Нравственно — патриотический проект на основе взаимодействия с семьёй воспитанников старшей и средней групп.
Тема: «Ветеран в моей семье».
Берегите, люди, ветеранов!
Их осталось мало среди нас.
Защитите, залечите раны. В. Кайль
Автор проекта: Родионова Татьяна Алексеевна
Проблема: "Война была очень давно, нас ещё не было на свете, даже не было ещё и наших родителей. Что такое война? Почему она произошла? Кто эти люди с орденами на груди? Почему во многих семьях особенно отмечают праздник 9 Мая?» Молодое поколение очень мало знает о ВОВ, о таком чувстве, как героизм, о том, какой ценой завоёвывалось их право на счастливую жизнь. А ветеранов ВОВ на земле становится с каждым часом всё меньше и меньше, скоро не кому будет рассказать очевидное, передать из уст в уста незабываемые события.
Актуальность: 72 года прошло со дня окончания Великой Отечественной войны , давно отгремели звуки канонады. Дети войны стали дедушками и бабушками. Мир изменился. Но патриотизм – это чувство на века и столетия. Чтобы воспитать его крепким и непоколебимым, начинать надо с дошкольного возраста, самого сензитивного для формирования личности ребёнка, как будущего гражданина нашей страны.
К тому же, в свете требований ФГОС к ДО, педагогические работники должны создать условия для формирования основ патриотического сознания детей.
Пока живы очевидцы событий ВОВ, пока можно встретиться с теми, кто рискуя собственной жизнью, завоёвывал мирное небо над головой, нужно пользоваться такой возможностью. Любую минутку нужно использовать для общения с живыми очевидцами тех событий, помогать им, радовать, заполнять пустоту серых дней, организовывать встречи детей с ветеранами, собирать информацию о своих родственниках воевавших в годы ВОВ, водить детей на митинги, в музеи.
Гипотеза: Чем больше дети будут знать фактов из военного прошлого нашей страны, чем богаче будет опыт общения с очевидцами этих событий, тем крепче будут основы патриотического сознания дошкольника, тем сильнее будет желание заботиться об оставшихся в живых ветеранах ВОВ.
Цель проекта: формирование основ патриотического сознания дошкольников посредством сбора информации о ветеранах ВОВ в их семьях.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о ВОВ;
2. Формировать представления о защитниках нашей Родины, их боевых заслугах;
3. Собрать интересные факты из жизни ветеранов ВОВ.
Развивающие:
1. Развивать любознательность;
2. Формировать желание самостоятельно узнавать интересные факты из жизни
страны, ветеранов;
3. Формировать чувство удовлетворения от своих благих дел;
4. Обогащать словарь дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к своему народу, гордость за его заслуги перед Родиной;
2. Воспитывать желание проявлять интерес о истории своей семьи
3. Воспитывать навыки коммуникативного общения.
Продолжительность проекта: среднесрочный – 2 месяца (15 марта – 15 мая 2017 г.).
Тип проекта: индивидуальный, исследовательский, нравственно - патриотический.
Участники проекта: дети старшей и средней групп, их родители, воспитатель.
Предмет исследования: семьи воспитанников, боевое прошлое ветеранов.
Адрес: детям, их родителям.
Формы работы: беседы, НОД, продуктивная деятельность, экскурсия, работа с родителями, чтение художественной литературы, заучивание.
Продукт проекта: выставка «Ветеран в моей семье»
Ожидаемые результаты по проекту:
для воспитателей:
- тесное взаимодействие с семьёй воспитанника;
- проведение работы по формированию основ патриотического сознания у воспитанников.
для ребенка:
- понимание того, какой вклад в победу над врагом в ВОВ внесли ветераны;
- проявление интереса к историческим фактам;
- приобретение знаний об участниках войны в собственной семье;
- формирование личностных качеств: основ патриотизма, чуткости, внимания, бескорыстия.
для родителей:
- проявление интереса к историческим фактам в жизни нашей страны;
- сотрудничество с педагогами;
- тесное взаимодействие с ребёнком;
Место проведения проекта: Воронежская область, Калачеевский район, с.Заброды, МКДОУ «Заброденский детский сад №2»
Ресурсы: фото и документы семей средней и старшей групп.
Диагностическая беседа:
1. ребёнку задаются вопросы, что он знает о ВОВ, о ветеранах;
2. показывают фото, иллюстрации и предлагают рассказать, что на них изображено (праздник День Победы, памятники в городах-героях, городах воинской славы, рода войск и т. д.).
Новизна проекта: данный проект позволил сблизить родителей, детей, педагога в достижении единой цели: формировании основ патриотического сознания будущего гражданина своей страны. Проект позволит семьям углубиться в историю, создать семейную родовую участников военных событий. Семьи и детский сад получат много интересных фактов из их жизни.
Этапы проекта:
Целеполагание:
1. Определение темы, проблемы и актуальности проекта.
2. Постановка цели, задач.
3. Подготовка материала внутри группы.
4. Заинтересованность родителей, привлечение ребёнка.
5. Диагностическая беседа с детьми.
Планирование:
1. Составление плана мероприятий.
2. Обогащение содержания плана.
3. Сбор информации родителями.
4. Поиски критериев эффективности внедрения проекта.
Основной:
1. Обзор материалов в группах.
2. Проведение НОД, бесед в группах.
3. Рассказ воспитателя о подвиге детей во время ВОВ.
4. Рассматривание иллюстраций, фото.
5. Экскурсия к памятникам С.Заброды .
6. Возложение цветов к Мемориалу погибшим воинам.
7. Продуктивные виды деятельности.
8. Чтение художественной литературы.
9. Оформление стендов ко Дню Победы.
12. Участие с родителями в мероприятиях города ко Дню Победы.
Заключительный:
Сбор информации о героях ВОВ в своей семье, создание альбома и выставки «Ветеран в моей семье».
Содержание проекта:
Социально – коммуникативное развитие:
Ответственные: воспитатель Родионова Татьяна Алексеевна.
Цель: Выявление имеющихся знаний. Формирование элементарных представлений о событиях ВОВ.
Воспитание уважения к ветеранам войны, гордости за их заслуги перед Отечеством.
Реализация:
Диагностическая беседа (в начале и по завершении проекта).
Рассматривание иллюстраций, фото, альбомов о Великой Отечественной войне.
Беседы по материалам в группах .
Экскурсия к памятникам с.Заброды.
Возложение цветов к Мемориалу погибших воинов.
Ответственные: родители, воспитатель.
Цель: Формирование интереса к истории своей семьи. Воспитание гордости за своих родных.
Реализация:
Беседы с рассматриванием фото из домашнего альбома.
Экскурсии к памятным местам села.
Участие в шествии «Бессмертный полк», посвящённому памяти павших в ВОВ.
Участие в городских мероприятиях, посвящённых Дню Победы.
Воспитание уважения к ветеранам войны, гордости за их заслуги перед Отечеством.
Познавательно – речевое развитие:
Ответственные: воспитатель Родионова Татьяна Алексеевна.
Цель: Уточнение представлений детей о событиях ВОВ и важности роли ветеранов в победе над врагом.
Реализация:
НОД на темы:
1.«Наш город в годы ВОВ»»;
«Памятники г. Калача и района»;
2.«Рода войск в армии в годы ВОВ».
3.«Ордена и медали – награды ВОВ»
4.«17 калачевцев- героев Советского Союза»
Оформление стендов ко Дню Победы.
Тематическая беседа «День Победы – почему весь мир празднует это событие?»
Беседа – рассуждение «Кому мы обязаны тем, что мы живём под мирным небом?»
Ответственные: родители.
Цель : расширить знания детей о роли семьи в героическом прошлом нашей страны.
Реализация: Изучение семейных документов.
Художественно – эстетическое развитие:
Ответственные: воспитатель Родионова Татьяна Алексеевна.
Цель: Закрепление полученных знаний о ВОВ и подвиге советского народа.
Реализация:
Рисование «Славные Защитники нашей Родины»
Рисование «Поздравительная открытка» Закрепление полученных знаний о ВОВ и подвиге народа.
Чтение: Л. Кассиль «Твои защитники», Е. Благинина «Шинель», С. Баруздин «Шел по улице солдат»
Результат проекта:
За время проведения проекта у ребёнка:
Сформировались:
- Понятия о ценности подвига ветеранов в Великой Отечественной войне,
- Знания об исторических событиях военных лет;
- Основы патриотического сознания, гордость за подвиг ветеранов в Великой
Отечественной Войне;
- Представления о Российской Армии - надежной защитнице нашей Родины.
Появились:
- любознательность;
- желание поддерживать дружбу с ветеранами и проявлять заботу о них.
Интерес к данному проекту стал зарождаться с мероприятий, проводимых воспитателем в детском саду. Потом инициативу поддержали родители. Они подключились к поиску сведений о причастности родных своей семьи к войне, принимали участие в мероприятиях города ко Дню Победы. Через свою активность они подключили и ребёнка. Дети с удовольствием вовлекались во все виды деятельности: рассматривали фото, разучивали стихи и песни, посетили памятники на территории с. Заброды и возложили цветы . К концу проекта был подготовлена выставка, содержащая ценные факты не только для семьи, но и для истории. Проделанная работа дала положительный результат в познавательном, социальном развитии ребенка, в формировании его положительных качеств характера, а главное способствовала формированию основ патриотического сознания будущего гражданина своей Родины.
Список используемой литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М. :
УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. ;
2. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому
воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. – 192 с. ;
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.
Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с. ;
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. -
М. : Мозаика-Синтез, 2012г. ;
5. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.
- Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с;
6. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014