Подготовила: Пташкина Т.Г.
О картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830- 1897)
«Грачи прилетели» (1871)
Русский пейзаж утвердил свою жанровую самостоятельность на рубеже 1860-х и 1870-х гг. Его колыбелью стало Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Что такое пейзаж? (Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа; природа дикая или преображенная человеком (виды городов – архитектурный п., морские виды – марина)). Иногда пейзаж выступает в качестве фона живописных произведений; отдельные произведения данного жанра также называют пейзажем.
В картине «Грачи прилетели» А.К. Саврасова вид костромского села Молвитина кажется написанным с натуры, однако художник «сочинил» его, скомпоновав несколько разнородных этюдных мотивов. Классическая завершенность и в то же время свежесть первоначального впечатления.
Сам Саврасов был воспитанником, а потом и преподавателем (профессором) Московского училища. Он стал родоначальником лирической линии в русском пейзаже, состоящей:
в умении показать красоту российского захолустья;
в особом внутреннем чувстве, которое придает этим скромным сюжетам обаяние глубокой, проникновенной поэзии.
- А каких еще художников, изображавших пейзаж на своих картинах, вы знаете? (Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу», Иван Айвазовский был маринистом 19 века - «Девятый вал», Василий Поленов «Московский дворик» и др.)
Поговорим теперь о картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Грачи всегда были для художника не обычными птицами, а символом возрождения природы, новой жизни, только зарождающейся радости. Поэтому даже в минуты отчаяния и слабости он обращался к ним (грачам), не раз переделывая и создавая вариации своей знаменитой картины 1871 года, написанной им на вершине успеха.
«Грачи» стали триумфом Саврасова. Куртину за 600 рублей купил в свою коллекцию Павел Третьяков (посетите когда-нибудь знаменитую теперь на весь мир Треьяковскую галерею и увидьте эту картину). О ней все критики отзывались с восторгом. Иван Крамской назвал пейзаж кисти Саврасова лучшим из всех представленных на выставке, даже писатель Михаил Салтыков-Щедрин, который вообще не любил в живописи изображения природы, сказал, что картина художника прелестна. Копия этой катины через год была представлена публике на всемирной выставке в Вене.
С помощью своей картины художник хотел справиться с духовным кризисом. Не удалось. Разлад в семье, развод, алкоголизм, потеря работы.
Столкнувшись с несчастьем, с потерей, со смертью (дочь родилась раньше положенного срока, была слабой и умерла через несколько дней), Саврасов тяжело переживал эту утрату, а еще стало слабеть зрение. Он видел все хуже и хуже.
Картина посвящена приходу весны, живописец желал вновь обрести душевное равновесие, поэтому изобразил грачей, вестников пробуждения природы. Они играют в ещё голых ветвях деревьев.
Изображения птиц не совсем реалистичны. Настоящие грачи куда меньше. К тому же их изображение очень приблизительно.
Почему Саврасов, мастер реализма, не прорисовал грачей детально, реалистично?
Нарушена на полотне и перспектива. Линия горизонта должна находиться довольно низко при такой точке обзора, а на картине Саврасова она проходит почти по центру.
Почему и в композиции картины художник еще раз отшел от традиций реализма?
Живописец делает это специально, чтобы показать равнинные дали, уже залитые водой, передать ощущение уходящей зимы и весны, вступающей в свои права. Кажется: что есть в этом мрачном пейзаже, этой безрадостной картине весенней распутицы? Грязный снег, голые деревья... Там есть небо, светлое и ясное. А ещё – ГРАЧИ! Обратите внимание на грача с веткой в клюве у сломанного ствола березы. С помощью этой ветки птица будет строить гнездо, потому что жизнь циклична, она всегда продолжается. И на это продолжение надеялся художник.
Василий Перов – один из лучших друзей Саврасова.
Константин Коровин, Исаак Левитан – ученики Алексея Кондратьевича.