План- конспект урока
изобразительного искусства
для 5 класса на тему
«О чем рассказывает цвет в гербе и эмблеме» .
( по требованиям ФГОС второго поколения)
Подготовила:
учитель изобразительного искусства
МОУ «Макаровская ООШ»
Е.А.Кузьменко
План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему
«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
( по требованиям ФГОС второго поколения)
Тема урока: «О чем рассказывает цвет в гербе и эмблеме» (второй час)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Деятельностные цели:
- Формирование представления о цвете в различных видах гербов и эмблем.
-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.
-Создание эскиза эмблемы класса, в цвете.
Образовательная цель:
-Формирование гражданской позиции учащихся.
Задачи:
Личностные:
-Формирование основ художественной культуры.
-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.
Предметные:
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов, знаний по цветоведению и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России и гербов различных городов, кооперативных гербов; эмблемы общественных организаций; эскизы с предыдущего урока, геральдическая таблица цветов; краски, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Организация местоположения каждого ученика | Занимают свои места, приветствуют присутствующих | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап повторения знаний предыдущего урока | Учитель устанавливает осознанность восприятия знаний предыдущего урока. -О чем мы говорили на предыдущем занятии? -Откуда произошли гербы? -Для чего был нужен герб? -Где можно встретить изображение герба? -Как называется наука по изучению гербов? -Из каких частей состоит герб? -Какие четыре части можно выделить на гербе России? -Что изображено на гербе г.о Черноголовка? | Ученики отвечают на поставленные вопросы и показывают усвоенные знания. Тест | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Этап мотивации и актуализации знаний | На этом этапе учитель предлагает найти то, о чем не говорилось на предыдущем уроке -Как вы думаете, что вам предстоит еще узнать о создании герба? И сообщает учащимся о том, что ребятам сегодня предстоит узнать о значении цвета в создании герба и эмблемы. -Как вы думаете, а цвет имеет роль в создании герба? | Смотря на изображения гербов на экране, ученики формируют содержание темы урока Учащиеся отвечают на поставленный вопрос | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
«Открытие» обучающимся нового знания | Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Как вы думаете, а у цвета есть свое значение? Большое значение в создании герба имеет цвет. В древности щиты с гербами были деревянными, потом их стали обтягивать шкурами животных, оковывали металлом. Короли и военачальники для украшения щитов использовали золото, серебро, яркие цветные краски- эмали. Однако при составлении герба не все цвета можно использовать. В науке геральдики только 7 цветов.(показ слайдов) Каждый цвет имеет символическое значение: Пурпурный- символ власти и используется только в гербах королевских и императорских семейств. Красный- соответствует любви, мужеству и смелости. Черный- осторожности и мудрости. Зеленый- надежде, изобилию и радости. Синий- честность и верность. Золото- вера, справедливость а так же богатство. Серебро- чистота и благородство. | Ученики отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Учитель устанавливает осознанность восприятия. Возвращение к просмотру герба России и г.о.Черноголовка -посмотрите, какие цвета используются в этих гербах и что они означают? -А много ли сразу в одном гербе используется цветов? Не больше четырех | Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Динамическая пауза | Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки | Выполнение движений за учителем | Личностные |
Творческая практическая деятельность | Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба в цвете. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты. Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. -А сейчас я предлагаю вам поработать над эмблемой класса в цвете, используя те знания, которые вы сейчас получили. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. | Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы класса в карандаше, работают парами. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Учитель организовывает рефлексию. -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Нарисовать эскиз герба своей семьи | | Личностные |
Литература
Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
Сайт: Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html