СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О. Генри. ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ. Жанр, тема, идея, проблематика, сюжет новеллы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О. Генри. ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ. Жанр, тема, идея, проблематика, сюжет новеллы.»

О. Генри «Последний лист»

О. Генри

«Последний лист»

Нет шедевров, погибших в забвении .  Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак (1799-1850)

Нет шедевров, погибших в забвении . Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак

(1799-1850)

«Мона Лиза» («Джоконда») (около 1503). Автор   Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, учёный (1452-1519) «Сикстинская мадонна» (1518). Автор Рафаэль – итальянский живописец (1483 - 1520)   Перед вами  панорама произведений живописи                                                      Узнаёте ли вы их? Укажите названия и авторов.       Можно ли эти произведения назвать шедеврами? Почему? «Моисей» (1515-1516). Автор Микеланджело Буанаротти - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт   (1475 - 1564)

«Мона Лиза» («Джоконда») (около 1503). Автор   Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, учёный

(1452-1519)

«Сикстинская мадонна» (1518).

Автор Рафаэль – итальянский живописец (1483 - 1520)  

Перед вами  панорама произведений живописи                                               

  •       Узнаёте ли вы их? Укажите названия и авторов.
  •       Можно ли эти произведения назвать шедеврами? Почему?

«Моисей» (1515-1516). Автор

Микеланджело Буанаротти - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт  

(1475 - 1564)

Произведение высокого качества Образцовое произведение  ШЕДЕВР Ценное произведение Произведение, вызывающие отклик в душах большинства людей Имеет общекультурное значение Общепринятое качественное произведение

Произведение высокого качества

Образцовое произведение

ШЕДЕВР

Ценное произведение

Произведение, вызывающие отклик в душах большинства людей

Имеет общекультурное значение

Общепринятое качественное произведение

Каждый из нас приходит в этот мир с особой миссией, целью. И чтобы не сбиться с истинного пути на путь ложный, нам с вами помогает искусство: оно учит видеть нам прекрасное и прекрасное, прежде всего, в душе, оно учит нас творить и ценить добро. Можем ли поставить знак равно между добром и искусством? Почему?   - А всё ли, что нарисовано, спето, мы можем назвать искусством? Почему? Чтобы разобраться в этом, нам нужно с вами разобраться в предназначении искусства, его главной цели, для этого обратимся к нашему рассказу. Как вы понимаете слово « шедевр»? ШЕДЕВР  [дэ], -а;  м.  [франц. chef-d'oeuvre]. Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.  Шедевры русской литературы. Каждое здание - ш. архитектуры. Маленькие шедевры. Средневековый ш.  / Ирон.  Выставил свой очередной ш. Ну, у неё что ни статья, то ш. - Какие виды искусства вы знаете, назовите?

Каждый из нас приходит в этот мир с особой миссией, целью. И чтобы не сбиться с истинного пути на путь ложный, нам с вами помогает искусство: оно учит видеть нам прекрасное и прекрасное, прежде всего, в душе, оно учит нас творить и ценить добро. Можем ли поставить знак равно между добром и искусством? Почему?

- А всё ли, что нарисовано, спето, мы можем назвать искусством? Почему?

Чтобы разобраться в этом, нам нужно с вами разобраться в предназначении искусства, его главной цели, для этого обратимся к нашему рассказу.

Как вы понимаете слово

« шедевр»?

ШЕДЕВР  [дэ], -а;  м.  [франц. chef-d'oeuvre]. Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.  Шедевры русской литературы. Каждое здание - ш. архитектуры. Маленькие шедевры. Средневековый ш.  / Ирон.  Выставил свой очередной ш. Ну, у неё что ни статья, то ш.

- Какие виды искусства вы знаете, назовите?

Один из известнейших английских писателей О. Генри ( Уильям Сидни Портер) (1862 —1910)  является автором не только юмористических рассказов и коротких романов, но и серьёзных произведений с глубоким философским подтекстом.

Один из известнейших английских писателей

О. Генри

( Уильям Сидни Портер) (1862 —1910) 

является автором не только юмористических рассказов и коротких романов, но и серьёзных произведений с глубоким философским подтекстом.

 Как часто мы слышим, что в современном мире правит равнодушие, что каждый думает только о себе и своих близких, о своем собственном благе и не находит желания или возможности помочь другим. Можно говорить об этом долго, приводя серьезные аргументы, а можно самому что-то попытаться изменить в себе и в других, так, как это делали во все времена классики мировой литературы, несшие людям не только свет познания, но и раскрывающие для людей, своих читателей, простые истины. Памятник равнодушию

Как часто мы слышим, что в современном мире правит равнодушие, что каждый думает только о себе и своих близких, о своем собственном благе и не находит желания или возможности помочь другим. Можно говорить об этом долго, приводя серьезные аргументы, а можно самому что-то попытаться изменить в себе и в других, так, как это делали во все времена классики мировой литературы, несшие людям не только свет познания, но и раскрывающие для людей, своих читателей, простые истины.

Памятник равнодушию

Последние месяцы жизни О. Генри прошли в одиночестве в номере отеля, в глубокой депрессии. Он отказывается принимать пищу, почти ничего не пьет. Может быть, не случайно  рассказ   О.Генри входит в  сборник   под названием  «Горящий светильник».                     Это было медленное самоубийство. О. Генри скончался в нью-йоркской больнице 5 июня 1910 года в возрасте 47 лет.        Его последними словами были: 

Последние месяцы жизни

О. Генри прошли в одиночестве в номере отеля, в глубокой депрессии. Он отказывается принимать пищу, почти ничего не пьет.

Может быть, не случайно  рассказ  

О.Генри входит в  сборник   под названием  «Горящий светильник».                    

Это было медленное самоубийство. О. Генри скончался в

нью-йоркской больнице 5 июня 1910 года в возрасте 47 лет.

       Его последними словами были:  "Зажгите огонь, я не хочу умирать в темноте ..."    

Что может символизировать горящий светильник?

Олицетворение человеческой жизни,  свет души, любви к людям, жертвенности, память о Бермане  и о великом писателе О. Генри

 Почему рассказ назван  «Последний лист»?     Новелла – небольшая повесть, рассказ. Черты   : предельная краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Этот жанр характерен для творческой манеры О. Генри. Неожиданная концовка – вот то, что характеризует новеллы автора. «Последний лист» в этом плане не является исключением. Последний лист на плюще,  нарисованный шедевр Бермана, последняя страница жизни художника,   последний лист рассказа.        

Почему рассказ назван

«Последний лист»?    

Новелланебольшая повесть, рассказ.

Черты   : предельная краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка.

Этот жанр характерен для творческой манеры О. Генри. Неожиданная концовка – вот то, что характеризует новеллы автора. «Последний лист» в этом плане не является исключением.

Последний лист на плюще,  нарисованный шедевр Бермана, последняя страница жизни художника,  

последний лист рассказа.        

Больная пневмонией Джонси, потерявшая волю к жизни, убеждена, что умрёт, когда упадёт последний лист с плюща, растущего за окном. СЮЖЕТ Старый художник Берман, видя её отчаяние, решает пойти на жертву и нарисовать лист на стене в самую ненастную ночь. Он отдаёт свою жизнь ради спасения Джонси, создав шедевр, который дарит ей надежду и желание жить.

Больная пневмонией Джонси, потерявшая волю к жизни, убеждена, что умрёт, когда упадёт последний лист с плюща, растущего за окном.

СЮЖЕТ

Старый художник Берман, видя её отчаяние, решает пойти на жертву и нарисовать лист на стене в самую ненастную ночь. Он отдаёт свою жизнь ради спасения Джонси, создав шедевр, который дарит ей надежду и желание жить.

Студия Сью и Джонси помещалась наверху трехэтажного кирпичного дома. Джонси — уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэн, другая — из Калифорнии. Они познакомились за табльдотом одного ресторанчика на Восьмой улице и нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают. В результате и возникла общая студия.

Студия Сью и Джонси помещалась наверху трехэтажного кирпичного дома. Джонси — уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэн, другая — из Калифорнии. Они познакомились за табльдотом одного ресторанчика на Восьмой улице и нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают. В результате и возникла общая студия.

О. Генри «Последний лист» СЬЮ  Сью приехала в Нью-Йорк из Мэна. Она художница. Хотя читатель не знает точно, какие именно картины пишет Сью, ясно, что она продаёт свои работы. Сью заботится о Джонси, заботливо ухаживает за подругой во время её болезни и очень переживает. Она также терпелива с Берманом, пожилым соседом, у которого проблемы с алкоголем.

О. Генри

«Последний лист»

СЬЮ

Сью приехала в Нью-Йорк из Мэна. Она художница. Хотя читатель не знает точно, какие именно картины пишет Сью, ясно, что она продаёт свои работы. Сью заботится о Джонси, заботливо ухаживает за подругой во время её болезни и очень переживает. Она также терпелива с Берманом, пожилым соседом, у которого проблемы с алкоголем.

О. Генри «Последний лист» ДЖОНСИ  Джонси приехала в Нью-Йорк из Калифорнии, чтобы стать художницей. «Это было в мае. В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами». Однако он свалил ее с ног, и Джонси лежала неподвижно на крашеной железной кровати, глядя сквозь мелкий переплет голландского окна на глухую стену соседнего кирпичного дома». «Господина Пневмонию никак нельзя было назвать галантным старым джентльменом. Миниатюрная девушка, малокровная от калифорнийских зефиров, едва ли могла считаться достойным противником для дюжего старого тупицы с красными кулачищами и одышкой. На протяжении большей части истории Джонси больна, слаба и необоснованно суеверна, веря, что умрет, когда с дерева упадет последний лист.

О. Генри

«Последний лист»

ДЖОНСИ

Джонси приехала в Нью-Йорк из Калифорнии, чтобы стать художницей.

«Это было в мае. В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами».

Однако он свалил ее с ног, и Джонси лежала неподвижно на крашеной железной кровати, глядя сквозь мелкий переплет голландского окна на глухую стену соседнего кирпичного дома».

«Господина Пневмонию никак нельзя было назвать галантным старым джентльменом. Миниатюрная девушка, малокровная от калифорнийских зефиров, едва ли могла считаться достойным противником для дюжего старого тупицы с красными кулачищами и одышкой.

На протяжении большей части истории Джонси больна, слаба и необоснованно суеверна, веря, что умрет, когда с дерева упадет последний лист.

О. Генри «Последний лист» Что, по мнению доктора, могло погубить Джонси, помимо ее болезни? Объясните смысл фразы доктора, обращенной к Сью: «Если вы сумеете до­ биться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут но­ сить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти». Самое главное, считает доктор, - это не лекарство даже, а воля к жизни. Мечтать о будущем значит надеяться на что-то, стремиться к чему-то. Человек, который вспоминает прошедшее, стар душой, а тот, кто мечтает, у того всё впереди.

О. Генри

«Последний лист»

Что, по мнению доктора, могло погубить Джонси, помимо ее болезни? Объясните смысл фразы доктора, обращенной к Сью: «Если вы сумеете до­ биться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут но­ сить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти».

Самое главное, считает доктор, - это не лекарство даже, а воля к жизни.

Мечтать о будущем значит надеяться на что-то, стремиться к чему-то. Человек, который вспоминает прошедшее, стар душой, а тот, кто мечтает, у того всё впереди.

О. Генри «Последний лист» Докажите, что Сью и Джонси были настоящими друзьями . Что сделала Сью для подруги? Обратите внимание на фразу: «Подумай обо мне, если не хочешь, если не хочешь думать о себе! Что со мной будет?» Сью работала ради подруги, кормила ее, ухаживала за ней, даже лгала ради ее выздоровления («Да ведь ещё сегодня утром доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь… что у тебя 10 шансов против одного».). Она хотела доказать Джонси, думавшей только о своей болезни и близкой смерти, что та очень нужна ей, что девушка не имеет права поддаваться беде, хотя бы ради Сью.

О. Генри

«Последний лист»

Докажите, что Сью и Джонси были настоящими друзьями . Что сделала Сью для подруги? Обратите внимание на фразу: «Подумай обо мне, если не хочешь, если не хочешь думать о себе! Что со мной будет?»

Сью работала ради подруги, кормила ее, ухаживала за ней, даже лгала ради ее выздоровления («Да ведь ещё сегодня утром доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь… что у тебя 10 шансов против одного».).

Она хотела доказать Джонси, думавшей только о своей болезни и близкой смерти, что та очень нужна ей, что девушка не имеет права поддаваться беде, хотя бы ради Сью.

  Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам. Джозеф Аддисон  (1672 – 1719) —  публицист, драматург, эстетик, политик и поэт, который стоял у истоках английского Просвещения. О каких человеческих взаимоотношениях идёт речь?

  Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Джозеф Аддисон  (1672 – 1719)

—  публицист, драматург, эстетик, политик и поэт, который стоял у истоках английского Просвещения.

О каких человеческих взаимоотношениях идёт речь?

 «После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене еще виднелся один лист плюща — последний! Все еще темно-зеленый у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землей». — Это последний, — сказала Джонси. — Я думала, что он непременно упадет ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я. … Душа, готовясь отправиться в таинственный, далекий путь, становится чуждой всему земному. Болезненная фантазия завладевала Джонси все сильнее, по мере того, как одна за другой рвались все нити, связывавшие ее с жизнью и людьми. Какую мысль внушила себе Джонси?

«После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене еще виднелся один лист плюща — последний! Все еще темно-зеленый у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землей».

Это последний, — сказала Джонси. — Я думала, что он непременно упадет ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я.

Душа, готовясь отправиться в таинственный, далекий путь, становится чуждой всему земному. Болезненная фантазия завладевала Джонси все сильнее, по мере того, как одна за другой рвались все нити, связывавшие ее с жизнью и людьми.

Какую мысль внушила себе Джонси?

Почему вид последнего листа, державшегося на ветке, воскресил в душе девушки желание жить? Докажите, что Джонси раскаивалась в своей слабости и просила у подруги прощения. «…с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна, скатываясь с низко нависшей голландской кровли. Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору. Лист плюща все еще оставался на месте. Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью, которая разогревала для нее куриный бульон на газовой горелке». — Я была скверной девчонкой, Сьюди, — сказала Джонси. — Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немножко бульона…

Почему вид последнего листа,

державшегося на ветке, воскресил в душе девушки желание жить?

Докажите, что Джонси раскаивалась в своей слабости и просила у подруги прощения.

«…с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна, скатываясь с низко нависшей голландской кровли.

Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору.

Лист плюща все еще оставался на месте.

Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью, которая разогревала для нее куриный бульон на газовой горелке».

Я была скверной девчонкой, Сьюди, — сказала Джонси. — Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немножко бульона…

О. Генри «Последний лист» Жить только для себя – смерть (духовная), а если живешь для другого, то жизнь наполняется смыслом. Можем ли мы назвать дружбу девочек истинной крепкой? К чему нас подводит автор? Смысл нашей жизни – творить добро, творить добро для других, тогда оно неизбежно вернется к тебе снова. И лишь в этом случае жизнь не будет пустой, а, наоборот, яркой и приносящей счастье. Значение истинной дружбы - в поддержке в трудную минуту.

О. Генри

«Последний лист»

Жить только для себя – смерть (духовная), а если живешь для другого, то жизнь наполняется смыслом.

Можем ли мы назвать дружбу девочек истинной крепкой?

К чему нас подводит автор?

Смысл нашей жизни – творить добро, творить добро для других, тогда оно неизбежно вернется к тебе снова. И лишь в этом случае жизнь не будет пустой, а, наоборот, яркой и приносящей счастье. Значение истинной дружбы - в поддержке в трудную минуту.

О. Генри «Последний лист» Старик Берман Человек, «сильно пахнущий можжевеловыми ягодами»,«злющий старикашка», неудачник в искусстве, старый опустившийся художник, гений, не узнанный миром. Берман всегда хотел стать великим художником. Сейчас, в свои 60 лет, он не реализовал свой потенциал. Он всегда планировал написать шедевр, но так и не начал, возможно, из-за проблем с алкоголем. Однако он добросердечный человек, которого расстраивает мысль о смерти Джонси. Он выходит ночью под проливной дождь, чтобы нарисовать реалистичный лист, который возвращает Джонси желание жить.

О. Генри

«Последний лист»

Старик Берман

Человек, «сильно пахнущий можжевеловыми ягодами»,«злющий старикашка», неудачник в искусстве, старый опустившийся художник, гений, не узнанный миром. Берман всегда хотел стать великим художником. Сейчас, в свои 60 лет, он не реализовал свой потенциал. Он всегда планировал написать шедевр, но так и не начал, возможно, из-за проблем с алкоголем. Однако он добросердечный человек, которого расстраивает мысль о смерти Джонси. Он выходит ночью под проливной дождь, чтобы нарисовать реалистичный лист, который возвращает Джонси желание жить.

В чем состоял смысл поступка художника Бермана? Раньше его жизнь не отличалась ничем подобным, люди были о нем не лучшего мнения, но его поступок (нарисованный лист) доказал обратное: он спас человеку жизнь, пожертвовав жизнью своей. Этим поступком он доказал, что жизнь он прожил не зря, она обрела смысл, что он создал то, к чему стремился, что жизнь его не прошла бесследно и бесцельно Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Творить добро - основная задача искусства.

В чем состоял смысл поступка художника Бермана?

Раньше его жизнь не отличалась ничем подобным, люди были о нем не лучшего мнения, но его поступок (нарисованный лист) доказал обратное: он спас человеку жизнь, пожертвовав жизнью своей. Этим поступком он доказал, что жизнь он прожил не зря, она обрела смысл, что он создал то, к чему стремился, что жизнь

его не прошла бесследно и бесцельно

Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Творить добро - основная задача искусства.

С какой целью Сью рассказала Джонси о смерти художника и его последнем решении?  Хотела не только почтить память художника, но и укрепить в своей подруге волю к жизни: теперь, когда та знает, что человек сделал ради нее, она не смеет поддаваться болезни. — Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка, — начала она. — Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед. … Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, с удовольствием довязывая ярко-синий, совершенно бесполезный шарф, и обняла ее одной рукой — вместе с подушкой.

С какой целью Сью рассказала Джонси о смерти художника и его последнем решении?

Хотела не только почтить память художника, но и укрепить в своей подруге волю к жизни: теперь, когда та знает, что человек сделал ради нее, она не смеет поддаваться болезни.

Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка, — начала она. — Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед.

Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, с удовольствием довязывая ярко-синий, совершенно бесполезный шарф, и обняла ее одной рукой — вместе с подушкой.

Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все еще горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.

Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь.

Потом нашли фонарь, который все еще горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.

О. Генри «Последний лист» Почему ни у автора, ни у молодых героинь рассказа не возникает сомнения в том, что нарисованный Берманом на кирпичной стене лист – истинный шедевр?  Да, шедевр Бермана не похож он на творения великих мастеров, вряд ли соберет он толпы восхищенных зрителей, да и век этого шедевра короток - снег и дождь вскоре смоют его с кирпичной стены… Но Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Он останется в их сердцах , памяти навсегда. Творить добро - основная задача искусства.

О. Генри

«Последний лист»

Почему ни у автора, ни у молодых героинь рассказа не возникает сомнения в том, что нарисованный Берманом на кирпичной стене лист – истинный шедевр?

Да, шедевр Бермана не похож он на творения великих мастеров, вряд ли соберет он толпы восхищенных зрителей, да и век этого шедевра короток - снег и дождь вскоре смоют его с кирпичной стены… Но Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения.

Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Он останется в их сердцах , памяти навсегда.

Творить добро - основная задача искусства.

О. Генри «Последний лист» КАКОВА ЖЕ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ НОВЕЛЛЫ?  Основная идея рассказа О. Генри «Последний лист» заключается в том, что надежда может дать любому человеку новую жизнь. Люди не должны терять надежду, пока живы. Необходимо бороться за жизнь до самого конца, поскольку каждый человек заслуживает право на счастье. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ : искусство, по мнению О. Генри, обладает огромной силой, способной исцелить и вернуть веру в будущее.

О. Генри

«Последний лист»

КАКОВА ЖЕ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ НОВЕЛЛЫ?

Основная идея рассказа

О. Генри «Последний лист» заключается в том, что надежда может дать любому человеку новую жизнь.

Люди не должны терять надежду, пока живы. Необходимо бороться за жизнь до самого конца, поскольку каждый человек заслуживает право на счастье.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ : искусство, по мнению О. Генри, обладает огромной силой, способной исцелить и вернуть веру в будущее.

О. Генри «Последний лист» НАДЕЖДА Рассказ О. Генри исследует вопрос о том, что побуждает человека предпочесть надежду пораженческому настрою. Какие темы затрагивает автор, чтобы раскрыть основную мысль новеллы? ДРУЖБА СТОИТ ЖЕРТВ Мысль о том, что дружба делает жертву оправданной, — главная тема «Последнего листа». ИСКУССТВО И ШЕДЕВР Это история об искусстве, людях, которые его создают, и о том, как оно может — в этой истории — буквально спасти жизнь. Важность искусства прослеживается на протяжении всей истории.

О. Генри

«Последний лист»

НАДЕЖДА

Рассказ О. Генри исследует вопрос о том, что побуждает человека предпочесть надежду пораженческому настрою.

Какие темы затрагивает автор, чтобы раскрыть основную мысль новеллы?

ДРУЖБА СТОИТ ЖЕРТВ

Мысль о том, что дружба делает жертву оправданной, — главная тема «Последнего листа».

ИСКУССТВО И ШЕДЕВР

Это история об искусстве, людях, которые его создают, и о том, как оно может — в этой истории — буквально спасти жизнь.

Важность искусства прослеживается на протяжении всей истории.

СИМВОЛЫ в произведении ХОЛОД ПРОТИВ НЕАПОЛИТАНСКОГО ЗАЛИВА ЛИСТ Он становится символом упорства, способности крепко держаться, несмотря ни на что. Холод в этой истории символизирует смерть. Зимой «неприветливый чужак», пневмония, проникает в Гринвич-Виллидж, прикасаясь к своим жертвам «ледяными пальцами». Неаполитанский залив символизирует жизнь. Нарисовать его — мечта Джонси Неаполитанский залив Айвазовский Иванов Неаполитанский залив

СИМВОЛЫ в произведении

ХОЛОД ПРОТИВ НЕАПОЛИТАНСКОГО ЗАЛИВА

ЛИСТ

Он становится символом упорства, способности крепко держаться, несмотря ни на что.

Холод в этой истории

символизирует смерть. Зимой «неприветливый чужак», пневмония, проникает в Гринвич-Виллидж, прикасаясь к своим жертвам «ледяными пальцами».

Неаполитанский залив символизирует жизнь. Нарисовать его — мечта Джонси

Неаполитанский залив Айвазовский

Иванов

Неаполитанский залив

СИТУАЦИОННАЯ ИРОНИЯ В рассказе присутствует ситуативная ирония. Читатель ожидает, что Джонси умрёт, но она выздоравливает, а Берман умирает. Также неожиданно, что он написал свой шедевр перед смертью. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОНТРАСТНОСТЬ 1) молодость – старость (девушки и Берман); 2) жизнь – смерть (Джонси и Сью, Берман), которые меняют направление и становятся смертью (Берман) и жизнью (Джонси). 3) болезнь – выздоровление (Джонси). 4) шедевр на бумаге – шедевр за окном, шедевр природный – шедевр материальный. МЕТАФОРА  Пример метафоры в этом рассказе — когда рассказчик говорит о пневмонии. Он утверждает: «В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии». Здесь пневмонию сравнивают с незнакомцем, который приезжает в город и заражает людей болезнью.

СИТУАЦИОННАЯ ИРОНИЯ

В рассказе присутствует ситуативная ирония. Читатель ожидает, что Джонси умрёт, но она выздоравливает, а Берман умирает. Также неожиданно, что он написал свой шедевр перед смертью.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

СВОЕОБРАЗИЕ

КОНТРАСТНОСТЬ

1) молодость – старость (девушки и Берман);

2) жизнь – смерть (Джонси и Сью, Берман), которые меняют направление и становятся смертью (Берман) и жизнью (Джонси).

3) болезнь – выздоровление (Джонси).

4) шедевр на бумаге – шедевр за окном, шедевр природный – шедевр материальный.

МЕТАФОРА Пример метафоры в этом рассказе — когда рассказчик говорит о пневмонии. Он утверждает: «В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии».

Здесь пневмонию сравнивают с незнакомцем, который приезжает в город и заражает людей болезнью.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (олицетворение) Персонификация — это приписывание человеческих качеств чему-то нечеловеческому. Пример олицетворения: рассказчик говорит о приходе пневмонии в город. Он утверждает, что «мистер Пневмония не был похож на благородного старого джентльмена». В рассказе пневмония — это человек, который пришёл в город, чтобы коснуться людей своими «ледяными пальцами», в результате чего его жертвы заболевают и умирают. СРАВНЕНИЕ  Сравнение — это прямое сравнение одной вещи с другой. Пример сравнения в рассказе: «как бы она, легкая и хрупкая, как лист, не улетела от них, когда ослабнет ее непрочная связь с миром». В этом предложении Сью боится за Джонси, которая больна и потеряла надежду на выздоровление. Сью боится, что негативные мысли убьют её подругу.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

СВОЕОБРАЗИЕ

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (олицетворение)

Персонификация — это приписывание человеческих качеств чему-то нечеловеческому.

Пример олицетворения: рассказчик говорит о приходе пневмонии в город. Он утверждает, что «мистер Пневмония не был похож на благородного старого джентльмена». В рассказе пневмония — это человек, который пришёл в город, чтобы коснуться людей своими «ледяными пальцами», в результате чего его жертвы заболевают и умирают.

СРАВНЕНИЕ Сравнение — это прямое сравнение одной вещи с другой.

Пример сравнения в рассказе: «как бы она, легкая и хрупкая, как лист, не улетела от них, когда ослабнет ее непрочная связь с миром». В этом предложении Сью боится за Джонси, которая больна и потеряла надежду на выздоровление. Сью боится, что негативные мысли убьют её подругу.

О. Генри «Последний лист»  Нельзя поддаваться отчаянию, нужно верить в себя. Надежда даёт силы жить. Надежда созидательна и способна творить чудеса.  В таком небольшом тексте автор смог совместить много разных эмоций и переживаний. Это рассказ заставляет задуматься над вещами, которые гораздо важнее простой будничной жизни с ее повседневными заботами. Мы каждый день тратим определенное время на борьбу с теми или иными проблемами, поэтому не всегда есть возможность задуматься над смыслом жизни, над теми вещами, которые должен осознать каждый, — дружба, любовь, доброта, человечность, гуманность. ЧЕМУ УЧИТ НОВЕЛЛА?

О. Генри

«Последний лист»

Нельзя поддаваться отчаянию, нужно верить в себя. Надежда даёт силы жить. Надежда созидательна и способна творить чудеса.

В таком небольшом тексте автор смог совместить много разных эмоций и переживаний. Это рассказ заставляет задуматься над вещами, которые гораздо важнее простой будничной жизни с ее повседневными заботами. Мы каждый день тратим определенное время на борьбу с теми или иными проблемами, поэтому не всегда есть возможность задуматься над смыслом жизни, над теми вещами, которые должен осознать каждый, — дружба, любовь, доброта, человечность, гуманность.

ЧЕМУ УЧИТ НОВЕЛЛА?

 Новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть бесценные сокровища души человека. Эти сокровища учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной. Это то, что может осветить путь и разогнать темноту. Именно об этом мечтал и к этому стремился О.Генри всю свою жизнь (эпиграф к уроку). И такой шедевр, действительно, может создать каждый. ЧЕМУ УЧИТ НОВЕЛЛА?

Новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть бесценные сокровища души человека. Эти сокровища учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной. Это то, что может осветить путь и разогнать темноту. Именно об этом мечтал и к этому стремился О.Генри всю свою жизнь (эпиграф к уроку). И такой шедевр, действительно, может создать каждый.

ЧЕМУ УЧИТ НОВЕЛЛА?

Новеллу «Последний лист» не случайно называют вершиной трагической патетики. О. Генри пишет о надежде и вере в себя, об активной и пассивной жизненной позиции, о поддержке тех, кто рядом, о силе настоящего искусства, о цене за воплощение мечты. В 2003 году по мотивам рассказа вышел художественный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Новогодний романс».   Художник Илья Глазунов написал в 1999 году картину «Больной. Последний лист», отсылающий к новелле Уильяма Портера (О. Генри). Советская и российская певица Светлана Копылова спела одноименную песню «Последний лист».

Новеллу «Последний лист» не случайно называют вершиной трагической патетики. О. Генри пишет о надежде и вере в себя, об активной и пассивной жизненной позиции, о поддержке тех, кто рядом, о силе настоящего искусства, о цене за воплощение мечты.

  • В 2003 году по мотивам рассказа вышел художественный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Новогодний романс».
  •   Художник Илья Глазунов написал в 1999 году картину «Больной. Последний лист», отсылающий к новелле Уильяма Портера (О. Генри).
  • Советская и российская певица Светлана Копылова спела одноименную песню «Последний лист».