СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О формах, методах и средствах учебно-воспитательной работы на уроках истории и гражданского воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Abstract:  This article says that today the state is aimed at improving the quality of education, and it, in turn, includes not only a set of theoretical knowledge, but also practical skills, the development of which is precisely the independent activity of students. Knowledge, skills, beliefs, as well as spirituality is difficult to convey only through words. We need active forms and methods of work, an activity approach, including independent work. But independent work is important not only for society, as a prospect for further development, or for an individual teacher, for whom it forms part of his work, his teaching activities, but also for the students themselves.

Keywords: lesson, history, forms, methods, activity, knowledge, skills, teacher, pupil, dialogue, independence, play, repetition, learning, civic education, personal development.

Просмотр содержимого документа
«О формах, методах и средствах учебно-воспитательной работы на уроках истории и гражданского воспитания.»

О ФОРМАХ, МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

ABOUT THE FORMS, METHODS AND MEANS OF EDUCATIONAL WORK AT THE LESSONS OF HISTORY AND CIVIC EDUCATION.

Молодыка Валентина Васильевна,

преподаватель истории и Гражданского воспитания

гимназии им. Д. Танасоглу

с. Кириет-Лунга, РМ

e-mail: [email protected]

Abstract: This article says that today the state is aimed at improving the quality of education, and it, in turn, includes not only a set of theoretical knowledge, but also practical skills, the development of which is precisely the independent activity of students. Knowledge, skills, beliefs, as well as spirituality is difficult to convey only through words. We need active forms and methods of work, an activity approach, including independent work. But independent work is important not only for society, as a prospect for further development, or for an individual teacher, for whom it forms part of his work, his teaching activities, but also for the students themselves.

Keywords: lesson, history, forms, methods, activity, knowledge, skills, teacher, pupil, dialogue, independence, play, repetition, learning, civic education, personal development.



Урок – это творчество преподавателя и учащихся. Самый опытный преподаватель оказывается беспомощным, если только он один творит на уроке. Лишь совместная работа делает урок эффективным и все обучение в целом. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Причина неудач на уроке в том, что урок – это совместный труд детей и педагога».

Формирование познавательной самостоятельности и активности на уроках истории сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. В соответствии с учебным планом 2018, утверждённым Приказом Министерства Образования, Культуры и Исследований, история румын и всеобщая история относится к куррикулярной области социо-гуманитарное воспитание и имеет статус обязательной дисциплины. [11]  Остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Исследователи, говоря об учебной деятельности, традиционно имеют в виду работу учащегося в классе. И именно здесь начинаются проблемы потому что организация учебной деятельности ученика включает, наряду с классной, его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. [1]  И, если ученик настроен слушать только учителя, он не может успешно овладеть знаниями по данному предмету.

На своих уроках я использую активные методы обучения и деятельностный подход, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, учебной задаче. Поэтому, при планировании учебной работы, я планирую не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. Согласно Медологическим аспектам организации учебного процесса по школьной дисциплине история румын и всеобщая история в 2021-2022 году, преподаватели должны соблюдать структурированное соотношение научно-образовательного содержания предметного куррикулума: преподавание сквозь призму местной истории –региональной истории—к всеобщей истории. [12]  Локальный элемент (5%) мы изучаем на протяжении одного урока как исходную точку формирования исторических понятий, так и на протяжении всей единицы обучения. При изучении куррикулярного содержания античной эпохи и средневнковья (5, 6 классы) ареал локальной истории расширяем до регионального, в содержании истории позднего средневековья, нового и новейшего времени (7-9 классы) локальный аспект на уровне своей местности/района.

Активные формы и методы обучения в преподавании истории и Гражданского воспитания помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития:

  • 5 класс - рисунок, рассказ, историческое моделирование, историческое проектирование;

  • 6 - 7 класс - сообщение, анализ источников, анализ таблиц и графиков, исторический проект, исследовательская работа;

  • 8 - 9 класс - сообщение, презентация, эссе, исторический проект, исследовательская работа;

Систематическое использование деятельностного подхода в преподавании истории и Гражданского воспитания позволяет формировать ребёнка как личность мыслящую, нравственную, творческую.

Уроки, открывающие изучение той или иной темы, провожу в форме вводной беседы, а в 9 классе прослушивания авторского текста на мультимедийном диске. Большое внимание уделяю самостоятельной работе. Самостоятельная работа планируется в виде записей в тетрадях, это может быть план, схема, тезисы, конспект. На вводном уроке ставлю задачи изучения темы и проблемные вопросы, которые предстоит решить. Далее планирую самостоятельное изучение учащимися темы, используя для этого уроки - конференции, диспуты, ролевые игры.

Использую исторические источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческой-поисковой работы над текстом. При этом для решения поставленных перед учащимися ведущим приёмом является "вчитывание, вдумывание, вчувствование" [2] в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нём информации. Работать с историческими источниками дети начинают с 5 класса.

В 5 - 8 классах на уроках учу детей работать с исторической картой, контурной картой, вести счёт лет в истории, пользуясь лентой времени, составлять описания памятника архитектуры, предметов быта. На уроках Гражданского воспитания, используя законы Р Молдова, рассматриваем те или иные ситуации из жизни.

Ролевые игры провожу при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции людей, например, "Парижская мирная конференция и новый международный порядок". При изучении темы по Гражданскому воспитанию "Защита прав потребителя" использую игру "Один в поле воин", [3] где ученик за определённое время должен убедить остальных в необходимости данного закона, затем дети обсуждают, что удалось, а что нет. Также при рассмотрении правовых тем ребятам интересно играть роли защитника, обвинителя.

В старших классах провожу занятия в форме "круглого стола". За несколько занятий до проведения урока учащимся сообщаю будущую тему обсуждения, составляем вместе вопросы для обсуждения к этой теме. Например, "Можно ли считать современные выборы в Парламент демократичными?".

Конечно, данные формы занятий требуют от учителя большой подготовки: подбор литературы, источников, разработки алгоритмов исследования, дополнительные индивидуальные занятия с учащимися, поэтому с повестки дня не снимается традиционный комбинированный урок. Но при деятельностном подходе в обучении он не сводится к формуле " опрос - сообщение учителем новых знаний - закрепление их учащимися". Комбинированный урок выстраиваю в сочетании с разными видами самостоятельной работы учащихся.

В любом случае на уроке применяю деятельностный подход, предполагающий такие формы работы:

  • "учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;

  • решение нравственных проблем на базе исторического материала;

  • установление исторических параллелей;

  • обсуждение проблем в группах;

  • разыгрывание сценок в группах (по материалам учебника);

  • знакомство с различными точками зрения на события;

  • изучение дополнительной литературы." [4]

Сегодня, работая не первый год в школе, убеждаюсь в том, что уровень самостоятельности и творчества в работе ученика зависит от профессионализма и мастерства учителя в организации и поддержке этой работы. Какими средствами можно достигнуть высокого уровня самостоятельности учащихся на уроках?

Прежде всего благодаря активному внедрению диалогических форм общения учеников и учителя. "Диалог - это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблем. Ответы учащихся при этом являются не повторением текста учебника, а отстаиванием собственных взглядов." [5] В ходе беседы у детей при деятельностном подходе развиваются аналитические, синтетические и оценочные взгляды.

Аналитические задания обычно начинаются словами:

  • " Объясните причины:…",\

  • "Сравните:…".

Навыки синтеза отрабатываются в заданиях, требующих, например, спрогнозировать последствия исторических событий.

Оценочные суждения дети высказывают, выполняя задания, которые требуют, например, определить негативные и позитивные последствия какого-либо процесса.

При деятельностном подходе важно предоставить детям выбор посильного задания (как рисунок, схема, тезисы, таблицы и т.д.). Немаловажную роль играют и мотивационные установки для самостоятельной деятельности ("не заучивать, а изучать, анализировать", "рядом с историками", "я думаю так, потому что:" и т.д.). [6] При выполнении заданий учащимися, мною проводится корректировка и уточнение сути задания, предупреждение о сложном моменте, ошибке в решении, напоминание о необходимости самоконтроля, перепроверки результата.

Как показывает мой опыт работы учителем, наличие указанных элементов педагогического сопровождения, не снижая степени самостоятельности учащихся, помогает им более осознано и продуктивно выполнять задания.

Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы. Это рецензирование устных и письменных ответов одноклассников, самопроверка, взаимопроверка. Например, учащиеся могут самостоятельно проверить решение тестов, используя к ним "ключ", правильность написания исторических диктантов, работу с исторической и контурной картой.

Моя практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся на уроке.

Я хочу, чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися, поэтому часто на уроках мы играем.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

В первую очередь, я использую решение исторических задач в обучающем процессе. Задача - вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий.

В исторических задачах в основе лежит сущность событий, действия личности, скрытый смысл лежащего на исторической поверхности материала, обоснование непредсказуемых поступков, нелогичных шагов, невероятных фактов и прочее.

Выделяется три основных вида исторических задач, каждый из которых имеет свои сущностные особенности: событийно-проблемные, биографические и хрестоматийно-литературные.

Первый вид — событийно-проблемные задачи. В их основе лежит учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности. Информацию здесь предлагается в ходе её обдумывания и аргументирования на основе имеющихся знаний обогатить новыми, доселе неведомыми учащимися историческими данными. Проблемные задачи требуют от учащихся глубокого объяснения «почему?», «как же так?», «но ведь должно быть по-другому?», «не могли же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали наоборот?».

Второй вид задач - биографические. Они требуют выяснения «кто есть кто». Учащемуся даётся объём информации о конкретной личности, не называя её: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем прославился. Учащийся, проанализировав эту информацию, приходит к определённому решению - кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям личностей. Другая часть задач предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в истории Молдовы соотечественниками.

Третий вид задач -  литературные. Они носят смешанный характер. В одном случае надо по отрывку из текста определить событие, в нём отраженное, в другом по стихам исторического содержания узнать автора и время, в котором он жил, в третьем по фрагменту из документа выяснить о ком или о чём идёт речь, в четвертом по меню обеда попытаться узнать, в каком веке можно было так отобедать и т. п.

Отработка исторических задач помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, глубже усвоить исторические знания и в чем-то научить жить на основе богатейшего исторического опыта.

Использую на уроках игру «Чистая доска». Для организации игры «Чистая доска», перед объяснением нового материала, в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записываю вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Говорю, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

Другой вариант игры может включать небольшое соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой ряд ответил на тот или иной вопрос.

Самостоятельная работа может принимать несколько форм. Форма организации, по Л.В. Жаровой, – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной) – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение на заданную тему; групповой – для выполнения учебного задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3–6 чел.); парной – например, при проведении наблюдений; индивидуальной – каждый школьник выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему. В основу данной классификации положен количественный показатель, т.е. количество ребят, задействованных в работе. Л.В Жарова отмечает, “что форма организации труда влияет на его результат”, и уделяет внимание только 3-м формам самостоятельной работы, исключая парную форму [7, с. 149].

Роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на нее отводится не менее 20% учебного времени, в средних – до 50%, в старших – до 70% [8, с. 309].

Необходимо отметить, что самостоятельную работу я применяю на всех этапах урока. Ее организация на уроке истории зависит не только от наличия необходимых условий и средств, но и от желания самого учителя работать с применением данной формы деятельности. К сожалению, многим преподавателям в наших школах проще пересказать учащимся текст параграфа, чем провести с ними игру, составить кроссворд, дать возможность ученикам самим прочитать и пересказать тот же параграф. При подготовке самостоятельных форм работы на уроках истории “для учителя очень важно грамотно структурировать материал … и рекомендовать его для изучения учащимися” [9, с. 53].

Это можно показать на примере урока в 5 классе по истории Древнего мира. Остановимся на теме параграфа “В городе богини Афины”. После организационного момента, идет следующий этап – это проверка домашнего задание. Для его осуществления можно использовать следующую форму: учащиеся закрывают учебники и тетради, на листочках пишут то, что им более всего запомнилось из домашнего параграфа, основываясь, конечно, на исторических фактах, а через определенное время рассказывают то, что написали. Оценивание может производиться самими ребятами, а затем комментироваться учителем. Другой вариант – первый вопрос задает преподаватель и говорит, кто на него отвечает. Так далее продолжается по цепочке. Учащиеся сами формулируют вопросы по пройденной теме. Оценивание производится по количеству заданных ребенком вопросов и данных им ответов. Для проверки домашнего задания можно также использовать разнообразные кроссворды и тесты, которые по окончанию работы над ними, проверяются и комментируются не только учителем, но и самими учениками.

Следующий этап урока, на котором возможна организация самостоятельной работы – это изучение нового материала. Здесь также можно использовать несколько вариантов. Один из них заключается в том, что сначала идет работа с документом, в данном случае это “Миф о рождении богини Афины”, помещенный в параграфе учебника. Задача учащихся прочитать его самостоятельно, а затем рассказать его. При этом будет происходить повторение материала, пройденного ранее, а именно– религия древних греков. Далее следует работа с текстом учебника по рядам: ребята должны подготовить пересказ данного им пункта параграфа: 1 ряд – 1 пункт, 2 ряд – 2 пункт и 3 ряд – 3 пункт. Рассказ должен проходить в форме экскурсии по древнему городу [10, с. 101]. Другой вариант, схожий в некоторой степени с предыдущим, заключается в том, что данный параграф задается на дом. А задача та же, составить экскурсию, которая будет представлена на уроке. Изложение может проходить с использованием иллюстраций, также приготовленных ребятами. После того, как представлен 1 пункт, ученики задают вопросы отвечающему. В качестве творческого задания можно предложить ученикам, не просто пересказать текст параграфа, а составить после прочтения мини– рассказ от первого лица. Он может носить название “Я – в Афинах”. Данный рассказ может вестись, как от лица современного человека, попавшего в ту эпоху, так и о лица горожанина, то есть от лица человека, который жил в Афинах в 5 веке до н.э. Затем идет небольшая беседа, задача которой– осуществить связь с современностью, что выступает к качестве продолжения формирования у ребят своей позиции по различным вопросам. Пока один ученик отвечает у доски домашнее задание, можно дать несколько индивидуальных. Например, описать древние Афины, используя иллюстрацию в учебнике (работа с иллюстрациями).

Этап повторения и закрепления нового материала может проходить в форме письменного опроса учащихся в виде теста или вопросов по материалу. Здесь можно предложить учащимся составить в тетради (работа с тетрадью) список достопримечательностей Афин, но располагать их надо по степени значимости для города. При ответе надо объяснить, почему расположили именно так, а не иначе.

На этапе систематизации полученных знаний, выводы формулируются самими учащимися, и только затем комментируются и подводятся итоги самим учителем.

Итак, на примере урока в 5-м классе я попыталась показать организацию самостоятельной работы на уроке истории.

Стандарты эффективности по истории направляют учителя мотивировать ученика для непрерывного обучения и вести структуризацию способностей активного учения. [13] Изучая тему: «Румыния, Транснистрия и Бессарабия в 2 МВ» в 9 классе, учащиеся получают задания для самостоятельной работы и начинают вести поисковую работу. Работа ведётся по 4 направлениям: 1) гагаузский народ в войне, 2) мои односельчане в войне, 3)трудовой фронт (1944-1953), 4)солдаты, погибшие на территории моего села в годы войны. Ребята работают с архивными документами, литературными источниками, встречаются с родственниками, изучая глубже этот вопрос. На территории села есть два памятных места: стелла односельчанам-участникам трудового фронта и памятник воинам, погибшим на территории села. Традиционно ученический и педагогический коллектив участвуют в митинге, посвящённом Дню Победы 9 мая, который начинается у стеллы и заврешается у памятника Куцевичу Вл. А.

История – интереснейший предмет, преподавание которого дает широкий простор для применения самостоятельных форм работы. Именно они могут разнообразить внеурочную деятельность и урок, сделать его ярким, а материал, который дается на нем, будет запоминаться учащимися легче и проще, так как осваивается в процессе самостоятельной деятельности.

В заключении хочу отметить, что понятие “самостоятельная работа” не является лишь теоретической категорией. Она может и должна применяться на каждом уроке истории для активизации познавательных способностей учащихся. Ее формы разнообразны, что дает простор для работы учителя.

Ожидаемые результаты:

Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей работы я ожидаю следующего:

  1. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

  2. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.

  3. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

  4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

  5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

  6. Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.

  7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.

  8. Достижения высокого уровня развития личности ученика.







Библиография.

1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С. 10-20.

2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 4. - С. 13 - 19.

3. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителя. - М. : Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2007. - 79с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. М. 1998.

5. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2001.

6. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л., 1982.

7. Л.В. Жарова. Учить самостоятельности: Книга для учителя. – М., 1993.

8. Педагогическая энциклопедия: В. 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1998.

9.Степанищев А.Т. Методика преподавания истории: В 2 ч. Ч. 2. – М., 2002.

10.Кочергина Л.Л. Поурочные планы по истории Древнего мира. 5 класс. – В., 2007.

11.Приказ Министерства Образования, Культуры и Исследований РМ №397 от 29 марта 2018 года.

12. Медологические аспекты организации учебного процесса по школьной дисциплине история румын и всеобщая история в 2018-2019 году.

13.Стандарты эффективности обучения: Метод. Пособие для учителей.- К. : Lyceum, 2012.