СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы рассказа В. Распутина "Уроки французского".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать при подготовке к уроку по изучению произведения В.Распутина ,,Уроки французского,,

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы рассказа В. Распутина "Уроки французского".»

Предмет: литература Тема: Нравственные проблемы рассказа В. Распутина "Уроки французского".

План урока

1. Вступительное слово учителя. Отвечайте на поставленные вопросы самостоятельно, а затем сверяйтесь с ответом в скобках (устно).

Писатель как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».

-Как вы понимаете эти слова? Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, сострадания, душевной щедрости, бескорыстия.)

-Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность.)

-Запишите тему урока «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

-А почему уроки? В чем состоят уроки нравственности? Кто дает эти уроки? Кому? В этом нам предстоит разобраться.

2. Беседа.

- Кого вы считаете главным героем рассказа? (И мальчик, и Лидия Михайловна)

- Что мы знаем о мальчике?

1) Почему мальчик оказался в райцентре? 2)Как он чувствует себя на новом месте? 3)Почему он не убежал в деревню? 4)Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? 5)Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

-Нарисуйте в тетрадях таблицу из двух колонок. Над первой напишите «мальчик». Впишите в таблицу черты характера главного героя. Даю слова для справок (выберите,что считаете важным) :

Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.

- Главным героем рассказа является и учительница французского Лидия Михайловна. Почему?

-Знала ли Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг - игра в «пристенок» или «замеряшки»? (Да. Азартные игры, да еще на деньги, учителя с учеником считались безнравственным поступком. За подобное поведение беспощадно увольняли учителя из школы. Она не могла этого не знать.)

-Почему же она решается на запрещенную игру? Может, у нее был выбор – не играть?

- Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны?

-Может быть, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича? Он же директор?

-Чем заканчивается история игры в «пристенок?»

-Попробуйте представить, как чувствовал себя герой после отъезда Лидии Михайловны.(В начале рассказа автор говорит как раз о чувстве вины перед учителями, которую, очевидно, ученики ощущают, когда взрослеют.)

-Почему Лидия Михайловна снова присылает посылку мальчику? (Учительница бескорыстная, добрая, способная к самопожертвованию.)

-Какую же роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна? (Лидия Михайловна открыла ему другой мир, показала другую, новую жизнь. В её квартире даже воздух был пропитан «легкими и незнакомыми запахами другой жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть «духовные ценности».)

-Назовите черты характера Лидии Михайловны, заполните вторую колонку в таблице (над второй колонкой напишите "Лидия Михайловна").

Даю слова для справок (выберите только необходимое) :

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.

3. Подводим итог.

-Теперь мы можем ответить на вопрос, какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?

( Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, научился заботиться о матери. Он понял, что унижение оскорбляет человека. Научился преодолевать свои слабости. Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

4. Домашнее задание.

Написать заметку в газету «Советую прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». (Представьте, что вы журналист, и получили от редакции задание написать заметку ( у вас должно получиться мини-сочинение ,т.е. небольшое).Начните со вступления (как обычно в сочинении), а дальше кратко убедите читателя в том, что ему обязательно надо прочитать этот рассказ.