СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать «внутреннее движение» героя;провести синтез и углубление знаний об образе главного героя. Раскрыть тему нравственного взросления юных героев;

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"»



Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Цель урока: показать «внутреннее движение» героя;провести синтез и углубление знаний об образе главного героя;раскрыть тему нравственного взросления юных героев;

Расширить детский кругозор, их жизненого опыта;

Воспитывание таких  гуманных

 качеств как милосердие, сострадание, самопожертвование.

 Оборудование: репродукция картин Перова «Тройка», «Проводы покойника», иллюстрации к произведению.



Вступительное слово учителя

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. . И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».

Учитель

Послушайте выступление учащихся - «биографов» о жизни и творчестве Владимира Галактионовича Короленко

Ученики (воспоминания о В.Г.Короленко)

1. «Необыкновенная отзывчивость, готовность помочь людям были насущной потребностью, призванием, стихией жизни писателя»

2. «Пренебрегал собственным здоровьем, бросался спасать, сделать все, что можно для людей»

3. «Короленко был человеком большого мужества. Это он, старый и больной человек вступил в борьбу с двумя вооруженными бандитами, которые требовали от писателя денег, предназначенных для голодающих детей»

4 «Короленко обогатил литературу образами сильных духом героев, устремленных к благородным целям»

5. «В памяти многих поколений сохранился духовный облик Короленко как символ самоотверженного служения людям»

6. «Он говорил не осуждая, добродушно, и от этого его слова приобретали особый вес, особое значение»

7. «Ответственность за судьбы людские - ведущая черта характера писателя»

8. Рассказ о писателе.

 Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. в семье уездного судьи, про которого говорили, что нет такой силы, которая заставила бы его покривить душой против совести и закона,.Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами.
Судья страшно разгневался и отправил подарки назад. Когда отец умер, за его гробом шло  много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был... умер, оставив нищих детей своих».

       

      Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о повести «В дурном обществе», выявим нравственные убеждения писателя и поделимся своими впечатлениями от произведения и его героев

  Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

 Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Прослушивание  записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» «Я начал жить в трущобах городских…»).

 - Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её?  Валек и Маруся нищие дети

- А что означает слово «трущоба»
Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне

.

Работа с произведениями изобразительного искусства.

- Учитель

Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.
Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями». 
Подготовленный ученик (искусствовед)
(Демонстрация картин русских художников XIXвека:

 В. Г. Перов «Тройка», «Спящие дети»;

 К. В. Лемох «Нищенка»;

 П. П. Чистяков «Нищие дети»;

 Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»;

 В. П. Якоби «Осень»)

4. Работа с текстом повести.
Я прочитаю вам начало повести непростая история

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще,

Княж-городок

.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в

глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся

внизу над сонными, заплесневшими прудами,

"Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются

с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в

разных местах темными воротами "заезжих домов"; казенные

учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными

линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит,

вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом

потянулась улица с магазинами, лавками, лавчонками и с навесами

калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли.

Беседа.

    - О чём вас заставила задуматься эта повесть?

Ответ. О трудности жизни. О детях


- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

Ответ. Смерть маленькой девочки Маруси




Продолжим работу (анализ произведения)

Задание группам: Определить тему текста. Составить вопросы к тексту. Составить рассказ по вопросам.

Группы получают только отрывок текста. (Примерные вопросы для учителя)


Задания группам



Группа 1 «Тёмные личности»

Задание 1 Составить вопросы ( о чем рассказать)

- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему? 
- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему? Какое чувство они вызывают?

Задание 2 Рассказ по теме (рассказать «о темных личностях)

Текст

Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку

без малейших ограничений. Все, что не находило себе места в городе,

потерявшее по той или другой причине возможность платить хотя бы и жалкие

гроши за кров и угол на ночь и в непогоду, - все это тянулось на остров и

там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за

гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора.

"Живет в замке" - эта фраза стала выражением крайней степени нищеты. Старый

замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых

старушек, и безродных бродяг. Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого

здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что-то варили и чем-то

питались - вообще как-то поддерживали свое существовани


Ответы 1 группа

1 ученик

Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан? 
2 ученик

Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья.





3 ученик

Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.


4 ученик

Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)


5 ученик

О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даже в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие пес

Учитель Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?

Группа 2

Драма в семье судьи.
- Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий?
- Как мальчик чувствовал себя в родном доме?
- Каким видится сын отцу? 
- А каким видится отец сыну? 

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему

горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою

маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были

черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал меня

особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

«При виде строгого и угрюмого лица отца, на котором лежала суровая печать

неизлечимого горя, я робел и замыкался в себя. Я стоял перед ним,

переминаясь, теребя свои штанишки, и озирался по сторонам. Временами что-то

как будто подымалось у меня в груди, мне хотелось, чтоб он обнял меня,

посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди, и,

быть может, мы вместе заплакали бы - ребенок и суровый мужчина - о нашей

общей утрате. Но он смотрел на меня отуманенными глазами, как будто поверх

моей головы, и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом.»

Ответы

1 ученик Вася-имеет семью, отец – судья, он и благополучной и обеспеченной семьи ,проживают в собственном доме с сестрой Соней;

2 ученик Отец Васи отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству, потому что горюет об умершей жене и матери своих детей

3 ученик Я зачитаю отрывок из повести, как Вася хотел бы внимания и любви отца. « Я желал, но не мог почувствовать родную душу, я съеживался еще более и тихо

выдергивал из его руки свою ручонку.

И он отворачивался от меня с досадою и болью. Он чувствовал, что не

имеет на меня ни малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена

4 ученик

Вася считает, что его дома не любят, по этой причине целыми днями слоняется по улицам; ищет развлечений, просто тратит время; убегает из дома, его считают хулиганом и бродяжкой



Группа 3

Дружба с Валеком и Марусей.

Вопросы
- Почему Васю

привлекали «тёмные личности», жившие на горе? 
- А есть ли что-то, сближающее их?

- Докажите, что Вася – настоящий друг. 


Ответ 1 Ученик «У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка "темных личностей, он жалел их и хотел помочь

2 ученик «Вася , не получал любви и ласки от отца ,был очень одинок , поэтому

в состоянии оценить и понять одиночество бродяг»

3 ученик «Мне кажется, что Вася хороший друг. Он приносил покушать своим нищим друзьям. У него такое доброе сердце ,что он даже куклу сестры принес больной Марусе. Вася очень

добросердечный мальчик»

« я тотчас же бегом

отправлялся через болото на гору, к часовне, предварительно наполнив карманы

яблоками, которые я мог рвать в саду без запрета, и лакомствами, которые я

сберегал всегда для своих новых друзей.

Валек, вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами

взрослого человека, принимал эти приношения просто и по большей части

откладывал куда-нибудь, приберегая для сестры, но Маруся всякий раз

всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное

лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой

приятельницы отдавался в наших сердцах, вознаграждая за конфеты, которые мы

жертвовали в ее пользу.

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без

лучей солнца»


Группа 4

История с куклой.


Вопрос

Как раскрывается характер Васи в истории с куклой?

«Каждый раз, придя к своим друзьям, я замечал, что Маруся все больше

хиреет. Теперь она совсем уже не выходила на воздух, и серый камень -

темное, молчаливое чудовище подземелья - продолжал без перерыва свою ужасную

работу, высасывая жизнь из маленького тельца. Девочка теперь большую часть

времени проводила в постели, и мы с Валеком истощали все усилия, чтобы

развлечь ее и позабавить, чтобы вызвать тихие переливы ее слабого смеха»

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными

льняными волосами, подарок покойной матери.

Я так убедительно просил ее отдать на время, так живо описал ей бедную

больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая

сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение

двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все

мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг

опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая

со своей новой знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно

уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую

дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами.

Ответ Вася , в этом эпизоде с куклой , мне кажется, отдает свое сердце маленьким нищим, разделяет их беды и заботы, Он взрослеет.




5 группа


Инсценирование диалога Вася и Валек

- Ты в городе остался затем, чтобы купить булок? - спросил я у него.

- Купить? - усмехнулся Валек. - Откуда же у меня деньги?

- Так как же? Ты выпросил?

- Да, выпросишь!.. Кто же мне даст?.. Нет, брат, я стянул их с лотка

еврейки Суры на базаре! Она не заметила.

Он сказал это обыкновенным тоном, лежа врастяжку с заложенными под

голову руками. Я приподнялся на локте и посмотрел на него.

- Ты, значит, украл?

- Ну да!

Я опять откинулся на траву, и с минуту мы пролежали молча.

- Воровать нехорошо, - проговорил я затем в грустном раздумье.

- Наши все ушли... Маруся плакала, потому что она была голодна.

- Да, голодна! - с жалобным простодушием повторила девочка.

Вопрос

Что почувствовал Вася узнав,что его друзья нищие?

Ответ.

Он пришел домой и горько плакал. Он понимал,что воровать нехорошо,но и ото,что Валек пошел на воровство,чтобы накормить Марусю.

Учитель

- А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова "Тыбурций с детьми”

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

- Какими качествами, добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

- Мне в толковании этих слов помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

А Вася наделён этими добродетелями?

 Сейчас я предлагаю каждой группе отыскать у главного героя Васи эти качества.


(Каждой группе раздаются карточки с одним словом. Ответы учащихся строятся на рассуждении.)



 1 группа

1Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

2Без любви добра не бывает.

3Настоящую любовь можно узнать по  тому, насколько от неё человек становится лучше... Л.Андреев

4.У Васи есть эти качества?

Ответ -Вася принял принял участие в нелегкой судьбе своих друзей


2 группа

1Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех.

3Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки. Д.С.Лихачёв.

Ответ- Вася добрый мальчик, он приносил яблоки и конфеты больной Мар


3 группа

1Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

2Милосердие - готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.

3Милосердие – ключ к сердцу. Философ Буаст.

Ответ- Вася плакал, когда узнал, что его друзья нищие


4 группа

1.Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем.

2.Истинное сострадание – это любовь в действии.  Сэмюэл Джонсон.

3 Милосердие и сострадание к ближнему есть свет душевный.

Ответ- Вася принес куклу больной Марусе

Совесть – 1.чувство нравственной ответственности за своё поведение перед    окружающими людьми, обществом.

2.Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин.

Ответ Васе было стыдно за то , что он обманывал отца, когда взял куклу сестры. Но Вася чувствовал ответственность за своих друзей.

(Карточки со словами дети крепят на доску)


 Выводы. (учитель)

 Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о   сострадании, и милосердии, и доброте, и любви Одно невозможно без другого.

Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества

- Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

1 ученик Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе.

2 ученик Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

3 ученик Для доброты нет дурного общества.

4 ученик

Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище.

5 ученик

Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.


Рефлексия

На уроке мне понравилось…….

Я научился ……

Понятия  Доброта, милосердие ,сострадание…..



Домашнее задание

   Литература для внеклассного чтения.

   1. А.Чехов. «Ванька», «Спать хочется».

   2. Д.Мамин-Сибиряк. «Вертел», «Кормилец», «В глуши», «Под   землёй».

       3. А.Куприн. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр».

       4. М.Горький. «Дед Архип и Лёнька», «Встряска», «Сирота».

       5. Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш».

       6. Г.Мало. «Без семьи».

       7. Ч.Диккенс. «Оливер Твист».

       8. А.Линдгрен. «Расмус-бродяга».  














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!