Разработала: Надымова Елена Николаевна.
Тип урока: урок открытия нового знания.
- раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.
- развивать навыки анализа художественной прозы.
- воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.
поступков.
решения проблем.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока | Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации. -Ребята, как вы понимаете, что такое добро? -Кто для вас является добрым человеком ? -Как вы понимаете эпиграф к рассказу Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой (слайд) | Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы. Дети приводят примеры из жизни. Делают выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: весёлым, случайным, героическим и т.д. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия | --Сегодня мы вновь будем говорить о произведении В.Г. Распутина «Уроки французского». -Первые ассоциации после прочтения заголовка? -О чём бы вам хотелось поговорить, спросить учителя? -От какого лица ведётся повествование? -Как высчитаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо? -Да, детство Распутина было трудным, послевоенным. -Распутин говорил: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить, далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня » (слайд) -Выскажите своё мнение. -Кому был посвящён этот рассказ? Учитель создает проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся | Учащиеся задают вопросы, размышляют по поводу названия рассказа. Выявляют авторскую позицию. Подготовленный ученик рассказывает биографию автора. Сообщение ученика об Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нём и встретилась с писателем. |
3. Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения | -Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения? -Какие чувства испытывает учительница к своему ученику? (Добро, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание, понимание) -Кто сформулирует тему урока? -А что такое нравственность? Подберите антоним. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Ожегов) (слайд) -Приведите примеры нравственных поступков. -Сегодня будем говорить о законах нравственности, обсудим поступки героев. -Назовите главные эпизоды произведения. -Какую роль играет каждый эпизод? | Анализируя данную последовательность, ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше по мере того, как она начинает принимать большое участие в жизни мальчика. Ребята формулируют тему урока: Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» Учащиеся анализируют определение Ожегова Учащиеся приводят примеры нравственности. Учащиеся называют главные эпизоды: главный герой, драка, снова избили, занятия французским, игра в «замеряшки», Лидия Михайловна уехала. Анализируют роль каждого эпизода. |
4. Первичная проверка понимания. Практическая работа в группах с проверкой Цель: -показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить свое | Учитель делит класс на группы, раздаёт карточки с заданием. (слайд) | Учащиеся работают в группах. № 1. -С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? -Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? -Почему мальчик стал играть в «чику»? -Почему Вадик и Птаха избили героя? Нарисовать их словесные портреты. № 2. -Кто начал драку? -Как ведёт себя герой в драке и после неё? -Как учительница выясняет, что случилось с героем? Какие чувства испытывает герой? Какие качества героя проявляются в этом эпизоде? № 3. -Каким вам представляется директор? -Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? -Как меняются интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? -Почему герой нарушает слово? № 4. -Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? -Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? № 5. -Как ведёт себя директор в сцене «разоблачения» игроков на деньги? -Как ведёт себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок? -Какую роль играет послесловие? -Как вы думаете, к кому обращена повесть Валентина Распутина? |
5.Закрепление изученного материала: Цель: -проверить свое умение применять полученные знания | -Валентин Григорьевич Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека. (слайд) -В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил в соседних абзацах. Для чего? Как называется этот приём противопоставления в литературе? Его роль? -Какую лексику использует автор при описании характеристики героев и почему? (слайд) | Учащиеся создают литературную галерею персонажей произведения с помощью цитат. «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками»-т. Надя. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую чёлку наверх, небрежно сплёвывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам»- Вадик. «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть наперёд директора»-директор «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне»-Лидия Михайловна 5) «…перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки»- герой Учащиеся работают с характеристиками главных героев, объясняют приём антитезы. |
6.Рефлексия деятельности Цель: -оценить результаты собственной деятельности | -Подведём итог. Назовите нравственные проблемы в рассказе, которые поднимает автор. -Объясните следующие фразы: «И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они » -Ребята, забыл Распутин учителя? -А вы всегда помните своих учителей? -Помните ли своего первого учителя? А почему вы его помните? Учитель организовывает работу в группах по составлению плана на тему «Правила жизни»; предлагает выбрать д/з -Всем спасибо за работу! Учитель выставляет оценки. | Учащиеся делают вывод, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, спасла его, преподала уроки доброты, понимания, сочувствия, любви. Составляют план Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. |