СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О дистанционной лекции

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривая содержание образования как транслируемую часть культуры, преследуется цель сохранения интеллектуального наследия поколений. В наше время к этой задаче добавляется еще одна не менее важная. Чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь быстро находить нужную информацию, осмысливать и использовать ее. Это способность мыслить по-современному вырабатывается в процессе обучения в том числе дистанционном.

Просмотр содержимого документа
«О дистанционной лекции»

Методика создания дистанционной лекции

Рассматривая содержание образования как транслируемую часть культуры, преследуется цель сохранения интеллектуального наследия поколений. В наше время к этой задаче добавляется еще одна не менее важная. Чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь быстро находить нужную информацию, осмысливать и использовать ее. Это способность мыслить по-современному вырабатывается в процессе обучения в том числе дистанционном.

«Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия.» [1].

Простое преобразование текстов лекций, учебников, учебных пособий в электронные аналоги, которое в настоящее время преобладает в дистанционных курсах БГПУ им.М.Танка, не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс дистанционного обучения, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Формализм в дистанционном обучении обусловлен тем, что имеющиеся средства обучения подгоняются или просто включаются в курсы дистанционного обучения без учета дидактических требований к средствам дистанционного обучения.

Существуют две технологических составляющих учебного процесса в дистанционном обучении – педагогическая (педагогическая технология) и технологическая (информационно-коммуникативная). Первая обеспечивает обучение, служит для усвоения информации. Вторая – техническая (устройства хранения, переработки и передачи информации по линиям связи) и программная технология передачи информации и коммуникации (обеспечение интерактивности и поддержания диалога).

К сожалению, в литературе, посвященной дистанционному обучению, широко рассматриваются не технологии обучения, а технологии интернет и современных коммуникаций. Все педагогика сводится к обсуждению вопросов технического плана: видеоконференции, видеолекции, видеоуроки, чаты и пр.

В результате так называемые видеолекции лекциями как таковыми не являются. Это обычные учебные видеозаписи. Технические и программные средства стали совершеннее, видеомонтаж – доступнее, цифровое видео - мобильным. И больше ничего! Спросите себя, авторы видематериалов: писали вы сценарий, расписывали по минутам и секундам кадры? А кадр это что? Отдельное изображение или сцена? Если вы знакомы с процессом рендеринга не на словах, а на деле, то согласитесь, что большинство видеолекций нужны только их авторам [14].

Специфика дистанционного обучения диктует необходимость подходить ответственно к разработке любых ресурсов курсов дистанционного обучения, особенно средств обучения.

В данной статье мы пробуем убедить создателей дистанционных курсов в необходимости методически грамотно создавать одно из средств обучения, входящих в ресурс любого дистанционного курса – дистанционной лекции.

ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение), сис тематич., последовательное, монологич. изложение учителем (преподавателем, лектором) уч. материала, как правило теоретич. характера. Как одна из организац. форм обучения и один из методов обучения традиционна для высш …(Российская педагогическая энциклопедия).

ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы … (Большой Энциклопедический словарь).

ЛЕКЦИЯ — (лат. lectio чтение, от legere читать). Чтение профессора с кафедры, преподавание, урок, учебный час. Лекции публичные, т. е. предназначенные для всех желающих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910… (Словарь иностранных слов русского языка).

Анализ дистанционных курсов сайта дистанционного обучения БГПУ им.М.Танка показывает, что дистанционные лекции разрабатываются указанным ранее методом – простым переносом содержания лекционного материала на цифровой носитель. Основные методы создания Дистанционных лекций (ДЛ):

  1. чередование электронных страниц с текстами и рисунками. Переход од одной страницы к другой осуществляется простым нажатием мнемо кнопки «Продолжить».

  2. чередование электронных страниц, связанных вопросами по предъявленному материалу. Переход на последующую страницу осуществляется после правильного ответа на вопрос. В том числе используются тесты интернет ресурсов

  3. чередование электронных страниц, связанных вопросами по предъявленному материалу. Переход на последующую страницу или окончание лекции осуществляется после правильного ответа на вопросы теста или одного вопроса.

Подавляющее большинство дистанционных лекций построены по принципу линейного научения, предложенного Б.Скинером и раскритикованным еще в 50-е годы прошлого века [2]. Редко встречаются лекции, содержащие ветвления.

Перелистывая электронные страницы усвоить информацию невозможно. Для усвоения учебного материала страницы лекции обязательно должны содержать вопросы для самоконтроля. Это основы программированного обучения, хотим мы это признавать, или нет.

Какие существуют приемы и методы создания эффективной дистанционной лекции?

В первых версиях дистанционной системы обучения ресурс «Лекция» назывался «Занятие». На наш взгляд это более точное название ресурса. Занятие не ограничено повремени, его можно проходить несколько раз, оно содержит ссылки на справочники, презентации, видео и иные интернет ресурсы что соответствует педагогическим основам дистанционного обучения.

В справочной системе дистанционного обучения о лекции говорится: «Преподаватель может использовать линейную схему лекции, состоящую из ряда обучающих страниц или создать сложную схему, которая содержит различные пути или варианты для учащегося. В любом случае для увеличения активного взаимодействия и контроля понимания преподаватели могут использовать различные вопросы, такие как «Множественный выбор», «На соответствие» и «Короткий ответ». В зависимости от выбранного студентом ответа и стратегии, разработанной преподавателем, студенты могут перейти на другую страницу, возвратиться на предыдущую страницу или быть перенаправленными совершенно по другому пути» [3].

К сожалению, эти возможности системы дистанционного обучения (СДО) MOODLE не используются.

Авторы публикаций по проблеме дистанционного обучения не рассматривают педагогические аспекты ресурсов и средств дистанционного обучения: [4-8].

Современная информационно-образовательная среда базового дистанционного обучения многоэлементна. Независимо от избранной технологии обучения любое обучение основано на психологии усвоения информации.

«Если объектом и субъектом учебного процесса является ученик, следовательно, в основе технологии обучения должно быть учение, которое всегда связано с познанием.[9]».

Познание проходит цепочку восприятие – осмысление – закрепление – рефлексия.

Каждому из этапов соответствует уровень знаний: знания-образы – знания-копии, знания умения и знания – навыки (компетенции).

Каждому этапу учебной деятельности соответствуют определенные учебные ситуации, которые реализуются в дистанционной лекции в виде связанных между собой экранных страниц (кадров) [10]. Количество кадров определяется автором курса таким образом, чтобы достигнуть результата этапа оптимальными методами.

Чтобы программирование учебного процесса в ДО стало обоснованным процессом, а не только искусством, нужны определённые правила, принципы активного взаимодействия учебным материалом. Лоренс М. Столаров выделяет следующие логические методы программирования учебного материла:

  • Метод различия;

  • Метод совпадения;

  • Объединённый метод совпадения и различия;

  • Метод сопутствующего изменения;

  • Метод остатка.

Мы предлагаем при проектировании ДЛ использовать метод Сократа, суть которого заключается в следующем:

  1. Собеседник Сократа утверждает тезис, который Сократ считает ложным.

  2. Сократ путём общих определений указывает оппоненту на его противоречивый тезис.

  3. Оппонент соглашается с противоречивостью своих суждений. И обращается к Сократу за советом.

  4. Сократ показывает своё незнание в данном аспекте, тем самым ставя оппонента в тупиковую ситуацию («Я знаю, что ничего не знаю»).

  5. Далее Сократ путём беседы с наводящими вопросами способствует «зарождению» новой истины у оппонента [11].

Такую цепочку нелегко реализовать в современных системах дистанционного обучения, для полноценного диалога необходимы системы искусственного интеллекта.

Посредством конструирования учебного материала и организации самоконтроля авторам курсов удается передать не только содержание учебного материала, но авторское отношение к нему, к учению в целом. Немаловажным для обучения и вовлечения в учебный процесс обучаемых является факт отражения личности педагога в содержании дистанционной лекции. Примером может служить сайт Stepik.org.

Суть педагогической технологии сводится к выполнению технологической цепочки восприятие – осмысление – закрепление – рефлексия. Реализация цепочки возможна различными способами. Самый продуктивный из них - технологический, представленный на рис. 1 этапами методической системы [12].

Рис. 1.Технология обучения

Пример методики формирования понятия» Средство обучения»

На первом информационном кадре [12] обучаемому задается вопрос: «Что означает понятие «Средство обучения?» и предлагается общепринятая трактовка термина – «всё, что помогает достичь цели занятия». Затем предлагается выбор: согласиться или нет с указанным определением. В обоих случаях осуществляется подводка к мысли, что в определении содержится неточность.

На втором этапе высказываются мысли, ведущие к уточнению понятия, в том числе даются определения разных авторов, не отдавая предпочтения ни одному из них. Снова предлагается выбор для поиска признаков, характерных для каждого из определений для выяснения обучаемым свойств средств обучения.

На третьем этапе предлагается обсудить на основе имеющейся информации классификации средств обучения разных авторов. В параллельной цепочке кадров обучаемый подводится к понятию идеального средства обучения. В качестве контрольного вопроса предлагается обсуждение вопроса «Какое средство обучения является современным?».

На четвертом этапе обсуждаются вопросы:

  1. Какое средство обучения называют ТСО (технические средства обучения)? Что вкладывается в смысл этого понятия?

  2. Предлагается доказать заведомо неверное утверждение: «Компьютер – самое современное средство обучения».

  3. Можно ли вообще отказаться от понятия «средство обучения»?

На заключительном кадре дается итоговое определение понятию «средство обучения», вытекающее обсуждения.

В заключение приведем высказывание А.В.Хуторского [13]: «Преподнося учащимся "ничейные" расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля».

Если мы по-прежнему будем считать, что содержанием образования является трансляция культурного и интеллектуального наследия и только, мы никогда не научим своих воспитанников действовать в проблемных ситуациях. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, уметь планировать учебную и производственную деятельность, решать познавательные задачи без привлечения чужого опыта.

Чтобы изменить традиционное отношение к обучению как передаче учащемуся знаний, умений и навыков, нужно использовать совершенно иные методы обучения, одним из которых является метод Сократа.

Использование нетрадиционных методов обучения в технологиях дистанционного обучения видится нам одним из возможных путей изменения отношения к учению в целом и повышении эффективности дистанционного обучения.





Литература
  1. Е. С. Полат. Педагогические технологии дистанционного обучения. Источник – “Федерация Интернет образования” fio.ru

  2. Столаров Лоренс М.. Обучение с помощью машин. С приложением статей Б.Ф.Скиннера, Н.А. Краудера, Дж.Д. Финна и Д.Г. Перрена. М:., 1965 г.,стр.168

  3. Встроенная справка системы дистанционного обучения MOODLE

  4. Е.С.Полат НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Под редакцией д-ра пед. наук проф. Е.С.ПОЛАТ Рекомендовано Ученым советом Института общего среднего образований РАО в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров Москва ACADEMA 2002

  5. Итпекова Г.С., Скибицкий Э.Г. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова http://www.naukapro.ru/ot2006/1_065.htm

  6. ЗАХАРОВА И.Г. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений (ДПП.Ф.05 «Педагогические технологии») Москва ACADEM'A 2003

  7. Жидаль, Р.Ф. Дистанционное обучение школьников [Электронный ресурс] / Р.Ф. Жидаль // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/571052/ (дата обращения:13.05.2012).

  8. Уткина Ю. Дистанционное образование: плюсы и минусы [Электронный ресурс] / Ю.Уткина // Дистанционное обучение: информационный портал. – Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html (дата обращения:15.05.2012) Источник:

http://si-sv.com/publ/1/tekhnologii_distancionnogo_obuchenija/14-1-0-86

  1. Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб.пособие/ Н.К.Степаненков. – Минск: Адукацыя і выхаванне,2007.

  2. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. - М.; Воронеж, 2002.

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_Сократа

  4. Беловский Г.Г. Основы информационных технологий. Пособие для преподавателей, студентов и учащихся. LAP LAMBERT Acdemic Publishing, ISBN 978-3-359-48158-1, Saarbrucken, 2015.

  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

  6. Шабалин Ю.Е. СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ВИДЕОЛЕКЦИЙ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-uchebnyh-videolektsiy-kak-didakticheskaya-problema


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!