СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика применения ИКТ и образовательных платформ в дистанционном обучении

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система дистанционного обучения (СДО или LMS) — это виртуальный класс, где можно одновременно развивать учащихся из разных концов мира. При этом вам не нужно расширять штат учителей, закладывать в бюджет командировочные, содержать помещение для проведения занятий. Достаточно зайти в систему, добавить учебные материалы, пригласить пользователей и начать обучение.

В настоящее время рынок систем дистанционного обучения быстро развивается: появляется все больше новых платформ дистанционного обучения с различным функционалом. Единого решения, которое бы решало все задачи образования нет. Рассмотрим наиболее популярные решения для организации онлайн-обучения в вузах, школах, образовательных центрах.

В системе дистанционного обучения можно:

  1. Создать базу знаний. Хранить книги, видеоролики, электронные курсы, тесты и другой учебный контент в одном месте. Учащиеся смогут зайти на портал и изучить нужный материал в любое удобное время.
  2. Обучать на расстоянии. В несколько кликов назначить курс или видеоурок конкретному учащемуся, классу или сразу нескольким классам.
  3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно получить детальную статистику: какие материалы изучают пользователи, какой проходной балл набрали в тестах, сколько времени потратили на обучение. С помощью СДО удобно контролировать уровень подготовки в каждом классе и группе, оценивать успеваемость учащихся.

Платформы для дистанционного обучения делятся на два вида: «коробочные» и облачные.

СДО из коробки нужно устанавливать на сервер организации. Это позволит сотрудникам входить на учебный портал под корпоративными логином и паролем. Все данные хранятся внутри вашей организации.

Но для того, чтобы установить стационарную СДО, придется прописать детальное техническое задание, проверить совместимость системы с программным обеспечением компании. Этап внедрения займет 3-4 месяца.

Для быстрого запуска дистанционного обучения лучше использовать облачную платформу. Она выглядит, как обычный интернет-портал, к примеру, «Яндекс.Почта» или Mail.ru.

На «Яндексе», чтобы отправить письмо, нужно зарегистрироваться. Тот же принцип у облачной СДО — вы регистрируетесь и получаете доступ к своему учебному порталу. Сюда можно загрузить нужные материалы, добавить пользователей и начать обучение. Вся информация хранится на сторонних серверах.

 

Критерии, по которым выделим популярных провайдеров СДО:

  1. Особенности системы. Что выделяет систему на фоне остальных?
  2. Поддержка контента. Какие стандарты и форматы контента для онлайн-обучения система поддерживает?
  3. Создание контента. Есть ли конструктор курсов (Authoring Tool)?
  4. Управление пользователями. Что можно делать с пользователями на платформе?
  5. Система отчетности. Какие формы отчетов поддерживаются?

Рассмотрим некоторые из платформ СДО.

1. Moodle — бесплатная система дистанционного обучения

Moodle — бесплатная система электронного обучения с открытым кодом.

За годы разработки вокруг Moodle сформировалось сильное сообщество, которое и создает новые модули (плагины) для платформы.

Модуль — это ZIP-архив, который при установке на платформу добавляет новые функции или изменяет дизайн. Сегодня Moodle переведена более чем на 100 языков и поддерживает свыше 1500 плагинов.

Moodle подходит как для организации обучения в ВУЗах и учебных центрах, так для корпоративного обучения. Moodle относительна сложна в настройке, чем коммерческие платформы. Но ее администрирование может выйти дороже, за счет привлечения сторонних специалистов и содержания собственного сервера. В качестве аналога вы можете попробовать iSpring Learn.

Особенности Moodle

Настройка платформы через плагины. Функционал и дизайн Moodle изменяется с помощью плагинов, которые можно бесплатно скачать из интернета или создать самому.

Так как Moodle – программа с открытым исходным кодом, то огромное пользовательское сообщество работает над улучшением функционала Moodle. Другими словами создается большое количество плагинов или дополнений к системе.

Такие дополнения как правило бесплатны, их можно просто скачать и установить для своей системы. Примерами таких плагинов являются:

  • Модули видеоконференции.
  • Аудио видео чаты.
  • Массовая рассылка сообщений.
  • Средства проектной работы.
  • Электронного портфолио и др.

Обзор лучших плагинов и тем оформления для Moodle – отдельная большая тема для разговора.

Интеграция с другими сервисами. Moodle легко объединить с другими платформами, как, например, WordPress или вебинарами Zoom.

Поддержка контента

Moodle поддерживает самые популярные стандарты в электронном обучении: IMS, AICC и SCORM. Поддержка xAPI (Tin-Can) включается через плагин Logstore API.

Кроме того, в Moodle можно загружать презентации, изображения, видео, аудио и текстовые файлы.

Создание контента

В Moodle можно создавать текстовые лекции и опросы. Если подключить плагин Interactive Content H5P, вы сможете добавлять учебный контент с H5P: веб-сервиса для создания интерактивных обучающих материалов.

Для создания более качественных уроков можно использовать отдельные программы, например, iSpring Suite.

Управление пользователями

По умолчанию пользователям можно назначать роли и объединять их в группы. Все другие функции, вроде массового назначения курсов и настройки условий регистрации, добавляются с помощью плагинов.

В качестве примера приведем наиболее популярные:

  • Email-based self-registration with admin confirmation — включает саморегистрацию пользователей.
  • AutoEnrol — автоматически добавляет новых пользователей к прохождению курса.
  • File Upload — при регистрации пользователи могут загрузить уже готовую анкету с информацией о себе.
  • Inactive User Cleanup — удаляет неактивных пользователей из системы.
  • Merge User Accounts — позволяет объединять две учетные записи в одну.

Система отчетности

В Moodle вы можете настроить систему отчетов под себя — выбрать лишь те данные, которые нужны для анализа успеваемости учеников. Например, можно посмотреть, сколько времени они тратят на изучение курса, как часто заходят на платформу, какие ошибки в тестах допускают.

Набор отчетов в вашей системе, зависят от плагина, который вы установите. Всего их 38. Например, можно настроить статистику по успеваемости пользователей и их активности, популярности курсов, работе платформы (сбор ошибок, количество заходов и т.д.).

Так выглядит отчет по успеваемости, созданный с помощью My Feedback:

Учебные элементы Moodle делятся на относительно пассивные, например, простая страница, файл, папка, которая объединяет несколько файлов, так и активные, например:

  • вики – инструмент для совместной работы (примером вики является Википедия);
  • глоссарий (учащиеся сами могут создавать глоссарий);
  • разнообразное количество форм тестовых заданий, включая графические; также стоит отметить различные стратегии проведения тестирования – контролирующее, обучающее, адаптирующее и т.д.;
  • традиционные задания и нетрадиционные задания, основаны на критериях (напоминают часть С ЕГЭ); кроме того есть задания с использованием взаимопроверки;
  • лекции с техникой обратной связи, которая позволяет реализовать программированное обучение – после изучения небольшого фрагмента теории следует тестовое задание на выявление степени освоения учебного материала) и ряд других;
  • дифференцированные стратегии обучения.

Возможности дифференциации обучения в Moodle

Moodle позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Дифференциация может осуществляться двумя механизмами.

  • Первый – создание групп. И для каждой группы можно задать свой контент, свой учебный материал.
  • Второй способ – задать зависимости доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента.

Например, не выполнив тестирование по теме 1 нельзя будет перейти к лекции темы 2. «Программировать» можно не только доступ к отдельным учебными активности, но к целой группы учебных элементов.

Минусы СДО Moodle

Среди недостатков этой системы дистанционного обучения следует отметить:

  • Система бесплатная, но ее нужно где-то установить (нужен сервер или хостинг, доменное имя и т.д.); все это может оказаться непосильной и дорогостоящей задачей для школы или частного репетитора.
  • Moodle очень требователен к серверу (показательно, что бесплатный хостинг позволяет установить только старые версии этой СДО).
  • Потребляет много ресурсов, что может увеличить финансовые затраты.
  • Слишком громоздкий – многие инструменты Moodle не используются даже в вузе.
  • Требует серьезного изучения – метод «научного тыка» не пройдет.

Этапы внедрения Moodle

Внедрить Moodle сразу и целиком вряд ли удастся, нужна последовательная смена определенных этапов, постепенное включение ДО в образовательный процесс.

Можно порекомендовать следующую дорожную карту:

  1. Обучение педагогического коллектива навыкам работы в этой СДО; в этом отношении вам может помочь бесплатный курс на udemy.
  2. Внедрение тестирования – практика показывает, что тестирование – наиболее понятный и принимаемый элемент ДО).
  3. Организация самостоятельной работы – можно разместить дополнительные учебные материалы (что-то почитать, выполнить совместный или индивидуальный проект).
  4. Внедрение ДОТ со всеми фишками дифференциации, модульности и т.д.

Как протестировать платформу

Попробовать бесплатную веб-версию Moodle можно на официальном сайте. По умолчанию сайт предложит один из двух вариантов — Mount Orange School или Moodle Sandbox.

  • Mount Orange School — вы работаете с готовой учебной платформой со всеми настройками. Здесь даже есть загруженные курсы и боты, то есть виртуальные ученики, на которых курсы можно протестировать.
  • Moodle Sandbox — платформа, которую нужно настраивать с нуля. Этот вариант для тех, кому настроенная площадка не подходит, например, они хотят разобраться в установке плагинов.

Настройка плагинов

Moodle можно установить на свой сервер или попробовать облачную версию Moodle Cloud. Изначальный функционал довольно беден, поэтому его лучше дополнить плагинами. Их можно скачать бесплатно с сайта Moodle, для этого:

  1. На главном сайте в самом низу находим Plugins в подменю Downloads;
  2. В меню Навигация справа выбираем Plugin Types;
  3. Выбираем нужную категорию, находим нужный плагин и скачиваем его как ZIP-архив. Если нужно найти плагин по названию — воспользуйтесь поиском на этой же странице.
  4. Чтобы установить плагин, зайдите на ваш сайт с установленной Moodle, затем зайдите в Администрирование, выберите Плагины и Установку плагинов.

Что такое MoodleCloud?

Если есть желание посмотреть или разобраться в этой СДО, но нет возможности установить Моодл, то можно предложить попробовать облачный сервис от разработчика – MoodleCloud.

Преимущества такого способа:

  • не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;
  • есть бесплатный тариф;
  • есть поддержка русского языка;
  • есть плагин видеоконференции;
  • автоматическое обновление (мелочь, а приятно).

Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:

  • домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;
  • только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);
  • нет возможности установить свои модули;
  • есть реклама, которую отключить нельзя.

В целом, MoodleCloud можно порекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или отличную возможность изучить и попрактиковаться в создании курса в Moodle.

 

2. iSpring — платформа для организации дистанционного обучения.

Платформа полностью на русском языке. Ее выпустила отечественная компания iSpring — один из мировых лидеров на рынке программ для дистанционного обучения.

 

iSpring позволяет в краткие сроки реализовать принципы дистанционного обучения в образовательном учреждении, предоставляя возможности по регистрации, хранению и сбор информации в режиме Online. Кроме того, облако iSpring Cloud – это универсальное место для хранения созданного учебного материала.

Система работает через интернет. Ее не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно создать аккаунт, загрузить материалы и назначить сотрудников. Управлять системой может один человек. iSpring предлагает комплексное решение для корпоративного онлайн-обучения. В него входит учебный портал iSpring Learn и конструктор курсов iSpring Suite. Решение ориентировано на быстрый запуск онлайн-обучения.

Особенности iSpring

Конструктор курсов. С помощью iSpring Suite можно создавать учебный контент: курсы, тесты, диалоговые тренажеры и скринкасты.

Безлимитное хранилище. В iSpring Learn можно загружать неограниченное количество файлов.

Интеграция с другими сервисами. iSpring Learn легко интегрируется с другими системами клиента через открытый API. Например, это может быть кадровая система или корпоративный портал.

Быстрый запуск платформы. Платформу не нужно долго настраивать. Достаточно зарегистрироваться, загрузить курсы и пригласить пользователей.

Как попробовать платформу

Запросить пробный доступ можно на официальном сайте, заполнив форму. На почту придет письмо с двумя ссылками: переход к учебному порталу и установщик программ iSpring Suite.

Поддержка контента

iSpring Learn поддерживает электронные курсы в формате SCORM. Курсы, созданные в iSpring Suite и опубликованные в iSpring Learn позволяют собирать детальную статистику по обучению, как при стандарте xApi (Tin Can).

На платформу также можно загружать презентации, изображения, видео и аудиофайлы. Если вы хотите просматривать текстовые файлы на платформе, то перед загрузкой конвертируйте их с помощью iSpring Flip (входит в Suite). Объем загружаемых файлов, как и самого хранилища, не ограничен.

Создание контента

За создание учебного контента отвечает конструктор курсов iSpring Suite. Это надстройка для PowerPoint, которая позволяет создавать электронные курсы из презентаций. В Suite входит шесть модулей, позволяющие создавать интерактивные курсы, тесты, диалоговые тренажеры, видеокурсы и книги.

Управление пользователями

Новых пользователей можно зарегистрировать вручную, автоматически списком из CSV-файла, пригласить по email. Также есть функция саморегистрации — сотрудник заходит на портал, регистрируется и проходит нужный курс.

Пользователей можно объединять в группы и организации, записывать их на курсы и учебные программы и рассылать им сообщения. Если вы проводите очные тренинги, то можете создать мероприятие в календаре, а после тренинга внести результаты в систему.

Вебинары. Встроенная платформа для вебинаров позволяет одновременно обучать учащихся всех классов. Записи вебинаров сохраняются, их можно посмотреть в любое время. 

Программы обучения. Вы можете составить пошаговую программу обучения для каждого учащегося или группы. К примеру, двухнедельный welcome-курс для новичков. Программу можно поделить на главы, в каждую главу включить теоретические материалы и практические задания: тесты, диалоговые тренажеры. 

Аттестация на автомате. Чтобы провести срез знаний, достаточно собрать в iSpring Suite электронный тест, загрузить в СДО и назначить учащимся. Ни бумажных вопросников, ни утомительного анализа результатов. 

Система отчетности

В iSpring Learn можно выгружать 23 типа отчетов. Для удобства отчеты разбиты по группам:

  • По тестам, диалогам, заданиям. Вы узнаете какие ошибки в тесте сотрудники допустили, удалось ли им до конца пройти диалоговый тренажер и что показалось им сложным в домашнем задании.
  • По пользователям. Здесь можно узнать, какие пользователи и группы самые активные и какие материалы они просматривают.
  • По материалам. Здесь можно узнать действия, совершенные над материалом, как часто его просматривали и сводку достижений пользователей.
  • По мероприятиям. Здесь можно узнать, сколько мероприятий было проведено и кто их посетил.
  • По программам обучения. Здесь можно узнать, как хорошо пользователи проходят программы обучения.

Геймификация. Учащиеся получают очки и бейджи за успешное выполнение заданий. Также СДО автоматически формирует сводную таблицу успеваемости. Каждый пользователь может посмотреть свою позицию в рейтинге и сравнить себя с другими. 

Интеграция с системами кадрового учета: 1С, Босс-Кадровик, Axapta, Navision, SAP HR, Oracle EBS. 

Поддержка разных форматов онлайн-курсов. iSpring Online поддерживает современные форматы электронных курсов: SCORM 1.2, SCORM 2004. 

Мобильное обучение. Учебный курс можно запустить с любого устройства: ноутбука, планшета и телефона. Есть специальное мобильное приложение, через которое материал можно открыть даже без подключения к интернету, например, в самолете или поезде.

iSpring Learn не нужно устанавливать на сервер организации. СДО работает через интернет. Чтобы создать учебный портал, нужно лишь зарегистрироваться. Срок запуска дистанционного обучения — 1-2 дня.

Управлять учебным порталом также просто, как пабликом «Вконтакте». Поэтому для обслуживания СДО не нужно нанимать отдельного специалиста. С этой задачей справится любой бизнес-тренер или HR-специалист.

Обзор возможностей iSpring Learn:

С iSpring Learn вы можете запустить полный цикл обучения:

  • создавайте учебные курсы и записывайте на них пользователей;
  • разрабатывайте для сотрудников индивидуальные маршруты развития;
  • проверяйте успеваемость через статистику и отчеты;
  • учитывайте результаты очных тренингов через календарь.

3. WebTutor — система онлайн-обучения с модулями для управления и оценки персонала, которая работает на рынке информационных технологий с 1999 года.

 

WebTutor — разработка компании WebSoft, с помощью которой можно создать корпоративную платформу для обучения и аттестации персонала, а также автоматизации HR-процессов. Функционал платформы зависит от приобретенных модулей.

Особенности WebTutor

Настройка платформы через модули. WebTutor предлагает модули — отдельные программы с функционалом. Например, есть модули дистанционного обучения, подбора персонала, вебинарной комнаты, чат-ботов. Всего модулей 12, каждый оплачивается отдельно. Полный список модулей показан на этой схеме.

Интеграция с другими системами. WebTutor можно интегрировать с системами IT-инфрактрустуры клиента: 1С, Oracle EBS, SAP HR и др.

Конструктор курсов. У WebSoft есть конструктор курсов CourseLab, который приобретается отдельно. С его помощью можно создавать учебный контент.

Как попробовать платформу

Попробовать WebTutor можно двумя способами:

  1. Связаться с WebSoft и запросить временный демонстрационный доступ. Вам пришлют ссылку на портал и дистрибутив для администратора.
  2. Оставить заявку на главном сайте, кликнув по кнопке «Попробовать». Вам пришлют дистрибутив пробной версии.

Поддержка контента

Модуль СДО WebTutor поддерживает стандарты SCORM, AICC и xAPI.

Кроме этого, на платформу можно загружать изображения, видео, аудио и текстовые файлы. Загруженные файлы будут доступны для просмотра пользователями, и их можно использовать в качестве вложений к курсам, однако собирать сами курсы из них нельзя. Учебные материалы создаются с помощью отдельной программы CourseLab.

Создание контента

С помощью программы WebSoft CourseLab можно создавать интерактивные курсы, тесты и диалоговые тренажеры. Если каких-то функций нет — их можно добавить, прописав Java-скрипты прямо в программе.

Управление пользователями

В WebTutor пользователей в систему можно добавить путем импорта из файла (csv, xls, txt).

Новых пользователей можно распределять по группам, записывать их на курсы и проверять их успеваемость. Также WebTutor позволяет создавать уникальные роли для пользователей и настраивать для них права. Роли определяют доступ к контенту в системе, управлению другими пользователями и настройке модулей.

Система отчетности

WebTutor позволяет собирать статистику по любым данным системы и выгружать ее в виде графика или таблицы. Например, можно создать отчет с информацией по пользователю и тому, какие курсы он купил. Таким образом можно формировать узко специализированные отчеты.

Дополнительно в каждом модуле есть отчеты, позволяющие просмотреть детальную статистику. Например, в модуле СДО можно узнать отчет по курсам, разделам, сотрудникам, задачам, целям курса, комментариям, динамике обучения.

4. Teachbase — платформа для создания и продажи онлайн-курсов

 

Teachbase — веб-сервис для дистанционного обучения. На платформе можно организовать как дистанционное обучение сотрудников, так и продажу курсов.

Особенности Teachbase

Интеграция с другими системами. Teachbase можно интегрировать со сторонними CRM и платежными системами.

Площадка для вебинаров. Teachbase позволяет проводить вебинары прямо на платформе без сторонних сервисов.

Как попробовать платформу

Запросить пробный доступ можно на официальном сайте, нажав на кнопку «Попробовать бесплатно» и заполнив форму. Вам придет ссылка на демо-версию платформы на 14 дней.

Поддержка контента

В хранилище Teachbase можно загружать текстовые документы, презентации, изображения и видео. Загруженные материалы затем используются для создания курсов в редакторе контента.

Создание контента

В Teachbase есть встроенный редактор контента, позволяющий создавать тесты и курсы. Курсы на платформе представляют собой последовательность текстов, презентаций, изображений и видео.

Управление пользователями

Пользователей можно приглашать по email или импортом из CSV-файла.

Пользователей можно объединять в группы и записывать на курсы. На платформе также доступны следующие роли:

  • Слушатель — обычный пользователь;
  • Наставник — закрепляется за группой, следит за выполнением заданий;
  • Специалист — создает курсы, проводит вебинары и назначает их слушателям;
  • Менеджер — все возможности специалиста, плюс может добавлять других специалистов на платформу. Только менеджер имеет доступ к отчетам.

Система отчетности

В Teachbase можно просматривать статистику по пользователям, учебным материалам, вебинарам и активности. Отчеты можно выгрузить в формате CSV.

Полноценной альтернативой TeachBase может стать платформа iSpring Learn. В отличие от TeachBase iSpring Learn предлагает неограниченное хранилище файлов без доплат и более подробную систему отчетности. Развернуть полноценное дистанционное обучение можно за один день. Бесплатная пробная версия доступна 14 дней и не имеет ограничений по функционалу.

5. Memberlux — плагин WordPress для продажи курсов

Memberlux — плагин для WordPress, который поможет вам продать учебный контент через сайт: лекции, видеокурсы, подкасты. Клиент видит ваши курсы на сайте, выбирает понравившийся, оплачивает и получает к нему доступ. Ваш контент всегда защищен, и вы сами выбираете, кто может его просматривать, а кто — нет.

Особенности Memberlux

Плагин для WordPress. Memberlux устанавливается на сайт с WordPress, позволяя организовать продажу курсов на вашем сайте.

Интеграция с другими сервисами. Memberlux можно интегрировать с платежными системами и сервисами рассылок.

Защита материалов. В Memberlux работает шифрование видео: его нельзя скачать или просмотреть код. Таким образом ваш контент под защитой, и его никто не украдет.

Как попробовать сервис

Для получения демо-доступа к Memberlux надо зайти на официальный сайт Memberlux, нажать на кнопку «Попробовать бесплатно» и заполнить форму. Доступ к пробной версии предоставляется сразу же, и для этого не нужно иметь сайт на WordPress, однако функционал ограничен (нельзя просматривать статистику, ограниченное хранилище).

Поддержка контента

Вы создаете контент через WordPress, это может быть текстовая лекция, подкаст, трансляция или видеоурок, и публикуете у себя на сайте. С помощью Memberlux вы ограничиваете просмотр контента, тем самым защищая его, и предоставляете доступ только тем клиентам, кто покупает данный курс.

Создание контента

Встроенный редактор немного расширяет стандартные возможности конструктора WordPress, добавляя стикеры и кнопки. В остальном возможности те же: можно вставлять видео с YouTube или Vimeo, загружать аудиофайлы и изображения, рисовать таблицы. Прочие файлы, вроде презентаций, можно прикладывать вложением.

Управление пользователями

Вы приглашаете пользователей ознакомиться с вашим сайтом. Контент на сайте доступен по паролю. Чтобы пройти электронный курс или видеоурок, клиент должен ввести код. Без этого он не сможет начать обучение. Пароль клиенту отправляете вы вручную после оплаты обучения.

Выполненные задания можно проверить в разделе «Домашнее задание».

Система отчетности

В Memberlux можно просматривать выполненные задания и статистику заходов на сайт.

 

6. Edmodo- cистема дистанционного обучения.

Web-приложение Edmodo специальный сервис в сети, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.

Характеристика Edmodo

Логика работы в данном приложении следующая.

  • Учитель создает группу (на самом деле это электронный курс).
  •  Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса.
  •  Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы.
  • Можно импортировать контент из других сервисов, например новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент из других сервисов.

Особых наворотов в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

Преимущества сервиса:

  • бесплатен;
  • нет рекламы;
  • простая регистрация;
  • пользователи делятся на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа).

Недостатки:

  • отсутствие русского языка – хотя интерфейс простой и понятный, английский язык может служить серьезным препятствием для внедрения;
  • группы Edmodo нельзя объединять, т.е. у учащегося будет куча неудобных (а они неудобные) ссылок, с кучей кодов;
  • в целом арсенал учебных элементов хоть и достаточен, но относительно беден – те же тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических  и т.д.

У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.

7. Google Classroom - система дистанционного обучения

Бесплатный сервис для обучения – приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom. Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom не эффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.

Особенности Google

  • Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.
  • использование только инструментов Google (Google диск, Google докс и т.д.);
  • у участников образовательного процесса на Google диск создается общая папка «Класс»;
  • папка «Класс» доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

Преимущества решения от Google:

  • поддержка русского языка (тот же Edmodo существует дольше и интерфейс у него лучше, но он так и не стал популярен из-за отсутствия поддержки русского языка);
  • бесплатен;
  • бренд – Google знают все и использование продуктов мирового лидера выглядит солидно;
  • Google создавался именно для школ, в отличии от Moodle, который больше подходит для вузов;
  • традиционные функции у Google реализованы хорошо: есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки в журнале, есть календарь.

Недостатки:

  • очень бедный арсенал учебных элементов. Один из самых бедных наборов учебных элементов. С другой стороны, если рассматривать как ленту совместной работы, то главным в Google будет именно организация совместной работы, а не контролирующие элементы, такие как тесты;
  • ссылки на Classroom не удобные;
  • интерфейс оставляет желать лучшего.

Тесты в Google Classroom

Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы легко превращаются в тесты. Можно попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.

OnLineTestPad бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. Особенности OnLineTestPad:

  • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов);
  • гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);
  • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат;
  • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей и учителей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.

8. Getcourse.ru – платформа для обучения  и продажи онлайн-курсов. Работает через интернет. Больше подойдет репетиторам и тренерам.

Преимущества

  • создание сайта по готовым шаблонам;
  • интеграция популярных платёжных систем для настройки приёма платежей: Яндекс.Касса, Paypal, Webmoney;
  • брендирование учебного портала: можно загрузить свой логотип, выбрать нужные цвета;
  • возможность настройки обучения в форме уроков, тренингов, курсов;
  • система вебинаров;
  • Просмотр содержимого документа
    «Методика применения ИКТ и образовательных платформ в дистанционном обучении»

    Методика применения ИКТ и образовательных платформ в дистанционном обучении

    Система дистанционного обучения (СДО или LMS) — это виртуальный класс, где можно одновременно развивать учащихся из разных концов мира. При этом вам не нужно расширять штат учителей, закладывать в бюджет командировочные, содержать помещение для проведения занятий. Достаточно зайти в систему, добавить учебные материалы, пригласить пользователей и начать обучение.

    В настоящее время рынок систем дистанционного обучения быстро развивается: появляется все больше новых платформ дистанционного обучения с различным функционалом. Единого решения, которое бы решало все задачи образования нет. Рассмотрим наиболее популярные решения для организации онлайн-обучения в вузах, школах, образовательных центрах.

    В системе дистанционного обучения можно:

    1. Создать базу знаний. Хранить книги, видеоролики, электронные курсы, тесты и другой учебный контент в одном месте. Учащиеся смогут зайти на портал и изучить нужный материал в любое удобное время.

    2. Обучать на расстоянии. В несколько кликов назначить курс или видеоурок конкретному учащемуся, классу или сразу нескольким классам.

    3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно получить детальную статистику: какие материалы изучают пользователи, какой проходной балл набрали в тестах, сколько времени потратили на обучение. С помощью СДО удобно контролировать уровень подготовки в каждом классе и группе, оценивать успеваемость учащихся.

    Платформы для дистанционного обучения делятся на два вида: «коробочные» и облачные.

    СДО из коробки нужно устанавливать на сервер организации. Это позволит сотрудникам входить на учебный портал под корпоративными логином и паролем. Все данные хранятся внутри вашей организации.

    Но для того, чтобы установить стационарную СДО, придется прописать детальное техническое задание, проверить совместимость системы с программным обеспечением компании. Этап внедрения займет 3-4 месяца.

    Для быстрого запуска дистанционного обучения лучше использовать облачную платформу. Она выглядит, как обычный интернет-портал, к примеру, «Яндекс.Почта» или Mail.ru.

    На «Яндексе», чтобы отправить письмо, нужно зарегистрироваться. Тот же принцип у облачной СДО — вы регистрируетесь и получаете доступ к своему учебному порталу. Сюда можно загрузить нужные материалы, добавить пользователей и начать обучение. Вся информация хранится на сторонних серверах.


    Критерии, по которым выделим популярных провайдеров СДО:

    1. Особенности системы. Что выделяет систему на фоне остальных?

    2. Поддержка контента. Какие стандарты и форматы контента для онлайн-обучения система поддерживает?

    3. Создание контента. Есть ли конструктор курсов (Authoring Tool)?

    4. Управление пользователями. Что можно делать с пользователями на платформе?

    5. Система отчетности. Какие формы отчетов поддерживаются?

    Рассмотрим некоторые из платформ СДО.

    1. Moodle — бесплатная система дистанционного обучения

    Moodle — бесплатная система электронного обучения с открытым кодом.

    За годы разработки вокруг Moodle сформировалось сильное сообщество, которое и создает новые модули (плагины) для платформы.

    Модуль — это ZIP-архив, который при установке на платформу добавляет новые функции или изменяет дизайн. Сегодня Moodle переведена более чем на 100 языков и поддерживает свыше 1500 плагинов.

    Moodle подходит как для организации обучения в ВУЗах и учебных центрах, так для корпоративного обучения. Moodle относительна сложна в настройке, чем коммерческие платформы. Но ее администрирование может выйти дороже, за счет привлечения сторонних специалистов и содержания собственного сервера. В качестве аналога вы можете попробовать iSpring Learn.

    Особенности Moodle

    Настройка платформы через плагины. Функционал и дизайн Moodle изменяется с помощью плагинов, которые можно бесплатно скачать из интернета или создать самому.

    Так как Moodle – программа с открытым исходным кодом, то огромное пользовательское сообщество работает над улучшением функционала Moodle. Другими словами создается большое количество плагинов или дополнений к системе.

    Такие дополнения как правило бесплатны, их можно просто скачать и установить для своей системы. Примерами таких плагинов являются:

    • Модули видеоконференции.

    • Аудио видео чаты.

    • Массовая рассылка сообщений.

    • Средства проектной работы.

    • Электронного портфолио и др.

    Обзор лучших плагинов и тем оформления для Moodle – отдельная большая тема для разговора.

    Интеграция с другими сервисами. Moodle легко объединить с другими платформами, как, например, WordPress или вебинарами Zoom.

    Поддержка контента

    Moodle поддерживает самые популярные стандарты в электронном обучении: IMS, AICC и SCORM. Поддержка xAPI (Tin-Can) включается через плагин Logstore API.

    Кроме того, в Moodle можно загружать презентации, изображения, видео, аудио и текстовые файлы.

    Создание контента

    В Moodle можно создавать текстовые лекции и опросы. Если подключить плагин Interactive Content H5P, вы сможете добавлять учебный контент с H5P: веб-сервиса для создания интерактивных обучающих материалов.

    Для создания более качественных уроков можно использовать отдельные программы, например, iSpring Suite.

    Управление пользователями

    По умолчанию пользователям можно назначать роли и объединять их в группы. Все другие функции, вроде массового назначения курсов и настройки условий регистрации, добавляются с помощью плагинов.

    В качестве примера приведем наиболее популярные:

    • Email-based self-registration with admin confirmation — включает саморегистрацию пользователей.

    • AutoEnrol — автоматически добавляет новых пользователей к прохождению курса.

    • File Upload — при регистрации пользователи могут загрузить уже готовую анкету с информацией о себе.

    • Inactive User Cleanup — удаляет неактивных пользователей из системы.

    • Merge User Accounts — позволяет объединять две учетные записи в одну.

    Система отчетности

    В Moodle вы можете настроить систему отчетов под себя — выбрать лишь те данные, которые нужны для анализа успеваемости учеников. Например, можно посмотреть, сколько времени они тратят на изучение курса, как часто заходят на платформу, какие ошибки в тестах допускают.

    Набор отчетов в вашей системе, зависят от плагина, который вы установите. Всего их 38. Например, можно настроить статистику по успеваемости пользователей и их активности, популярности курсов, работе платформы (сбор ошибок, количество заходов и т.д.).

    Так выглядит отчет по успеваемости, созданный с помощью My Feedback:

    Учебные элементы Moodle делятся на относительно пассивные, например, простая страница, файл, папка, которая объединяет несколько файлов, так и активные, например:

    • вики – инструмент для совместной работы (примером вики является Википедия);

    • глоссарий (учащиеся сами могут создавать глоссарий);

    • разнообразное количество форм тестовых заданий, включая графические; также стоит отметить различные стратегии проведения тестирования – контролирующее, обучающее, адаптирующее и т.д.;

    • традиционные задания и нетрадиционные задания, основаны на критериях (напоминают часть С ЕГЭ); кроме того есть задания с использованием взаимопроверки;

    • лекции с техникой обратной связи, которая позволяет реализовать программированное обучение – после изучения небольшого фрагмента теории следует тестовое задание на выявление степени освоения учебного материала) и ряд других;

    • дифференцированные стратегии обучения.

    Возможности дифференциации обучения в Moodle

    Moodle позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Дифференциация может осуществляться двумя механизмами.

    • Первый – создание групп. И для каждой группы можно задать свой контент, свой учебный материал.

    • Второй способ – задать зависимости доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента.

    Например, не выполнив тестирование по теме 1 нельзя будет перейти к лекции темы 2. «Программировать» можно не только доступ к отдельным учебными активности, но к целой группы учебных элементов.

    Минусы СДО Moodle

    Среди недостатков этой системы дистанционного обучения следует отметить:

    • Система бесплатная, но ее нужно где-то установить (нужен сервер или хостинг, доменное имя и т.д.); все это может оказаться непосильной и дорогостоящей задачей для школы или частного репетитора.

    • Moodle очень требователен к серверу (показательно, что бесплатный хостинг позволяет установить только старые версии этой СДО).

    • Потребляет много ресурсов, что может увеличить финансовые затраты.

    • Слишком громоздкий – многие инструменты Moodle не используются даже в вузе.

    • Требует серьезного изучения – метод «научного тыка» не пройдет.

    Этапы внедрения Moodle

    Внедрить Moodle сразу и целиком вряд ли удастся, нужна последовательная смена определенных этапов, постепенное включение ДО в образовательный процесс.

    Можно порекомендовать следующую дорожную карту:

    1. Обучение педагогического коллектива навыкам работы в этой СДО; в этом отношении вам может помочь бесплатный курс на udemy.

    2. Внедрение тестирования – практика показывает, что тестирование – наиболее понятный и принимаемый элемент ДО).

    3. Организация самостоятельной работы – можно разместить дополнительные учебные материалы (что-то почитать, выполнить совместный или индивидуальный проект).

    4. Внедрение ДОТ со всеми фишками дифференциации, модульности и т.д.

    Как протестировать платформу

    Попробовать бесплатную веб-версию Moodle можно на официальном сайте. По умолчанию сайт предложит один из двух вариантов — Mount Orange School или Moodle Sandbox.

    • Mount Orange School — вы работаете с готовой учебной платформой со всеми настройками. Здесь даже есть загруженные курсы и боты, то есть виртуальные ученики, на которых курсы можно протестировать.

    • Moodle Sandbox — платформа, которую нужно настраивать с нуля. Этот вариант для тех, кому настроенная площадка не подходит, например, они хотят разобраться в установке плагинов.

    Настройка плагинов

    Moodle можно установить на свой сервер или попробовать облачную версию Moodle Cloud. Изначальный функционал довольно беден, поэтому его лучше дополнить плагинами. Их можно скачать бесплатно с сайта Moodle, для этого:

    1. На главном сайте в самом низу находим Plugins в подменю Downloads;

    2. В меню Навигация справа выбираем Plugin Types;

    3. Выбираем нужную категорию, находим нужный плагин и скачиваем его как ZIP-архив. Если нужно найти плагин по названию — воспользуйтесь поиском на этой же странице.

    4. Чтобы установить плагин, зайдите на ваш сайт с установленной Moodle, затем зайдите в Администрирование, выберите Плагины и Установку плагинов.

    Что такое MoodleCloud?

    Если есть желание посмотреть или разобраться в этой СДО, но нет возможности установить Моодл, то можно предложить попробовать облачный сервис от разработчика – MoodleCloud.

    Преимущества такого способа:

    • не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;

    • есть бесплатный тариф;

    • есть поддержка русского языка;

    • есть плагин видеоконференции;

    • автоматическое обновление (мелочь, а приятно).

    Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:

    • домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;

    • только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);

    • нет возможности установить свои модули;

    • есть реклама, которую отключить нельзя.

    В целом, MoodleCloud можно порекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или отличную возможность изучить и попрактиковаться в создании курса в Moodle.


    2. iSpring — платформа для организации дистанционного обучения.

    Платформа полностью на русском языке. Ее выпустила отечественная компания iSpring — один из мировых лидеров на рынке программ для дистанционного обучения.


    iSpring позволяет в краткие сроки реализовать принципы дистанционного обучения в образовательном учреждении, предоставляя возможности по регистрации, хранению и сбор информации в режиме Online. Кроме того, облако iSpring Cloud – это универсальное место для хранения созданного учебного материала.

    Система работает через интернет. Ее не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно создать аккаунт, загрузить материалы и назначить сотрудников. Управлять системой может один человек. iSpring предлагает комплексное решение для корпоративного онлайн-обучения. В него входит учебный портал iSpring Learn и конструктор курсов iSpring Suite. Решение ориентировано на быстрый запуск онлайн-обучения.

    Особенности iSpring

    Конструктор курсов. С помощью iSpring Suite можно создавать учебный контент: курсы, тесты, диалоговые тренажеры и скринкасты.

    Безлимитное хранилище. В iSpring Learn можно загружать неограниченное количество файлов.

    Интеграция с другими сервисами. iSpring Learn легко интегрируется с другими системами клиента через открытый API. Например, это может быть кадровая система или корпоративный портал.

    Быстрый запуск платформы. Платформу не нужно долго настраивать. Достаточно зарегистрироваться, загрузить курсы и пригласить пользователей.

    Как попробовать платформу

    Запросить пробный доступ можно на официальном сайте, заполнив форму. На почту придет письмо с двумя ссылками: переход к учебному порталу и установщик программ iSpring Suite.

    Поддержка контента

    iSpring Learn поддерживает электронные курсы в формате SCORM. Курсы, созданные в iSpring Suite и опубликованные в iSpring Learn позволяют собирать детальную статистику по обучению, как при стандарте xApi (Tin Can).

    На платформу также можно загружать презентации, изображения, видео и аудиофайлы. Если вы хотите просматривать текстовые файлы на платформе, то перед загрузкой конвертируйте их с помощью iSpring Flip (входит в Suite). Объем загружаемых файлов, как и самого хранилища, не ограничен.

    Создание контента

    За создание учебного контента отвечает конструктор курсов iSpring Suite. Это надстройка для PowerPoint, которая позволяет создавать электронные курсы из презентаций. В Suite входит шесть модулей, позволяющие создавать интерактивные курсы, тесты, диалоговые тренажеры, видеокурсы и книги.

    Управление пользователями

    Новых пользователей можно зарегистрировать вручную, автоматически списком из CSV-файла, пригласить по email. Также есть функция саморегистрации — сотрудник заходит на портал, регистрируется и проходит нужный курс.

    Пользователей можно объединять в группы и организации, записывать их на курсы и учебные программы и рассылать им сообщения. Если вы проводите очные тренинги, то можете создать мероприятие в календаре, а после тренинга внести результаты в систему.

    Вебинары. Встроенная платформа для вебинаров позволяет одновременно обучать учащихся всех классов. Записи вебинаров сохраняются, их можно посмотреть в любое время. 

    Программы обучения. Вы можете составить пошаговую программу обучения для каждого учащегося или группы. К примеру, двухнедельный welcome-курс для новичков. Программу можно поделить на главы, в каждую главу включить теоретические материалы и практические задания: тесты, диалоговые тренажеры. 

    Аттестация на автомате. Чтобы провести срез знаний, достаточно собрать в iSpring Suite электронный тест, загрузить в СДО и назначить учащимся. Ни бумажных вопросников, ни утомительного анализа результатов. 

    Система отчетности

    В iSpring Learn можно выгружать 23 типа отчетов. Для удобства отчеты разбиты по группам:

    • По тестам, диалогам, заданиям. Вы узнаете какие ошибки в тесте сотрудники допустили, удалось ли им до конца пройти диалоговый тренажер и что показалось им сложным в домашнем задании.

    • По пользователям. Здесь можно узнать, какие пользователи и группы самые активные и какие материалы они просматривают.

    • По материалам. Здесь можно узнать действия, совершенные над материалом, как часто его просматривали и сводку достижений пользователей.

    • По мероприятиям. Здесь можно узнать, сколько мероприятий было проведено и кто их посетил.

    • По программам обучения. Здесь можно узнать, как хорошо пользователи проходят программы обучения.

    Геймификация. Учащиеся получают очки и бейджи за успешное выполнение заданий. Также СДО автоматически формирует сводную таблицу успеваемости. Каждый пользователь может посмотреть свою позицию в рейтинге и сравнить себя с другими. 

    Интеграция с системами кадрового учета: 1С, Босс-Кадровик, Axapta, Navision, SAP HR, Oracle EBS. 

    Поддержка разных форматов онлайн-курсов. iSpring Online поддерживает современные форматы электронных курсов: SCORM 1.2, SCORM 2004. 

    Мобильное обучение. Учебный курс можно запустить с любого устройства: ноутбука, планшета и телефона. Есть специальное мобильное приложение, через которое материал можно открыть даже без подключения к интернету, например, в самолете или поезде.

    iSpring Learn не нужно устанавливать на сервер организации. СДО работает через интернет. Чтобы создать учебный портал, нужно лишь зарегистрироваться. Срок запуска дистанционного обучения — 1-2 дня.

    Управлять учебным порталом также просто, как пабликом «Вконтакте». Поэтому для обслуживания СДО не нужно нанимать отдельного специалиста. С этой задачей справится любой бизнес-тренер или HR-специалист.

    Обзор возможностей iSpring Learn:

    С iSpring Learn вы можете запустить полный цикл обучения:

    • создавайте учебные курсы и записывайте на них пользователей;

    • разрабатывайте для сотрудников индивидуальные маршруты развития;

    • проверяйте успеваемость через статистику и отчеты;

    • учитывайте результаты очных тренингов через календарь.

    3. WebTutor — система онлайн-обучения с модулями для управления и оценки персонала, которая работает на рынке информационных технологий с 1999 года.

    WebTutor — разработка компании WebSoft, с помощью которой можно создать корпоративную платформу для обучения и аттестации персонала, а также автоматизации HR-процессов. Функционал платформы зависит от приобретенных модулей.

    Особенности WebTutor

    Настройка платформы через модули. WebTutor предлагает модули — отдельные программы с функционалом. Например, есть модули дистанционного обучения, подбора персонала, вебинарной комнаты, чат-ботов. Всего модулей 12, каждый оплачивается отдельно. Полный список модулей показан на этой схеме.

    Интеграция с другими системами. WebTutor можно интегрировать с системами IT-инфрактрустуры клиента: 1С, Oracle EBS, SAP HR и др.

    Конструктор курсов. У WebSoft есть конструктор курсов CourseLab, который приобретается отдельно. С его помощью можно создавать учебный контент.

    Как попробовать платформу

    Попробовать WebTutor можно двумя способами:

    1. Связаться с WebSoft и запросить временный демонстрационный доступ. Вам пришлют ссылку на портал и дистрибутив для администратора.

    2. Оставить заявку на главном сайте, кликнув по кнопке «Попробовать». Вам пришлют дистрибутив пробной версии.

    Поддержка контента

    Модуль СДО WebTutor поддерживает стандарты SCORM, AICC и xAPI.

    Кроме этого, на платформу можно загружать изображения, видео, аудио и текстовые файлы. Загруженные файлы будут доступны для просмотра пользователями, и их можно использовать в качестве вложений к курсам, однако собирать сами курсы из них нельзя. Учебные материалы создаются с помощью отдельной программы CourseLab.

    Создание контента

    С помощью программы WebSoft CourseLab можно создавать интерактивные курсы, тесты и диалоговые тренажеры. Если каких-то функций нет — их можно добавить, прописав Java-скрипты прямо в программе.

    Управление пользователями

    В WebTutor пользователей в систему можно добавить путем импорта из файла (csv, xls, txt).

    Новых пользователей можно распределять по группам, записывать их на курсы и проверять их успеваемость. Также WebTutor позволяет создавать уникальные роли для пользователей и настраивать для них права. Роли определяют доступ к контенту в системе, управлению другими пользователями и настройке модулей.

    Система отчетности

    WebTutor позволяет собирать статистику по любым данным системы и выгружать ее в виде графика или таблицы. Например, можно создать отчет с информацией по пользователю и тому, какие курсы он купил. Таким образом можно формировать узко специализированные отчеты.

    Дополнительно в каждом модуле есть отчеты, позволяющие просмотреть детальную статистику. Например, в модуле СДО можно узнать отчет по курсам, разделам, сотрудникам, задачам, целям курса, комментариям, динамике обучения.

    4. Teachbase — платформа для создания и продажи онлайн-курсов


    Teachbase — веб-сервис для дистанционного обучения. На платформе можно организовать как дистанционное обучение сотрудников, так и продажу курсов.

    Особенности Teachbase

    Интеграция с другими системами. Teachbase можно интегрировать со сторонними CRM и платежными системами.

    Площадка для вебинаров. Teachbase позволяет проводить вебинары прямо на платформе без сторонних сервисов.

    Как попробовать платформу

    Запросить пробный доступ можно на официальном сайте, нажав на кнопку «Попробовать бесплатно» и заполнив форму. Вам придет ссылка на демо-версию платформы на 14 дней.

    Поддержка контента

    В хранилище Teachbase можно загружать текстовые документы, презентации, изображения и видео. Загруженные материалы затем используются для создания курсов в редакторе контента.

    Создание контента

    В Teachbase есть встроенный редактор контента, позволяющий создавать тесты и курсы. Курсы на платформе представляют собой последовательность текстов, презентаций, изображений и видео.

    Управление пользователями

    Пользователей можно приглашать по email или импортом из CSV-файла.

    Пользователей можно объединять в группы и записывать на курсы. На платформе также доступны следующие роли:

    • Слушатель — обычный пользователь;

    • Наставник — закрепляется за группой, следит за выполнением заданий;

    • Специалист — создает курсы, проводит вебинары и назначает их слушателям;

    • Менеджер — все возможности специалиста, плюс может добавлять других специалистов на платформу. Только менеджер имеет доступ к отчетам.

    Система отчетности

    В Teachbase можно просматривать статистику по пользователям, учебным материалам, вебинарам и активности. Отчеты можно выгрузить в формате CSV.

    Полноценной альтернативой TeachBase может стать платформа iSpring Learn. В отличие от TeachBase iSpring Learn предлагает неограниченное хранилище файлов без доплат и более подробную систему отчетности. Развернуть полноценное дистанционное обучение можно за один день. Бесплатная пробная версия доступна 14 дней и не имеет ограничений по функционалу.

    5. Memberlux — плагин WordPress для продажи курсов

    Memberlux — плагин для WordPress, который поможет вам продать учебный контент через сайт: лекции, видеокурсы, подкасты. Клиент видит ваши курсы на сайте, выбирает понравившийся, оплачивает и получает к нему доступ. Ваш контент всегда защищен, и вы сами выбираете, кто может его просматривать, а кто — нет.

    Особенности Memberlux

    Плагин для WordPress. Memberlux устанавливается на сайт с WordPress, позволяя организовать продажу курсов на вашем сайте.

    Интеграция с другими сервисами. Memberlux можно интегрировать с платежными системами и сервисами рассылок.

    Защита материалов. В Memberlux работает шифрование видео: его нельзя скачать или просмотреть код. Таким образом ваш контент под защитой, и его никто не украдет.

    Как попробовать сервис

    Для получения демо-доступа к Memberlux надо зайти на официальный сайт Memberlux, нажать на кнопку «Попробовать бесплатно» и заполнить форму. Доступ к пробной версии предоставляется сразу же, и для этого не нужно иметь сайт на WordPress, однако функционал ограничен (нельзя просматривать статистику, ограниченное хранилище).

    Поддержка контента

    Вы создаете контент через WordPress, это может быть текстовая лекция, подкаст, трансляция или видеоурок, и публикуете у себя на сайте. С помощью Memberlux вы ограничиваете просмотр контента, тем самым защищая его, и предоставляете доступ только тем клиентам, кто покупает данный курс.

    Создание контента

    Встроенный редактор немного расширяет стандартные возможности конструктора WordPress, добавляя стикеры и кнопки. В остальном возможности те же: можно вставлять видео с YouTube или Vimeo, загружать аудиофайлы и изображения, рисовать таблицы. Прочие файлы, вроде презентаций, можно прикладывать вложением.

    Управление пользователями

    Вы приглашаете пользователей ознакомиться с вашим сайтом. Контент на сайте доступен по паролю. Чтобы пройти электронный курс или видеоурок, клиент должен ввести код. Без этого он не сможет начать обучение. Пароль клиенту отправляете вы вручную после оплаты обучения.

    Выполненные задания можно проверить в разделе «Домашнее задание».

    Система отчетности

    В Memberlux можно просматривать выполненные задания и статистику заходов на сайт.


    6. Edmodo- cистема дистанционного обучения.

    Web-приложение Edmodo специальный сервис в сети, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.

    Характеристика Edmodo

    Логика работы в данном приложении следующая.

    • Учитель создает группу (на самом деле это электронный курс).

    • Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса.

    • Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы.

    • Можно импортировать контент из других сервисов, например новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент из других сервисов.

    Особых наворотов в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

    Преимущества сервиса:

    • бесплатен;

    • нет рекламы;

    • простая регистрация;

    • пользователи делятся на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа).

    Недостатки:

    • отсутствие русского языка – хотя интерфейс простой и понятный, английский язык может служить серьезным препятствием для внедрения;

    • группы Edmodo нельзя объединять, т.е. у учащегося будет куча неудобных (а они неудобные) ссылок, с кучей кодов;

    • в целом арсенал учебных элементов хоть и достаточен, но относительно беден – те же тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических  и т.д.

    У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.

    7. Google Classroom - система дистанционного обучения

    Бесплатный сервис для обучения – приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom. Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom не эффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.

    Особенности Google

    • Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.

    • использование только инструментов Google (Google диск, Google докс и т.д.);

    • у участников образовательного процесса на Google диск создается общая папка «Класс»;

    • папка «Класс» доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

    Преимущества решения от Google:

    • поддержка русского языка (тот же Edmodo существует дольше и интерфейс у него лучше, но он так и не стал популярен из-за отсутствия поддержки русского языка);

    • бесплатен;

    • бренд – Google знают все и использование продуктов мирового лидера выглядит солидно;

    • Google создавался именно для школ, в отличии от Moodle, который больше подходит для вузов;

    • традиционные функции у Google реализованы хорошо: есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки в журнале, есть календарь.

    Недостатки:

    • очень бедный арсенал учебных элементов. Один из самых бедных наборов учебных элементов. С другой стороны, если рассматривать как ленту совместной работы, то главным в Google будет именно организация совместной работы, а не контролирующие элементы, такие как тесты;

    • ссылки на Classroom не удобные;

    • интерфейс оставляет желать лучшего.

    Тесты в Google Classroom

    Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определенную долю воображения, опросы легко превращаются в тесты. Можно попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.

    OnLineTestPad бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы. Особенности OnLineTestPad:

    • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов);

    • гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);

    • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат;

    • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей и учителей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.

    8. Getcourse.ru – платформа для обучения  и продажи онлайн-курсов. Работает через интернет. Больше подойдет репетиторам и тренерам.

    Преимущества

    • создание сайта по готовым шаблонам;

    • интеграция популярных платёжных систем для настройки приёма платежей: Яндекс.Касса, Paypal, Webmoney;

    • брендирование учебного портала: можно загрузить свой логотип, выбрать нужные цвета;

    • возможность настройки обучения в форме уроков, тренингов, курсов;

    • система вебинаров;

    • автоматические Email-рассылки по клиентской базе.

    Недостатки

    Стоимость: сразу — от 4000 рублей + каждый месяц — от 2000 рублей.

    Техническая поддержка осуществляется преимущественно через соцсети.

    9. Antitreningi.ru cервис для удаленного обучения студентов, сотрудников и клиентов.

    Преимущества

    • Пошаговые курсы. Можете создавать онлайн-курсы с теорией, автоматическими тестами, практикой и с домашними заданиями.

    • Вебинары. Можно демонстрировать экран компьютера, проводить голосования. Все записи сохраняются. Приглашения на вебинар рассылаются автоматически через почту и смс.

    • Геймификация. За каждый пройденный курс пользователь получает баллы и значки.

    • Защита от пиратов. Защита от скачивания, водяные знаки, привязка к телефону, отслеживание точек входа.

    • Брендирование. Стильный кабинет на своем домене с логотипом и в любимых цветах

    Недостатки

    Стоимость обучения в месяц от 2 000 тысяч рублей. За эту цену вы сможете обучать одновременно 20 учеников.


    Краткое резюме

    Таблица 1. Сравнение платформ по функционалу

    Критерий

    Moodle

    iSpring

    Teachbase

    WebTutor

    MemberLux

    Создание контента

    +

    +

    +

    +

    Продажа курсов

    +

    +

    +

    Мобильное обучение

    +

    +

    +

    +

    +

    Вебинары

    +

    +

    +

    +

    Поддержка SCORM

    +

    +

    +

    +

    Геймификация

    +

    +

    +

    Брендирование

    +

    +

    +

    +

    +

    Облачная версия

    +

    +

    +

    Коробочная версия

    +

    +

    +

    +


    Итог: Системы обучения отличаются не только функционалом, но и тем, какие проблемы они могут решить. Поэтому универсального решения на рынке ДСО нет. Каждый сервис отвечает конкретным целям: корпоративное обучение, продажа курсов, дистанционное обучение в ВУЗах. Чтобы понять, подойдет вам система или нет, надо попробовать решения каждого провайдера.

    Любая выбранная для организации дистанционного обучения платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к вашим потребностям и умения использовать все существующие возможности и функции системы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!