О. М. Будько, учитель русского языка и литературы ГУО «Раклевичский детский сад— базовая школа» Дятловского района Гродненской области
Действительные причастия настоящего времени VII класс
Цели урока: ознакомление учащихся с образованием действительных причастий настоящего времени, с условиями выбора гласной в суффиксе этих причастий; формирование навыков самостоятельной работы, развитие умения использовать в своей речи причастия; воспитание эмоциональной культуры учащихся (любовь к природе).
Ход урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Орфографическая минутка.
С..едобный, синиц.., без..мянный, гиган..ский, революц..я, со..нце, бл..статъ, подп..реть.
Взаимопроверка.
Запись даты, темы урока.
Индивидуальное задание (на доске).
Запишите в таблицу глаголы строить, красить, любить, писать, стелиться, дремать в 3-м лице множественного числа, обозначьте условия выбора окончания, вспомните правило правописания безударных личных окончаний глаголов.
Сообщение темы и целей урока.
Какие глаголы вы видите на доске? Определите их постоянные признаки. (Вид — несовершенный; переходность — переходные и непереходные, спряжение — 1 и 2; возвратные и невозвратные.)
От всех этих глаголов можно образовать действительные причастия настоящего времени. Об этом пойдёт речь сегодня на уроке.
Учащиеся образуют причастия, отбрасывая окончание настоящего времени у глагола и добавляя суффиксы причастия. Учитель записывает их на доске (3-й столбик), обозначает суффиксы.
Инфинитив | В форме 3-го лица мн. ч. | Причастие |
Строить Красить Любить Писать Стелиться Дремать | Строят (2) Красят Любят Пишут (1) Стелются Дремлют | Строящий Красящий Любящий Пишущий _ Стелющийся Дремлющий |
— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласных а(я)/у(ю) в суффиксах причастий? (От спряжения глаголов.) Обратите внимание, что у самого причастия такого морфологического признака, как спряжение, нет.
Работа с учебником (чтение правила на с. 115).
6. Определение морфологических признаков причастия.
Найдите причастие среди представленных на слайде слов: жёлтый, желтеющий, желтеть.
Объясните, как вы понимаете высказывание Владимира Ивановича Даля: «Причастие — это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Из предложения Орёл, кружащийся над полем, вдруг стремительно бросился вниз выпишите причастие, определите у него глагольные признаки и признаки прилагательного, объясните постановку знаков препинания.
К иллюстрациям на слайде подберите словосочетания, в состав которых входят причастия.
Пишущая девочка, написанная книга, читающий ребёнок, прочитанная книга.
— Чем отличаются действительные причастия от страдательных? Назовите суффиксы действительных причастий.
Найдите причастие, в суффиксе которого |
пропущена буква а | пропущена буква ю |
а) маяч..щий на горизонте; б) паш..щие трактором; в) реж..щий хлеб; г) маж..щий маслом | а) грез..щий о счастье; б) та..щий снег; в) мет..щий в цель; г) вид..щий издали |
Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов от глаголов
I спряжения И спряжения
I ▼
-ущ-(-ющ-) -ащ-(-ящ-)
8. Выполнение тренировочных упражнений.
Определите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а(я):
а) вид..щий, леч..щий;
б) броса..щий, сид..щий;
в) люб..щий, дремл..щий;
г) МО..ЩИЙ, ПИШ..ЩИЙ.
Определите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у(ю):
а) догоня..щий, стро..щий;
б) мо..щий, пиш..щий;
в) броса..щий, сид..щий;
г) люб..щий, дремл..щий.
На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:
жал..щие пчёлы;
скач..щие всадники;
се..щий зерно;
мел..щий муку;
гон..щий зайца;
вар..щий борщ;
ла..щая собака;
дыш..щий ровно;
вер..щий людям;
мо..щее средство.
123456789 10 (я) (у) (ю) (ю) (я) (я) (ю) (а) (я) (ю)
VI. Закрепление нового материала.
Работа в группах.
1-я группа — упр. 222 (выполняется коллективно).
2-я группа — работа с текстом. В отрывке из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» найдите причастия и определите их роль в тексте.
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окруживший двор. Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все легли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкали на небе. Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.
Н. В. Гоголь часто использовал причастия и причастные обороты в своих произведениях. Он считал: «Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, “дорисовывает”, “живописует” действие, придавая тексту особую выразительность».
Выполнение творческой работы.
Я предлагаю вам рассмотреть картину замечательного художника Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».
Придумайте 3—4 предложения по картине или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или причастные обороты.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке я повторил (а)... .
Сегодня на уроке я узнал(а)... .
Домашнее задание.
§ 25, упр. 223.