СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Научно-исследовательская работа о современных библиотеках
Тема: «Библиотека: истоки и современность.
Нужна ли библиотека будущему?»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: история и историческое краеведение
Выполнил:
ученик 8 класса
МБОУ «Демьяновская ООШ»
Верский Захар Александрович
Научный руководитель:
МБОУ «Демьяновская ООШ»
Емельянова Е.В.
2018
Оглавление
Введение
Актуальность
Проблема
Цель исследования
Задачи исследования
Гипотеза
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Планируемый результат
Сроки исследования
Теоретическая часть
История создания Демьяновской сельской библиотеки
Демьяновская библиотека сегодня
Основные формы деятельности Демьяновской сельской библиотеки
Традиционные формы работы
Инновационные формы работы
Практическая часть
Анализ анкетирования
Заключение
Список использованной литературы
Презентация
Введение
Актуальность темы:
«Жизнь каждого человека тесно связана с территорией, на которой он родился или проживает. Сибирская земля – земля моих родителей, моих дедов и прадедов. Кусочек милой сибирской земли – так с любовью и нежностью называю я деревеньку в Горьковском районе Омской области, где я родилась, где сказала первое слово, сделала первые шаги, прочитала первую книжку… Наконец, здесь я пошла в школу. Деревенька Демьяновка и её окрестности – самое дорогое место для меня. Почти у каждого дома – деревья, много цветов. Вокруг деревни летом колосятся поля пшеницы, а за ними леса. Они, наверное, похожи на все остальные, но всё-таки в них есть что-то своё, неповторимое, чего нет в других…» Эти слова о своей малой Родине когда-то написала в своём школьном сочинении моя сестра. С этими словами согласен и я. В моей душе – большая любовь к своей деревне, желание, чтобы она росла и процветала, а не умирала… Но, к большому сожалению, наша деревня сильно стареет, население её постоянно уменьшается, молодёжь покидает деревню, которую уже давно называют «бесперспективной». Совсем мало осталось в Демьяновке социальных объектов: основная школа, ФАП, клуб и сельская библиотека. Пока они есть – жива наша деревня. Вставить о 100 лет нашей библ
Такое понятное всем слово «библиотека» пришло к нам из древнегреческого языка (от греч. biblion — книга и theke — хранилище, вместилище, ящик), и в достоверном переводе означает «место хранения книг». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова так определяет значение слова библиотека – «учреждение, подбирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу»(1). Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц называл библиотеки «сокровищницами всех богатств человеческого духа» (2), а великий мыслитель и демократ А.И. Герцен писал, что библиотека - это «открытый стол идей, за которым каждый найдёт ту пищу, которую ищет; это запасный магазейн, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост»(2).
На мой взгляд, в жизни каждого из нас, книга играет очень важную, а порой, и определяющую роль. В течение столетий книга являлась единственным источником информации, но сейчас ситуация коренным образом изменилась.
Современный этап развития общества характеризуется поиском наиболее эффективных путей решения стоящих перед ним задач. Это относится к культуре в целом, и к библиотечному делу в частности. С появлением новых компьютерных технологий существенно обострился вопрос о будущем библиотек, которые на протяжении многих веков были собирателями, хранителями и местом предоставления информации для широкого круга пользователей.
Сегодня учёные говорят о новой фазе развития человеческой цивилизации, о создании глобального информационного общества. И самое непосредственное отношение к этим процессам имеют библиотеки. Вот почему нам так важно задуматься и постараться понять, какую роль и какое место библиотека будет играть в будущем. В последние годы мы стали свидетелями того, как сильно меняется представление о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни страны. По мнению специалистов, происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительного характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров. Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.
Современному обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена только через государство и муниципальные общедоступные библиотеки, так как фактически только библиотека осталась учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям, информации бесплатно.
Важнейшие задачи библиотеки в современном мире чаще всего формируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение его источников. Библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, удваивающейся каждые 8 лет.
Библиотека в третьем тысячелетии – это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив.
Проблема:
О роли и месте библиотек в современном обществе в последнее десятилетие в общественном мнении сформировались два противоположных тезиса:
первый - библиотеки в России гибнут,
второй – библиотеки активно развиваются.
Противоречивость этих тезисов помогла мне сформулировать основную цель моей работы.
Цель исследования:
Мне очень хочется выяснить, какие изменения происходят сегодня в российских библиотеках; понять, нужна ли библиотека будущему, провести изучение общественного мнения по этой теме. Свои исследования я решил провести на примере Демьяновской сельской библиотеки, которая скоро отметит своё столетие.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей Демьяновской сельской библиотеки.
2. Выяснить, какие традиционные и инновационные формы работы использует наша сельская библиотека.
3. Проанализировать основные формы и методы взаимодействия библиотеки с организациями и жителями поселка.
Перед началом работы я выдвинул свою гипотезу: будущее без библиотеки, скорее всего, — навряд ли.
Объект исследования: деятельность Демьяновской сельской библиотеки.
Предмет исследования: будущее библиотеки в современных условиях.
Методы исследования: для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• Теоретические – изучение статей и литературы.
• Эмпирические – беседа с одноклассниками, проведение классных часов, библиотечных уроков.
• Экспериментальные – проведение исследований, анкетирование.
Планируемый результат: предполагаю, что мне удастся сделать вывод о том, как изменилась роль библиотеки в современном обществе; сохранятся ли библиотеки в век компьютерных технологий.
Сроки исследования: сентябрь 2017 – январь 2018 года
Теоретическая часть
История создания Демьяновской сельской библиотеки
Библиотека — это храм искусства,
Хранилище бессмертной красоты,
Где книги возвышают наши чувства
Волшебной силой творческой мечты!
A.Козырев
До 1920 года на территории Иконниковской волости (Горьковского района) отдельных культурно-просветительных учреждений не было. Просветительной работой занимались учителя сельских школ, при которых существовали небольшие библиотечки для учащихся, или же библиотечки были при волостных правлениях, и книги в них были в основном с сельскохозяйственным содержанием, ряд крестьян имели свои крохотные домашние библиотечки.
В числе первых в волости в декабре 1919 года была открыта изба - читальня в селе Демьяновка. Об этом говорилось на собрании месткома от 25 декабря 1919 года. Изба - читальня находилась в училище, то есть при школе, ей была выделена одна комната. Читки проходили по воскресеньям, понедельникам и четвергам. Чтецами были избраны Константин Круглов, Иван Христианович Стародед и Александр Семёнович Ланитин – сельский учитель, который и был назначен первым библиотекарем. Александр Семёнович Ланитин, 1894 года рождения, родился в Тобольске, в семье священника. Имел девятилетнее образование, окончил Тобольскую духовную семинарию. С 1912 года - учитель Демьяновской школы. В 1919-1920 году он окончил курсы «Красных учителей» в городе Омске. Демьяновская библиотека в те времена имела совсем небольшой фонд: 30 – 40 книг, но этот фонд постепенно пополнялся. С 1920 года Александр Семёнович занимается ликвидацией неграмотности в Демьяновке. Это был на то время самый образованный человек в селе. Все занятия с населением проходят в училище и в библиотеке. Молодой библиотекарь был очень энергичным, ставил спектакли, инсценировки, имел опыт работы с людьми, был чуток и сострадателен к чужим бедам. И этим он заслужил уважение сельчан. При библиотеке были организованы кружки, но основной работой библиотеки в те времена были занятия с молодёжью и взрослыми населением, которые хотели учиться грамоте, совместное чтение книг, агитационных листовок.
Демьяновская библиотека сегодня
В настоящее время в библиотеке работают:
Завилохина Галина Юрьевна, сред.-спец. обр., с 1998 года;
Основные показатели работы Давыдовской поселковой библиотеки:
|
| 1948г. | 1960г. | 1970г. | 1980г. | 1990г. | 2000г. | 2012г. | 2013г. |
Кол-во книг |
| 2 406 | 16 524 | 27 975 | 35 462 | 38 562 | 35 870 | 28 114 | 27 050 |
Кол-во читателей |
| 827 | 1 393 | 2 596 | 3 992 | 3 804 | 2 492 | 2 284 | 2 285 |
Кол-во книговыдач |
| 17 585 | 29 972 | 51 627 | 83 022 | 85 928 | 65 069 | 59 463 | 57 739 |
Кол-во работников |
| 2 | 3 | 3 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 |
«Фонд библиотеки»
| 1985г. | 1990г. | 2000г. | 2012г. | 2013г. |
Кол-во книг | 39 437 | 38 562 | 35 870 | 28 114 | 27 050 |
Поступило | 2 191 | 1 460 | 402 | 631 | 350 |
Списано | 1 033 | 662 | 949 | 548 | 1 414 |
«Количество читателей»
Год | 1985г. | 1990г. | 2000г. | 2005г. | 2013г. |
Общее кол-во читателей | 4 104 | 3 804 | 2 492 | 2 458 | 2 285 |
Кол-во читателей в возрасте 14-21 год. | 237 | 594 | 518 | 547 | 532 |
Основные формы деятельности Демьяновской библиотеки
Традиционные формы работы
Инновационные формы работы
Практическая часть
Для того, чтобы понять, как изменилась роль библиотеки в современном обществе и сохранятся ли библиотеки в век компьютерных технологий, мною было проведено анкетирование обучающихся МБОУ «Демьяновская ООШ» и их родителей. В анкетировании приняли участие 14 родителей возрастной категории от 30 до 42 лет и 15 обучающихся в возрасте от 9 до15 лет. Проведённая обработка анкет родителей показала, что 29%(3 человека) посещают библиотеку 2-3 раза в месяц и чаще, 29%(3 человека) – 1раз в месяц, 42%(6 человек) – от случая к случаю.
Третий и четвёртый вопросы анкеты показали, что родителей, как и их детей, больше всего привлекает в библиотеке возможность участия в библиотечных мероприятиях и наличие редких(по их мнению) книг(по 29% - по 4 человека), необходимость получить информацию по конкретному вопросу(22% - 3 человека), необходимость общения(21% - 3 человека), а так же универсальность фонда, потребность расширить знания о мире, наличие ксерокса и возможность распечатать документ(по 14% - по 2 человека), по 1 человеку отметили, что в библиотеке их привлекает уютная обстановка, удобный график работы.
Из мероприятий, проводимых в библиотеке, большинство родителей (43% - 7 человек) выбрали викторины, конкурсы, спектакли, игротеки, 29%(3 человека) интересуются выставками, которые посещают в библиотеке; а вот предпочтение печатной книге отдали 86% родителей(12 человек).
7-й вопрос: Считаете ли Вы серьёзной проблемой то, что молодёжь мало читает книг?» 10 человек (71%), выбрали ответ «Да, нечитающая молодёжь в будущем станет недумающим поколением взрослых», а 3 человека (29%) «Нет, жизнь меняется – меняются интересы молодежи». Некоторые родители выразили своё мнение: «Читают те, кому нравится», «У каждого свои интересы», «Может, получают информацию из других источников». Очень порадовали ответы на 8-ой вопрос: «Можно ли назвать библиотеку, которую вы посещаете, библиотекой для молодёжи?» Половина респондентов 7 человек(50%) ответили: «Да, в библиотеке много мероприятий для молодёжи», 22%(3 человека) отметили, что в библиотеке можно найти всё, что интересно молодёжи, ответ «Нет, так как нет мероприятий для молодёжи» выбрали 3 человека(12%).
Большинство родителей – 10 человек(71%) считают, что ничего не заменит живого духовного общения с книгой, с людьми, поэтому библиотека не исчерпала свои возможности и должна развиваться дальше в ногу со временем, не боясь перемен, но 29%(4 человека) считают, что библиотека уже отжила свой век и, в принципе, никому не нужна.
Проведенная обработка анкет обучающихся показала, что 40%(6 человек) посещают библиотеку 2-3 раза в месяц и чаще, 40%(6 человек) - 1 раз в месяц, 20%(3 человека) - от случая к случаю.
Большинство ребят – 60%(9 человек) берут литературу в библиотеке и для учёбы, и для чтения, 20%(3 человека) берут книги только для подготовки к учёбе, ровно столько же – обращаются в библиотеку за книгами, чтобы насладиться чтением.
Старшеклассники имеют стаж более 5 лет – 53%(8 человек), ребята помладше – 47%(7 человек) и стаж имеют поменьше, менее 5 лет. А что касается рекомендованных педагогами книг, то всё-таки подавляющее большинство ребят -66%(10 человек) чаще всего обращаются за необходимой литературой в библиотеку, в Интернете – 20%(3 человека) и по 1человеку(7%) – покупают книги в магазине или берут у друзей.
Основными причинами посещения библиотеки ребята назвали желание участвовать в интересных мероприятиях, которые часто проходят в библиотеке и учёбу – по 40%(по 6 человек).
Обучающихся нашей школы в библиотеке более всего интересуют проводимые в библиотеке викторины, конкурсы, спектакли – 40%(6человек), выставки – 20%(3человека), литературно – музыкальные праздники, композиции - 20%(3человека), встречи с интересными людьми – 14%(2 человека), 1 человек(7%) с удовольствием бы принимал участие в беседах, библиотечных уроках и обзорах.
Говоря о жанрах, ребята отдали предпочтение фантастике, приключенческой литературе, детективам. Порадовало меня то, что только 1 человек(7%) сказал, что не любит читать вообще, а вот огорчило то, что мало кто любит классическую литературу и поэзию.
10 обучающихся(66%) считают нашу сельскую библиотеку «библиотекой для молодёжи», так как здесь можно найти всё, что интересно молодёжи(33%), проводится много мероприятий для детей и молодёжи(33%), но 3 человека с ними не согласны(27%), считая, что в библиотеке не проводятся мероприятия именно для молодых людей.
Есть ли будущее у библиотеки? Возможно ли будущее без библиотеки? Большинство ребят -10 человек(67%) считают, что ничего не заменит живого духовного общения с книгой, с людьми, поэтому библиотека не исчерпала свои возможности и должна развиваться дальше в ногу со временем, не боясь перемен, но 33%(5 человек) считают, что библиотека отжила свой век.
Много ответов от ребят и их родителей я получил на 10 вопрос «Представьте себя в роли дизайнера, архитектора. Какие изменения Вы бы произвели в оформлении библиотеки, чтобы читатели с удовольствием сюда шли?» Молодые люди проявили большую фантазию и внесли свои разнообразные предложения. Среди ответов: «Каждый отдел библиотеки оформить в соответствии с определённым литературным жанром», «Стены библиотеки разукрасить в контрастные тона, чтобы не было тускло или отделать мозаикой», «Оформление библиотеки - художественная роспись стен, мебели, предметов интерьера; создание графического дизайна», «Украсить стены современными фотографиями и картинами с изображением книг». «В библиотеке необходим диско-шар, аквариум, кресла-качалки, гамаки и приятная музыка», «Освещение сделать более уютным», «Ширмами отгородить индивидуальные места для работы», «Необходимы компьютеры для работы читателей, интерактивные доски, Wi-Fi в библиотеке».
Заключение
Есть ли будущее у библиотеки? Возможно ли будущее без библиотеки? Эти вопросы волнуют всех: и библиотечных работников (в первую очередь), и учёных, и обычных читателей. Будущее без библиотеки, скорее всего, — навряд ли. Библиотека всегда была хранилищем, в котором собрана уникальная информация, многовековые знания, и опыт. А будущее без информационного «господства» представить не возможно. В последнее время идёт дискуссия, какой будет библиотека ХХI столетия, какую роль будет играть библиотекарь, будет ли существовать печатная книга, или ее заменит компьютер. Еще в старину люди построили семь чудес света. Есть ещё одно чудо, не менее интересное. Оно знакомо каждому из нас, но человек настолько привык к этому творению, что редко задумывается над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами и, как настоящий друг, готов ежеминутно прийти на помощь, научить, обрадовать, поддержать, рассказать. Это чудо — книга. Книга! Она приходит в жизнь с раннего детства, люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, как к солнцу, которое освещает все вокруг. На сегодняшний день в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг. Библиотека — книжный храм, как в прошлые века, так и в настоящее время. В ней люди и получают знания, и активно общаются, учатся слушать и понимать друг друга. Поэтому, с большой с уверенностью можно сказать, что библиотека — это дом, в котором человек познаѐт себя и окружающий мир. В настоящее время книги — традиционные носители информации. А в каком виде они будут существовать тогда, когда возникнут очертания будущей библиотеки? Наверное, их будет много, и они будут разные: большие и маленькие, совсем простые и очень сложные, комфортные и удобные в обращении и не очень. Для каждого вида пользователей информации они будут свои. Но очень-очень хочется думать том, что один из видов — бумажный, сохранится. Маленький человечек, не умеющий читать, воспринимает информацию визуально. Он не сможет без книги. Взрослый, в силу своего восприятия, отрицающий электронный вариант чтения, тоже возьмет в руки только книгу. В современном социуме невозможно представить себе читателей, полностью живущих по принципу «электронное общение». Давайте попробуем представить себе библиотеку будущего, но не очень далекого, ведь глубоко изменить сознание мы сейчас не сможем просто в силу незнания величины дальнейших технических изменений. Жизнь меняется, увеличивается ее темп. Нам стало не хватать времени. Мы хотим многое успеть. Есть ли будущее у библиотеки? Возможно ли будущее без библиотеки? Как я это себе представляю? Прежде всего — компьютеризация. Как известно, 21 век — это век информации. Информация нужна всем — проверенная, лаконичная и, конечно, как можно быстрее. Современная библиотека, стараясь соответствовать времени, активно внедряет информационные технологии в свою жизнь и работу. Сегодня, когда интернет-пространство для многих людей стало частью жизни, а активно развивающиеся комплексы социальных медиа, включающих блоги, социальные сети, информационные ленты и другое, стали не только местом чтения новостей, но и местом работы, библиотека не имеет права оказаться вне этого пространства. В библиотеке будущего новое информационное наполнение деятельности библиотек, повышение эффективности в ее работе, новый уровень международного сотрудничества и, самое главное, создание единого сайта с библиографической информацией — компьютеры — должны стоять всюду: на абонементе, в архиве, на каждом столике читального зала, в которых автоматизирована вся поисковая система библиотеки. В библиотеке будущего должны будут проводиться семинары, форумы, обсуждения по средствам Интернета с читателями в других городах и странах в режиме реального времени по волнующей теме. Такие форумы общения позволят раскрыть более полно образы героев, в понравившихся произведениях, узнать мнение других собеседников. Библиотека будущего должна стать не только культурно-досуговым центром, но и центром образовательным. За последние годы библиотеки и библиотекари быстро наращивают своё присутствие в социальных сетях и блогах, используют их для общения с пользователями, обмена мнениями об изданиях и услугах, для маркетинговых исследований и продвижения своих услуг. Естественно, всё это останется обязательной частью в библиотеке будущего, ведь это способствует скорости получения актуальной информации по ряду профессиональных направлений, выработке собственного мнения специалистов при оценке событий, заставляет читать профессиональные издания, обмениваться опытом с коллегами, да и просто позволяет оценить, на каком уровне развития информационно-библиотечных технологий находится библиотека. Сегодня библиотеки активно ищут новые формы, включая в свое пространство досуговые зоны. Не растворит ли в себе этот досуговый элемент собственно библиотеку будущего? И опять обратимся к истории в эпоху Перестройки, когда библиотеки уже переживали подобный период в своей истории 30 лет назад. Тогда на фоне катастрофического падения авторитета библиотек в читательской среде и одновременно раскрывшихся возможностях для творческой деятельности, в библиотеках началось массовое распространение «клубных» форм работы — на базе библиотек стали действовать общества, кружки и клубы самых разных направлений. Тогда, как и сейчас, в библиотечной среде возник вопрос о том, где допустимая граница, за которой мы теряем библиотеку и становимся чем-то иным. Можно ответить так: вопрос состоит не в том, соответствует ли та или иная деятельность профилю библиотеки, а в том, как люди, посещающие эти мероприятия, относятся к библиотеке. Если им будет предложено для их встреч другое место, а они скажут: «нет, мы хотим остаться в библиотеке», значит, она делает нужное и важное дело. И в библиотеке будущего всѐ останется также. Вот как видят библиотеку будущего читатели нашей библиотеки после проведения анкетирования «Какая мне нужна библиотека в будущем»: — «Мне кажется, что в будущем библиотекарями будут не люди, а роботы»; — «Я думаю, что в будущем в библиотеках детские книги будут гораздо интереснее»; — «Библиотека будет переполнена компьютерами. Это хорошо!»; — «Возможно, в библиотеке будут работать роботы, но хотелось бы, чтобы остались люди, такие же весёлые, добрые и внимательные, как наши библиотекари»; — «Я думаю, что в будущем книги будут очень дорогие и похожи на маленькие ноутбуки»; — «Библиотека будущего — это такое место, куда все будут приходить, потому что там будет удобно, красиво и много цветов»; — «Самое главное в библиотеке будущего — это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет»; — «Библиотека будущего должна быть красивым и комфортным местом, куда люди будут приходить пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться». Вот такое видение наших читателей библиотеки будущего. И как мы видим, мнения многих сходится. Главное, чтобы в библиотеке было удобно, комфортно и красиво и она ориентировалась на нового пользователя, читателя цифровой эпохи. Какой будет библиотека будущего? Ясного и чѐткого ответа на этот вопрос пока нет, но ясно одно, что библиотека будет являться центром поддержки непрерывного образования, интеллектуально культурно-досугового центра широкого профиля, социально- коммуникативной площадки, создающей условия для развития многообразных контактов и будет находиться в необыкновенно красивом многоэтажном здании. На каждом этаже будет несколько залов в тематическом и художественно-дизайнерском оформлением различных библиотечных зон с учётом их функционального назначения: компьютерный, хранилище старинных и редких книг, различные досуговые зоны, игровые комнаты для детей разного возраста, зоны групповой и индивидуальной работы, зоны для творчества, различных культурных мероприятий, выставок, зоны релаксации и питания и др. с наличием разнообразной и удобной с позиции эргономики мебели. Библиотека будущего — это и реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к любой информации. Хорошая оснащенность библиотека будущего будет притягивать к себе магнитом своих читателей, людей, стремящихся к знаниям, к научным открытиям. В библиотеке будущего будет востребован интеллектуально — творческий библиотекарь, который действительно будет заниматься творчеством. Библиотека будущего будет для удовольствия и для радости читателям. Ведь в любое время и эпоху миссия и современной библиотеки, и библиотеки будущего заключается в том, чтобы подготовить человека к жизни и максимально содействовать его самовыражению.
Приложение 1.
Анкета для родителей «Библиотека. Мой взгляд на неё»
Цель анкетирования: получить информацию о том, какой мы видим библиотеку в будущем, какая библиотека нам необходима, что надо сделать для того, чтобы библиотека соответствовала потребностям пользователей в получении качественной и оперативной информации.
Начало формы
1. Как часто Вы посещаете библиотеку?
2-3 раза в месяц
1 раз в месяц
От случая к случаю
2. В библиотеке Вам чаще всего необходимо: (Выберите 2-3 варианта)
Найти конкретный документ (книгу, статью и т.п.)
Выявить литературу по теме
Взять для чтения хорошую книгу
Ознакомиться с новой литературой
Воспользоваться Интернетом
Посетить библиотечные мероприятия
3. В библиотеке Вас привлекает:
Универсальность фондов
Наличие редких книг
Возможность участия в библиотечных мероприятиях
Наличие ксерокса и возможность распечатать документ
Уютная обстановка, удобный график работы
Возможность общения
4. Что побуждает вас посещать нашу библиотеку?
Потребность расширить знания о мире
Потребность расширить знания по своей специальности
Необходимость получить углубленную информацию по конкретному вопросу
Необходимость общения
Желание участвовать в интересных мероприятиях
Другое
5. Какие мероприятия, проводимые в библиотеке, Вас интересуют, в каких из них Вы бы с удовольствием приняли участие?
Информационные часы, обзоры, беседы
Выставки (в том числе книжные)
Литературно-музыкальные праздники/композиции/
Викторины, конкурсы, спектакли, игротеки
Анкетирование, социологические опросы, встречи с интересными людьми
6. Какую книгу Вы предпочитаете читать?
Печатную (книги, газеты, журналы)
Аудиовизуальную (аудиозаписи и грампластинки, видеозаписи)
Электронную (лазерные диски CD, DVD, сеть Интернет)
7. Считаете ли Вы серьезной проблемой то, что молодежь мало читает?
Нет, жизнь меняется – меняются интересы молодежи
Да, нечитающая молодежь в будущем станет недумающим поколением взрослых
8. Можно ли назвать нашу библиотеку «библиотекой для молодежи»?
Да, здесь можно найти все, что интересно молодежи
Да, в библиотеке много мероприятий для молодежи
Нет, так как нет мероприятий для молодежи
Не знаю, я там никогда не был (а)
9. Исчерпала ли библиотека свои возможности, отжила ли свой век?
Да, всё необходимое мне я могу найти в Интернете
Нет, ничто не заменит живого духовного общения с книгой, с людьми
10. Представьте себя в роли реставратора, архитектора или дизайнера. Какие изменения Вы бы произвели в работе библиотеки, чтобы читатели (прежде всего ваши ровесники) с удовольствием сюда шли? Проявите фантазию и внесите свои предложения
Приложение 2.
Анкета для обучающихся «Библиотека. Мой взгляд на неё»
Как часто вы посещаете библиотеку?
2-3 раза в месяц
1 раз в месяц
от случая к случаю
С какой целью вы посещаете библиотеку?
беру книги для подготовки к учёбе
беру книги для чтения
беру литературу и для учёбы, и для чтения
Каков ваш читательский стаж?
менее 5 лет
более 5 лет
Где чаще всего вы находите книги, рекомендованные педагогами?
в библиотеке
в Интернете
у друзей
в магазине
Что побуждает вас посещать нашу библиотеку?
потребность расширить знания о мире
необходимость получить углубленную информацию по конкретному вопросу
учёба
желание участвовать в интересных мероприятиях
Какие мероприятия, проводимые в библиотеке, Вас интересуют, в каких из них Вы бы с удовольствием приняли участие?
информационные часы, уроки, обзоры, беседы
выставки (в том числе книжные)
литературно-музыкальные праздники/композиции/
викторины, конкурсы, спектакли, игротеки
встречи с интересными людьми
Каким жанрам вы отдаёте предпочтение при чтении?
классика
приключенческая литература
фантастика
детективы
поэзия
не люблю читать ничего
Можно ли назвать нашу библиотеку «библиотекой для молодежи»?
да, здесь можно найти все, что интересно молодежи
да, в библиотеке много мероприятий для молодежи
нет, так как нет мероприятий для молодежи
не знаю, я там никогда не был (а)
Исчерпала ли библиотека свои возможности, отжила ли свой век?
да, всё необходимое мне я могу найти в Интернете
нет, ничто не заменит живого духовного общения с книгой, с людьми
Представьте себя в роли реставратора, архитектора или дизайнера. Какие изменения Вы бы произвели в работе библиотеки, чтобы читатели (прежде всего ваши ровесники) с удовольствием сюда шли? Проявите фантазию и внесите свои предложения
Литература:
Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, -М.: «ИТИ Технологии», 2005, 944с. – С.47.
https://libsevchenko.nethouse.ru/page/193991
Слово о книге: Афоризмы, изречения, литературные цитаты / Сост., автор предисл. Е.С.Лихтенштейн. - М.: "Книга", 1974, 320 с. - С.252-261.
Заменит ли Интернет книгу? // Литературная Россия. - № 48. -01.12.2006, -С.3-4.
Библиотека - это не только книга. Это прежде всего колоссальный концентрат спрессованного времени, как бы сопряжение тысячелетий человеческой мысли... (М.Шагинян)
..Шуршат страницы в тишине библиотек, это самый замечательный звук из всех, которые я слышал.(Л.А.Кассиль)
Величайшее сокровище - хорошая библиотека.(В.Г.Белинский)
Умножай свою библиотеку, - но не для того, чтобы иметь много книг, но чтобы просвещать свой разум, образовывать сердце, чтобы творческими произведениями великих гениев возвышать свою душу.(В.Г.Белинский)
Самый читающий класс – 5
Список информационных источников:
Итальянское издание журнала "Уайрд" /Wired/
Иллюстров. В. Н. «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках»,
М:Наука,1979,-224с.
Маркина И.В. Основы издательских технологий, Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2005, -145с.
Прибытков В. Иван Федоров: Жизнь Замечательных Людей.- М.: Молодая Гвардия, 196, 78с.
Заменит ли Интернет книгу? // Литературная Россия. - № 48. -01.12.2006, -3-4с.
Носов М.И. Заменит ли Интернет книгу? //
http://www.novokuybishevsk.ru/lib/Periodika /Slova9 03.htm
Даренский В.Ю. Может ли Интернет заменить книгу- FutureHumanImage – М: Наука,2014, с.185
http://publish.ruprint.ruhttp://publish.ruprint.ru
http://www.booktake.com/article.php?pg=newpb16022010115210,
www.apelsin-ka.com.
www.ped.kopilka.ru.
Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями в России на протяжении 20 лет. За это время уже выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события. Все это очень сложная интеллектуальная работа.
В итоге, мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать.
От взрослых я всегда слышу: «Научишься хорошо читать, будешь хорошо учиться». Меня заинтересовал вопрос: «Неужели чтение влияет на успеваемость?»
Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.
Я решил провести эксперимент: проверить скорость чтения у всех учеников нашего класса,(помогла мне в этом Наталья Анатольевна) и убедиться, что быстрое чтение влияет на успеваемость учеников.
Вывод: действительно, быстрочитающие дети учатся на 4 и 5. Они быстрее формулируют свои мысли, понимают задание, анализируют, обобщают, следовательно, быстрее и лучше выполняют его.
Вторую группу назвала «дети». Это учащиеся нашей школы.
В анкетировании приняло участие 30 человек.
Результаты исследования:
Интервью
Завуч начальной школы Свирина Л.Г
Вопрос. Считаете ли Вы проблему потери интереса к чтению актуальной?
Конечно, проблема потери интереса к чтению актуальна в наши дни. Много дети находятся у телевизора, компьютера, где они черпают информацию об окружающем мире и имеют возможность смотреть экранизацию любимых литературных произведений.
Вопрос. Что Вы нам посоветуете? А чтобы развить интерес к чтению усилий одной только школы недостаточно. Любовь к чтению, к книге надо с раннего возраста воспитывать в семье. Хотелось бы возродить вечера семейного чтения любимых книг, в которых принимали бы участие все члены семьи, любого возраста. Можно устроить просмотры диафильмов, где по очереди члены семьи читают титры под кадрами и т.п.
Вопрос. Чем Вы лично можете нам помочь? Лично я могу провести панорамные уроки с родителями по формированию навыков скорочтения у детей младшего школьного возраста
Библиотекарь Сорокина Е.С
Вопрос. Считаете ли Вы проблему потери интереса к чтению актуальной?
Да интерес к чтению падает. Эта проблема актуальна уже не один год. Дети стали больше времени проводить у телевизора и компьютера.
Вопрос. Что Вы нам посоветуете, какие можете дать рекомендации? Общая рекомендация одна – больше читать. Регулярно посещать библиотеку.
Вопрос. Чем Вы лично можете нам помочь? Лично я всегда готова помочь в выборе книги, познакомить с новинками литературы и детской периодической печати.
Вывод: интервью с компетентными людьми показало, что ни один телевизор, Интернет, не сможет заменить живого общения с художественной литературой. Нельзя не любить не
Отсюда можно сделать следующий вывод: падает интерес к чтению, его заполняет телевидение и другие технические средства. Легче придя, домой включить телевизор, компьютер и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься.
III. Заключение.
В результате проведенного исследования, к сожалению, мы вынуждены признать, что, несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, дети не хотят читать или читают без удовольствия и неохотно, предпочитая получать информацию из других источников.
Мы считаем, что нежелание читать и неумение правильно читать, тесно связаны между собой. Потому что когда человек не умеет что-то делать, то он и не выполняет эту работу.
IV. Список литературы.
1. В мире мудрых мыслей .составитель Степанов А.Н.,- М, 2011
2..Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия.Литература.,М.,2002
3. Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык.,М.,2002
4. Повесть временных лет. Из похвалы князю Ярославу и книгам.- М.,2000
5. Журнал «Книжное обозрение»,- М.,2005, №39
6. Поварин С.И. Как читать книги. – М.: Книга, 1978.
7. Чирва А. Книга в твоих руках . Книга для учащихся – М.,
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Сборник
Анкетирование проводилось в Центральной городской библиотеке в феврале 2016 года. Цель анкетирования - получить информацию о том, какой видит молодежь библиотеку в будущем, какая библиотека необходима молодежи, что надо сделать для того, чтобы библиотека соответствовала потребностям молодых пользователей в получении качественной и оперативной информации. Отвечает ли библиотеказапросам и потребностям молодёжи как интеллектуально-досуговый центр, как место для общения, как площадка для проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий и получения государственных и других социально-значимых услуг. Анкетирование проводилось для выявления и организации наиболее эффективных форм работы библиотеки с молодежью.
Все вопросы можно разделить на три блока:
а) социально-демографическое положение анкетируемых;
б) вопросы, касающиеся отношения молодежи к библиотеке;
в) вопросы, касающиеся досуга и чтения молодежи.
Всего приняли участие в анкетировании 61 человек. По социально-демографическим показателям – 34 (56% респондентов) девушки и 27 (44%) юношей. 37 человек (61%) в возрасте 14-17 лет, 19 (31%) в возрасте 18-25 лет, 5 (8%)25-30 лет. По образовательному уровню: 41 человек (67%) имеют среднее образование, т. к. среди респондентов основную долю составляли старшеклассники, 12 (20%) средне-специальное и 8 (13%)высшее.
При ответе на 1-й вопрос анкеты «Как часто Вы посещаете библиотеку?» 25 человек (41% респондентов) выбрали вариант «1-2 раза в месяц», 17 (28%) - отметили вариант «1-2 раза в неделю», 15 (24%) - «От случая к случаю». 4 - (7%) «Очень редко».
На 2-й вопрос: «В библиотеке Вам чаще всего необходимо», можно было выбрать несколько вариантов. Лидируют ответы: «Посетить Молодёжный центр» 33 человека (54% респондентов), «Взять художественную литературу на дом» - 31 человек (51%), «Посетить библиотечные мероприятия» 15 человек (25%), «Найти конкретный документ, подобрать информацию по теме» 14 человек (23%), «Воспользоваться Интернет-ресурсами», «Возможность скопировать, распечатать документ» 6 человек (10%).
На 3-й вопрос: «В библиотеке Вас привлекает», можно было выбрать несколько вариантов ответов. Молодые пользователи выбрали: 35 человек (57%) вариант «Возможность бесплатно получать книги, журналы», 33 человека (54%) «Удобный график работы и приятная атмосфера в библиотеке», 27 человек (44%) «Возможность общения с ровесниками», 6 человек (10%) «Возможность скопировать, распечатать документ» и 3 человека (5%) «Зарегистрироваться на портале gosuslugi.ru»
На 4-й вопрос: «Какие мероприятия Вы с удовольствием посетили бы?» можно было выбрать также несколько вариантов ответов и внести свои предложения. Лидируют ответы: «Кинопросмотры» - 40 человек (66%); «Встречи с интересными людьми, мастер-классы» - 36 человек (59%); «Музыкальные вечера /джем-сейшн» 33 человека (54%), 30 человек (49%) выбрали «Игры, турниры, конкурсы, вечеринки», 25 человек (41%) - «Выставки (книжные, фото, картин, декоративно-прикладного творчества)» и «Литературные, поэтические вечера». 12 человек (25%) выбрали «Концерты» и «Дискуссии/диспуты». Молодые люди предложили организовать театральную студию в библиотеке, бесплатные кружки по обучению танцам, игры на гитаре и лепки из глины, игры с детьми и кружок, выезды на природу.
При ответе на 5-й вопрос: «На каком носителе Вы предпочитаете читать книги?»,можно было выбрать несколько вариантов ответов. Обращает на себя внимание тот факт, что молодые люди 48 человек (79%) выбрали традиционный носитель «Печатные книги, журналы, газеты», 14 человек (23%) «Электронные книги», 8 человек (13%) «Аудиокниги», 7 человек (11%) «Чтение с переносных компьютерных устройств».
6-й вопрос «Считаете ли Вы серьезной проблемой то, что молодежь мало читает книг?» 40 человек (66%), выбрали ответ «Да, нечитающая молодежь в будущем станет недумающим поколением взрослых», 12 человек (20%) «Нет, жизнь меняется – меняются интересы молодежи», 6 человек (10%) ответили «Получаю информацию из других источников». Некоторые молодые люди выразили своё мнение: «Читают те, кому нравится», «У каждого свои интересы».
Библиотекарям очень приятно было узнать ответы молодых людей на 7-й вопрос «Можно ли назвать библиотеку, которую Вы посещаете, «библиотекой для молодежи»? Все 61 человек – 100% респондентов ответили «Да, в библиотеке много мероприятий для молодежи», ответ «Нет, так как нет мероприятий для молодежи» не выбрал никто.
На 8-й вопрос: «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Отраден тот факт, что на взгляд анкетируемых 52 человек (85%) выбрали «Доброжелательная атмосфера в библиотеке», 28 человек (46%), выбрали «Интересные мероприятия», 22 человека (36%) отметили «Оперативное, качественное обслуживание».
При ответе на 9 вопрос, «Какие виды услуг в библиотеке Вам необходимы?» 30 человек (49%) ответили, что их всё устраивает, никаких дополнительных услуг они не желают. Среди предложений: «Больше новых книг современных авторов» - 8 человек (13%), «Возможность перекусить и выпить кофе или чаю» - 8 человек (13%), «Консультации библиотекарей при выборе книг» - 1 человек. Оригинальное пожелание - «Услуги массажиста».
Много ответов библиотекари получили на 10 вопрос «Представьте себя в роли дизайнера, архитектора. Какие изменения Вы бы произвели в оформлении библиотеки, чтобы читатели (прежде всего ваши ровесники) с удовольствием сюда шли?». Молодые люди проявили большую фантазию и внесли свои разнообразные предложения. Среди ответов: «Каждый отдел библиотеки оформить в соответствии с определённым литературным жанром», «Стены библиотеки разукрасить в контрастные тона, чтобы не было тускло или отделать мозаикой», «Оформление Молодёжного центра - художественная роспись стен, мебели, предметов интерьера; создание флюоресцентного оформления, графического дизайна», «Украсить стены современными фотографиями и картинами с изображением книг». «В Молодёжном центре необходим диско-шар, аквариум, кресла-качалки, гамаки и приятная музыка», «Освещение сделать более уютным», «Ширмами отгородить индивидуальные места для работы», «Необходимы интерактивные доски, Wi-Fi во всём здании библиотеки».
Общие выводы.
Исследование проводилось с целью изучения мнения молодых читателей об эффективности работы библиотеки и качестве предоставляемых ею услуг. Проведя данный опрос-анкетирование, мы можем сделать вывод, что Центральная городская библиотека в настоящее время востребована юным населением, поскольку остаётся доступным источником получения информации, много делает для организации содержательного досуга и общения юношества.
В целом можно сказать, что молодой читатель чувствует себя в библиотеке комфортно, 69% опрошенных часто и охотно посещают её. Среди мотивов обращений в библиотеку не только традиционное чтение, но и посещение Молодёжного центра, общение с ровесниками, а также участие в библиотечных мероприятиях. Радует отношение молодежи к библиотеке, 85% респондентов отметили удобный график работы и приятную атмосферу в библиотеке, все 100% юношей и девушек считают Центральную городскую библиотеку «Библиотекой для молодежи». Вопреки сложившемуся мнению о том, что молодежь стала менее заинтересованной в чтении, мы видим, что по результатам опроса, лишь 20% молодых людей не считают серьезной проблемой то, что молодежь мало читает книг, и наоборот большинство 66% отметило, что не читающая молодежь в будущем станет недумающим поколением взрослых. Нас также удивило, что 79% юношей и девушкек всё же предпочитают традиционную печатную книгу электронным изданиям.
По результатам исследования видно, что в области досуга, предоставляемого библиотекой, у молодёжи большая свобода выбора. Нас, сотрудников библиотек, заставляет задуматься читательское мнение о возможности появления новых форм услуг, ещё более разнообразного досуга, изменений в оформлении библиотеки. Возможно, что мы сможем воплотить некоторые предложения наших молодых пользователей, и это будет способствовать активному участию новомосковской молодёжи в библиотечной жизни нашего города.
Есть ли будущее у библиотеки? Возможно ли будущее без библиотеки? Эти вопросы волнуют всех: и библиотечных работников (в первую очередь), и учѐных, и обычных читателей. Будущее без библиотеки, скорее всего, — навряд ли. Библиотека всегда была хранилищем, в котором собрана уникальная информация, многовековые знания, и опыт. А будущее без информационного «господства» представить не возможно. В последнее время на страницах специальной периодической прессы идет дискуссия, какой будет библиотека ХХI столетия, какую роль будет играть библиотекарь, будет ли существовать печатная книга, или ее заменит компьютер. Еще в старину люди построили семь чудес света. Есть еще одно чудо, не менее интересное. Оно знакомо каждому из нас, но человек настолько привык к этому творению, что редко задумывается над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами и, как настоящий друг, готов ежеминутно прийти на помощь, научить, обрадовать, поддержать, рассказать. Это чудо — книга. Книга! Она приходит в жизнь с раннего детства, люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, как к солнцу, которое освещает все вокруг. Давайте совершим увлекательное путешествие «вглубь веков». Библиотеки, собрание глиняных табличек, впервые появились приблизительно в 2500 году до н. э. Первая библиотека на Руси была основана в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Хранилищем книг в древности были церкви. Библиотекарями, а также же и учителями, были священники. Тогда и сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых». Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек. Многое изменилось с тех пор: человечество взошло на новую ступень развития с новыми ценностями, новой культурой. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности растѐт число читателей — посетителей библиотек. На сегодняшний день в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг. Библиотека — книжный храм, как в прошлые века, так и в настоящее время. В ней люди и получают знания, и активно общаются, учатся слушать и понимать друг друга. Поэтому, с большой с уверенностью можно сказать, что библиотека — это дом, в котором человек познаѐт себя и окружающий мир. В настоящее время книги — традиционные носители информации. А в каком виде они будут существовать тогда, когда возникнут очертания будущей библиотеки? Наверное, их будет много, и они будут разные: большие и маленькие, совсем простые и очень сложные, комфортные и удобные в обращении и не очень. Для каждого вида пользователей информации они будут свои. Но очень-очень хочется думать том, что один из видов — бумажный, сохранится. Маленький человечек, не умеющий читать, воспринимает информацию визуально. Он не сможет без книги. Взрослый, в силу своего восприятия, отрицающий электронный вариант чтения, тоже возьмет в руки только книгу. В современном социуме невозможно представить себе читателей, полностью живущих по принципу «электронное общение». Давайте попробуем представить себе библиотеку будущего, но не очень далекого, ведь глубоко изменить сознание мы сейчас не сможем просто в силу незнания величины дальнейших технических изменений. Жизнь меняется, увеличивается ее темп. Нам стало не хватать времени. Мы хотим многое успеть. Есть ли будущее у библиотеки? Возможно ли будущее без библиотеки? ак я это себе представляю? Прежде всего — компьютеризация. Как известно, 21 век — это век информации. Информация нужна всем — проверенная, лаконичная и, конечно, как можно быстрее. Современная библиотека, стараясь соответствовать времени, активно внедряет информационные технологии в свою жизнь и работу. Сегодня, когда интернет-пространство для многих людей стало частью жизни, а активно развивающиеся комплексы социальных медиа, включающих блоги, социальные сети, информационные ленты и другое, стали не только местом чтения новостей, но и местом работы, библиотека не имеет права оказаться вне этого пространства. В библиотеке будущего новое информационное наполнение деятельности библиотек, повышение эффективности в ее работе, новый уровень международного сотрудничества и, самое главное, создание единого сайта с библиографической информацией — компьютеры — должны стоять всюду: на абонементе, в архиве, на каждом столике читального зала, в которых автоматизирована вся поисковая система библиотеки. В библиотеке будущего должны будут проводиться семинары, форумы, обсуждения по средствам Интернета с читателями в других городах и странах в режиме реального времени по волнующей теме. Такие форумы общения позволят раскрыть более полно образы героев, в понравившихся произведениях, узнать мнение других собеседников. Библиотека будущего должна стать не только культурно-досуговым центром, но и центром образовательным. За последние годы библиотеки и библиотекари быстро наращивают своѐ присутствие в социальных сетях и блогах, используют их для общения с пользователями, обмена мнениями об изданиях и услугах, для маркетинговых исследований и продвижения своих услуг. Естественно, всѐ это останется обязательной частью в библиотеке будущего, ведь это способствует скорости получения актуальной информации по ряду профессиональных направлений, выработке собственного мнения специалистов при оценке событий, заставляет читать профессиональные издания, обмениваться опытом с коллегами, да и просто позволяет оценить, на каком уровне развития информационно-библиотечных технологий находится библиотека. Сегодня библиотеки активно ищут новые формы, включая в свое пространство досуговые зоны. Не растворит ли в себе этот досуговый элемент собственно библиотеку будущего? И опять обратимся к истории в эпоху Перестройки, когда библиотеки уже переживали подобный период в своей истории 30 лет назад. Тогда на фоне катастрофического падения авторитета библиотек в читательской среде и одновременно раскрывшихся возможностях для творческой деятельности, в библиотеках началось массовое распространение «клубных» форм работы — на базе библиотек стали действовать общества, кружки и клубы самых разных направлений. Тогда, как и сейчас, в библиотечной среде возник вопрос о том, где допустимая граница, за которой мы теряем библиотеку и становимся чем-то иным. Можно ответить так: вопрос состоит не в том, соответствует ли та или иная деятельность профилю библиотеки, а в том, как люди, посещающие эти мероприятия, относятся к библиотеке. Если им будет предложено для их встреч другое место, а они скажут: «нет, мы хотим остаться в библиотеке», значит, она делает нужное и важное дело. И в библиотеке будущего всѐ останется также. Вот как видят библиотеку будущего читатели нашей библиотеки после проведения анкетирования «Какая мне нужна библиотека в будущем»: — « Мне кажется, что в будущем библиотекарями будут не люди, а роботы»; — «Я думаю, что в будущем в библиотеках детские книги будут гораздо интереснее»; — «Библиотека будет переполнена компьютерами. Это хорошо!»; — «Возможно, в библиотеке будут работать роботы, но хотелось бы, чтобы остались люди, такие же весѐлые, добрые и внимательные, как наши библиотекари»; — «Я думаю, что в будущем книги будут очень дорогие и похожи на маленькие ноутбуки»; — «Библиотека будущего — это такое место, куда все будут приходить, потому что там будет удобно, красиво и много цветов»; — «Самое главное в библиотеке будущего — это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет»; — «Библиотека будущего должна быть красивым и комфортным местом, куда люди будут приходить пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться». Вот такое видение наших читателей библиотеки будущего. И как мы видим, мнения многих сходится. Главное, чтобы в библиотеке было удобно, комфортно и красиво и она ориентировалась на нового пользователя, читателя цифровой эпохи. Какой будет библиотека будущего? Ясного и чѐткого ответа на этот вопрос пока нет, но ясно одно, что библиотека будет являться центром поддержки непрерывного образования, интеллектуально культурно-досугового центра широкого профиля, социально- коммуникативной площадки, создающей условия для развития многообразных контактов и будет находиться в необыкновенно красивом многоэтажном здании. На каждом этаже будет несколько залов в тематическом и художественно-дизайнерском оформлением различных библиотечных зон с учѐтом их функционального назначения: компьютерный, хранилище старинных и редких книг, различные досуговые зоны, игровые комнаты для детей разного возраста, зоны групповой и индивидуальной работы, зоны для творчества, различных культурных мероприятий, выставок, зоны релаксации и питания и др. с наличием разнообразной и удобной с позиции эргономики мебели. Библиотека будущего — это и реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к любой информации. Хорошая оснащенность библиотека будущего будет притягивать к себе магнитом своих читателей, людей, стремящихся к знаниям, к научным открытиям. В библиотеке будущего будет востребован интеллектуально — творческий библиотекарь, который действительно будет заниматься творчеством. Библиотека будущего будет для удовольствия и для радости читателям. Ведь в любое время и эпоху миссия и современной библиотеки, и библиотеки будущего заключается в том, чтобы подготовить человека к жизни и максимально содействовать его самовыражению.