Нравственно-патриотическое воспитание и обучение на уроках истории и обществознания, внеклассных мероприятиях как средство социализации и успешной адаптации обучающихся коррекционной школы
ГОКУ СКШ № 2 «Специальная коррекционная школа г. Ангарска, Россия, Shukina1968@list.ru
Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жёсткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Нередко дети переносят в свою жизнь негативный опыт своих родителей. Специальная коррекционная школа должна готовить учеников к адекватному восприятию действительности и преодолению трудностей, развивать коммуникативные навыки, формировать идеалы поведения в обществе.
В связи с этим, важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса на уроках истории является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности, успешной адаптации выпускников коррекционной школы. Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Уроки истории обществознания, в связи с этим, являются главным и неотъемлемым проводником понятия патриотизма. При формировании этого понятия у учителя возникают сложности, которые связаны с нарушением эмоционально-волевой сферы обучающихся. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.
Уроки истории и обществознания стараюсь проводить, используя разнообразные формы: урок без учителя, урок-аукцион, урок- викторина, урок-экспедиция, проектный урок, урок – суд, урок- экскурсия, стихотворно-музыкальный урок, урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры), интегрированные уроки. С успехом применяю авторские презентации практически на каждом уроке.
Виды работ, проводимые на уроке:
разгадай кроссворд, программированный опрос, соотнеси термин и его
объяснение, подчеркни правильное определение, заполни сравнительную таблицу, закончи предложение, найди лишние предметы в княжеском тереме, найди лишнее слово, работа с лентой времени, с хронологическими
кроссвордами, предлагается соотнести дату и событие, определи по году век, расставь даты по порядку, дорисовать рисунок и другие.
Важными условиями успешного выполнения заданий – руководство и контроль со стороны учителя, обязательное объяснение содержания выполняемых действий, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода.
Не все формы внеклассной работы могут быть полезны детям коррекционной школы. Нецелесообразно использовать для обучающихся с нарушением интеллекта чтение лекций, написание рефератов. Разнообразные встречи с интересными людьми могут быть успешно применены в специальной (коррекционной) школе. В современных условиях такая форма внеклассной работы занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы, нежели рассказ учителя, чтение книг. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, писатели, поэты, люди разных профессий.
Одними из участников встреч являются представители закона: инспекторы по делам несовершеннолетних, участковые инспекторы, представители инспекции дорожного движения. Обсуждения обычно посвящены основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации к общественной жизни. Работники правоохранительных органов на конкретных примерах из жизни знакомят ребят с законами, многими вопросами уголовно-административного права, что несомненно пригодится в реальной жизни. Программный материал по обществознанию – благодатная почва для осознания и понимания правовой культуры и законности в нашем обществе.
Нельзя забывать наши истоки и традиции, огромная роль отводится, прежде всего, педагогам, ведь именно они призваны передавать пласт накопленных за долгое время знаний из поколения в поколение. А если передавать данные знания не только путем учебных знаний, а в самых разнообразных формах внеклассных мероприятий, ребенок будет быстрее впитывать не только знания, а еще и дополнительный, необходимый для расширения кругозора и пополнения интеллектуального багажа, объема информации. Одной из форм внеклассной работы в нашей школе является проведение традиционных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. Это не только встречи с ветеранами, но и проведение литературно-музыкальных композиций, торжественных линеек, различных конкурсов. На протяжении нескольких лет провожу данные мероприятия ко Дню Победы.
Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и краем в школе в настоящее время актуально. Оно закладывает базу для формирования краеведческого мировоззрения и патриотического воспитания через полноценное развитие школьника. Краеведческий материал – неотъемлемая часть внеклассной работы по истории. Программа по истории не предусматривает отдельно часы по краеведению, но я стараюсь выделить как можно больше времени на благодатный краеведческий материал, практически на каждом уроке, внеклассной работе.
В рамках муниципального конкурса был подготовлен видео - ролик по ознакомлению с театрами Иркутска, участниками которого стали старшеклассники. Кроме того, мы поддерживаем тесную связь с городским Музеем Победы: экскурсии, встречи с ветеранами войны, беседы.
При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к аномальным школьникам. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курения, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место.
У детей с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитается сама по себе, как может развиться у детей нормы, признак гражданственности: умение действовать свободно и ответственно, т.е. под влиянием рационального импульса жизни, а, не воздействуя извне. Этому имеется ряд объективных причин. В отличие от общеобразовательных школ в коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребенка.
Для успешного осуществления задачи по социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта предлагаю следующие методические рекомендации:
Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости в содержании материала уроков;
Использовать каждую ситуацию обучения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного) поведения в жизненных ситуациях;
Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтролю в общественных местах, в том числе и школе, на уроках;
Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, мы считаем нашей основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире.
Используемая литература
Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы)/ Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.
Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
Иванец А.С. Военно-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях. 2007
Соцкова В.М. Нравственно-патриотическое обучение и воспитание. Тверь 2010.