СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нравственная проблематика в пьесе А. Вампилова «Старший сын»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

         1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

         2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

         3) составить план характеристики главных героев.

 

Оборудование: портрет А. Вампилова, диск с художественным  фильмом «Старший сын».

Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

 

Ход урока.

 

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

- Александр Вампилов – человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащихся о жизненном пути А. Вампилова. (презентация)

IV. Слово учителя о творчестве А. Вампилова.

         - Главной страстью А. Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: « В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов … - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими менами российская литература…».

         Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.

 

         Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А. Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по земле гордо и легко», следовательно, произведениям присущ оптимизм.

         Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость – с одной стороны;

2) мудрость отцов – с другой стороны.

         Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

         Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

 

         Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

 

V. Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

 

- Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы « Старший сын»?

- В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных).

- Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных?

Подтвердите свой ответ строками из текста.

- На чьей стороне симпатии автора?

 

Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

- К какой возрастной группе принадлежит этот герой,  почему?

- Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

- Как принимает известие о существовании старшего сына?

 

Бусыгин.

- Кто этот молодой человек?

- Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

- Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью).

- Что общего и в чем разница с Сильвой? ( Просмотр отдельных   фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

 

Нина и Вася.

- Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

- Как они принимают «старшего брата»?

 

Кудимов, Макарская, Сильва.

- Что можно сказать об этих людях?

- Что их объединяет?

- Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

 

Понимание темы, идеи конфликта.

 

- Первое название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

- Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

- Какова двуплановость пьесы?

- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М. Горького «На дне». Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

- Какова тема, идея произведения?

- Как вы думаете, почему так называется пьеса?

- Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

- Как, по – вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

 

VI. Слово учителя.

- Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравдой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью.

 

 

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм «Старший сын», сопоставив его с пьесой А. Вампилова.