Предмет: литература Тема: Нравственные проблемы рассказа В. Распутина "Уроки французского".
План урока
1. Вступительное слово учителя. Отвечайте на поставленные вопросы самостоятельно, а затем сверяйтесь с ответом в скобках (устно).
Писатель как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».
-Как вы понимаете эти слова? Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, сострадания, душевной щедрости, бескорыстия.)
-Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность.)
-Запишите тему урока «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
-А почему уроки? В чем состоят уроки нравственности? Кто дает эти уроки? Кому? В этом нам предстоит разобраться.
2. Беседа.
- Кого вы считаете главным героем рассказа? (И мальчик, и Лидия Михайловна)
- Что мы знаем о мальчике?
1) Почему мальчик оказался в райцентре? 2)Как он чувствует себя на новом месте? 3)Почему он не убежал в деревню? 4)Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? 5)Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
-Нарисуйте в тетрадях таблицу из двух колонок. Над первой напишите «мальчик». Впишите в таблицу черты характера главного героя. Даю слова для справок (выберите,что считаете важным) :
Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.
- Главным героем рассказа является и учительница французского Лидия Михайловна. Почему?
-Знала ли Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг - игра в «пристенок» или «замеряшки»? (Да. Азартные игры, да еще на деньги, учителя с учеником считались безнравственным поступком. За подобное поведение беспощадно увольняли учителя из школы. Она не могла этого не знать.)
-Почему же она решается на запрещенную игру? Может, у нее был выбор – не играть?
- Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны?
-Может быть, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича? Он же директор?
-Чем заканчивается история игры в «пристенок?»
-Попробуйте представить, как чувствовал себя герой после отъезда Лидии Михайловны.(В начале рассказа автор говорит как раз о чувстве вины перед учителями, которую, очевидно, ученики ощущают, когда взрослеют.)
-Почему Лидия Михайловна снова присылает посылку мальчику? (Учительница бескорыстная, добрая, способная к самопожертвованию.)
-Какую же роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна? (Лидия Михайловна открыла ему другой мир, показала другую, новую жизнь. В её квартире даже воздух был пропитан «легкими и незнакомыми запахами другой жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть «духовные ценности».)
-Назовите черты характера Лидии Михайловны, заполните вторую колонку в таблице (над второй колонкой напишите "Лидия Михайловна").
Даю слова для справок (выберите только необходимое) :
Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.
3. Подводим итог.
-Теперь мы можем ответить на вопрос, какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?
( Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, научился заботиться о матери. Он понял, что унижение оскорбляет человека. Научился преодолевать свои слабости. Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.
4. Домашнее задание.
Написать заметку в газету «Советую прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». (Представьте, что вы журналист, и получили от редакции задание написать заметку ( у вас должно получиться мини-сочинение ,т.е. небольшое).Начните со вступления (как обычно в сочинении), а дальше кратко убедите читателя в том, что ему обязательно надо прочитать этот рассказ.