СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О чем рассказала казачья форма, или как Григорий обнову справлял

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О чем рассказала казачья форма, или как Григорий обнову справлял»

Конспект занятия

Тема: «О чем рассказала казачья форма, или как Григорий обнову справлял».

Старшая группа

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое

Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад №18

Токаренко Г.П.



Цель занятия: создание условий для расширения знаний детей о казачьей форме.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать представление о военной жизни Донских казаков, их характере.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.

Воспитательные:

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация.

Предполагаемый результат: знание детьми элементов «казачьей справы», внутреннего духовного смысла, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Входит дед Щукарь.

Дед Щукарь. Здорово дневали, казачата! Как живете – можете? Пришел я к вам об казачьей справе погутарить? Что такое казачья справа вы знаете?

Дети. Казачья форма.

(слайд №1)

Дед Щукарь. Как называются детали казачьего костюма?

Дети. Фуражка, папаха, гимнастерка, шаровары, шинель, ремень, сапоги, башлык, мундир.

Дед Щукарь. Форма эта не простая – потому что много может нам о казачьей жизни рассказать. И сейчас свой рассказ начинают казачьи штаны шаровары. Они довольно широкие. Как вы думаете почему шаровары широкие, а не узкие? (слайд №2)

Дети. В узких штанах на коня не сядешь.

Дед Щукарь. Верно. Куда казаку без коня! А вот что это за красные вставки на шароварах? Зачем они нужны казаку?

Дети. Лампасы. Так казаки отличаются от других военных людей.

Дед Щукарь. Послушайте старинную легенду о лампасах.

«Царь присылал жалованье казакам за службу: порох, хлеб, оружие, сукно – обычно красное и синие. Вот как-то привезли из Москвы жалованье. Все казаки собрались на круг, чтоб поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел Круг, но по обычаю предков стали делить поровну. Синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по ленте. Вот и стали казаки с тех пор нашивать красные ленты на шаровары. Прозвали их лампасы».

А что это такое? (слайд №3)

Дети. Мундир.

Дед Щукарь. Казачий мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. По бокам мундир имел разрезы, чтобы удобнее садится на лошадь. В летнее время казаки носили гимнастерку. Праздничная – белая, а повседневная – защитного цвета. Зимой казак надевал шинель (слайд №4) из грубого сукна защитного цвета с красными лацканами на воротнике с серебряной пуговицей.

А что служило головным убором казака? (слайд №5)

Дети. Фуражка и папаха.

Дед Щукарь. Казачья фуражка имеет темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Носили ее сдвинутой козырьком в правую сторону, а с лева выпускался традиционный казачий чуб. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки, означало, что он – мужчина и может быть настоящим хозяином. Ходить без фуражки или папахи казаку считалось неприличным.

Все это – фуражка и папаха с красным верхом, шинель и мундир синего сукна с красными выпушками, синие шаровары с лампасами, гимнастерка, ремень – называют «казачьей справой». Как вы думаете, почему?

Ответы детей….

Дед Щукарь. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. (слайд №6)Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Живи теперь своим умом – я боле перед Богом за тебя не ответчик». Казаки очень тщательно следили за собственной внешностью – одежда казака всегда должна быть чистой. Ведь чистота – это прежде всего здоровье!

Но более всего ценил казак одежду не за ее стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья «справа», а за то, что одежда была сшита матерью или женой. Каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма была выполнена с любовью. По верованиям древних казаков, одежда – это вторая кожа, поэтому казаки никогда не носили чужой одежды. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча». Награждая казаков, атаманы дарили им материал на «справу», но никогда не дарили «атаманский кафтан».

Вот о чем рассказала казачья форма. Что же вы запомнили из ее рассказа?

Что такое казачья «справа»? Почему казаки ходили в фуражках? Почему казаки носят лампасы? Почему казак не наденет шубу с «царского плеча»?

А сейчас поиграем в игру «Казачья справа». Вот перед вами куклы – казаки. Нарядите их в казачью справу, да будьте внимательны, не нарядите их в одежду с «царского плеча»! Раз, два, три – игру начни!

Дети одевают бумажных кукол – казаков в казачью справу.

Дед Щукарь. Костюм и в наши дни многое говорит о человеке. Как говорится «по одежке встречают…». Бережно храните традиции своих предков. Расскажите, как вы бережете свою одежду?

Ответы детей…

Дед Щукарь. Даю вам, казачата, наказ – «Одежду беречь, да за внешностью следить, как предки наши!»