О формировании культуры безопасности
дорожного движения
( из опыта работы)
подготовила учитель физической культуры
Солопенко И.В.
Одним из необходимых условий формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является воспитание у них общепризнанных нравственных норм поведения. Формирование этих норм и правил поведения школьников является основой воспитания культуры безопасности, одной из первейших задач школы. Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении педагогический коллектив нашей школы уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. В целях снижения дорожно-транспортного травматизма в нашей школе в 2016-2017 учебном году проводилась профилактическая работа по безопасности дорожного движения, которая включала в себя:
-издание приказа об организации в школе работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, о назначении школьного инструктора по безопасности движения.
-издание приказа «Об организации и проведении месячника «Внимание, дети!»
-планирование работы по предупреждению детского транспортного травматизма в общешкольных планах и в планах классных руководителей.
-проведение в начале учебного года «Месячника по безопасности движения»
-проведение классных часов, бесед, инструктажей по безопасности движения.
-проведение тематических утренников, сборов, конкурсов, соревнований, игр, викторин и т.п.
-оформление в дневниках учащихся схем - маршрутов безопасного движения в школу и обратно. Оформление в дневниках памятки безопасного движения.
-ежедневное проведение учителями всех классов на последнем уроке двух трехминутных бесед
напоминаний о соблюдении Правил дорожного движения, обращение внимания детей на погодные условия.
-проведение бесед, мероприятий, соревнований среди детей по знаниям ПДД в пришкольном лагере
-участие в муниципальных, областных , всероссийских конкурсах.
Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Внеурочная деятельность может способствовать формированию мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. На базе нашей школы реализуется дополнительная образовательная программа «Безопасность на дороге», предназначенная для учащихся 5 А класса. Сроки реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 68 часов.
Целое направление таких занятий посвящёно формированию культуры учащихся в сфере безопасности дорожного движения.
На занятиях используются активные формы обучения (ролевые и деловые игры, коллективно-творческая деятельность, экскурсии, целевые прогулки к проезжей части дороги, перекрёстку) и такие технологии, как здоровьесберегающие, информационные, проектные и игровые; в результате обучающиеся включаются в практическую деятельность и оказываются в условиях, воссоздающих ситуации безопасного поведения на дорогах и улицах. В процессе обучения используется видеотренинг: демонстрируются клипы, отрывки из короткометражных, документальных и учебных фильмов, а затем отрабатываются умения и навыки безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций. На занятиях изучаются и соответствующие Главы Кодекса об административных правонарушениях и статьях Уголовного Кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения.
На занятиях происходит подробное обсуждение определённых опасных ситуаций на дороге (с обязательным применением наглядных пособий). Затем учащиеся иллюстрируют действия, предписанные в ПДД участникам дорожного движения (пешеходам, пассажирам, водителям), содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам.
Это позволяет сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений ПДД, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями правил и требованиями обеспечения личной безопасности и безопасности других участников движения.
Мы знакомим детей с дорожной азбукой с младшего возраста. В начальных классах еженедельно проводятся минутки безопасности, где педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумывают сказки, загадки, частушки. Организуя занятия и беседы, учителя исходят из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т.е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Учителя школы стремятся, чтобы учащиеся сами называли уже знакомые слова и выражения, соотносили их с данной дорожной ситуацией.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
Работе с родителями в школе уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма используются различные формы взаимодействия с родителями:
- проведение родительских собраний на тему: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог» ….
- раздаются родителям памятки и листовки-обращения о необходимости соблюдения ПДД.
Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дает свои результаты. Показателем качества работы школы в 2016-2017 учебном году являются:
- призовое 2 место в городском конкурсе на лучшую организацию работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных учреждений «Зелёный огонёк»;
-в городской олимпиаде школьников по основам безопасности дорожного движения «Дорожная азбука-2017» школа № 1 им. М.М.Пришвина в командном первенстве заняла почетное 3 место, а учащиеся Трубицын Кирилл, Ворошилова Татьяна, Гомозова Елизавета заняли призовые места в личном первенстве;
- в городской акции детского творчества по вопросам безопасности дорожного движения «Дорога глазами детей» учащиеся Махонин Матвей и Солопенко Виктория стали призерами в номинации декоративно-прокладное творчество;
- в городском конкурсе юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо - 2017» в теоретических знаниях по ПДД команда нашей школы заняла призовое 3 место.
- мы активно участвовали в написании писем водителям, пешеходам, пассажирам и эти письма-обращения раздавали на улицах города.
В заключение хочется сказать, что работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в школе должна носить практический и комплексный характер. Сознательное отношение к Правилам дорожного движения должно стать нормой поведения каждого культурного человека.