников в семье. Определение понятия «традиция». Выяснение с помощью бабушек и дедушек историй зарождения семейных традиций. Запись мудрых поступков и изречений предков. Анализ шведской народной сказки «Гвоздь из родного дома». Мини-сочинение «Что я хотел бы сохранить и передать потомкам».
Непослушание. Инсценирование ситуации невыполнения родительского наказа. Приведение примеров непослушания из жизни детей. Исследование причин и предположение последствий непослушания. Представление себя на месте взрослых. Анализ рассказа Р. Фраермана «Непоседа». Поиск способов предупреждения и исправления ошибок и неприятностей.
Приемные дети. Просмотр видеоматериала о детском доме или приюте. Определение понятий «сирота». Формирование позиции ребенка по отношению к своим родителям. Чтение стихотворений современных поэтов на тему «Моя мама». Поиск способов поддержки сирот, создания отношений, близких к семейным.
Одиночество. Представление себя на месте одинокой бабушки-соседки. Описание чувств одинокого человека. Определение понятия «душевное одиночество». Исследование причин одиночества. Поиск способов избавления от одиночества.
Мечта. Представление детей о своем будущем. Написание в «секретных» тетрадках своих заветных желаний. Уточнение понятия «мечта». Приведение примеров и анализ действий для исполнения мечты родителей, знакомых, друзей. Мини-сочинение «Если бы я был волшебником».
Судьба. Определение понятия «судьба». Формирование иронического отношения ко всякого рода приметам, поверьям и предсказаниям. Выработка волевого отношения к собственной судьбе.
Мое место в жизни. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий. Мини-сочинение «Что я знаю о профессии, которая мне нравится».
Наркотики. Алкоголь. Сигареты. Рассмотрение зависимости безвольного человека от обстоятельств. Исследование причин попадания в алкогольную, наркотическую, никотиновую зависимость. Просмотр видеоматериалов по данной теме. Выработка волевого поведения. Мини-сочинение «Я – свободен!».
На занятии по теме «Я и окружающий мир» первоклассники сравнивают себя с другими представителями живой природы и выделяют важнейшее отличие человека от животных: способности думать, выражать свои мысли, контролировать свои действия. Затем можно предложить детям мысленно переселиться, на любую другую планету, после чего они понимают, что мы не можем жить без природы: человек – часть природы. Далее мы рассуждаем о предназначении человека на земле и делаем вывод, что Земля – наш общий дом, люди должны в этом доме соблюдать порядок, поскольку они – разумные существа. В конце занятия дети записывают свои представления о предназначении человека на земле в своих «секретных тетрадях». Что такое «секретная тетрадь»? В ней записываются самые сокровенные мысли, она выполняет роль близкого друга. Потому она и «секретная», что никому не показывается: ни друзьям, ни родителям. Только учитель при условии строгой конфиденциальности опирается на письменные высказывания детей в целях формирования определенных нравственных качеств личности.
После игры «Тайный друг» на занятии по теме «Познание себя» дети пытаются предположить, за какие личные качества им кто-то подарил сердечки. В тетради они рисуют в середине солнышка свой «портрет», а вдоль лучей записывают все свои (внешние и внутренние) хорошие качества, которые, возможно, вызвали желание подарить сердечко. Затем предлагается игра: дети, слушая своего одноклассника о его хороших качествах, выражают согласие молчаливым кивком или покачиванием головы («нет») в случае несогласия. Ребята делают вывод, что, оказывается, они не все в себе замечают. Свои открытия учащиеся снова записывают в «секретную тетрадь». Теперь рядом с солнышком появляются тучки. «Я думаю, что я нравлюсь людям, а может, и не нравлюсь. Со мной все играют, я вижу, что они добры ко мне. А некоторым, наверное, я не нравлюсь, я — горячий. Но себе я нравлюсь точно, потому что я не чужой себе, я добрый, и лицо у меня красивое» (Ринат Киньябаев). «Я себе не нравлюсь, я дура. Меня все обзывают пухленькой» (Даяна Абдулина).
На занятии по теме «Коллектив» школьники рассматривают отношения «учитель – ученик, ученик – ученик», сопоставляют понятия «класс» и «коллектив». Далее выясняется, что мешает назвать класс настоящим коллективом, дети ищут причины возникновения ссор в коллективе. Задавшись вопросом, что делать, чтобы всем в классе было комфортно, предлагаются способы сохранения добрых отношений в коллективе.
На примере изучения различных общественных формаций, поняв, что, как в игре существуют правила, без которых игра не получается, в природе, обществе существуют законы, по которым живет человечество, ученики III класса выработали законы своего коллектива:
Каждый член коллектива:
1. Обладает всеми правилами и свободами и несет равные обязанности, участвует в управлении делами коллектива.
2. Соблюдает чистоту и порядок в классе.
3. Бережет школьное имущество.
4. Стремится к знаниям, к открытиям, старается учиться только на 4 и 5.
5. Помогает в учебе, переживает коллективные неудачи и поддерживает успехи.
6. Уважительно относится к старшим.
7. Стремится быть честным, правдивым, справедливым.
8. Стремится расти сильным, смелым, здоровым, умеющим защитить слабых.
9. Все члены коллектива обязаны уважать право, честь и достоинство других членов коллектива, не оскорблять других своим внешним видом, грубым поведением и речью.
10. Органы самоуправления класса обязаны соблюдать законы коллектива. Перед законом все равны.
На подобных занятиях, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.
После чтения и анализа рассказа А. Гайдара «Совесть» в ходе беседы и рассмотрения различных жизненных ситуаций ученики нашли ответ на вопрос «Откуда берется совесть?»: из нашего знания правил поведения, нравственных законов – ведь если человек не знает их, то он и не понимает, что нарушает какие-то нравственные принципы, значит, и не переживает об этом, т.е. его не мучает совесть. «Бог – это и есть совесть. И наказывает нас не Бог, а наша совесть» (Даша Зеркина); «Совесть – это воспитание. Немного больно и как будто камень на груди, когда ты врешь родителям, учителю. Совесть – она нужно. Совесть – это правда» (Даяна Абдуллина). В заключение этого занятия дети пишут мини-сочинение «Если бы не было совести».
В дальнейшем младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.
В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации. Так, ученики III класса после серии террористических актов в нашей стране, особенно после трагедии 11 сентября в США, решили написать письмо Президенту Российской Федерации. Администрация Президента РФ в лице заместителя начальника Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан В. Д. Матвеева отметила позитивное отношение молодых граждан Российской Федерации к добру, миру, справедливости, а также их озабоченность таким распространенным явлением, каким стал терроризм, и поблагодарила учеников за высокую гражданскую позицию (№ А26-20-368675 23/01/2003 г.).
Очень больная и серьезная тема – семейные конфликты, которые дети пытаются решить по-своему, иногда мудрее, чем взрослые. На занятиях они размышляют о том, как рождается семья, что нужно для семейного счастья, что такое «любовь», что значит «любить», «умеем ли мы любить», почему распадается семья, почему дети убегают из дома, обозначают роли жены, мужа, хозяина, хозяйки, предлагают пути достижения взаимопонимания между всеми членами семьи (как важнейшего условия сохранения семьи): «Папе не надо много пить. Ведь так меньше ругани» (Юра Сашков); «Надо научиться прощать, уважать мнение другого человека, не быть эгоистом» (Даша Зеркина); «Без любви жить нельзя» (Радмир Батыршин); «Для счастья в семье нужно, чтобы мама была дома, а папа работал где-нибудь поближе, в Магнитке» (Ринат Губайдуллин); «Если никто никого не будет любить, будет война, потому что все будут друг другу чужие и злые» (Катя Соловьева).
К концу IV класса дети спокойно, без пошлых ухмылок говорят о любви, дружбе, продолжении рода, делятся переживаниями, первыми нежными чувствами.
Младшие школьники в наше время очень много знают об алкоголе и наркотиках. На занятиях по теме «Наркотики. Алкоголь. Сигареты» они сравнивают характер и поведение зависимого от пагубных привычек человека с поведением человека волевого (игра «Марионетка»). Детям не нравится быть игрушкой, они не хотят, чтобы кто-то парализовал их волю, не считался с их желаниями. Далее они обсуждают стадию развития организма курящего или пьющего человека, состояние здоровья наркомана, пытаются понять цель наркодельцов. Дети приходят к убеждению: «Я выбираю здоровье. Я не хочу становиться безвольным из-за зависимости от наркотиков!»
Занятия по подобной программе, естественно, не лекционные. Здесь используются доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.