ФИЛИАЛ МБОУ «БЕЛОЯРСКАЯ СШ» ЛУКЬЯНОВСКАЯ ОШ»
Исследовательский проект
«О чём говорит почерк ученика »
Выполнила: Тюльберова Каролина
Руководитель проекта: Кызынгашева Елена владимировна,
учитель начальных классов
Лукьяновка 2024 г.
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………………….2
II.Литературный обзор по теме……………………………………………………………3-5
2.1. Общее понятие о графологии……….. ..…………………………………………….3-4
2.2. Характеристика почерка……………….…………………………………………….4-5
III. Практическая часть…………………………………………………………………….6-8
3.1. Анкетирование………………………………… ……………………………………6
3.2.Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ…………..….6-8
3.3. Характеристика почерка учащихся 3 класса………………………………………
3.4.Выводы
IV. Выводы и рекомендации ….……………………………………………………….....9-10
V.Используемая литература ……………………………………………………………..11
VI. Приложение……………………………………………………………………………12-24
I.Введение
Актуальность:
Я считаю, что тема моего исследования интересная и актуальная, так как в школах всех учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, при этом у учащихся, надо заметить, он разный. Таким образом, каждый из учеников имеет индивидуальный характер и склад ума.
Многие ли из нас в состоянии по почерку сказать что-нибудь о себе или своих знакомых? А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга.
Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.
Гипотеза:
Действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?
Цель:
Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4А класса с их характером.
Задачи:
1.Раскрыть понятие графологии.
2.Провести анкетирование письменных работ среди одноклассников.
3.Проанализировать полученную информацию.
4.Провести наблюдение за поведением и характерными чертами учащихся.
Методы исследования:
1.Теоретический (сбор информации, работа с Интернетом, энциклопедиями)
2.Практический ( наблюдение, статистический учёт, анкетирование).
Предмет исследования:
Тетради учащихся 3 класса
Объект исследования:
Учащиеся 3 класса
Практическая значимость: результаты исследования помогут понять, как почерк может влиять на характер ученика.
Личный вклад автора:
Автор проводил опыты и наблюдения, их описание, анкетирование. Им проведена обработка и обобщение полученных данных.
II. Литературный обзор
2.1 Графология – это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.
Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.
Графология как наука существует давно. Первая книга, посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно 200 лет спустя к этой теме вернулись во Франции. Понятия об этом предмете возникли в 17 веке, принято считать французского аббата Мишона (1806-1881) основным инициатором образования графологического общества, он сам написал несколько сочинений на эту тему, выпускались первые специальные журналы по графологии. В 1872 году написал книгу «Система графологии» впервые употребив термин «графо»-писать, «логос»-наука. С помощью почерка можно сделать психологический портрет человека. 3
Что даёт графология? Для умелой ориентировки в жизненных ситуациях просто необходимо осознать себя и свои возможности. С этой целью, конечно же, можно пройти психологическое тестирование. Так теперь часто поступают при приёме на работу в различных предприятиях и фирмах. Можно поступить и иначе. Проявив определённую настойчивость и желание, можно достаточно быстро овладеть начальными знаниями графолога. Затем использовать их для осознания своих личностных особенностей. Знание графологии позволяет каждому овладеть простейшими методами анализа почерка и применять их на практике. В первую очередь, лучше узнать самого себя, осознать свои качества и, если в этом есть необходимость, внести определённые изменения в свои действия. В случае приобретения чужих писем, записок, подписи других людей мы можем заглянуть на них и выстроить свои отношения.
По сути, нет ни одной стороны в нашей жизни, где бы графологию нельзя было бы применить с пользой. Её можно применить для коррекции отношений начальника с подчинённым, учителя с учеником. Также используется графология при диагностике спортсменов, в криминалистике, при отборе кандидатов на работу и т.д.
2.2 Характеристика почерка.
Когда ученик испытывает определённое настроение, волнения или другие эмоции, он пишет с более сильным нажимом. Если же человек пишет в большей степени разными почерками, или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, и имеют много друзей и знакомых, а у кого мелкий почерк, этот человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека манера письма меняется, так как меняются обстоятельства жизни и физическое развитие человека. В почерке, как и в поведении, и в речи отражен внутренний мир человека.
Начиная с первого класса, всех учеников преподаватели учат писать аккуратно и одинаково, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. Ко всем учащимся требования одинаковы. С каждым годом у учащихся класса почерк становится все более индивидуальным.
Одинаковые интервалы между словами - это признак стабильности в отношениях с людьми. Меняющиеся или неодинаковые интервалы показывают непостоянство в отношениях с окружающими. Узкий пробел указывает на человека, который чувствует себя комфортно даже в тесном общении. Широкий пробел означает, что ученик большую часть времени предпочитает проводить в одиночестве. А умеренно ровные пробелы -признак зрелости и трезвого ума.
Интервалы между строками тоже несут много информации. Достаточно большой промежуток между строками (такой, чтобы буквы из одной строки не путались с буквами из другой) говорит о внимательности и сознательности человека. Средний интервал свидетельствует организованности и ясности ума. Путающиеся строки - признак неорганизованного мышления и эмоционального и умственного замешательства.
Ширина букв в почерке отражает самовосприятие, отношение к себе. Если сами буквы очень узкие, то такой человек с трудом выражает свои чувства и эмоции. Широкие буквы говорят о привычке с лёгкостью относиться к происходящему, всегда с радостью открывать для себя что - то новое и отсутствие чрезмерной самокритичности.
Почерк крупный говорит о том, что его обладатель легко находит с людьми общий язык.
Мелкий почерк говорит о замкнутости и скрытности человека.
Округлые, закруглённые буквы выдают такое качество характера, как отзывчивость и доброта.
Угловатые буквы - признак эгоистичности.
Сильный нажим свидетельствует об усидчивости, силе воли.
Слабый - неуверенный в себе человек.
Узорный почерк (чёткий, ровный, правильный, линии букв выведены точно, все завитушки и окончания чётко пририсованы) говорит о том, что перед нами обязательный, аккуратный, но несамостоятельный и бесхарактерный человек.
Крупный и размашистый почерк выдаёт натуру энергичную, трудоспособную, общительную. Этот человек умён, но добр и щедр до беспечности, поэтому окружающие активно этим пользуются в своих целях.
Ровные буквы , без излишеств (завитушки, хвостики и т.д) – спокойствие и уравновешенность человека.
Неразборчивым почерком обладают исполнительные, пунктуальные люди, но их деятельность мало успешна.
Мелкий почерк свидетельствует о наблюдательности, остром уме, точности в мелочах, хладнокровности и сдержанности. Это тонкие и умные собеседники, обладают чувством юмора. В экстренных случаях они берут инициативу в свои руки, действуют жёстко и эффективно.
Слитный почерк (все буквы связаны между собой) говорит о том, что человек обладает логическим складом ума.
Разрывистый почерк– признак развитой интуиции.
Если буквы расположенные выше строки, обладатель такого почерка романтичен и не видит людских недостатков. Если буквы наползают на строку, а затем сползают вниз, значит, человек практичный, материалист и он удачен в коммерческих целях. Почерк наклонен вправо (более40-45градусов), такой человек обидчив и раним. Влево - почерк говорит о завышенной самооценке, желании быть в центре внимании. Строго вертикальный почерк характерен для лидеров, обладающих сильной волей; такие люди всегда знают, чего хотят.
Переносы могут дать следующую информацию. Человек, который не любит делать переносы и оставляет в конце строки большие пустые поля, он, скорее всего, слишком осторожен, осмотрителен. Строки, заполненные полностью, и при этом присутствует искажение последних букв (что бы уместить в строке), говорит о том, что обладатель такого почерка жаждет сочувствия, любви и понимания. Если строчки письма к концу поднимаются вверх, значит, человек решителен, но для достижения своих целей он не пойдёт «по головам». Этот человек будет честен при реализации задуманного. А в случае, когда строка сползает в конце вниз, то у людей наблюдается апатия, пессимизм, отсутствие инициативы. Неровная по всей длине строчка - признак спокойствия, рассудительности и здравомыслия. Если ученик оставляет по бокам листа большие поля, значит, он щедр, если же узкие – бережлив. [http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9272/]
III. Практическая часть.
3.1. Анкетирование.
Как определить по почерку характерные черты ученика?
Почему же настроение человека связано с его почерком? Каковы её причины?
Первым делом я провела опрос в классе у учеников, так как есть девочки и мальчики, которые пишут аккуратно и неаккуратно. Многие ответили, что устаёт рука, торопились, привыкли так писать, не старались (неаккуратный почерк).
Из своих наблюдений, я заметила, что почерк ученика может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других обстоятельств.
Чтобы получше узнать почерк учеников, я составила анкету из шести вопросов, раздала каждому ученику для того, чтобы они ответили на эти вопросы в письменной форме. Таким образом, можно понять стремление к аккуратной прописи у большинство учеников и считают свой почерк разборчивый. (Приложение № 1)
3.2. Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ.
При проведении анализа почерка учащихся 3 класса мне потребовались их тетради, образцы почерка на чисто белых листах. При проведении исследования мне потребовалось 10 работ учащихся. Анализируя их работы, я получила необходимый результат, который мне дал понять, о чём говорит почерк ученика.
Первое, на что я обратила внимание, связанное с наукой графологии, ясно выражена ширина интервала между словами - один из показателей отношения ученика к своим одноклассникам и окружающим.
Из своих наблюдений я заметила, что почерк ученика может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других обстоятельств. Например, когда ученик испытывает определённое настроение, волнение или другие эмоции, то он пишет с более сильным нажимом.
Если же человек пишет в большей степени разными почерками или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, имеет много друзей и знакомых, а обладатель мелкого почерка - человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека манера письма меняется, так как меняются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении и в речи можно раскрыть его внутренний мир. (Приложение 2).
При проведении анализа почерка по рабочим тетрадям моих одноклассников я пришла к выводу, что не все пишут аккуратно. Глядя на диаграмму, можно заметить, что в классе большинство учеников пишут аккуратно, средний процент менее аккуратный, всего трое учеников пишут неаккуратно. (Приложение 3 )
Характеристика почерка учеников 4 класса:
1. Размер букв: очень маленький (не более 2-3мм)-3балла,
маленькие-7,
средние-17,
крупные (свыше7мм)-20.
2. Наклон букв: влево-2балла,
лёгкий наклон влево-5,
прямое написание-10,
лёгкий наклон вправо-6,
вправо-14.
3. Форма букв: округлая-9 баллов,
бесформенная-10,
угловатая-19.
4. Направление строк: ползут вверх-16 баллов,
прямые-12,
ползут вниз-1.
5. Сила нажима: лёгкая-8 баллов,
средняя-15,
сильная-21.
6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию-11 баллов,
к раздельному-18.
7. Общая оценка: почерк старательный-13 баллов,
неровный, одни слова читаются легко, другие-с трудом-9,
неразборчивый, буквы узнаются с трудом-4.
Сложим полученные баллы.
35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
52-63: в большинстве жизненных ситуаций этот человек не смел и пассивен. По складу ума романтик и философ.
64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто рискует. Несмотря на лёгкий характер, не лишён чувства собственного достоинства.
76-78: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
88-98: самая распространённая группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществлёнными), смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
99-109: индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одарённые личности, склонные к творчеству, изобретательству.
110-121: скорее всего это личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.
Из 16-ти учащихся моего класса от 64-75 баллов набрали 9 учеников. Обладатели такого почерка решительны, хоть и часто пасуют перед опасностью. Несмотря на лёгкий характер, не лишены чувства собственного достоинства.
Четверо учащихся класса набрали от 76-87(Белан С., Долишняк И., Кожемякин М., Кудаярова Э.). Их почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
Признак почерка | Его значение |
Наклон Вперёд Назад Вертикальные Различные направления | Тёплая, дружелюбная, эмоциональная натура. Интеллект контролирует эмоции. Равновесие между умом и сердцем. Человек подвержен резким сменам настроения. |
Строка Идёт вверх Идёт вниз Идёт прямо | Оптимизм. Пессимизм. Равновесие. |
Поля Широкие слева Широкие с право Широкие на верху и внизу | Расточительность, с которой человек борется. Щедрость наряду с рассудительностью. Щедрость, рассудительность, хороший вкус. |
Форма букв Округлённые, мелкие Округлённые, крупные Угловатые, мелкие Угловатые, крупные Смесь угловатых и округлённых | Человек склонен к сотрудничеству. Человек не склонен к самоутверждению. Ум специалиста, терпеливость. Напористая, честолюбивая натура. Человек любит удовольствия, комфорт и роскошь. |
Нажим Сильный, мелкий почерк Сильный, крупный почерк Лёгкий, мелкий почерк Лёгкий, крупный почерк Средний нажим, смесь лёгкого и сильного нажима | Экстраверт, интерес к новому. Экстраверт, страстный, активный. Интроверт, дисциплинированный ум. Интроверт, альтруист. Амбиверт. |
Размер букв Мелкие, ровные Крупные, ровные Средние | Способность к концентрации, сдержанность. Экспансивность, агрессивный натиск. Необходимо учитывать другие показатели. |
Соединение букв в словах Раздельные Слитные Сочетание того и другого | Человек полагается на интуицию. Логический ум, вдумчивый анализ. Человек обладает и логикой, и интуицией. |
Трое учениц набрали от 88-98 баллов (Негода К., Опанасенко А., Гардт Д.). Это самая распространённая группа. Характерные признаки - честность и инициатива, обилие новых идей ( которые нередко так и остаются неосуществлёнными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора. ( Приложение №4)
Процесс анализа:
Вывод:
Таким образом, протестировав учеников 4А класса, я получила разные характеристики почерка ребят. Вследствие чего пришла к выводу, что изучая особенности почерка, можно понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, можно определить и понять личность любого человека.
IV. Выводы.
Я, ученица 4А класса, проанализировала теоретические работы, посвящённые анализу почерка, выяснила, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, самостоятельно исследовала почерк одноклассников и пришла к следующим выводам:
Основы почерка закладываются в детстве.
На чёткость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
У каждого человека свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что я и доказала при исследовании нашего почерка.
Большинство учеников 4А класса считают свой почерк разборчивым и хотели бы, чтобы он стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написания текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно. Красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нём веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, даёт положительный психологический заряд своей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.
Рекомендации:
Полученные данные мною в моей работе могут использовать учителя, воспитатели для проведения классных часов и внеклассных мероприятиях, кружков и факультетов по предмету.
В дальнейшем я решила продолжить изучать и исследовать графологию и расширять знания по данной теме.
V. Используемая литература:
1.Дороти Сара. Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера. –М,: Вече, АСТ, 1998.-160с.(« Познай себя »).
2.Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.
3.Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.
4.Дудаева Е. Как исправить почерк.
5.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Москва 2000 года.
6. Источник: http: // shkjlazhizni/ ru/ archive/0/ n-9272/
7.Википедия.
8. Интернетресурсы.