СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема нравственного выбора героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный урок литературы (урок изучения нового материала) по рассказу В.Распутина "Уроки французского" На уроке применяются приёмы "фишбоун" и "6 шляп мышления".

Просмотр содержимого документа
«Проблема нравственного выбора героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»»

Метапредметный урок литературы в 6 классе


Проблема нравственного выбора героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Учитель: Саитова Надежда Арсентьевна, МКОУСОШ с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

Тип учебного занятия

Урок изучения нового материала

Методы обучения

Частично-поисковый, исследовательский

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная, групповая

Идея урока

Основой урока является технология развития критического мышления, включающая учащихся в самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность.

Разработка замысла

Используя прием «6 шляп мышления», группы учащихся исследуют характер и поступки главного героя, выявляя причины и следствия этих действий. Это практический способ, позволяющий преодолеть трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Ученики в деятельности учатся понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами. Метод шести шляп обогащает мышление учеников и делает его более всесторонним, позволяет анализировать ситуацию и сделать выбор. Схема Fishbone направлена на систематизацию и осмысление учебного материала. На нижней "косточке" записываются формулировки проблемы героя рассказа, а на верхней - подтверждающие факты решения этих проблем (на основе текста), в голове – главная проблема, в хвосте- вывод по решению этой проблемы

Метод оценки достижения целеполагания урока

Достижение поставленной цели, решение задач урока, синквейн.

Цели и задачи урока

Дидактическая цель

создать условия для изучения нового материала по теме «Проблема нравственного выбора героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского», отработки практических навыков при анализе художественного произведения; активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационных и коммуникационных технологий

Образовательная

- познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, с главными темами его творчества, с историей создания рассказа;

- выявить основные трудности послевоенного времени на примере рассказа «Уроки французского» и дополнительных источников и их роль в формировании характера главного героя;

- показать автобиографичный характер произведения;

Развивающая

- развивать умение анализировать текст художественного произведения;

-учить сжато излагать повествовательный текст; отбирать материал для характеристики художественного образа, обобщать, давать свою оценку художественному образу.

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение анализировать поступки героя, его характер, устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи

Воспитательная

способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к историко-культурному наследию через знакомство с трудностями послевоенного времени, изображенными в рассказе, и раскрытие образа главного героя, анализ его поступков и характера.


Метапредметные цели:

- Способствовать развитию умения самостоятельно определять цели своего обучения и планировать способы, средства достижения целей; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - способствовать развитию умений работать с информацией, самостоятельно добывать знания; преобразовывать информацию в схемы; - - содействовать развитию навыков внутригруппового общения в процессе исследовательской, творческой деятельности.

Прогнозируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Умение находить информацию из дополнительных источников информации (критическая статья, художественный текст, средства Интернет); личностное самоопределение.

Познавательные умения: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: формулировать высказывание, используя термины; согласовывать позиции с членами группы и находить общее решение.

Понимать причины и следствия трудностей военного времени, выявлять их роль в формировании характера главного героя; выявлять причины и следствия поступков мальчика, анализировать текст художественного произведения

Средства обучения

Информационный материал

Рассказ Распутина «Уроки французского», сообщение ученика по материалам очерка В. Г. Распутина «Откуда есть пошли мои книги» (воспоминания о детстве), «Причины голода 1946 г» (средства Интернета)

Демонстрационный материал

Презентация «Проблема нравственного выбора героя в рассказе Распутина «Уроки французского», видеоролик «Отрочество Распутина»

Дидактический и наглядный материал

Карточки с творческим, исследовательским заданием каждой группе, 6 шляп разных цветов

Ход урока

Время

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Примечание

Стадия вызова. 1 этап. Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Включение учащихся в учебную деятельность через диалог; определение содержательных рамок урока

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Думаю, что наша встреча будет полезной!

Объявление темы урока.

- Обратите, пожалуйста, внимание на экран. Перед вами ряд слов: война, разруха, засуха, голод, болезни, смертность…

- Какова взаимосвязь между ними?

- Как вы думаете, о каком времени идет речь? Что вы знаете об этом времени?

- Но это лишь часть тех трудностей, с которыми сталкивались люди в то суровое время, были и другие (предоставляет слово ученику, подготовившего сообщение по индивидуальному заданию)

- Да, действительно, это было трудное, жестокое время. Я сама впервые узнала о нем из рассказа моей мамы, чье детство как раз выпало на эти годы (рассказ о голоде и болезнях, смертях в деревне). Не каждый выдерживал испытание голодом: кто-то умирал, кто-то из последних сил боролся за свою жизнь, кто-то вставал на путь преступления.

Учащиеся отвечают на вопросы, приходят к мысли: любое явление есть причина и следствие, т.е. имеет причинно-следственный характер. Всякое явление порождается другим явлением и, в свою очередь, порождает третье явление и так до бесконечности.



Делятся своими знаниями о трудностях военного времени на основе воспоминаний своих (пра)бабушек и (пра)дедушек, просмотренных фильмов и т.д.

Сообщение ученика «Трудности послевоенного времени» (по материалам очерка В. Г. Распутина «Откуда есть пошли мои книги» (воспоминания о детстве), «Причины голода 1946 г» (средства Интернета)

Самоопределение

Смыслообразование













Эмоционально-ценностное отношение учащихся к историческому прошлому нашего народа.







Слайд 1 Слайд 2








2 этап. Актуализация и фиксирование проблемы


1)актуализировать знания о жанре рассказа; ввести понятие «автобиографичность художественного произведения»

2) тренировать мыслительные операции;

3) мотивировать к пробному действию, предъявить задание для пробного действия;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности

- Какова связь между темой нашего разговора и рассказом Распутина «УФ»?

- Подтвердите это примерами из текста рассказа.

- Вспомните определение жанра рассказа и его особенности.

- Предлагает посмотреть видеофрагмент из документального фильма «Отрочество Распутина».

- Детство – очень важная пора в жизни человека. И от того, каким будет это время, какие семена – добра или зла, жестокости – будут заложены в душу подростка, зависит вся его последующая жизнь. «Что посеешь, то и пожнешь», - гласит нам закон причины и следствия. Вы прочитали рассказ «УФ». Что вы можете сказать о главном герое: он – нравственный человек?

- А игра на деньги – это нравственный поступок?

Фиксирует проблему на доске: недостаточно знаний, чтобы дать интерпретацию образа главного героя в рассказе Распутина

Находят и подтверждают мысль об изображении трудностей военного времени в городе и в деревне (в сопоставлении) в рассказе Распутина, вспоминают определение жанра рассказа и его особенностей



Проводят параллель с рассказом (повествование идет от 1 лица) и отмечают автобиографичность рассказа «УФ».



Высказывают первоначальные предположения на поставленный вопрос, отмечая положительный характер мальчика, говорят о своем затруднении при оценке безнравственного поступка мальчика, хотя пытаются оправдать героя его голодным детством.


Анализ, синтез, сравнение, обобщение.



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.





Аргументация своего мнения, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения. Постановка и формулирование проблемы.








Слайд 3

(фрагмент фильма)





Слайд 4








Стадия осмысления. 3 этап. Постановка учебной цели и построение проекта деятельности по решению проблемы


Организовать выявление учащимися причины затруднения, формулировки цели урока.

Определить план достижения цели

- Что нужно узнать, чтобы дать интерпретацию этого художественного образа? - Сформулируйте цель урока.

- С чего вы начнете свой путь к цели? Попробуйте наметить маршрут вашего исследования.

- Дальнейшее исследование образа главного героя предлагаю провести методом «6 шляп мышления». В жизненных ситуациях нам часто приходится исполнять разные роли: защитника, исполнителя, конструктора творческих идей и т.д. Каждый цвет шляпы означает свою роль, своё задание. Поэтому примеряя её, вы постарайтесь мыслить по-разному (объяснение ролей в зависимости от цвета шляпы). Результаты работы вы можете представить в виде схемы, рисунка или в любой удобной для вас форме.

Формулируют цель урока (дать характеристику герою, выявить, какую роль сыграли послевоенные трудности в формировании характера мальчика ) и маршрут исследования для достижения цели.

(Предполагаемый маршрут исследования: выявление проблем, с которыми пришлось столкнуться герою вдали от дома, и их причин; как решает эти проблемы мальчик, какие качества характера при этом проявляет; что помогло мальчику выдержать трудности послевоенного времени).

Знакомятся с методом 6 шляп мышления, объединяются в группы и выбирают шляпу определенного вида.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.









Самоопределение в выборе задания.


Слайд 5







Слайд 6

4 этап. Реализация проекта. Открытие нового знания.


1) организовать коммуникативное взаимодействие при выполнении творческого задания, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика.


Каждой группе предлагаются инструкции, листы А4, маркеры.

Белая шляпа (факты и информация о герое):

- Когда и почему началась взрослая, самостоятельная жизнь героя?

- С какими проблемами пришлось столкнуться мальчику, какие решения он принимает в ситуации выбора, объясните причины такого выбора.

Черная шляпа (обвинение героя, негативная, отрицательная оценка характера и поступков героя):

- Что в характере и поведении героя вызывает у вас осуждение? Почему?

- Подружились бы вы с ним, если бы оказались в одном классе? Почему?

Желтая шляпа (защита героя, положительная характеристика характера и поступков, оправдание его отрицательных поступков):

- Как учится герой, почему? Какие качества характера при этом проявляются?

- Почему не уехал с матерью домой и почему не рассказал о пропаже продуктов? Как это его характеризует?

- Что заставило героя играть в «чику»? Что означает для него эта игра? Какие качества характера проявляет герой в игре и во время драки?

Красная шляпа (эмоциональная защита или осуждение героя и его поступков):

- Какие чувства вы испытываете к герою, почему?

- Какие чувства героя-рассказчика вас больше всего тронули, почему? Что вы при этом испытывали?

- Прочитайте пейзажные зарисовки и скажите, как они помогают раскрыть авторскую позицию и мир чувств героя?

Зеленая шляпа (свои варианты решения проблем, с которыми пришлось столкнуться герою):

- Что бы вы предложили герою в ситуации пропажи продуктов?

- Как иначе, а не игрой на деньги, вы предложили бы ему решить проблему голода?

Синяя шляпа (роль учителя - общее руководство работой групп, координация деятельностью по реализации проекта на уроке).

Знакомятся с инструкциями, распределяют роли в группе, приступают к реализации своего проектного задания.

Ребята 1 гр. (белая шляпа) представили результаты работы в виде связного ответа, подтвержденного цитатами из текста рассказа, и схемы-фишбоун (см. приложение)



Ученики 2 гр. (черная шляпа) отметили замкнутость героя, его угрюмость, осудили его игру на деньги, считая, что никакими причинами нельзя оправдать эту порочную игру, которая может привести и к преступлению.



3 гр. учащихся (желтая шляпа) представила результаты работы в виде связного ответа, демонстрируя положительную характеристику героя на кластере – солнце (чувство ответственности перед сельчанами и матерью, внимательность и любовь к матери, раннее взросление, способность решать свои проблемы, не прибегая к помощи взрослых, милосердие, доброта, мужество и стойкость в преодолении трудностей послевоенного времени, терпеливость)

4 гр. учеников (красная шляпа) выступила ярыми защитниками героя-рассказчика, используя в своем ответе эмоционально-экспрессивные слова, восклицательные предложения, риторические вопросы для выражения своих эмоций и характеристики героя. В качестве вывода они представили его в виде стойкого оловянного солдатика (на рисунке).



Ребята 5 гр. (зеленая шляпа) поддержали решение героя в ситуации с пропажей продуктов, считая его единственно верным. Проблему голода предложили решить подработкой у пожилых людей, грузчиком, чистильщиком обуви, продавцом газет и т.д.







Формулировка и аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

координирование в сотрудничестве разных позиций;

достижение договорённостей и согласование общего решения.



Извлечение из текстов необходимой информации.



Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


5 этап. Выводы, обобщение.


Дополнить интерпретацию художественного образа.

- Что же помогло герою выжить в это трудное время и остаться человеком?

- В чем истоки его нравственности?

- Какие нравственные уроки вынес герой из всех этих жизненных ситуаций?

Вывод: таким образом, именно в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или темной стороне, останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру. И это во многом зависит от самого человека или от доброго человека, как учительница французского, который протянет руку помощи в этой ситуации, проявит милосердие и любовь.

Учащиеся отвечают на вопросы, приходят к мысли: истоки нравственности героя, его нравственной стойкости и мужества кроются в семейных и деревенских традициях, воспитанных в нем с малолетства. Трудности послевоенного времени закаляют его характер, происходит раннее взросление героя. Сталкиваясь с подлостью, жестокостью, завистью и злобой, он остается нравственно стойким человеком, а игра на деньги – это лишь средство заработка на молоко (он всегда знал меру).

Обобщение; понимание текста.

Формулирование и аргументация своего мнения.



Анализ, синтез, обобщение.




Стадия Рефлексии. 7 этап. Рефлексия учебной деятельности.


1) проговорить новое понимание художественного образа (синквейн)

2) акцентировать ценность литературного образа в связи с судьбой каждого человека




-Вспомните цель нашего урока.

-Достигли мы цель? Составьте синквейн об образе главного героя.

- Какие жизненные уроки, слова, фразы взяли вы сегодня для себя с сегодняшнего занятия?

Домашнее задание: составьте цитатный план характеристики героя-рассказчика по рассказу «УФ».

Благодарит учащихся за общение.

Учащиеся возвращаются к цели урока, отмечают степень ее достижения, зачитывают свои синквейны и проговаривают, какие жизненные уроки, слова, фразы они возьмут с собой с урока.





Благодарят за общение учителя и друг друга.


Самооценка деятельности.

Формулирование аргументации своего мнения, учёт разных мнений.

Устанавливание причинно-следственных связей литературного образа с собственной жизнью подростков .
















Приложение





9






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

15.04.2017 23:52
Воробьева Ольга Ивановна @chumikan2017
Спасибо.
02.04.2017 20:29
Дремина Люзия Вагизовна @luziya70
Спасибо, Надежда Арсентьевна

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс