СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с Малой Родиной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по теме самообразования "Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с Малой Родиной".

Просмотр содержимого документа
«"Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с Малой Родиной"»

(1 слайд) Опыт работы по теме самообразования "Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с Малой Родиной"(2 слайд)

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Малой Родине» (3 слайд) В.А.Сухомлинский

Эти красивые, умные и правильные слова Сухомлинского являются моим девизом по работе над темой самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с Малой Родиной".

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Но с введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования, что повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становится чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной земле, Малой родине. Начиная работу по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста я в начале провела диагностику и анкетирование по выявлению знаний детей и родителей о родном крае. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом и настоящем края, его культуре и достопримечательностях. Проанализировав свои знания о крае, а также результаты диагностики и анкетирования родителей и детей, увидела, важность патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном крае с другой стороны. Знаний оказалось недостаточно, потом изучила литературу по данной теме, составила перспективный план работы на год,(слайд 4) цель которого расширить и углубить знания о родном крае, о Малой родине, о самых красивых местах края, его достопримечательностях, раскрыть связь родного края со всей страной; познакомить с традициями и обычаями коренных жителей нашего края. В своей работе руководствуюсь следующими принципами: (слайд 5)
Принцип историзма. Соблюдаю хронологический порядок описываемых явлений и свела его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации, который позволяет встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.

Принцип дифференциации. Созданы условия для самореализации каждого ребёнка с учетом накопленного им опыта.

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и непосредственное сотрудничество с руководителем музея национальных искусств Рахимовой Еленой Едайковной.

(слайд 6) Для более целостного восприятия детьми малой Родины в группе организована соответствующая развивающая среда: в центре патриотического воспитания специальное место отведено уголку Ямала. Здесь имеются альбомы "Достопримечательности Нового Уренгоя", "Особенности национальной одежды коренных жителей", "Растительный и животный мир нашего края", "Природа Ямала", открытки с изображениями города, растительного мира края, много литературы по данной теме, альбом с детскими рисунками, национальные куклы, обереги народов Севера, украшения, головные уборы; специальное место отведено символике ЯНАО и нашего города.

В оформлении уголка участвовали и родители: Писарева А.С сшила головные женские уборы; Паденкова А.Н связала из пряжи национальную куклу, оленёнка; Рахимова Л.Н сшила обереги ненецкие, национальную куклу Тильды; Рахимова Е.Е тоже пополняет наш небольшой уголок.

В центре экспериментирования и экологии много материала и картинок о природных явлениях нашего края, природного материала: мох, шишки, сухие листья, трава, которые по мере надобности мы применяем в художественном творчестве, собран гербарий. В центре спорта особое место уделено подвижным играм народов Севера: составлена картотека игр, изготовлены атрибуты и маски к подвижным играм, большую помощь при этом оказали родители. Также мы активно участвуем в городских и региональных конкурсах по данной тематике, не раз наши работы занимали призовые места. На своих страницах и блогах на разных сайтах я постоянно освещаю тему самообразования, пишу различные НОДы, составляю викторины для детей, пишу статьи о проделанной работе и проводимых мероприятиях по этой теме.

Разработанный мною перспективный план, раскрывает содержание работы по разным видам деятельности, при этом использую разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры, фотопрезентации, устный журнал, спортивный досуг, мастер - класс.

Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни края.

Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с Малой Родиной, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях, о жизни и быте коренных народов Севера.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!