СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О чем рассказывает орнамент в костюмах коренных народов Хабаровского края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучить  культуру коренных народов Хабаровского края и изготовить куклы  в одежде с традиционным орнаментом.

Просмотр содержимого документа
«О чем рассказывает орнамент в костюмах коренных народов Хабаровского края.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края







Научно – практическая конференция учеников начальной школы «Совята-2022»



О чем рассказывает орнамент в костюмах

коренных народов Хабаровского края.

исследовательская-проектная работа










Выполнили:

ученики 4 класса МБОУ ООШ № 3

Руководитель: Авраменко АВ

учитель начальных классов















Содержание


Введение

3

Мы жители края. Результаты анкетирования.

4

Численность и места проживания коренных народов.

5

Быт, основные занятия, традиции коренных народов

Одежда и обозначение орнамента в одежде

5-10

10-12

Список используемых источников и литературы

12

Приложения

13 - 20




































Введение

Актуальность исследования: В народных костюмах заложена сама мудрость народа и тайна, особенно в орнаменте. Костюм может рассказать, чем и как жили коренные жители Хабаровского края. Численность населения коренных народов Хабаровского края очень мала, поэтому их называют малыми и есть угроза их исчезновения, а наша страна Россия многонациональная и каждый народ для неё важен. Изучая культуру коренных народов, мы изучаем культуру России.

Область исследования – исторические материалы о жизни коренных народов края.

Предмет исследования – особенности традиционных костюмов коренных народов Хабаровского края

Цель исследования: изучить культуру коренных народов Хабаровского края и изготовить куклы в одежде с традиционным орнаментом.

Задачи:

1. Исследовать материал о культуре малочисленных народов Хабаровского края.

2. Изготовить куклы в одежде с традиционным орнаментом и некоторые атрибуты быта.

3. Познакомить учащихся начальной школы с культурой коренных народов родного края.

4. Воспитывать уважительное отношение к коренным народам.

Методы исследования: анкетирование, чтение и анализ исторических фактов, сравнение и обобщение.

Продолжительность проекта - долгосрочный (март – апрель 2022 года)

Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать во внеурочной деятельности по курсу «Край, в котором я живу», на классных часах. Куклы в национальной одежде украсят фотозону в школе к году культурного наследия народов России.


Мы жители Хабаровского края.

Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток. Хабаровский край – это наша Родина. Красота нашего края таинственная и величавая: холодный и чистый покой Севера, широкий и величавый Амур, богатая и неповторимая тайга. А главное люди, которые проживают на территории нашего края. На внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» мы знакомились с дальневосточными аборигенами, их бытом и культурой.

Оказалось, что мы мало знаем о коренных жителях нашего края. Поэтому нам стало интересно узнать:

- какова численность коренных народов края, где они проживают?

- какие основные занятия коренных народов, их быт и традиции

- особенно привлекла одежда малых народов, что обозначают орнаменты в одежде.

Мы провели анкетирование среди учеников 3-5 классов. Все в произвольной форме отвечали на вопросы.

Анализ анкетирования показал, что наши сверстники мало знают о культуре и традициях коренных народов края.

Так возникла идея проекта «О чем рассказывает орнамент в костюмах

коренных народов Хабаровского края». Мы захотели не только узнать о культуре коренных народов края, но и изготовить кукол в национальной одежде, потом рассказать ученикам начальной школы.

Мы объединились в две группы: первая группа изучала исторический материал и делилась информацией со второй группой; вторая группа - творческая, обобщали материал и работали над изготовлением кукол. Каждый выбрал себе по две национальности, осудили интересующие вопросы. У нас получились вопросы:

1 Численность и места проживания коренных народов, 2 Быт, основное занятие, традиции коренных народов, 3 Одежда и обозначение орнамента в одежде.

Каждую неделю мы проводили обсуждение вопросов, находили информацию в интернете, в журналах, в книгах. Нам помогали наш учитель и родители. Что у нас получилось, мы сейчас расскажем.




Численность и места проживания коренных народов.

На сегодняшний день на территории Хабаровского края проживают 8 национальностей:

Нанайцы – проживают в Комсомольском, Амурском районах, в крае 11000 чел.

эвенки и эвены- проживают в Охотском районе Хабаровского края Эвенки 4593 чел. и эвены 1272 чел.

ульчи- живут в девяти поселках Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. 2 718 чел

Нивхи- проживают Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края, 2052 чел

удегейцы- проживают на западе до рек Хор, Бикин, 613 чел

Негидальцы- живут преимущественно на севере Хабаровского края по рекам Амур и Амгунь, 505 чел.

орочи- народ, проживающий Ванинский, Комсомольский и Советско-Гаванский районы, 426 чел

Быт, основные занятия, традиции коренных народов

Нанайцы (устаревшее название гольды)

Жилище

Фанза-зимнее жилище нанайцев. Строилась из жердей, тростника. Внутри фанзы вкапывали бревна, чтобы крыша не провалилась. Фанзу обмазывали глиной. Крышу накрывали корой деревьев. Никаких перегородок в фанзе не было. Просто одна комната. Внутри очаг. Очаг не печка с трубой, а наподобие печи, но из камней. В очаг вмазывался котел,, в котором варили еду для людей и собак. От очага проложены деревянные трубы, по которым проходил дым. Дым выходил на улицу Очаг дымил, в фанзе было очень дымно

Хомараны-это летние жилища. Их строили как шалаш. В них не было очага. Там спали, когда выезжали на рыбалку. Спали на хвойных ветках. А еду варили в котлах на костре

Любимые блюда нанайцев.

Нанайцы очень любят рыбу. Самое любимое блюдо тала. Тала готовится из свежей сырой рыбы. Очень важно нарезать рыбу тонкими ленточками. Добавляется соль, черемша, дикий лук и перец Нанайцы собирали голубику, клюкву, смородину, заготавливали целебные корни Из ягод черемухи пекли лепешки Мясо лосей, кабанов вялили, как рыбу.

Традиции

Традиционно занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством.

В хозяйственном календаре нанайцев пять месяцев носят названия рыб.

Раньше, до прихода русских, одежду и обувь они делали из рыбьей кожи, а домашнюю утварь из дерева и бересты.

Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. У народа была традиция, согласно которой девочку в маленьком возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до возрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.

Известные люди

Дерсу Узала (1849-1908) – охотник.

Кола Бельды (1929-1993) - эстрадный певец.

Григорий Ходжер(1929-2006) - нанайский писатель

Удегейцы - в прошлом назывались «лесными людьми»

Жилища

У удэгейцев существовало три типа поселений-стойбищ: постоянные (зимние), сезонные и временные. Постоянные располагались в распадках, укрытых сопками от зимних ветров, неподалеку от традиционных мест промысла и существовали десятилетиями.

Пища

С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища. С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей.

Традиции

Удэгейцы — охотники и рыболовы, из животных разводили лишь собак, которых впрягали зимой в нарты для перевозки грузов. Охотились на изюбров, пятнистых оленей, кабанов, медведей. По случаю убийства медведя устраивали медвежий праздник с культовыми обрядами. Особое значение имело ритуальное поедание головы медведя, череп животного надевали на шест, устанавливаемый в лесу. А вот уссурийского тигра убивать запрещалось: встретив его след, охотники произносили молитвы, просили у тигра помощи, защиты и удачной охоты. Особое отношение к этим животным связано с верой, что удэгейцы в далекой древности произошли именно от них.

Орочи— дети тигра с берегов Японского моря

Жилища

Зимние жилища (тувэззэ) представляли собой срубные прямоугольные полуземлянки из плах. Двускатную крышу покрывали еловой корой, прижатой сверху толстыми жердями. Изнутри вдоль стен делали дощатые нары для сна, в центре — очаг костер, а над ним — дымовое отверстие. Место за очагом напротив двери считалось почетным. Снаружи перед входом из коры сооружали небольшой коридор — «кладовую».

Пища

Традиционная пища – рыба и мясо. Их ели сырыми, отварными, жареным и морожеными, вялеными.

Традиции

Основные занятия орочей — охота на копытных, пушных, морских зверей, птиц, рыболовство, собирательство. На нерп охотились с гарпунами, рыбу ловили крапивными сетями, ловушками, острогами. Священным морским животным считалась косатка. Народ с древности заметил, что при ее приближении нерпы и другие морские животные группировались у берега. Охотиться становилось легче, поэтому сложилось поверье, что косатка помогает промыслам. Осенью и весной устраивали обряды кормления косатки черемшой, специальным студнем из рыбьих шкурок. Сакральное кушанье готовили в чашах, формой напоминающих нерпу.

Охотились на лосей, лис, кабаргу, косуль, изюбров, кабанов, соболей, выдр. В качестве оружия применяли луки, самострелы, использовали ловушки. Запрещалось убивать тигров: их считали помощниками верховного божества Буа. Другим священным животным считался медведь: по поверьям, хозяин тайги и всех животных — древний предок человека. Главным событием в жизни орочей считался медвежий праздник, для которого использовали убитого медведя или специально выращенных в течение трех лет медвежат. Черепу животного подносили кушанья, в том числе медвежье мясо. Важную роль в жизни орочей играли шаманы, проводившие религиозные праздники и обряды, лечившие, общавшиеся с духами предков, духами-покровителями. Традиционным атрибутом шамана был пояс с погремушками, бубен с колотушкой, украшенная подвесками юбка, крылья или перья птицы. У каждого шамана существовали духи-помощники, изображения которых в виде лягушек, червей, птиц, животных, змей изображались на наряде.

Негидальцы - люди реки Амгунь

жилища

Традиционное негидальское жилище было нескольких типов: летний шалаш, покрытый циновками и берестой; летний шалаш в форме рассеченного цилиндра, покрытый берестой; летний двускатный шалаш, покрытый корой; зимнее жилище “фанза” с двускатной крышей; подземное жилище с двускатной крышей.

Пища

В прошлом основу питания негидальцев составляла рыба. Мясо дикого оленя, лося и некоторых других животных у низовской группы лишь разнообразили пищевой рацион. Более важную роль играло оно у верхнеанюйских негидальцев. Рыбу и мясо употребляли в сыром, вареном, жареном и сушеном виде, заготавливали впрок. Мясо, нарезанное тонкими длинными ломтями, сушили на солнце и коптили в дыму

Традиции

Традиционным видом охоты негидальцев является промысел пушного зверя: соболя, колонка, лисицы, зайца, белки, выдры.

Традиционные обряды связаны с промыслами, наиболее распространен медвежий праздник. Строили на краю селения небольшую юрту, рядом разводили костер. Шаман «договаривался» с духами тайги об удачной и безопасной . Например, негидальцы никогда не произносили вслух слово «медведь». Священное животное называли уважительно и ласково – «дедушка», «дядя». А если охотник, возвращаясь из тайги, выдохнет короткое «Кук!», сразу понятно, какую добычу везет.

Ульчи

Жилища

Ульчи жили в маленьких селениях, в которых было около 5 домов. В доме проживало сразу несколько семей. Дом строили из бревен и отапливали двумя очагами. Особенностью традиционного ульчского жилища был "собачий стол" - низкий помост, на котором кормили ездовых собак. Каждая семья держала до 12 ездовых собак для перевозки грузов на нартах.

Еда

 Основная еда ульчей -  рыба. Зимой – юкола, или вялено -сушёная рыба. Ее у ели сухой, размачивали и жарили на углях, варили из нее суп с добавкой круп и  морской капусты. В больших количествах запасали на зиму рыбий жир. Ели и сырую рыбу.  Мясо диких животных, в том числе и медвежьи ели не так часто. В тайге собирали черемшу, крапиву, дикий лук, желуди, ягоды, орехи, древесные грибы.

     В ульчских семьях мужчины охотились, ловили рыбу, занимались строительством и делали орудия. Женщины заготавливали юколу, рыбий жир, порошок из рыбы. Также вместе с детьми собирали съедобные и лекарственные растения, а также траву для утепления обуви. Обрабатывали кожу и шкуры, изготавливали посуду из бересты, плели циновки шили одежду и обувь.

Религия

Духам молились, приносили жертвы, «угощали» различной пищей, любимыми растениями, старались не обижать своим поведением.

Как и у других амурских народов, особое место в жизни Ульчей занимал медвежий праздник .Он представлял собой ритуальное убиение зверя, предварительно выращенного в неволе специально для этой цели. 

Эвенки и эвены.

Традиционное занятие - оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Олени у эвенов особенные: они отличаются большим ростом, силой и выносливостью.

Жилища

У Эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум – дю, крытый шкурами каркасное жилище чорама-дю . Оседлые Эвены до 18 века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Время от времени эвены кочуют. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу.

Еда

Традиционная пища Эвенов – оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Нивхи

Жилища

У нивхов сезонные поселения -летние временные, зимние постоянные. Вели оседлый образ жизни. Зимнее жилище – большой бревенчатый дом, назывался «тыф, дыф, таф». Крыша крылась травой. Дома без потолков, с земляным полом. Дымоходы от 2 очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводился высокий настил на столбах, в сильные морозы на нем держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2–3 семьи, на своем участке нар.

Традиционное хозяйство нивхов основано на рыболовстве и морской охоте

Значительную роль в их культуре играло собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры — для одежды, собак использовали как транспортное средство , для обмена, на охоте, приносили в жертву.

Женщины собирали и заготавливали впрок лекарственные и съедобные растения, корни, травы, ягоды. Различные корни, береста, прутья и др. шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали крапивное волокно для плетения сетей и т.п.

Распространены домашние ремёсла — изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды .

Еда

Нивхи Предпочитали свежую рыбу – ели ее в сыром, вареном или жареном виде. Из юколы, свежей рыбы и мяса варили супы, добавляя в них травы и коренья. В конце XIX века в обмен на рыбу начали приобретать у русских картофель.

Еще сравнительно недавно нивхи широко употребляли в пищу мясо тюленя, сивуча, белухи и дельфина. Нивхи широко используют в пищу мясо уток, гусей, морских куликов, чаек, цапель, куропаток, глухарей.

Почетное место в рационе нивхов занимают дикорастущие ягоды: голубика, шикша, морошка, черная и красная смородина, малина, брусника, а также плоды шиповника и боярышника.

Мы изучили быт коренных народов и можем сделать некоторые выводы:

Что основными видами промысла коренных народов были – рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Этим занимались мужчины. Женщины занимались собирательством дикоросов и животноводством, шили одежду, изготавливали украшения. Поддерживали очаг.

Они жили в небольших деревнях в несколько хижин. Их жилища называется фанза, хомараны, кава, чоло, тувэ, тыф дыф таф, чум. Главным у коренных народов края был медвежий праздник. Священные животные – тигр и медведь. У каждого народа был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом.

Одежда и обозначение орнамента в одежде

На первый взгляд национальные костюмы малых народов края похожи, но есть отличия.

Нанайцы . Халат-это традиционная нанайская одежда. Изготавливали халаты из рыбьей кожи. Потом стали шить халаты из тканей, которые покупали у торговцев. Халаты были без пуговиц, распашными. Халаты украшались вышивками по низу, вышивкой украшали рукава. Узоры напоминали реки, озера, птиц, животных. Все узоры брали из жизни.

Эвенки и эвены. Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя – из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

Ульчи. Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно.  Также одежду и обувь шили из меха и рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож с множеством украшений и без них. Одежда (особенно женская) украшалась меховой мозаикой из кусочков собачьего, лисьего и беличьего меха. Также и  мужчины и женщины зимой носили закрытые шапки, которые защищали от мороза и ветра. Например, традиционный женский головной убор – «рысья» шапка.  Со стоячими на макушки ушками рыси и хвостом сзади.  Летом и мужчины и женщины носили легкие шляпы из бересты.

Нивхи. Традиционная одежда нивхов (и мужская и женская) состояла из штанов и халата. Шили ее из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Зимняя одежда – шубы ок из собачьих шкур, мужские куртки пшах из нерпичьих шкур, у более состоятельных – женские шубы из меха лисиц, реже – из меха рыси. Мужчины в дорогу для езды на нартах (иногда во время подледного лова) поверх шуб надевали юбки хоск из нерпичьих шкур. Обувь делалась из нерпичьих шкур, рыбьей кожи и прочих материалов, Внутрь вкладывали согревающую стельку из особой местной травы. Одежду, обувь, предметы утвари нивхи украшали тончайшим криволинейным орнаментом

Удегейцы. Традиционная удэгейская одежда — пошитый из ткани халат типа «кимоно». Мужской халат доходил до коленей, женский был длиннее. В холода носили меховые куртки, варежки, закрывающие шею тканевые капоры, маленькие круглые шапки с беличьими хвостами. Женский наряд украшался богаче мужского. Неизменный атрибут — нагрудник расшитый бисером и монетами. Рукава, подол, кромка халата украшались меховыми аппликациями и вышивкой. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы, девушки дополнительно украшали их бусами и монетами. Одежда охотника: сигэ, сшитая из шкуры изюбря шерстью наружу, чтобы снег, падая, сразу скатывался.

Негидальцы. Носили укороченные куртки из оленьих шкур, обувь шили непромокаемых рыбьих кож. Дополняли костюм меховыми чулками и короткими штанами, на руки надевали меховые варежки. Традиционная одежда — халат из ткани или рыбьей кожи на вате, богато декорированный геометрическим, спиральным орнаментом по подолу, пройме, рукавам, линии запаха. Основным материалом для изготовления одежды и обуви вплоть до конца XIX века у негидальцев оставалась рыбья кожа, кожа лося, нерпы, оленьи и собачьи шкуры. Верхней зимней одеждой служили также шубы и куртки кэнггэ, наями.

Орочи. Универсальный наряд — распашной халат, напоминающий кимоно с длинными, сужающимися к концам рукавами. Зимой и осенью халат утепляли подкладкой из ваты, лисьего меха, собачьих шкур, рыбьих кож. Уходя на промысел, мужчины надевали теплые куртки из шкур оленя, кабарги, ровдужные накидки. Дополняли наряд поясом: мужчины вешали на него оружие, трут, мешочек с порохом, женщины — костяной игольник, кроильный нож. Особую роль отводили украшениям: декоративным спиральным орнаментом украшали подол, рукава, борта халата. Носили нагрудники, оформленные бляшками из металла, разномастные подвески, ушные и носовые серьги. Для праздничных костюмов женщины использовали съемные меховые воротники, наплечники, мужчины — фартуки. Волосы не стригли: мужчины заплетали одну косу, женщины две. Защитное значение имела красная нить, обвязанная вокруг косы. Женщины дополнительно вплетали в прически бисерные, шелковые ленты. Голову летом покрывали высокой берестяной шапкой.

Заключение

Коренные народы создали свое изобразительное Искусство и культуру. Быт каждого народа хорошо прослеживается в их национальных костюмах.

Работая над проектом, мы узнали, что национальные костюмы коренных народов Хабаровского края являются воплощением традиций и верований каждого народа в отдельности. Изучать их можно бесконечно. Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно. Также одежду и обувь шили из меха и рыбьей кожи, с множеством украшений. Одежда (особенно женская) украшалась меховой мозаикой из кусочков собачьего, оленьего, лисьего и беличьего меха. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о наших коренных малочисленных народах, об их самобытной культуре и обычаях.



Список используемых источников и литературы

Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с

http://akmns-khab.ru/ сайт региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края»























Приложение

Анкета «»






Фото



Таблица результатов

























Фото куклы



















































Фото работа над проектом

Изучаем литературу




работаем в сети интернет


мастерская кукол

выступление




























Жилище нанайцев

Одежда нанайцев

Ж
илища удегейце
в

Шалаш –кава Чоло – переносное жилище на ночь

О дежда

д
ерево шамана с черепами медведей

Орочи

жилище орочей

Негидальцы



Ульчи



Эвенки



Нивхи

Зимнее жилище летнее жилище