Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Николо-Александровка
Урок биологии в 10 классе.
Учитель: Макаренко И.Н.
1. Расширить знания о строении, свойствах, типах и функциях нуклеиновых кислот.
2. Знать и уметь применять правило Чаргаффа.
3. Уметь объяснять такие процессы как редупликация ДНК, транскрипцию.
4. Иметь представления о генетическом коде и его свойствах.
5. Знать какие виды РНК существуют в клетке и их функции.
6. Выявить чем ДНК отличается от РНК.
- Проверка и актуализация знаний.
- Расширение знаний
-Строение и функции ДНК. Редупликация.
-Передача наследственной информации.
- Генетический код и его свойства.
-Строение, виды и функции РНК.
-Сравнение ДНК с РНК.
4. Закрепление материала.
5. Выводы.
6.Домашнее задание
7. Рефлексия.
1
2
4
3
1.
2.
3.
- В 1868 году Иоганн Фридрих Мишер………………………………………………..
- Профессор Эрвин Чаргафф определил……
- В 1953 году физик Ф. Крик и генетик Дж.Уотсон расшифровали………………………
В 1868 году швейцарский врач и биохимик Иоганн Фридрих Мишер выделил из ядер погибших лейкоцитов вещество, обладающее кислыми свойствами.
Ученый назвал это вещество нуклеином.
- 1853 г. – создание модели ДНК
- Нуклеотид -химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты.
Азотистые
основания:
Аденин (А)
Гуанин (Г)
Цитозин (Ц)
Тимин (Т)
Остаток
фосфорной
кислоты
Дезокси-
рибоза
ДНК –двуцепочечная молекула
- Комплементарность - пространственная взаимодополняемость молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей.
- В ДНК человека 30% А, 30% Т, 20% Г, 20% Ц.
- Закономерность соотношения количества аденина и тимина (А-Т) и гуанина и цитозина (Г-Ц) получило название правила Чаргаффа.
- Напротив основания А одной цепи всегда стоит Т, а напротив Г-Ц.
- Цепи удерживаются за счет водородных связей.
(А+Т)+(Г+Ц)=100%
- Порядок расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет порядок расположения аминокислот в молекулах белковых молекул.
- Участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру полипептидной цепи, называют геном.
- Наследственная информация записана в молекулах НК в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами .
- 1 ген = 1 молекула белка
- Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической .
– процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности.
Значение репликации: благодаря самоудвоению ДНК, происходят процессы деления клеток.
- Универсальность
- Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
- Специфичность (кодон кодирует только АК)
- Избыточность кода (несколько)
Транскрипция – это...................................
Рибонуклеиновая кислота.
Азотистые
основания:
Аденин (А)
Гуанин (Г)
Цитозин (Ц)
Урацил (У)
Остаток
фосфорной
кислоты
Рибоза
- В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка.
- Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают АК и транспортируют их к месту синтеза белка.
- Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
- Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.
Признака
РНК
1.Нахождение в клетке
ДНК
2.Нахождение в ядре
3.Состав нуклеотида
4.Состав нуклеотида
5.Свойства
6.Функции
Признаки
РНК
1.Нахождение в клетке
ДНК
Ядро, митохондрии, рибосомы, хлоропласты.
2.Нахождение в ядре
Ядро,
митохондрии, хлоропласты.
Ядрышко
3.Состав нуклеотида
Хромосомы
Одинарная полинуклеотидная цепочка, кроме вирусов
Двойная, свернутая правозакрученная спираль (Дж.Уотсон и Ф.Крик в 1953г.)
Признаки
РНК
5.Свойства
ДНК
Не способна к самоудвоению.
Лабильна
6.Функции
и-РНК (или м-РНК)определяет порядок расположения АК в белке;
Т-РНК- подносит АК к месту синтеза белка(к рибосомам); p -РНК определяет структуру рибосом.
Способна к самоудвоению по принципу компли-ментарности:А-Т; Т-А; Г-Ц;Ц-Г. Стабильна.
Химическая основа гена. Хранение и передача наследственной информации о структуре белков .
Признаки
РНК
5. Свойства
ДНК
Не способна к самоудвоению.
Лабильна
6. Функции
и-РНК (или м-РНК)определяет порядок расположения АК в белке;
Т-РНК- подносит АК к месту синтеза белка(к рибосомам); p -РНК определяет структуру рибосом.
Способна к самоудвоению по принципу компли-ментарности:А-Т; Т-А; Г-Ц;Ц-Г. Стабильна.
Химическая основа гена. Хранение и передача наследственной информации о структуре белков .
- Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
- ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
- Молекулы ДНК обладают видовой специфичностью.
- Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными связями.
- Цепи ДНК строятся по принципу комплементарности.
- Содержание ДНК в клетке постояннно.
- Функция ДНК – хранение и пердача наследственной информации.
- РНК – одноцепочечная молекула. Ее количество в клетке может варьировать.
- Различают т-РНК, р-РНК, и-РНК.
1. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?
а)тимин; н)урацил; п)гуанин; г)цитозин; е)аденин.
2. Если нуклеотидный состав ДНК-АТТ-ГЦГ-ТАТ-то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?
а)ТАА-ЦГЦ-УТА; б)ТАА-ГЦГ-УТУ; в)уаа-цгц-ауа;
г)уаа-цгц-ата.
3.В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?
а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;
и)остаток фосфорной кислоты, урацил, дезоксирибоза;
к) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин;
к) остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин.
4.Мономерами ДНК и РНК являются?
а) азотистое основание
б)дезоксирибоза и рибоза
в)азотистое основание и фосфорная кислота
г) нуклеотиды.
5.В каком случае правильно названы все отличия и -РНК от ДНК?
а) одноцепочечная, содержит дезоксирибозу, хранение информации
б) двуцепочечная, содержит рибозу, передает информацию
в) одноцепочечная, содержит рибозу, передает информацию
г)двуцепочечная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию
- Что нового вы узнали?
- Что было интересно?
- Какие сложности по данным вопросам у вас возникли?
- П. 2.6 изучить.
- В конце параграфа ответить на вопросы.
- Оцените уровень знаний по данной теме: низкий, средний, высокий.
- Что плохо, а что хорошо вами было усвоено?
- Над каким вопросом еще необходимо работать?