Е.В.Волкова
НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1 Красноармейского района города Волгограда
8 (8442) 61-02-39; e-mail: volkovaelenav@yandex.ru
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» перед школой стоит задача организации нравственного уклада жизни обучающихся на основе нравственного примера.
Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. В процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером» или «долог путь наставлений - короток путь примера».
К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся в моей педагогической практике возникла необходимость обеспечить наполнение всего уклада жизни обучающихся множеством примеров нравственного поведения. Формируя нравственный уклад школьной жизни, я опираюсь на следующие принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Принцип следования нравственному примеру. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Я.А.Коменский, указывая на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать». Далее он указывал: «Я имею в виду при этом примеры как взятые из жизни, так и истории; и прежде всего - взятые из жизни, потому что они ближе и производят более сильное впечатление»
Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.
В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры.
Чаще всего в образовательном процессе рассматриваются эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей, анализируются образы героев литературных произведений и кинофильмов.
При этом необходимо приучать школьников к осмысленному чтению, к анализу поступков и действий героев, к сопоставлению их с личным поведением. С этой целью можно предложить школьникам заполнить рефлексивную таблицу:
Какой герой? | Какой я? Чем я похож на данного человека? |
| |
После коллективного обсуждения школьники придут к выводу, что черты выдающейся личности могут быть у каждого из них.
Заботясь о развитии положительных качеств у школьников, мне хотелось окружить их положительными, яркими примерами людей близкого окружения, чтобы объектом подражания стали люди не из прошлого, а из настоящего. Поэтому возникла идея проведения системы классных часов, на которых происходит общение школьников с родителями ребят-одноклассников и другими людьми-жителями города Волгограда, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
«У нас в гостях человек интересной судьбы»
«У нас в гостях Почётный житель Красноармейского района»
«У нас в гостях мастер своего дела»
«У нас в гостях творческий человек»
«У нас в гостях знаток хороших манер»
«У нас в гостях знаток природы»
«У нас в гостях увлечённый человек»
«У нас в гостях ветеран»
«У нас в гостях участник боевых действий»
«У нас в гостях паралимпийская чемпионка»
«У нас в гостях знаток здорового образа жизни» и др.
Такие «живые» встречи - форма передачи социального и нравственного опыта старшего поколения младшему. Пример взрослых является социальным и нравственным образцом, на который школьник ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Взрослые влияют при этом на школьника всеми сторонами своей личности: внешним обликом, взглядами, интересами, внутренними качествами, отношением к труду, к окружающим, к выполнению общественного долга и т.д.
Данное общение специфично, неповторимо. Такие встречи оставляют сильные впечатления:
«Я считаю, что нам нужны такие встречи, потому что дети учатся выбирать правильную дорогу». (Коломойцев Д.)
«Нам нужны такие встречи, чтобы мы не делали ошибок в жизни». (Горенко Л.)
«Нам нужны такие встречи, чтобы мы учились у взрослых». (Огнева Д.)
Такая работа даёт ученикам пищу для размышлений, помогает разобраться в чувствах мыслях, поступках других людей, соотнести свое поведение. В результате такой работы появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств. А значит, есть надежда на то, что мои ученики усвоят главнейшую науку о том, как жить и каким быть человеком.
Литература:
Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.
Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы М., Владос 2000.
Поляков С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков – М., 2002.
Скоморохова Н.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа, 1997 №6 с. 33.
Трафимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика 1997 №6 с. 59
Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
Интернет-источники: http://www.profile-edu.ru