СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока направлена на выявление особенностей раскрытия "проблемы отцов и детей" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель", формирование у учащихся нравственной ответственности за своё поведение в семье на основе осмысления текста произведения.

Просмотр содержимого документа
«Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".»

Тема: А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Проблема «отцов» и «детей» в повести. Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном?

Цель: выяснение особенностей раскрытия проблемы отцов и детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель, формирование у учащихся нравственной ответственности за свое поведение в семье на основе осмысления повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Задачи: - сопоставить сюжет повести с библейской притчей о блудном сыне; - рассмотреть образы главных героев, проанализировать их характеры в сюжетной линии повествования; - на примере фрагмента к/ф изучить и обсудить нравственную проблему ответственности детей за свои поступки; - осмыслить актуальность рассмотренной темы взаимоотношений «отцов и детей» в современном жизненном пространстве.

Планируемые результаты: - Предметные: выявить ключевые идеи в повести, показать актуальность этих идей сегодня. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт -Личностные: уметь признавать свои ошибки и прощать других, применять в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей.  Оборудование: фрагмента из худ/фильма «Станционный смотритель», 1972 г. Реж. С. Соловьёв – 4 мин. Финальная сцена «Приезда Дуни на могилу отца».

Ход урока

1.Организационный момент. 2. Мотивация учебной деятельности Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Тему урока поможете определить вы.

Чтение притчи. Христианская притча. Плата родителям.

Некий мирянин сказал старцу: - Батюшка, родители мои все плачутся и бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение? - Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, - но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

-О чем эта притча? - Как она связана с рассказом А.С. Пушкина « Станционный смотритель?» - Что объединяет эти произведения? - Какая общая проблема в них затронута? - Что такое проблема? (Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.)

( «Проблема «отцов» и «детей» выступает в них наиболее ясно и отчётливо. О долге перед родителями, о благодарности им. О том, что нужно быть благодарной, хорошей дочерью или сыном. А что это значит?)

Мы сегодня говорим о том, как эта проблема раскрывается в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 

Тема нашего сегодняшнего урока: Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».  Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном

- Запишите тему урока.

- Чему мы будем учиться на уроке?

На примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» изучить проблему взаимоотношений «отцов и детей» и ответить на вопрос: « Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном?»

Несмотря на то, что произведение написано 200лет назад, оно актуально. А.С.Пушкин своими героями подсказывает нам, как надо поступать или, наоборот, нельзя.

По словам В.Г. Белинского, «…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...».

- Как вы понимаете слова В.Г.Белинского? ( Читая Пушкина, человек заполняет себя знаниями о жизни, можно научиться чему-нибудь новому, причем это новое поможет тебе стать настоящим человеком, человеком с большой буквы. Достойным уважения)


III. Беседа с классом с элементами выборочного чтения, пересказа и словесного рисования.

«Отношения между родителями и детьми»

1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)

2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность?

Дуня - самый загадочный персонаж. Её внутренний мир нам не открывается, её речь звучит крайне мало. На протяжении всей повести о героине мы узнаем через точку зрения других персонажей. Даже отец, как выяснилось, не знает, о чем думает дочь. А о чем могла думать Дуня? Отец Самсон Вырин дослужился до личного дворянства, но его дочь не может унаследовать дворянский статус. Какие перспективы у нее, бесприданницы? Разумная Дуня понимает, что её единственный шанс на перемены в жизни, это её поразительная красота. (Это доказывает восхищение рассказчика)

Выбор есть всегда. Уезжая с гусаром, что не выглядит на как похищение, она всю дорогу плакала. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит.. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца. А Минский не мог открыто попросить руки дочери у отца)

5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажите. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?

6.Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи? В чем заключается ее смысл? (Ключевую роль играет сюжет о блудном сыне).

7.Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?

8. Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и, главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся, за это он простил его и устроил пир в его честь.)

9.В 1972 году на экраны вышел художественный фильм киностудии «Мосфильм» режиссёра С.Соловьёва с одноимённым названием «Станционный смотритель» (его экранизация). В кадрах фильма «оживают» главные герои. Посмотрим финальный фрагмент этой работы.

Просмотр фрагмента из худ/фильма «Станционный смотритель», СССР, 1972 г. Реж. С. Соловьёв – 4 мин. Финальная сцена «приезда Дуни на могилу отца».

10. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном? Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилось ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?

- О чём, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца?



4. Рефлексия

1. Почему А.С. Пушкин заканчивает повесть именно так?

2. Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал себя брошенным?

3. Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? (Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.)

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием

Пушкин А.С. проповедует доброе отношение к людям независимо от их положения. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Дуня и Блудный сын поняли, что жизнь без родителей невозможна. Родители всегда любят своих детей и прощают их.

- Что вы унесете сегодня с урока? -О чем заставляет задуматься судьба девушки? (об ответственности перед близкими)

-Какую заповедь нарушила Дуня? (Учитель открывает на доске закрытое заранее белым листом высказывание из Библии: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле»)

Как ответите на вопрос: «Что значит быть хорошей дочерью, хорошим сыном?»(это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье)

Составление учащимися синквейнов:

Хороший сын. Чуткий, внимательный. Жалеет, помогает, заботиться. Люби и уважай своих родителей. Опора.

Хорошая дочь. Добрая, трудолюбивая. Любит, ухаживает, дорожит. Дети не должны забывать родителей. Радость.

Домашнее задание 1)Попробуйте написать от лица Дуни письмо отцу. Или 2)Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» 
 


Приложение.

  1. Христианская притча.

Плата родителям.

Некий мирянин сказал старцу: - Батюшка, родители мои все плачутся и бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение? - Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, - но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

2.Дети – радость, дети - горе. (Пословица)

3. Старый дед и внучек. (Сказка) Л.Толстой

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

4. Сопоставление истории блудного сына и Дуни

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

(5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

5. ссылка https://youtu.be/JrL0YwouVYg Дмитрий Радонов «Я к вам приехал»

































Каждое прочтение повести рождает новые вопросы.

Лихачев писал о Пушкине как о « нашем величайшем национальном достоянии».

Самую емкую характеристику дал А.Григорьев «Пушкин – наше все»