Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одним из ключевых, стоящих перед учебными заведениями, родителями, обществом в целом. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессии. Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие чётких положительных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодёжью. Наше молодое поколение окружает жестокость и агрессия, исходящая от средств массовой информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры, материалы отдельных сайтов интернета. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка обучающимися активной жизненной позиции, нетерпимости к отклонению от норм нравственности. И в этом отношении важную роль в школьном образовании играют предметы гуманитарного цикла.
"Уроками нравственного прозрения" назвал уроки словесности А. Твардовский. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, школьник становится эмоционально богаче, отзывчивее. Кроме того, искусство создаёт у каждого ощущение самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности. В курсе русской литературы учащиеся читают и библейские тексты, знакомятся с памятниками древнерусской литературы. Многие писатели в своих произведениях опирались на евангельские сюжеты. Так в 7 классе при изучении повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» нельзя не вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. После её прочтения обращаемся к картине Рембранта «Возвращение блудного сына». Ребята с интересом обсуждают, чему учит притча, и по-другому воспринимают пушкинский текст. Такой учебный материал имеет большие потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников. На уроках ученики напрямую выходят на осмысление своих отношений к человеку и к обществу.
Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство. Самые интересные публикуем в школьном журнале «Здравствуй, это я!»
Успех преподавания литературы в огромной степени зависит и от возможности учителя полностью раскрыть своеобразие изучаемого материала. Этому способствуют уроки по изучению произведений на исторические темы, один из которых по повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Любить природу – любить Родину» вызвал интерес у учеников 7 класса.
В этой героической повести величественная картина степи предстаёт как символ былинного времени. Семиклассникам, равняющимся на мужественных, сильных людей, близки идеи запорожских казаков, для которых нет ничего выше родины и товарищества. Подростков восхищают мужество героев Гоголя, преданность великому делу борьбы за свободу родной земли. Без особых усилий повесть читается ребятами с особым интересом. Но им может показаться, что описание степи с основным содержанием не связано. Очень важно, чтобы ученики увидели прекрасные картины степи, убедились в их сходстве с природой Восточного Крыма, чтобы степь под пером Гоголя-пейзажиста не выглядела отдалённой, во многом даже абстрактной картиной. Вот поэтому так ценны реальные, жизненные впечатления, приобретённые в общении с природой. Ведь наш край – край настоящей степи, первозданный облик которой запечатлел Н.В.Гоголь.
Помню о необходимости дать семиклассникам возможность ощутить исторические отголоски того «бранного» времени на судьбы многих ныне живущих в нашем районе.
- Из каких деревень прибыли в посёлок ваши родители или их родители, ваши дедушки и бабушки?
- Кто из вас, по мнению старших, носит украинскую фамилию?
- У кого в семьях родители представляют русских и украинцев?
- Какие «живые намёки остались в песнях…» и других обычаях жителей нашего посёлка?
- Какие народные украинские песни поют и в ваших семьях? Что танцуют?
- Как выглядят сохранившиеся девические наряды бабушек?
- Отметьте особенности ведения хозяйства, оформления и украшение жилища.
Используя материал «исследований» учащихся, стремлюсь, чтобы он органично вписался в урок. Подбираем иллюстрации к уроку, среди которых «Украинская ночь», «Степь после грозы» А.Куинджи, «Тарас Бульба и его сыновья» А.П.Бубнова. И снова отталкиваюсь от особенностей семиклассников, от их интереса к героическому прошлому Родины.
Прошу их мысленно перенестись во время Запорожской Сечи, настраиваю на прочтение описания степи, которое должно дополнить представление читателей об изображаемой эпохе. Для приближения содержания произведения к восприятию учащихся говорю о том, что смешение русского и украинского народов на территории Восточного Крыма происходило во времена борьбы запорожцев с турецкими завоевателями.
Ведём беседу по вопросам домашнего задания. Ребята выступают с небольшими сообщениями. Выясняем, что во многих сёлах существовал до недавнего времени добрый обычай – украшать комнаты рушниками, вышитыми украинским народным орнаментом. И говорят на смешанном наречии, в котором используются элементы украинского и русского языков. В селении известны многие украинские песни. Отмечаем и особенности природы родного района. Находим много общего между Караларской степью и запорожской, изображённой в повести. Это позволяет почувствовать первозданную прелесть природы 16 века в словах Н.В. Гоголя: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Привожу высказывания ботаника С.И. Коржинского: «Для русского народа степь навсегда остаётся символом свободы и простора; она воспевается в его песнях, она представляет предмет его мечтаний, и многие явления народной жизни, как, например, любовь к странствиям, страстное искание «вольных земель», представляют отголосок той природы, которая создала характер русского народа». Предлагаю выполнить иллюстрацию к описанию степи.
Ведя позже работу над содержанием, проникшись духом речи Тараса о товариществе, мы с ребятами выделяем слова казаков перед смертью: «Пусть же стоит на вечные времена православная земля и будет ей вечная честь» (Шило); «Пусть же…ликует вечные веки Русская земля» (Степан Гуска); «Пусть же славится до конца века Русская земля» (Бовдюг)
Видим, что последние в жизни слова казаки произносят в честь, во славу и процветание Русской земли.
Предлагаю пояснить, что виделось казакам за этим возвышенным понятием – «Русская земля». И снова встаёт образ степи. Ребята думают над тем, как бы на восприятие произведения сказалось отсутствие описания степи.
В результате той работы степь воспринимается подростками как символ родины и свободы. Мы снова, размышляя о том, что дало силы Остапу и Тарасу выстоять в смертный час, обращаемся к образу степи. Степь стала для казаков символом той земли, к которой припадал былинный богатырь, чтобы набраться сил в трудных испытаниях. Таким образом, в повести мы открываем не только неповторимую прелесть родной природы, но и особенности русского национального характера с присущим ему одухотворением матери-земли.
Воспитывая в учениках любовь к родной земле, к родному слову, мы формируем личность будущего гражданина своей страны, для которого такие понятия, как долг, честь, ответственность, порядочность не останутся лишь фразой из книги.
Если же рассматривать весь образовательный процесс в целом, следует учесть, что другие уроки гуманитарного цикла так же могут иметь нравственнообразующий, воспитывающий характер. Так, учителя географии уделяют внимание многообразию культур и народов, межэтническому миру и согласию, формированию социального опыта взаимодействия человека и окружающей среды, воспитывают у детей бережное отношение к природе; учителя истории и обществознания в процессе обучения решают проблемы толерантности, отмечают особенности религиозных традиций, помогают научиться оценивать последние события истории РФ, проводят идеи о том, что мировое сообщество имеет общий дом, общую судьбу и общую ответственность за происходящие в мире события. Таким образом формируется новая универсальная этика, главными принципами которой являются солидарность, ненасилие, толерантность; основной целью и задачей при обучении на уроках музыки, «ИЗО и искусство» является развитие и нравственное становление человека, поэтому каждый урок является значимым в аспекте духовно-нравственного воспитания личности.
Итак, учебный процесс на уроках гуманитарного цикла является целенаправленным развитием обучающегося как личности, гражданина, способствует освоению им нравственных ценностей и нравственных установок, а также моральных норм общества.
И в заключение хочется привести слова С.Л.Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни… Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт… Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».