2 мин. | Включение учащихся в учебную деятельность через диалог; определение содержательных рамок урока | Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Думаю, что наша встреча будет полезной! Объявление темы урока. - Обратите, пожалуйста, внимание на экран. Перед вами ряд слов: война, разруха, засуха, голод, болезни, смертность… - Какова взаимосвязь между ними? - Как вы думаете, о каком времени идет речь? Что вы знаете об этом времени? - Но это лишь часть тех трудностей, с которыми сталкивались люди в то суровое время, были и другие (предоставляет слово ученику, подготовившего сообщение по индивидуальному заданию) - Да, действительно, это было трудное, жестокое время. Я сама впервые узнала о нем из рассказа моей мамы, чье детство как раз выпало на эти годы (рассказ о голоде и болезнях, смертях в деревне). Не каждый выдерживал испытание голодом: кто-то умирал, кто-то из последних сил боролся за свою жизнь, кто-то вставал на путь преступления. | Учащиеся отвечают на вопросы, приходят к мысли: любое явление есть причина и следствие, т.е. имеет причинно-следственный характер. Всякое явление порождается другим явлением и, в свою очередь, порождает третье явление и так до бесконечности.
Делятся своими знаниями о трудностях военного времени на основе воспоминаний своих (пра)бабушек и (пра)дедушек, просмотренных фильмов и т.д. Сообщение ученика «Трудности послевоенного времени» (по материалам очерка В. Г. Распутина «Откуда есть пошли мои книги» (воспоминания о детстве), «Причины голода 1946 г» (средства Интернета) | Самоопределение Смыслообразование
Эмоционально-ценностное отношение учащихся к историческому прошлому нашего народа.
| Слайд 1 С лайд 2
|
| 1)актуализировать знания о жанре рассказа; ввести понятие «автобиографичность художественного произведения» 2) тренировать мыслительные операции; 3) мотивировать к пробному действию, предъявить задание для пробного действия; 4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности | - Какова связь между темой нашего разговора и рассказом Распутина «УФ»? - Подтвердите это примерами из текста рассказа. - Вспомните определение жанра рассказа и его особенности. - Предлагает посмотреть видеофрагмент из документального фильма «Отрочество Распутина». - Детство – очень важная пора в жизни человека. И от того, каким будет это время, какие семена – добра или зла, жестокости – будут заложены в душу подростка, зависит вся его последующая жизнь. «Что посеешь, то и пожнешь», - гласит нам закон причины и следствия. Вы прочитали рассказ «УФ». Что вы можете сказать о главном герое: он – нравственный человек? - А игра на деньги – это нравственный поступок? Фиксирует проблему на доске: недостаточно знаний, чтобы дать интерпретацию образа главного героя в рассказе Распутина | Находят и подтверждают мысль об изображении трудностей военного времени в городе и в деревне (в сопоставлении) в рассказе Распутина, вспоминают определение жанра рассказа и его особенностей
Проводят параллель с рассказом (повествование идет от 1 лица) и отмечают автобиографичность рассказа «УФ».
Высказывают первоначальные предположения на поставленный вопрос, отмечая положительный характер мальчика, говорят о своем затруднении при оценке безнравственного поступка мальчика, хотя пытаются оправдать героя его голодным детством. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Аргументация своего мнения, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения. Постановка и формулирование проблемы. |
Слайд 3 (фрагмент фильма)
Слайд 4 
|
| Организовать выявление учащимися причины затруднения, формулировки цели урока. Определить план достижения цели | - Что нужно узнать, чтобы дать интерпретацию этого художественного образа? - Сформулируйте цель урока. - С чего вы начнете свой путь к цели? Попробуйте наметить маршрут вашего исследования. - Дальнейшее исследование образа главного героя предлагаю провести методом «6 шляп мышления». В жизненных ситуациях нам часто приходится исполнять разные роли: защитника, исполнителя, конструктора творческих идей и т.д. Каждый цвет шляпы означает свою роль, своё задание. Поэтому примеряя её, вы постарайтесь мыслить по-разному (объяснение ролей в зависимости от цвета шляпы). Результаты работы вы можете представить в виде схемы, рисунка или в любой удобной для вас форме. | Формулируют цель урока (дать характеристику герою, выявить, какую роль сыграли послевоенные трудности в формировании характера мальчика ) и маршрут исследования для достижения цели. (Предполагаемый маршрут исследования: выявление проблем, с которыми пришлось столкнуться герою вдали от дома, и их причин; как решает эти проблемы мальчик, какие качества характера при этом проявляет; что помогло мальчику выдержать трудности послевоенного времени). Знакомятся с методом 6 шляп мышления, объединяются в группы и выбирают шляпу определенного вида. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Самоопределение в выборе задания. | С лайд 5
Слайд 6  |
| 1) организовать коммуникативное взаимодействие при выполнении творческого задания, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика. | Каждой группе предлагаются инструкции, листы А4, маркеры. Белая шляпа (факты и информация о герое): - Когда и почему началась взрослая, самостоятельная жизнь героя? - С какими проблемами пришлось столкнуться мальчику, какие решения он принимает в ситуации выбора, объясните причины такого выбора. Черная шляпа (обвинение героя, негативная, отрицательная оценка характера и поступков героя): - Что в характере и поведении героя вызывает у вас осуждение? Почему? - Подружились бы вы с ним, если бы оказались в одном классе? Почему? Желтая шляпа (защита героя, положительная характеристика характера и поступков, оправдание его отрицательных поступков): - Как учится герой, почему? Какие качества характера при этом проявляются? - Почему не уехал с матерью домой и почему не рассказал о пропаже продуктов? Как это его характеризует? - Что заставило героя играть в «чику»? Что означает для него эта игра? Какие качества характера проявляет герой в игре и во время драки? Красная шляпа (эмоциональная защита или осуждение героя и его поступков): - Какие чувства вы испытываете к герою, почему? - Какие чувства героя-рассказчика вас больше всего тронули, почему? Что вы при этом испытывали? - Прочитайте пейзажные зарисовки и скажите, как они помогают раскрыть авторскую позицию и мир чувств героя? Зеленая шляпа (свои варианты решения проблем, с которыми пришлось столкнуться герою): - Что бы вы предложили герою в ситуации пропажи продуктов? - Как иначе, а не игрой на деньги, вы предложили бы ему решить проблему голода? Синяя шляпа (роль учителя - общее руководство работой групп, координация деятельностью по реализации проекта на уроке). | Знакомятся с инструкциями, распределяют роли в группе, приступают к реализации своего проектного задания. Ребята 1 гр. (белая шляпа) представили результаты работы в виде связного ответа, подтвержденного цитатами из текста рассказа, и схемы-фишбоун (см. приложение)
Ученики 2 гр. (черная шляпа) отметили замкнутость героя, его угрюмость, осудили его игру на деньги, считая, что никакими причинами нельзя оправдать эту порочную игру, которая может привести и к преступлению.
3 гр. учащихся (желтая шляпа) представила результаты работы в виде связного ответа, демонстрируя положительную характеристику героя на кластере – солнце (чувство ответственности перед сельчанами и матерью, внимательность и любовь к матери, раннее взросление, способность решать свои проблемы, не прибегая к помощи взрослых, милосердие, доброта, мужество и стойкость в преодолении трудностей послевоенного времени, терпеливость) 4 гр. учеников (красная шляпа) выступила ярыми защитниками героя-рассказчика, используя в своем ответе эмоционально-экспрессивные слова, восклицательные предложения, риторические вопросы для выражения своих эмоций и характеристики героя. В качестве вывода они представили его в виде стойкого оловянного солдатика (на рисунке).
Ребята 5 гр. (зеленая шляпа) поддержали решение героя в ситуации с пропажей продуктов, считая его единственно верным. Проблему голода предложили решить подработкой у пожилых людей, грузчиком, чистильщиком обуви, продавцом газет и т.д. |
Формулировка и аргументация своего мнения; учёт разных мнений; координирование в сотрудничестве разных позиций; достижение договорённостей и согласование общего решения.
Извлечение из текстов необходимой информации.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
| Дополнить интерпретацию художественного образа. | - Что же помогло герою выжить в это трудное время и остаться человеком? - В чем истоки его нравственности? - Какие нравственные уроки вынес герой из всех этих жизненных ситуаций? Вывод: таким образом, именно в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или темной стороне, останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру. И это во многом зависит от самого человека или от доброго человека, как учительница французского, который протянет руку помощи в этой ситуации, проявит милосердие и любовь. | Учащиеся отвечают на вопросы, приходят к мысли: истоки нравственности героя, его нравственной стойкости и мужества кроются в семейных и деревенских традициях, воспитанных в нем с малолетства. Трудности послевоенного времени закаляют его характер, происходит раннее взросление героя. Сталкиваясь с подлостью, жестокостью, завистью и злобой, он остается нравственно стойким человеком, а игра на деньги – это лишь средство заработка на молоко (он всегда знал меру). | Обобщение; понимание текста. Формулирование и аргументация своего мнения.
Анализ, синтез, обобщение. |
|
| 1) проговорить новое понимание художественного образа (синквейн) 2) акцентировать ценность литературного образа в связи с судьбой каждого человека
| -Вспомните цель нашего урока. -Достигли мы цель? Составьте синквейн об образе главного героя. - Какие жизненные уроки, слова, фразы взяли вы сегодня для себя с сегодняшнего занятия? Домашнее задание: составьте цитатный план характеристики героя-рассказчика по рассказу «УФ». Благодарит учащихся за общение. | Учащиеся возвращаются к цели урока, отмечают степень ее достижения, зачитывают свои синквейны и проговаривают, какие жизненные уроки, слова, фразы они возьмут с собой с урока.
Благодарят за общение учителя и друг друга. | Самооценка деятельности. Формулирование аргументации своего мнения, учёт разных мнений. Устанавливание причинно-следственных связей литературного образа с собственной жизнью подростков . | |
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 9 класс ФГОС
Русская литература 5 класс ФГОС
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Электронная тетрадь по русской...
Занимательная теория литературы
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
© 2017, Саитова Надежда Арсентьевна 3056 50
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей