СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БУДЬКО О. М. Урок "Действительные причастия настоящего времени" VII класс РЯиЛ 2018-6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«БУДЬКО О. М. Урок "Действительные причастия настоящего времени" VII класс РЯиЛ 2018-6»



О. М. Будько, учитель русского языка и литературы ГУО «Раклевичский детский сад— базовая школа» Дятловского района Гродненской области

Действительные причастия настоящего времени VII класс

Цели урока: ознакомление учащихся с образованием действительных причастий настоящего времени, с условиями выбора гласной в суффиксе этих причастий; формирование навыков самостоятельной работы, развитие умения использовать в своей речи причастия; воспитание эмоциональной культуры учащихся (любовь к природе).

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа по теме урока.

  1. Орфографическая минутка.

  • Вставьте пропущенные буквы в словах.

С..едобный, синиц.., без..мянный, гиган..ский, революц..я, со..нце, бл..статъ, подп..реть.

Взаимопроверка.

  1. Запись даты, темы урока.

  2. Индивидуальное задание (на доске).

  • Запишите в таблицу глаголы строить, красить, любить, писать, стелиться, дремать в 3-м лице множественного числа, обозначьте условия выбора окончания, вспомните правило правописания безударных личных окончаний глаголов.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  • Какие глаголы вы видите на доске? Определите их постоянные признаки. (Вид — несовершенный; переходность — переходные и непереходные, спряжение — 1 и 2; возвратные и невозвратные.)

  • От всех этих глаголов можно образовать действительные причастия настоящего времени. Об этом пойдёт речь сегодня на уроке.

Учащиеся образуют причастия, отбрасывая окончание настоящего времени у глагола и добавляя суффиксы причастия. Учитель записывает их на доске (3-й столбик), обозначает суффиксы.

Инфинитив

В форме 3-го лица мн. ч.

Причастие

Строить

Красить

Любить

Писать

Стелиться

Дремать

Строят (2)

Красят

Любят

Пишут (1)

Стелются

Дремлют

Строящий

Красящий

Любящий

Пишущий

_

Стелющийся

Дремлющий

— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласных а(я)/у(ю) в суффиксах причастий? (От спряжения глаголов.) Обратите внимание, что у самого причастия такого морфологического признака, как спряжение, нет.

  1. Работа с учебником (чтение правила на с. 115).

6. Определение морфологических признаков причастия.

  1. Найдите причастие среди представленных на слайде слов: жёлтый, желтеющий, желтеть.

  2. Объясните, как вы понимаете высказывание Владимира Ивановича Даля: «Причастие — это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

  3. Из предложения Орёл, кружащийся над полем, вдруг стремительно бросился вниз выпишите причастие, определите у него глагольные признаки и признаки прилагательного, объясните постановку знаков препинания.

  4. К иллюстрациям на слайде подберите словосочетания, в состав которых входят причастия.

Пишущая девочка, написанная книга, читающий ребёнок, прочитанная книга.

— Чем отличаются действительные причастия от страдательных? Назовите суффиксы действительных причастий.


Найдите причастие, в суффиксе которого

пропущена буква а

пропущена буква ю

а) маяч..щий на горизонте;

б) паш..щие трактором;

в) реж..щий хлеб;

г) маж..щий маслом

а) грез..щий о счастье;

б) та..щий снег;

в) мет..щий в цель;

г) вид..щий издали


Действительные причастия настоящего времени образуются

от глаголов от глаголов

I спряжения И спряжения

I ▼

-ущ-(-ющ-) -ащ-(-ящ-)

8. Выполнение тренировочных упражнений.

  1. Определите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а(я):

а) вид..щий, леч..щий;

б) броса..щий, сид..щий;

в) люб..щий, дремл..щий;

г) МО..ЩИЙ, ПИШ..ЩИЙ.

  1. Определите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у(ю):

а) догоня..щий, стро..щий;

б) мо..щий, пиш..щий;

в) броса..щий, сид..щий;

г) люб..щий, дремл..щий.

  1. На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:

  1. жал..щие пчёлы;

  2. скач..щие всадники;

  3. се..щий зерно;

  4. мел..щий муку;

  5. гон..щий зайца;

  6. вар..щий борщ;

  7. ла..щая собака;

  8. дыш..щий ровно;

  9. вер..щий людям;

  10. мо..щее средство.

123456789 10 (я) (у) (ю) (ю) (я) (я) (ю) (а) (я) (ю)

VI. Закрепление нового материала.

  1. Работа в группах.

  • 1-я группа — упр. 222 (выполняется коллективно).

  • 2-я группа — работа с текстом. В отрывке из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» найдите причастия и определите их роль в тексте.

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окруживший двор. Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все легли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкали на небе. Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.

  • Н. В. Гоголь часто использовал причастия и причастные обороты в своих произведениях. Он считал: «Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, “дорисовывает”, “живописует” действие, придавая тексту особую выразительность».

  1. Выполнение творческой работы.

  • Я предлагаю вам рассмотреть картину замечательного художника Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».

Придумайте 3—4 предложения по картине или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или причастные обороты.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Закончите предложения:

  1. Сегодня на уроке я повторил (а)... .

  2. Сегодня на уроке я узнал(а)... .

  1. Домашнее задание.

§ 25, упр. 223.