Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».
Класс: 5
Дата: 3 декабря 2016 года.
Цель урока:
Познакомить с повестью Н. В. Гоголя «Страшная месть», выделить нравственные проблемы.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Познакомить с повестью «Страшная месть».
2. Познакомить учащихся с элементами, составляющими единство литературного произведения: темой, идеей, основной мыслью, конфликтом.
Развивающие:
1. Совершенствовать приемы анализа литературного текста как художественного целого.
2. Обучать умению делать выводы при анализе художественного произведения.
3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
4. Формировать коммуникативные умения и навыки на основе обучаемого произведения.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества у учащихся, таких, как любовь, милосердие, сострадание, доброта.
2. Воспитывать интерес к изучению литературы.
Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук.
Ход урока.
Орг.момент. Проверка домашнего задания.
Приветствие. Проверка присутствующих.
Учитель: О чем вы с вами говорили на прошлом уроке? Каким было ваше домашнее задание?
(Ответы детей)
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место». В какой сборник вошла эта повесть?
Дети: Вечера на хуторе близ Диканьки.
Учитель: Верно. Сегодня мы с вами поговорим о другой повести из этого сборника, которая называется «Страшная месть».
Учитель: Ребята, как вы понимает слово «месть»?
(Ответы детей)
Учитель: Слово «месть» в толковом словаре трактуется как «действие в оплату за причинённое зло, возмездие за что-либо».
(Слайд 2)
Учитель: Месть - это хорошо или плохо? Почему?
(Ответы детей)
Учитель: Хорошо. На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся это выяснить.
Основная часть.
Учитель: Понравилась ли вам повесть? Чем?
(Ответы детей)
Учитель: Кто главный герой повести?
Дети: Данила Бурульбаш и колдун.
Учитель: Расскажите, что с ними случилось.
(Дети кратко пересказывают сюжет повести)
Учитель: Давайте вспомним их черты характера, отношение к вере, к земле Русской, к своим близким, посмотрим, как ведут они себя в бою, на что способны?
(Слайд 3)
Учитель: Итак, Бурульбаш – носитель Добра, а колдун – Зла. Как известно, Добро всегда побеждает Зло. Почему же Бурульбашу не удается победить колдуна?
Дети: Колдун кем-то и для кого-то храним.
Учитель: Кем и для кого?
Дети: Богом для Ивана.
Учитель: То есть конфликт между Данилой и колдуном не основной. Появляется новый герой – всадник.
Работа с термином.
Я сказала слово «конфликт», а как вы думаете, что это такое?
Конфликт – столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц. (Запись в тетрадь.)
(Слайд 4)
Учитель: Что мы знаем об Иване?
Дети: Он брат Петра. Когда он убил пашу, король Степан дал ему жалованье, которое он поделил с братом. Но брат не выдержал того, что кто-то имеет богатство и убил своего брата вместе с него с сыном.
Учитель: Откуда мы узнаем эту историю?
Дети: От слепого старца-бандуриста.
Учитель: Хорошо. Что случилось дальше?
Дети: Когда умер Петр, Бог призвал обоих к себе и попросил Ивана выбрать Петру казнь.
Учитель: Какую казнь придумал Иван для Петра?
Дети: Он просит Бога, чтобы он сделал последнего в роде Петра злодеем и как только придет к нему смерть, Иван явится и свергнет его в пропасть, а Петр не сможет подняться и будет грызть самого себя.
Учитель: То есть получается, что история Ивана и Петра - это то, с чего все начиналось. Давайте попробуем определить, какой частью композиции является история Ивана и Петра?
Дети: Завязка - событие, которое кладет начало развития действия
Учитель: Почему же завязка перенесена в конец повести?
Дети: Интерес
Учитель: Почему повесть называется «Страшная месть»? Кто кому мстит и за что?
Дети: Иван Петру за то, что он столкнул его с сыном в пропасть и забрал все добро себе.
Учитель: Итак, завязка повести: это просьба Ивана к Богу о страшной казни Петра. Давайте теперь определим, что же было кульминацией? (Кульминация – это высшая точка повествования)
Дети: Встреча колдуна и всадника.
Учитель: А когда наступает развязка, и в чем она состоит? (Развязка- разрешение конфликта произведения)
Дети: Всадник убил колдуна.
Учитель: Итак, все возвратилось на круги своя. Обидчик наказан, круг замкнулся. И все должны быть счастливы и довольны. Так ли это?
Дети: Нет покоя Ивану
Учитель: Какие слова говорит Бог Ивану, когда тот рассказывает ему, какую он казнь придумал Петру? (Найти и зачитать):
«Страшна казнь, тобою выдуманная, человече! Пусть будет все так, как ты сказал, но и ты сиди вечно на коне своем, и не будет тебе царствия небесного. Покаместь ты будешь сидеть там на коне своем.»
(Слайд 5)
Учитель: Почему не дал Бог Ивану царствия небесного?
Дети: Не простил врагу. Задумал зло. Сам уподобился злодею. Нарушил завет Библии – прощать врагу своему.
(Слайд 6)
Учитель: Теперь, когда мы с вами все обсудили, можете ли вы выделить темы и главную идею повести? ( Тема - это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления. Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.)
Дети: Тема повести «Страшная месть» - борьба добра и зла. Идея повести заключается в том, что всё зло, причиненное человеком то ли самому себе, то ли другим людям, нарушает в мире хрупкое равновесие гармонии, а потому - наказуемо.
Подведение итогов.
Учитель: Какой же вывод мы можем сделать из этой истории?
Дети: Произведение ярко показывает, что человек должен быть милостив, не отвечать злом на зло, не совершать плохих поступков, за которые придется расплачиваться не только тому, кто совершил зло, но и его потомкам.
Вывод: Вот такие серьезные нравственные проблемы решает такая, на первый взгляд, совсем не серьезная, сказочная повесть. Оказывается, она учит нас выполнять христианские заповеди. Сегодня мы закрыли последнюю страничку «Вечеров…». Но я надеюсь, что эта последняя страничка станет первой вашей ступенькой к знакомству с таким замечательным писателем, как Н.В.Гоголь.
Каждый год вы будете узнавать что-то новое об этом человеке и знакомиться с его произведениями. Я верю, что, уже будучи взрослыми людьми, вы в минуту грусти и веселия будете открывать эту книгу и встречаться со своим старым другом, который сумеет сделать вашу грусть чуть веселее, а веселье – искрометнее. От всей души желаю вам этого.
Рефлексия.
Сегодня на уроке:
Мне было интересно…
Я узнал(а)…
Мне было трудно…
Я буду дальше работать над..
(Слайд 7)
Оценивание. Домашнее задание.
1.Составить словарик по незнакомым словам, встретившимся вам в тексте. (Не менее 15 слов)
2. Образ Днепра в повести (Глава Х)
(На выбор учащегося)
(Слайд 8)
5