СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение анализу художественного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"»

Конспект урока по теме: Нравственные проблемы в повести

А. С. Пушкина «Станционный смотритель».


Цели урока: продолжить обучение анализу художественного произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье; сопоставить евангельскую притчу о блудном сыне с пушкинской историей;

совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;

воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей; провести тест Рокича(«Ценностные ориентации») для выяснения ценностей подростков.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, декорации и костюмы к сценке, Толковый словарь С.И.Ожегова, Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов, бланки с вопросами, романс Исаака Шварца «Я ехал к вам», притча Льва Толстого «Деревянная кормушка».

Тип урока : изучение литературного произведения.
Форма урока: аналитическая беседа, драматизация.
Эпиграф: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»

Евангелие .Пятая заповедь

Ход урока 

I. Проверка домашнего задания (разыгрывание сценки «Встреча Самсона Вырина с Дуней в Петербурге»)

Учитель:

-В тексте повести данная сценка заняла несколько строк, а сколько проблем затронул автор!

-Как вы думаете,о какой проблеме во взаимоотношениях героев повести мы сегодня с вами будем говорить?

-Правильно,об отношении отца и дочери,о семейных взаимоотношениях

II.Анализ эпиграфа и определение цели урока.
Учитель:

- Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. 
- Как вы понимаете эти слова? 
- Что значит почитать родителей? 
Обучающиеся: «Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу). За это Бог обещает благополучную и долгую жизнь».
Учитель:

-Итак, запишите в тетрадь тему нашего урока: «Тридцать серебренников-цена любви или совести?»
- Скажите,что такое «нравственность»?

Обучающиеся (находят в Толковом словаре Ожегова С.И.): «Нравственность-и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. II прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.»

Учитель:

-Верно, духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки. Есть поступки, которые с точки зрения закона ненаказуемые, но есть и другой закон, закон совести.

Учитель:

-Что такое совесть?

Обучающиеся(находят в Толковом словаре Ожегова С.И): (Совесть-и, ж. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несёт за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чём-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся). * Свобода совести (офиц.) — право исповедовать любую религию или быть атеистом. На совесть (сделать) (разг.) — добросовестно, хорошо. Сработано на совесть. Для очистки совести (разг.) — чтобы не обвинять потом себя в чём-н. По совести, по совести говоря, вводи, ел. — говоря откровенно. II прил. совестный, -ая, -ое (устар.)
Учитель:

- А теперь подумайте и скажите, что мы должны на сегодняшнем уроке выяснить? 
Какова цель нашего урока? 
-Верно, мы, на примере взаимоотношений Дуни и Самсона Вырина, должны выяснить, несут ли дети и родители нравственные страдания из-за ненадлежащего отношения друг к другу, мучает ли их совесть?
Запишем цель в тетрадь. 
III. Анализ образа Дуни и Блудного сына

Учитель:

-На предыдущих уроках мы говорили о названии произведения и Самсоне Вырине-главном герое . Давайте найдем в тексте характеристику героя, когда он жил с Дуней?

Обучающиеся: зачитывают: «Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый,в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах»

Учитель:

-Найдите ключевые слова, характеризующие героя.

Обучающиеся: «свежий и бодрый».

Учитель:

-А какой предстает перед нами Дуня?

Обучающиеся :

-Путешественника поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание. 

Учитель:

- Как смотритель относится к дочке? Найдите в тексте.

Обучающиеся :

-С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать» 

Учитель:

- Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. 
- Что он увидел? 
Обучающиеся :

Гостю нравится обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской.

Учитель:

-И конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне. 

-Давайте вспомним из уроков ОПК, о чем эта притча? 

На востоке в древности возник жанр притчи. 
-Что же такое притча, давайте повторим?

Обучающиеся находят определение в Словаре литературоведческих терминов определение «притчи».
Учитель:

-Верно, притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. 
Промежуточное оценивание
Учитель:

- Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. Какое из значений использовано в названии притчи?
- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку. 
- Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках. 
- Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

Учитель:

-Итак, давайте вернемся к картинкам на стене! 
Обучающиеся: «Эти картинки как бы намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. 
Учитель:

- В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете? 
Обучающиеся :

-Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом было как будто грязным, неухоженным. 
Учитель:

- А сам смотритель остался прежним или изменился? 
Обучающиеся :

-«Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик». 
Учитель:

- В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней? Найдите в тексте.
Обучающиеся : «На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке». 
Учитель:

- Как смотритель начинает бороться за свою дочь? 
Обучающиеся : «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью». 
Учитель:

-Что происходит в Петербурге? 
Обучающиеся : «Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно» 
-Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? Найдите в тексте.
Обучающиеся : «Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… «
Учитель:

- А третий и последний раз рассказчик приезжает на станцию осенью, «на закате». Понаблюдайте за деталями этого осеннего пейзажа. Прочитаем этот отрывок. 
Обучающиеся : «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика.» 
Учитель:

- Что о судьбе смотрителя и Дуни узнает в свой третий приезд Белкин? 
Старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар с женой. 
Белкин идёт на кладбище. 
- Какое впечатление производит на него кладбище? 
Голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища. 
Всё это произвело на него удручающее впечатление. Хозяйский мальчик, провожающий его на кладбище, рассказал о «прекрасной богатой барыне», приехавшей однажды в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською… 
- Как вы думаете, кто эта барышня? 
- Почему вы так решили? 
Обучающиеся : «Дуня!»

Учитель:

-Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?

Обучающиеся: «раскаяние, совесть , соскучилась по отцу»
Учитель:

-Верно!К Дуне пришло позднее раскаяние. Но она застала только могилу отца. Да, она стала богатой, у неё трое маленьких детей, но отец потерял её любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. 
Давайте сопоставим историю блудного сына и историю Дуни, опираясь на примерные вопросы (бланки с вопросами) 


Притча

Вопросы

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1)Как герой (героиня) покидает родительский дом? 

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2)Ищут ли его (её)? 

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3)Как живет он (она) вдали от дома? 

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4).Рад (рада) ли встрече с отцом?

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5)Происходит ли возвращение домой? 

5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6)Произошло ли раскаяние? 

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.



7. Сделаем выводы.

-Почему же несчастен отец Дуни?

Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…


1)Как герой (героиня) покидает родительский дом? 
2)Ищут ли его (её)? 
3)Как живет он (она) вдали от дома? 
4)Происходит ли возвращение домой? 
5)Произошло ли раскаяние?
 
Предполагаемые ответы:
1.Блудный сын добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно. 
1. С разрешения отца уезжает из дома, не предполагая, что расстаётся с отцом навсегда. 

2. Никто не ищет его. 
2. Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой. Дуня не желает, чтобы её нашли. 

3. Ведёт разгульный образ жизни. 
3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и богатстве. 

4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой. 
4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. 

5. Он осознал свой грех, раскаялся в 
содеянном 
5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. 

-Похожи ли эти истории? 
-Верно.И да, и нет! Обратите внимание, жизнь Выриных – это зеркальное, перевёрнутое изображение евангельского сюжета.

Тема блудного сына актуальна не только в русской, но и мировой культуре. ( Просмотр видеополотен живописи, изображающих историю блудного сына) 

- Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке. («Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою»).

- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая? 
- Почему? 

Обучающиеся: «Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и доброта, признавать свои ошибки. 

Учитель:

- Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин? 

-Верно.Проблему ответственности за свои поступки. 
Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться. 
Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных .Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? 
- Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. 
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? 
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. И тогда в будущем лица ваших родителей никогда не попадут в презентацию на урок об одиноких людях, об одиночестве.


Итак, какие же проблемы поднимает автор в своём произведении? 

IV. Рефлексия. 

Учитель:

-Продолжите предложения:
Урок заставил меня задуматься…. 
Я понял(а), что…… 
После этого урока мне захотелось……

VДиагностика ценностных ориентаций

Учитель:

-А теперь давайте проведем тест Рокича и узнаем, какие ценности для вас являются главными?(приложение). Результаты-на следующем уроке.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание:

  1. Создайте проект «Домик станционного смотрителя».

  2. Подготовьтесь к сочинению на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкин «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)», подберите цитаты и эпиграф.

VІ. Завершение урока.

Чтение учителем притчи «Деревянная кормушка" (приложение)

под музыку Исаака Шварца «Я ехал к вам» (романс из кинофильма «Станционный смотритель» Сергея Соловьева)






















ПРИЛОЖЕНИЕ Деревянная кормушка Притча от Льва Толстого

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

— Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Л. Н. Толстой позаимствовал сюжет этой притчи из сказки Братьев Гримм "Старый дед и внучок".

Тест Рокича «Ценностные ориентации подростков»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!