СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины ОГСЭ.05. Физическая культура общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, дисциплин ОП.03 Гигиенические основы физической культуры, ОП.04 Основы врачебного контроля и междисциплинарных курсов МДК.01.01. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельности спортсменов, МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту профессионального учебного цикла.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Теория и история физической культуры и спорта» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
* ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;
* использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;
* правильно использовать терминологию в области физической культуры;
* оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания и спортивной и оздоровительной тренировки;
* находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
* понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий;
* историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;
* современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
* задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
* средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности;
* основы теории обучения двигательным действиям;
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГБПОУ РС(Я) «РУ(К)ОР им. Р.М. Дмитриева»
Рабочая программа дисциплины
ПМ.03 Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности |
|
по специальности среднего профессионального образования
49.02.01 Физическая культура
уровень образования среднее общее образование
Форма обучения
очная |
очная, заочная, очно-заочная |
Якутск, 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 49.02.01 «Физическая культура».
Организация-разработчик: ГБПОУ РС(Я) «РУ(к)ОР им. Р.М.Дмитриева».
Разработчики:
Корнилова А.К., преподаватель МДК
Каратаев В.П., преподаватель МДК
Сивцева С.М., преподаватель МДК
Рассмотрена на заседании ПЦК психолого-педагогических и специальных дисциплин
Протокол № ___ от « » ____________ 2016 г.
Рекомендована методическим Советом ГПБОУ РС(Я) «РУ(к)ОР имени Р.М.Дмитриева».
Протокол методического Совета № ___ от « » _________________ 2016 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01 – Физическая культура.
Название специальности в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
«Утвердить»
Заместитель директора по учебной работе ______________________ Н.С. Дьячковская
М.П.
Содержание
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 30
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 34
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура, входящую в укрупненную группу профессий 49.00.00 Физическая культура и спорт. В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
Программа профессионального модуля может быть использована при изучении дисциплины ОП.07 Теория и история физической культуры и спорта и профессиональных модулей ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта, ПМ.02 Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения, относящихся к профессиональному учебному циклу. Так же программа профессионального модуля может быть использована при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Для освоения программы профессионального модуля требуются знания в области анатомии, физиологии, педагогики и психологии.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических материалов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс и руководство соревновательной деятельностью в избранном виде спорта и организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
планирования подготовки спортсменов в избранном виде спорта на различных этапах подготовки;
планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
разработки методических материалов на основе макетов, образцов, требований;
изучения и анализа профессиональной литературы, выступлений по актуальным вопросам спортивной и оздоровительной тренировки;
руководства соревновательной деятельностью в избранном виде спорта;
организации физкультурно-спортивной деятельности;
отбора наиболее эффективных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в процессе экспериментальной работы;
оформления портфолио педагогических достижений;
уметь:
анализировать программы спортивной подготовки в избранном виде спорта и планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс;
планировать организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
разрабатывать методические документы на основе макетов, образцов, требований;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
определять цели, задачи, планировать учебно-исследовательскую работу с помощью руководителя;
использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;
отбирать наиболее эффективные средства и методы физической культуры спортивной тренировки;
оформлять результаты исследовательской работы;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
знать:
теоретические основы и методику планирования учебно-тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта;
теоретические основы и методику планирования оздоровительной тренировки на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;
методику планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере физической культуры и спорта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;
погрешности измерений;
теорию тестов;
метрологические требования к тестам;
методы количественной оценки качественных показателей;
теорию оценок, шкалы оценок, нормы;
методы и средства измерений в физическом воспитании и спорте;
статистические методы обработки результатов исследований.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 528 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 456 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 304 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 134 часов;
производственной практики – 72 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. |
ПК 3.2. | Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения. |
ПК 3.3. | Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.4. | Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего часов по профессиональному модулю | 528 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 456 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 304 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение | 172 |
лабораторные занятия |
|
практические занятия | 132 |
контрольные работы |
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
|
Консультация (всего) | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 134 |
Учебная практика |
|
Производственная практика | 72 |
Вид промежуточного контроля в форме курсовой работы |
|
Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета
|
|
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||||||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Консуль тации, часов | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||||||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
| | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
ПК 3.1.-3.5. | Раздел 1. Основы научно-методической деятельности | 144 | 96 | 48 | --- | 6 | 42 | --- |
|
| ||||||||||
ПК 3.1.-3.5. | Раздел 2. Спортивный отбор и прогнозирование в спорте | 84 | 56 | 22 | --- |
| 28 | --- |
|
| ||||||||||
ПК 3.1.-3.5. | Раздел 3. Организация и методика проведения занятий физической культуры и спорта | 114 | 76 | 26 | --- | 6 | 32 | --- |
|
| ||||||||||
ПК 3.1.-3.5. | Раздел 4. Формы организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в сфере физической культуры | 114 | 76 | 36 | --- | 6 | 32 | --- |
|
| ||||||||||
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена концентрированная практика) | 72 |
| 72 | |||||||||||||||||
Всего: | 528 | 304 | 132 |
| 18 | 134 |
|
|
|
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Наименование тем и содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту |
|
|
| ||||
Раздел 1. Основы научно-методической деятельности. |
| 138 |
| ||||
Тема 1.1. Наука как вид деятельности. Методологические основы научного познания и творчества. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||||
1 | Наука как фактор прогрессивных преобразований в обществе, в образовании, физической культуре и спорте. Общее представление о науке. Наука как деятельность. Понятие о методологии науки. Взаимосвязь научной, методической и учебной деятельности в профессиональном физкультурном образовании и спорте. Элементы исследовательской работы в методической деятельности. | ||||||
2 | Характеристика и значение методологического знания. Сущность и значение научного познания. Общая характеристика методологического знания. Особенности методологии педагогического исследования. Методологические принципы педагогического исследования. Виды педагогического исследования. Природа и функции образовательных инноваций. Система государственного управления наукой. Стандартизация-основа управления качеством. | ||||||
Тема 1.2. Основная проблематика научных исследований в физической культуре и спорте. Организационная структура НИР. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||||
1 | Основная проблематика научных исследований: оздоровительные физкультурно-спортивные занятия; физическое воспитание различных слоев населения; подготовка спортсменов на уровне спортивного резерва и олимпийского спорта. Проблемы высшего профессионального образования. Мотивация творчества. Паспорт науки «Теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (13.00.04). | ||||||
2 | Значение науки в профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта. Специфика научной деятельности в области образования. Финансирование научных исследований. Организация НИР в НИИ. Организация науки в вузе (НИ лаборатории, центры). Система государственного управления наукой. Стандартизация-основа управления качеством. Контроль научной деятельности. Система подготовки научно-педагогических кадров, докторантура, аспирантура, соискательство, стажировка. Роль научной школы и руководства. Материальное оснащение науки. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | 3 | |||||
1 | Указать пять наиболее актуальных проблем в области физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. | ||||||
Тема 1.3. Выбор направления и планирование исследований. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||||
1 | Выбор направления научного исследования в зависимости от базовой подготовки исследователя, его научных интересов, доступа к первичному материалу, технического оснащения и сотрудничества со специалистами других направлений. | ||||||
Практическое занятие: | 6 | 2 | |||||
1 | Подбор методик. Определение формата математико-статистической обработки полученных материалов исследования для выделения искомых признаков в соответствии с научной гипотезой. | ||||||
2 | Планирование работы. Курсовые работы, требования к написанию. Подготовка к написанию ВКР. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 |
| |||||
1 | Сформулируйте тему исследования, исходя из проблемы. Выделите объект и предмет, цель и задачи исследования, сформулируйте гипотезу исследования в рамках темы ВКР | ||||||
Тема 1.4. Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||||
1 | Понятия «информация», «информатизация». Информатика как наука. Рассеивание и старение информации. Информационно-поисковые системы. Универсальная десятичная классификация: ее структура, классы, знаки. | ||||||
2 | Государственная система научно-технической информации. Накопление научной информации. Домашние библиотека и картотека. Особенности работы с картотекой и архивными (документальными) материалами. | ||||||
Практическое занятие: | 6 | 2 | |||||
1 | Анализ дневников тренеров и спортсменов, протоколов соревнований. Фиксация результатов анализа документальных данных. Использование метода педагогических наблюдений в процессе накопления научной информации. Способы проведения наблюдений и фиксации полученных данных. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | 1,2 | |||||
1 | Разработать критерии успешности поисковой работы в области физического воспитания школьников образовательного учреждения (образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности и психологического комфорта). | ||||||
2 | Разработать вопросы анкеты для изучения какой-либо социально-педагогической проблемы. | ||||||
3 | Произвести расчет необходимого объема выборки для проведения экспериментальной части выпускной работы. | ||||||
Тема 1.5. Современные информационные технологии в обеспечении научной и методической деятельности. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||||
1 | Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информацией. Электронная почта (e-mail). Отправка сообщений. | ||||||
Практическое занятие | 6 | 2 | |||||
1 | Электронные таблицы в процессе оценки и обработки результатов исследований. | ||||||
2 | Форматирование текста. Создание комплексных текстовых документов с помощью процессора Microsoft Word. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||||
1 | Применение современных информационных технологий в обеспечении научной работы (телеконференция). | ||||||
Тема 1.6. Методы исследования их характеристика и выбор. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||||
1 | Понятие о методе исследования. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов исследования. Исследовательские возможности различных методов. Комплексное применение методов исследований: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения; беседы, интервью и анкетирование (принципы их построения; взаимосвязь поставленного вопроса с полученным ответом, искомом признаком и научной гипотезой); контрольные испытания, хронометрирование, экспертное оценивание, педагогический эксперимент (классификация, основы построения); математико-статистические методы обработки полученных результатов исследования. | ||||||
Практическое занятие | 6 | 2 | |||||
1 | Метод педагогического наблюдения (за детьми дошкольного и школьного возраста в процессе физического воспитания; за спортсменами в соревновательном, тренировочном и восстановительном процессах). | ||||||
2 | Метод анкетирования (взаимосвязь поставленного вопроса с полученным ответом, с искомым признаком и научной гипотезой). Тестирование. Требования к тестам. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||||
1 | Достоинства методов наблюдения и беседы. Составьте схему наблюдения и вопросы беседы по выбранной теме исследования (теме ВКР ). | ||||||
Тема 1.7. Эксперимент: виды, организация и методика проведения. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | ||||
1 | Эксперимент как метод исследования. Виды эксперимента: по целям исследования; условиям проведения; по направленности; по способу комплектования групп испытуемых и др. Стратегия и тактика эксперимента. Задачи, организация эксперимента. | ||||||
Практическое занятие | 8 | 2 | |||||
1 | Экспериментальная база, подготовка документации, обеспечение безопасности проведения эксперимента. Учет факторов, влияющих на ход и качество эксперимента. | ||||||
2 | Экспериментальные и сопутствующие факторы. Контрольная и экспериментальная группы. | ||||||
3 | Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента. Угрозы валидности. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||||
1 | Характеристика эксперимента как метода исследования. Предложите план проведения эксперимента по какой-либо проблеме. | ||||||
Тема 1.8. Математико-статистическая обработка материалов научной и методической деятельности. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | ||||
1 | Основы теории математической статистики. Критерии научности фактов (новизна, достоверность, точность). Первичная статистическая обработка результатов исследования. Вариационные ряды и способы их построения. Относительная частота случайных событий. Понятия нормального распределения и его свойства. Статистические характеристики вариационного ряда. Организация выборки. | ||||||
Практическое занятие | 8 | 2 | |||||
1 | Вычисление и оценка статистических параметров и величин. Ошибка репрезентативности и распределение Стьюдента. Доверительная вероятность и уровень значимости. Доверительный интервал: смысл, свойства и способы построения. Понятие о статистических сравнениях и гипотезах. Нулевая и альтернативная статистические гипотезы. Этапы проверки гипотезы. Параметрические и непараметрические критерии. Способы вычисления достоверности различий между двумя зависимыми и независимыми выборками | ||||||
2 | Зависимости функциональные и статистические. Корреляция. Корреляционное поле. Коэффициент корреляции: смысл, свойства. Ранжирование ряда данных и ранговая корреляция. Корреляция между качественными признаками (коэффициент ассоциации). Корреляция при количественных измерениях (коэффициент корреляции Пирсона). Понятие регрессионного анализа. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 |
| |||||
1 | Выбрать метод статистического анализа данных, которые предстоит получить в педагогическом эксперименте или педагогическом наблюдении при выполнении выпускной работы. | ||||||
Тема 1.9. Подготовка рукописи и оформление результатов научной и методической работы. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | ||||
1 | Общие требования к оформлению рукописей, основные разделы научной работы. Работа с черновиком и редактирование. Стиль и манера изложения, термины, цитаты и ссылки на авторов в научных и методических работах. | ||||||
2 | Оформление научного отчета, его содержание. Тезисы доклада. Подготовка доклада и научных сообщений. | ||||||
3 | Особенности устного представления информации в публичном выступлении. Ответа на вопросы и выступление в дискуссии. Представление табличного и иллюстративного материала. Библиографическое описание. Корректурные исправления. | ||||||
4 | Основные требования к рукописи и ее оформление (рубрикация текста, язык и стиль научной и методической работы; представление табличного и иллюстративного материала, редактирование рукописи) | ||||||
Практическое занятие | 4 | 2 | |||||
1 | Подготовка рукописи и оформление результатов научной и методической работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||||
1 | Актуальные проблемы научных исследований по физическому воспитанию, по спортивной тренировке по оздоровительной физической культуре. | ||||||
Тема 1.10. Критерии качества, внедрение результатов и эффективность научных исследований, методических работ. | Содержание учебного материала | 6 | 1 | ||||
1 | Произведение и авторское право. Критерии качества научного доклада и научно-методических работ: проблема, тема, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. | ||||||
2 | Понятие качества педагогического исследования. Условия и показатели эффективности проведенного педагогического исследования. Критерии проверки истинности и достоверности нового научно-педагогического знания как результата педагогического исследования. Рецензирование и оппонирование научной работы | ||||||
3 | Система и формы внедрения результатов научно-методической деятельности. Этапы внедрения. Документальное оформление внедрения. Акты внедрения. Методы расчета и критерии эффективности научной работы. Система конкурсов научных работ | ||||||
4 | Авторское право. Система конкурсов научных работ. |
4 |
2 | ||||
Практическое занятие | |||||||
1 | Проверка истинности и достоверности нового научно-педагогического знания как результата педагогического исследования |
|
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
| |||||
1 | Внедрение в практику результатов научной, методической работы. | ||||||
Раздел 2. Спортивный отбор и прогнозирование в спорте. |
| 84 |
| ||||
Раздел 2.1. Научно теоретические основы спортивного отбора. | | 26 | | ||||
Тема 2.1.1. Основные понятия и параметры спортивного отбора, как неотъемлемой части спортивной деятельности. | Содержание учебного материала | 6 | 1
| ||||
1 | Понятие спортивного отбора. Основные параметры отбора. Сущность отбора. Задачи отбора. | ||||||
2 | Проблема отбора и комплектование команды в ИВС. Проблема психо- и соматофизиологической совместимости спортсменов. | ||||||
3 | Спортивная селекция как отбор и комплектование сборных команд. Психофизиологический климат команды, сборной. | ||||||
Практические занятия | 4 | 1,2 | |||||
1 | Медико-биологические и педагогико-психологические аспекты проблемы ориентации и отбора в спорте | ||||||
2 | Методы морфо биологического (механического) обследования при отборе детей в спортивные группы. | ||||||
Тема 2.1.2. Общая характеристика видов и разновидностей отбора. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||||
1 | Этапы отбора. Олимпийский и перспективный отбор. Начальный отбор. Проблема психофизиологической предрасположенности к занятиям различными видами спорта. Текущий отбор. | ||||||
2 | Проблемы спортивного отбора: этические, финансовые, научно-методические. | ||||||
Практические занятия | 4 | 1,2 | |||||
1 | Количественная и качественная оценки тестов, используемых для определения уровня развития физических качеств. | ||||||
2 | Этапы спортивного отбора и их характеристика. | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 8 | 3 | |||||
1 | Методика отбора в ИВС. | ||||||
2 | Правовые и этические аспекты спортивного отбора. | ||||||
3 | Спортивная селекция в многолетней подготовке. | ||||||
4 | Методика определения одаренности спортсмена | ||||||
Раздел 2.2. Критерии и методы спортивного отбора. | | 30 | | ||||
Тема 2.2.1. Морфологические и функциональные критерии. | Содержание учебного материала | 6 | 1 | ||||
1 | Показатели: морфологические, физиологические, биохимические. Общая и специальная физическая подготовка как критерии спортивного отбора. | ||||||
2 | Биологический и паспортный возраст спортсмена. Сопоставление их. | ||||||
Практические занятия | 4 | 1,2 | |||||
1 | Взаимосвязь особенностей телосложения с выбором спортивной деятельности. | ||||||
2 | Методика определения функциональных возможностей детей в различных возрастных группах, особенности их. | ||||||
Тема 2.2.2. Методы и принципы спортивного отбора. | Содержание учебного материала | 6 | 1 | ||||
1 | Педагогические, социологические, психологические, медико-биологические методы. Принцип стабильности результатов, принцип систематичности и результативности, принцип индивидуальности. | ||||||
2 | Спортивная ориентация и способности. Наследственность и спортивная пригодность. Наследуемость морфологических признаков. Спортивная одаренность. | ||||||
Практические занятия | 4 | 1,2 | |||||
1 | Определение двигательных возможностей детей с помощью определенных тестов. | ||||||
2 | Определение задатков спортсменов к успешной спортивной деятельности по результатам тестирования. | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 10 | 3 | |||||
1 | Прогноз результатов в юношеском спорте. | ||||||
2 | Прогнозирование результатов в спорте высших достижений. | ||||||
3 | Организация и проведение отбора в сборные команды. | ||||||
4 | Проблемы спортивного отбора в России. | ||||||
5 | Спортивный результат – как основной критерий отбора в спорте высших достижений. | ||||||
Раздел 2.3. Прогнозирование спортивных результатов. |
| 26 | | ||||
Тема 2.3.1. Сущность и общая характеристика прогнозирования и проектирования спортивной подготовки. | Содержание учебного материала | 8 | 1 | ||||
1 | Иерархические ряды целей и прогнозов процесса спортивной подготовки, отбора и прогнозирования. Прогноз выступления на соревнованиях. Прогноз физической подготовленности. | ||||||
2 | Методика составления прогноза. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы физической подготовленности, выступления на соревнованиях. Корректность составления прогноза. Формы учета спортивных достижений. Дневник спортсмена | ||||||
Практические занятия | 4 | 2 | |||||
1 | Основные положения и методы прогнозирования в спорте, педагогическая и психологическая стороны на основе анализа и прогноза исследуемого объекта.. | ||||||
2 | Принципы построения моделей в спортивной деятельности. | ||||||
Тема 2.3.2. Сущность и уровни планирования и программирования отбора и прогнозирования. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||||
1 | Общая характеристика перспективного планирования и программирования. Общая характеристика текущего планирования и программирования. Общая характеристика оперативного планирования и программирования. | ||||||
Практические занятия | 2 | 1,2 | |||||
1 | Последовательная и этапная работа в организации, подготовке и проведению системы прогнозирования и отбора спортивных талантов. | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 10 | 3 | |||||
1 | Правила и исключения при отборе спортсменов. | ||||||
2 | Олимпийские прогнозы в неофициальном командном зачете. | ||||||
3 | Прогнозы НОК и федераций по видам спорта. | ||||||
4 | Возрастные особенности в спортивном отборе. | ||||||
Раздел 3. Организация и методика проведения занятий физической культуры и спорта |
| 114 |
| ||||
Раздел 3.1. Введение в специальность |
| 47 |
| ||||
Тема 3.1.1. Физическая культура. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Основные понятия. Человек. Деятельность, виды деятельности, развитие. Образование, физкультурное образование, знание, умения, навыки. Культура, виды культуры. Физическая культура как часть культуры человека. | ||||||
2 | Структура физической культуры школьника и особенность профессиональной деятельности педагога по ФК и С. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 1 «Разработка схемы основных видов деятельности учителя ФК». | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | 3 | |||||
1 | Уровни ФК человека. Физическое совершенство как высший уровень ФК человека, критерии и показатели физического совершенства. | ||||||
Тема 3.1.2. Виды (части) физической культуры, их направленность и содержание. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Физическая культура, как часть культуры общества. Основные показатели уровня ФК в регионе, в стране. | ||||||
2 | Физическое воспитание, физическая рекреация, двигательная реабилитация, массовый спорт как виды физической культуры. Функции физической культуры. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 2 «Сравнение занятий по ИВС на различных этапах подготовки». | ||||||
Тема 3.1.3. Особенность физической культуры. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Цель, задачи, средства, методы, нагрузки и принципы в ФК и С. Физическое развитие и физическая подготовка их роль в самореализации человека. | ||||||
2 | Физические упражнения, как двигательные действия, их форма и содержание. Нагрузки при занятиях ФУ и их воздействие на человека. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 3 «Формулировка целей, задач и принципов ФК». | ||||||
Тема 3.1.4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО.
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Физическое развитие и физическая подготовленность, их показатели. | ||||||
2 | Взаимосвязь и взаимообусловленность уровней ФК человека и общества. Их роль в уровне жизни населения и в обороноспособности страны. |
|
| ||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 4 «Ознакомление с комплексом ГТО». | ||||||
Тема 3.1.5. Профессионально-педагогическая деятельность учителя ФК. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Основные этапы в деятельности учителя ФК. Подготовка к процессу физического воспитания, практическая деятельность на уроке. | ||||||
2 | Уровни эффективности деятельности учителя ФК. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 5 «Разработка логической схемы содержания работы учителя ФК». | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | 3 | |||||
1 | Контроль за эффективностью педагогического процесса. | ||||||
Тема 3.1.6. Специальность и квалификация выпускника УОР.
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Физическая культура, педагог по ФКиС. Теоретическая и практическая подготовка педагога по ФКиС. Общие и профессиональные компетенции педагога по ФКиС. | ||||||
2 | Область и основные виды профессиональной деятельности выпускника УОР. Объекты профессиональной деятельности педагога по ФКиС. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 6 «Составление схемы деятельности тренера, учителя по ФК». | ||||||
Тема 3.1.7. Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера в ИВС.
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Конструктивная деятельность (планирование УТП и соревнований), обучающая, воспитательная, собственно спортивная, гностическая и др. Компоненты профессиональной компетентности тренера. | ||||||
2 | Специальные критерии аттестации спортивных тренеров. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 7 «Сравнение деятельности выпускников УОР для работы в различных областях ФК». | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | 3 | |||||
1 | Сходство и различие в направленности и содержании деятельности выпускников УОР, работающих в различных областях ФК (тренера по виду спорта, учителя ФК, инструктора). | ||||||
Тема 3.1.8. Документы планирования в физическом воспитании. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность учителя ФК. | ||||||
2 | Система учебно-методического обеспечения основных видов деятельности учителя ФК. Документы планирования в физическом воспитании по их назначению. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 8 «Ознакомление с ФГОС второго поколения для начальной школы». | ||||||
Тема 3.1.9. Структура и содержание ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Циклы, дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули и разделы видов практики, их направленность и виды аттестации. | ||||||
2 | Требования к выпускнику УОР на ГИА и в профессиональной деятельности педагога по ФКиС. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 9 «Ознакомление с ФГОС СПО по специальности 49.02.01Физическая культура». | ||||||
Тема 3.1.10. Профессиональный модуль ПМ.03 в рамках изучения ФГОС СПО. | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
1 | Направленность, содержание и место профессионального модуля в программе подготовки выпускников УОР и в профессиональной деятельности педагога по ФКиС. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 10 «Определение основных направлений методической работы педагога по ФКиС». | ||||||
Тема 3.1.11. Профессионально-методическая компетентность педагога.
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
1 | Основные понятия. Связь науки и практики. Понятийный аппарат исследовательской работы. Научно-методическая компетентность преподавателя. Научно-исследовательская и экспериментальная работа. | 1 | 1,2 | ||||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | 3 | |||||
1 | Инновационная составляющая – новый опыт, новое содержание и технологии в образовании. Учебно-методическая и предметно-методическая компетентность. | ||||||
Тема 3.1.12. Основы становления педагога по ФКиС. | Содержание учебного материала | 1 | 1,2 | ||||
1 | Самообразование, самовоспитание, физическая подготовка и всестороннее развитие. Обобщение и анализ педагогического опыта, самоанализ собственного педагогического опыта, и другие пути повышения эффективности деятельности педагога по ФКиС. | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | 3 | |||||
1 | Пути повышения эффективности деятельности педагога по ФКиС. | ||||||
Раздел 3.2. Разработка методического обеспечения организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. |
| 67 |
| ||||
Тема 3.2.1. Спорт в системе ФК. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Спорт как социальное явление. Классификации видов спорта. Соревновательная деятельность, система соревнований. | ||||||
2 | Календарь спортивных соревнований. Форма и содержание. Методика составления плана спортивной работы (календаря). | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 11 «Составление календаря спортивных соревнований по ИВС». | ||||||
Тема 3.2.2. Примерные программы для ДЮСШ по видам спорта. | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
1
| Направленность и содержание программы на различных этапах подготовки спортсменов в различных видах спорта. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 12 «Особенности спортивной подготовки в ИВС». | ||||||
Тема 3.2.3. Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст занимающихся, наполняемость групп (человек) в различных группах. | ||||||
2 | Направленность и содержание тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки в ИВС. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 13 «Ознакомление с ФС спортивной подготовки по избранному виду спорта». | ||||||
Тема 3.2.4. Система спортивной подготовки (ССП). | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Спортивный отбор. Спортивная тренировка. Система соревнований и другие факторы, определяющие уровень спортивных достижений, занимающихся ИВС. | ||||||
2 | Спортивная тренировка как основная составляющая ССП. Задачи, средства, методы, нагрузки, принципы, закономерности повышения роста спортивных достижений, занимающихся ИВС. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 14 «Составление схемы основных компонентов ССП». | ||||||
Тема 3.2.5. Всесторонняя подготовка спортсменов. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Основы интеллектуальной (теоретической) подготовки, психологической, технической, тактической и их роль в спортивных достижениях. | ||||||
2 | Основные средства физической подготовки, работоспособность. Средства всесторонней подготовки спортсменов. Средства специальной физической подготовки в избранном виде спорта. Соревнования как средство интегральной подготовки спортсмена. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 15 «Самоанализ результатов многолетней спортивной подготовки». | ||||||
Тема 3.2.6. Технология планирования процесса спортивной подготовки. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Виды планирования. Сущность и назначение различных видов планирования. Планирование как ведущая и направляющая функция тренера в управлении учебно-тренировочным процессом. | ||||||
2 | Документы перспективного планирования. Учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки спортсмена (команды), групповой перспективный план спортивной тренировки. Подготовка к участию в соревнованиях. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 16 «Составление расписания занятий группы на разных этапах подготовки в ИВС». | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | 3 | |||||
1 | Планирование и учет работы в ДЮСШ. Планирование, контроль и учет – составляющие системы управления подготовкой спортсмена. | ||||||
Тема 3.2.7. Документы текущего планирования. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||||
1 | План-график спортивной тренировки на год. Годичный план подготовки. Оперативное планирование. | ||||||
2 | Рабочий план на цикл (на месяц), план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям. | ||||||
Практические занятия | 2 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 17 «Составление схемы документов планирования в спорте». | ||||||
2 | Практическая работа № 18 «Составление годового плана-графика для группы начальной подготовки». | ||||||
Тема 3.2.8. Учет в процессе спортивной тренировки. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Система учета в процессе спортивной тренировки. Определение уровня различных сторон подготовленности спортсмена, динамики результатов, состояния здоровья и т.д. | ||||||
2 | Оперативный учет, текущий, этапный в начале и конце этапа, периода, годичного цикла (предварительный и итоговый). Журналы учета занятий. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 19 «Разработка формы дневника спортсмена для 2-х этапов спортивной подготовки» | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося |
|
| |||||
1 | Анализ данных, корректировка УТП. Дневник тренировки спортсмена. | 4 | 3 | ||||
Тема 3.2.9. Тренировочные и соревновательные нагрузки. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Нагрузка. Внешняя и внутренняя стороны нагрузки, нагрузки по величине, утомление. Объем и интенсивность нагрузки, зоны нагрузок по физиологическим границам. | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | 3 | |||||
1 | Классификации и направленность нагрузок. | ||||||
Тема 3.2.10. Структура тренировочного занятия. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Работоспособность спортсмена. Зоны работоспособности в течение отдельного занятия. | ||||||
2 | Подготовительная, основная и заключительная части занятия. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 20 «Составление формы плана-конспекта». Формулирование цели, задач и содержания основной части УТЗ по ИВС. | ||||||
Тема 3.2.11. Структура и типы микроциклов. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||||
1 | Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий. Типы микроциклов. | ||||||
2 | Собственно-тренировочные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные микроциклы. | ||||||
Практические занятия | 1 | 1 | |||||
1 | Практическая работа № 21 «Сравнение различных микроциклов по величине нагрузки» | ||||||
Тема 3.2.12. Структура и типы мезоциклов. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||||
1 | Втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный и др. мезоциклы. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 22 «Сравнение структуры базового мезоцикла и восстановительного по типам микроциклов» | ||||||
Тема 3.2.13. Структуры годового цикла. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Спортивный результат. Спортивная форма, фазы развития спортивной формы – основа периодизации тренировки. | ||||||
2 | Подготовительный, соревновательный и переходный периоды. | ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 23. «Соотношение тренировочной нагрузки на различных этапах подготовки». | ||||||
Тема 3.2.14. Структура годичных и многолетних циклов (макроциклов). | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||||
1 | Календарь соревнований по виду спорта и варианты построения процесса подготовки в годичном цикле. Варианты структуры годичного цикла (одноцикловые, двухцикловые, сдвоенные и др.) и особенности их применения в подготовке спортсменов. | ||||||
Тема 3.2.15. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||||
1 | Комплексный контроль. Регистрация трех групп показателей. Показатели тренировочных и соревновательных воздействий, показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, показатели внешней среды. | ||||||
2 | Методы и тесты контроля. |
|
| ||||
Практические занятия | 1 | 2 | |||||
1 | Практическая работа № 24 «Составление схемы комплексного контроля в спортивной подготовке». | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося |
|
| |||||
1 | Педагогический контроль, психологический, биологический, спортивно-медицинский и др. Оперативный контроль, текущий и этапный контроль. | 6 | 3 | ||||
Раздел 4. Формы организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в сфере физической культуры |
| 114 |
| ||||
Тема 4.1. Основы организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в области физической культуры и спорту | Содержание | 6 |
| ||||
1. | Сущность и задачи организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в области в сфере физической культуры и спорта | 2 | |||||
2 | Виды организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в области физической культуры и спорта | 3 | |||||
3 | Понятие об проектных методах и методиках в области физической культуры и спорта | 3 | |||||
Тема 4.2. Основы организации проведения малых и крупных форм внеурочной деятельности в области физической культуры | Содержание | 6 |
| ||||
1. | Выбор направления и планирование организации малых форм внеурочной деятельности в области физической культуры и спорта | 2 | |||||
2 | Организация и проведение крупных форм внеурочной деятельности в сфере физической культуры и спорта | 3 | |||||
3 | Статистические методы обработки результатов работы | 2 | |||||
| Практические занятия | 8 |
| ||||
| 1. | Определение цели и задач, планирования внеурочной деятельности в области физической культуры и спорта Составление комплексов УГГ, физкультминуток, содержания удлиненных перемен, физкультурных занятий |
| ||||
| 2. | Выбор методов и методик организации спортивных праздников, акций, работы в сфере физической культуры и спорта. |
| ||||
3. | Составление плана организации спортивных праздников, акций, фестивалей, конкурсов. |
| |||||
| 4. | Контрольная работа |
| ||||
Тема 4.3. Основы методического обеспечения организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно- массовых мероприятий | Содержание | 6 |
| ||||
1 | Структура методического обеспечения организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения | 1 | |||||
2 | Документы, регламентирующие организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения | 1 | |||||
3 | Методика планирования и проведения проектных работ, физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий | 2 | |||||
| Практические занятия | 8 |
| ||||
1 | Планирование организации и проведения спортивно-массовых мероприятий |
| |||||
2 | Планирование организации и проведения физкультурнооздоровительных мероприятий для различных групп населения. | ||||||
3 | Планирование организации и проведения по итогам обучения проектной деятельности в училище. Подготовка НПК. Подготовка к интеллектуальным конкурсам. | ||||||
Тема 4.4. Сущность и специфика педагогического опыта внеурочной деятельности и дополнительного образования в области физической культуры и спорта
| Содержание | 14 |
| ||||
1
| Понятие о педагогическом опыте, его виды, классификация, структура. Этапы изучения, обобщения и распространения педагогического опыта внеурочной деятельности и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта | 2 | |||||
2 | Технологии научно-исследовательской работы Виды научных и методических работ, формы их представления. План-проспект, аннотация, оглавление. Эссе. Основные требования к рукописи и ее оформлению. Рубрикация текста. Язык и стиль научной и методической работы. Представление отдельных видов текстового материала |
| |||||
3 | Анализ и самоанализ опыта профессионально-педагогической деятельности педагога внеурочной деятельности и дополнительного образования в области физической культуры и спорта
| 3 | |||||
Практические занятия | 14 |
| |||||
1. | Освоение видов анализа и самоанализа опыта профессионально-педагогической деятельности педагога внеурочной деятельности и дополнительного образования в области физической культуры и спорта. |
| |||||
2. | Отбор критериев и показателей оценки, самооценки опыта профессиональной деятельности тренера-преподавателя по проектной деятельности | ||||||
3 | Эссе «Моя спортивная карьера». Анализ опыта работы ведущего тренера. Подготовка викторины «Мой кумир спорта», подготовка презентации «Интересные места г.Якутска» | ||||||
4 | Разработка материалов и участие на различных республиканских конкурсах | ||||||
Тема 4.5. Методика проектной деятельности в области физической культуры и спорта
| Содержание | 8 |
| ||||
1 | Этапы систематизации педагогического опыта проектной деятельности в области физической культуры. | 2 | |||||
2. | Методика описания и оформления проектной деятельности. | 1 | |||||
Практические занятия | 10 |
| |||||
1 | Подготовка и организация участников общекурсового проекта | ||||||
2 | Защита проекта. Презентация общекурсового проекта. | ||||||
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |||||
Самостоятельная работа Разработка методических материалов по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий Разработка методических материалов по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Разработка положения проекта, подготовка к проведению проекта Отбор и изучение проектной деятельности в области физической культуры. Анализ и самоанализ педагогического опыта. Изучение и обобщение педагогического опыта работы тренера-преподавателя по внеурочной работе и дополнительного образования Подготовка заданий по общекурсового проекта студента. | 32
|
| |||||
Производственная практика Виды работ.
| 72 |
| |||||
Всего: | 528 часов |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Методического обеспечения организации физкультурно-спортивной деятельности».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочее место преподавателя;
комплект учебной мебели для обучающихся;
классная доска;
плакаты;
книжные шкафы.
Технические средства обучения:
персональный компьютер.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 480 с.
Анализ проведения и планирования уроков физической культуры. — М.: Издательство Физкультура и Спорт, 2015. — 248 с.
Антропология Учебник для вузов / В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година и др. — М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2013. —272с.
Граевская Н.Д. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Т.И. Долматова, Н.Д. Граевская. – М.: Издательство Советский спорт, 2014.—304с.
Железняк Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. – 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
Залетаев И.П. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры / В.А. Муравьев, И.П. Залетаев. — М.: Издательский центр ФИС, 2015.— 250 с.
Изаак С.И. Модель популяционного мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи // Здоровье населения и среда обитания. — М., 2014, №3.—3-5с.
Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: Материалы I Всерос.науч.практ.конф. – Нальчик: Каб.-Балк.ун-т, 2013.— 336 с.
Начинская С.В. Спортивная метрология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с. - (Сер.Бакалавриат).
Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре / П.К. Петров.—М.: Издательский центр Владос-Пресс, 2012.—112с.
Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. — М.: Издательский центр «СпортАкадемПресс», 2011. — 172 с.
Смирнов Ю.И. Спортивная метрология: Учеб. Для студ. Пед. вузов. / М.М. Полевщиков, Ю.И. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.—232с. Физическая культура. 1-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Дрофа», 2014.—96 с.
Холодов Ж.К. Профессионально-прикладная физическая подготовка / Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.—3-е изд.,стер.— М.: Издательский центр «Академия», 2014.— 301с.
Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А.Г. Щедрина; отв.ред. Ю.И.Бородин. — Новосибирск: Издательский центр «Наука», 2013.—135с.
Дополнительные источники:
Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 526 с.
Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. Пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
Педагогика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. обрпзования / под ред. С.Д. Неверковича. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
Попов Г.И. Научно-методическая деятельность в спорте: учебник для студ. учреждений высш. образования / Г.И. Попов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192 с.
Практикум по теории и методике физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.zavuch.ru/ - ЗАВУЧ.инфо
www.openclass.ru – Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»
www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
www.nachalka.com - Nachalka.com
http://revolution.allbest.ru/sport/00000729_0.html
http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=8434
http://citadel.bstu.by/metod/tren/index.html
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=25539
http://www.skitalets.ru/books/trenirovka_baykovsky/
http://kref.ru/list/sport/120391/
http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_e ducation/lecture/lecture6.php
http://lib.com.ru/Military%20Science/18403.htmъ
http://www.kursach.com/fizkultura-i-sport-zdorhttp://herzenffk.my1.ru/load/30-1-0-42
http://www./infosport.ru/press/tpfk
http://www.infosport.ru/press/fkvot
http://www.shkola - press.ru
http://www.informika.ru
http://www.geocites.com/Athens/Academy/9997
http://www.gpntb.ru 16. http://www.rsl.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В образовательном процессе предусматривается реализация компетентностного подхода, т.е. использование активных форм проведения занятий: практические занятия, индивидуальные и групповые проекты, учебное сотрудничество, анализ ситуаций, дискуссии, коллективный способ обучения в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.
При реализации профессионального модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная практика.
Учебная практика проводится кабинете «Методического обеспечения организации физкультурно-спортивной деятельности» и реализуется рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Занятия с обучающимися проводит преподаватель, закрепленный за учебной группой. Ответственность за руководство учебной практикой обучающихся несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Учет занятий учебной практики обучающихся ведется в учебном журнале. Аттестация по итогам учебной практики проводится в форме практических работ.
Производственная практика проводится на предприятиях и в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами организаций, на которых обучающиеся проходили производственную практику.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляется в форме работы с информационными источниками, написания сообщений, анализа и составления общей характеристики нормативно-правовых документов. Самостоятельная работа сопровождается индивидуальными и групповыми консультациями.
Для обучающихся создана возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Интернета.
Одновременно с изучением профессионального модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла:
Основы философии.
История.
Психология общения.
Иностранный язык.
Физическая культура.
Одновременно с изучением профессионального модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины математического и общего естественнонаучного учебного цикла:
Математика.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Одновременно с изучением профессионального модуля обучающиеся изучают следующие общепрофессиональные дисциплины:
Анатомия.
Педагогика.
Психология.
Теория и история физической культуры и спорта.
Одновременно с изучением профессионального модуля обучающиеся изучают следующие профессиональные модули:
Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Преподаватели должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. | - аргументированный выбор учебно-методического комплекта в соответствии со стандартом спортивной подготовки и с учетом вида учреждения; - разработка методических материалов УМК с учётом особенностей спортивной группы и индивидуальных особенностей занимающихся. | - оценка выполнения практических работ; - интерпретация наблюдений на практических занятиях; - экспертная оценка во время учебной и производственной практики |
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения. | - соответствие разработанных учебно-методических материалов специфике физкультурно-спортивной деятельности и особенностям возрастной группы населения
| - оценка выполнения практических работ; - интерпретация наблюдений на практических занятиях; - экспертная оценка во время учебной и производственной практики |
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - обоснованность отбора профессиональной литературы и других информационных источников; - соответствие выбранных методов исследования цели и задачам изучения педагогического опыта; - соблюдение требований к обобщению и представлению педагогического опыта; - создание портфолио | - оценка выполнения практических работ; - интерпретация наблюдений на практических занятиях; - защита портфолио; - экспертная оценка во время учебной и производственной практики |
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
| - соответствие методических разработок макетам, образцам, требованиям к их оформлению, установленным учреждением
| - оценка выполнения практических работ; - интерпретация наблюдений на практических занятиях; - экспертная оценка во время учебной и производственной практики. |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
| - разработка структуры написания дипломной работы (проекта); - составление плана подготовки к написанию дипломной работы (проекта); - выбор методов исследования для написания дипломной работы (проекта); - аргументированная демонстрация, защита проекта исследовательской работы | - оценка выполнения практических работ; - интерпретация наблюдений на практических занятиях; - презентация, защита проекта исследовательской работы |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результат | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - наличие положительных отзывов по итогам производственной практики; - участие в научно-практических конференциях; - представление портфолио | - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе производственной практики; - экспертная оценка портфолио |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - рациональность планирования организации деятельности в процессе учебной деятельности; - своевременность выполнения заданий | - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения программы профессионального модуля; -положительная характеристика руководителей производственной практики |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | - аргументированность принятия решения; - обосн6ованность изложения собственного мнения в процессе анализа нестандартных ситуаций в производственной практике | - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе производственной практики |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - обоснованность отбора профессиональной литературы; - использование разнообразных источников для поиска информации; - соответствие информации профессиональным задачам | - экспертная оценка выполнения практических заданий ; - экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | - техничность использования информационно - коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности; - соответствие выбранных информационно - коммуникационных технологий задачам совершенствования профессиональной деятельности | - экспертная оценка портфолио и выполнения самостоятельной работы |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами | - рациональность распределения обязанностей при выполнении заданий группой; -соблюдение норм и правил работы в команде; - достижение поставленной цели при работе в команде | - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе учебных занятий, учебной и производственной практики |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий | - обоснованность постановки цели; -соответствие использования средств и методов мотивации деятельности занимающихся физической культурой и спортом поставленным целям и задачам; - обоснованность выбора форм и методов организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий; - обоснованность выбора форм и методов контроля деятельности занимающихся | -положительная характеристика руководителей производственной практики |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - обоснованность постановки цели самообразования; - составление плана самообразования; - рациональность планирования организации деятельности по самообразованию; - результаты самообразования | - экспертная оценка плана самообразования; - экспертная оценка портфолио; - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе учебных занятий, учебной и производственной практики |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. | - использование инновационных технологий в процессе профессиональной деятельности; - обоснованность выбора технологий с учётом обновления целей и содержания образования; - результативность достижения поставленных целей в процессе профессиональной деятельности. | - экспертная оценка портфолио; - интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе учебной и производственной практики |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся | - адекватность выбора форм и методов организации деятельности в процессе проведения занятий; - выполнение правил техники безопасности и гигиенических рекомендаций при проведении физкультурно-спортивных занятий и спортивно-массовых мероприятий | - экспертная оценка выполнения заданий на производственной практике
|
0