СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нравственные уроки повести В. Кондратьева «Сашка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит учащихся с произведением В. Кондратьева, творчество которого отразило важнейшие этапы истории нашего народа.

В методической разработке раскрыта методика проведения урока с применением проблемных ситуаций, что дает возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками и отстаивать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
««Нравственные уроки повести В. Кондратьева «Сашка»»

Г. Чебоксары, БОУ «Чебоксарская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии»

Урок литературы по повести В. Кондратьева "Сашка» в 11 классе

Методическая разработка урока литературы

Преподаватель Богданова Лиана Петровна

Тема урока «Нравственные уроки повести В. Кондратьева «Сашка».

Тема методической разработки: В. Кондратьев «Сашка». Нравственные уроки повести В. Кондратьева «Сашка».

Цель: формирование представления обучающихся о нравственных ценностях, о сложном пути внутреннего противоборства, о пути выбора.

Задачи:

-развивать критическое мышление, речевые навыки при построении устных и письменных ответов;

-учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев

через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и

героям;

-воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, чувство гуманного отношения к пленным.


 Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В. Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.


 Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся) беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

Сегодня мы открываем еще одно имя в современной литературе.

Среди книг о Великой Отечественной войне, способных взволновать читателей, вызвать глубокие переживания и размышления о судьбе героя и автора, - повесть В. Кондратьева «Сашка».

В 1939 году с первого курса вуза В. Кондратьев ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. В декабре 41-года он отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года он воюет подо Ржевом. У героя повести такая же судьба.

2. Биография писателя. (Ученик).

3. (Чтение отрывка из повести). «А ночь плыла над передовой, как обычно... Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно... Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России, а они, сидя в глубоком тылу, переживали, что идет война пока мимо них, и как бы не прошло совсем, и не совершить им тогда ничего геройского, о чем мечталось вечерами в теплой курилке».

В. Кондратьев был ранен и награжден медалью «За отвагу» подо Ржевом.

После войны писатель начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может быть, уцелел он один. Значит его долг обо всем рассказать. Книга вышла в 1987 году.

Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которых мы узнали, прочитав повесть «Сашка».

Работ с текстом. Выделите ключевые эпизоды в которых раскрывается характер Сашки.

  Выделите ключевые  эпизоды,  в  которых  раскрывается  характер

Сашки. 

1)   Валенки для ротного. 

2)  Пленение немца. 

3)   Противостояние комбату.

4)   Забота о раненом.


  1. Как показан военный быт в повести? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

Военная жизнь показана непомерно трудной, связанной с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

«- Сколько у вас в роте было человек?

- Сто пятьдесят…

- Сколько осталось?

- Шестнадцать…»)

Мы понимаем, что автор подводит читателя к главной истине: война не ожесточила души солдат. Как трудно было воину остаться человечным и не переступить законы совести.

2. Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни? Почему именно к ним привлёк наше внимание?

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

 Эпизод пленения немца. Испытание властью.

Герой должен выполнить приказ комбата и расстрелять пленного. Но перед этим Сашка говорил немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем» В Сашке начинается борьба разума и чувств.    Сашка    понимает, что не сможет убить немца. Но он должен выполнить приказ.

В эпизоде показано противопоставление   комбата и  Сашки,  добродушного,  сочувствующего  пленному. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

- Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? (Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью.

– Почему Сашка не выполнил приказ?

(Сашка не может стрелять в пленного, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

«Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

- Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – надежный товарищ, обладающий высокими моральными принципами солдат.

(Обсуждение эпизодов, в которых проявляются доброта и чуткость Сашки.)

4. Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Сашка и Зина.

Сашка спас жизнь Зине. Это его первая любовь. Он так ждет встречи!

Предстоящая вечеринка вызывает гнев у Сашки. Зина веселится с лейтенантом. Сашке горько и больно. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.) Сашка сумел понять Зину и не осудил ее. Сашка уходит, не имеет он права мешать Зине.

- Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта взяли верх.. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

5. Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомириванием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он выручает лейтенанта из беды. Разъяренный лейтенант бросил тарелку в майора. Сашка принял вину на себя, понимая, что лейтенанту не сойдет с рук эта ситуация. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»).

6. Решение нравственной проблемы

Герой Вячеслава Кондратьева - это человек с обострённым нравственным чувством, с осознанными убеждениями. В любой ситуации он думает не о себе, а о других. Всегда поступает по совести.  Несмотря на тяжёлое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе все человеческие качества.   

7. Выводы. Заключительное слово учителя.

Великая Отечественная оставила глубокую, неизлечимую рану в сердцах многих людей. В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения.

8. Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение: «Проблема нравственного выбора на войне" (по отрывку из повести В. Кондратьева «Сашка»)."




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс