СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О некоторых особенностях пианистической моторики

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными сторонами пианистической моторики являются пространственная, силовая, временная точность и правильная внутренняя координированность.

   Пространственная точность не сводится лишь к попаданию на нужные клавиши без задевания соседних. Известно, что начинающие ученики, стремятся нажимать клавишу в точке наименьшего сопротивления, иначе «сползают» на край клавиатуры и этим сильно затрудняют игру. Максимум уверенности достигается при попадании в середину клавиши.

   В области силовой точности требования высоки: от распределения удара зависит текучесть мелодической линии, гармоничность звучания аккордов и ясность голосоведения. Недооценка развития этой стороны техники выражается не только в работе над устранением выкриков и провалов мелодической линии, но и в неправильном подходе.

Просмотр содержимого документа
«О некоторых особенностях пианистической моторики»

ОАУ ДО «Чаплыгинская ДШИ»














Методическая разработка


О некоторых особенностях пианистической моторики






преподаватель по классу фортепиано

Свиридова Марина Владимировна










Липецкая область, г. Чаплыгин


2021 г.

Основными сторонами пианистической моторики являются пространственная, силовая, временная точность и правильная внутренняя координированность.

Пространственная точность не сводится лишь к попаданию на нужные клавиши без задевания соседних. Известно, что начинающие ученики, стремятся нажимать клавишу в точке наименьшего сопротивления, иначе «сползают» на край клавиатуры и этим сильно затрудняют игру. Максимум уверенности достигается при попадании в середину клавиши.

В области силовой точности требования высоки: от распределения удара зависит текучесть мелодической линии, гармоничность звучания аккордов и ясность голосоведения. Недооценка развития этой стороны техники выражается не только в работе над устранением выкриков и провалов мелодической линии, но и в неправильном подходе. Например: малоопытный педагог начинает упрекать: «Разве ты не понимаешь, что этот звук должен быть громче, а этот слабее». Правильный путь должен быть иным.

- Сначала дать ученику возможность осознать свои намерения – путем соответствующих контрольных вопросов.

- Далее повысить самоконтроль ученика (Прислушайся который из этих звуков у тебя выходит громче.)

- Если ученик замечает допускаемую неточность, но не может ее исправить, нужно научить его дифференцировать силу удара, проработать вспомогательное упражнение.

Беглость игры зависит не только от умения представлять себе быстрое чередование звуков и клавиш и быстро передавать пальцевые движения, но и от умения не допускать преждевременных ударов, ведущих к скомканности.

Внутренняя координированность (или «гармоничность движения») достигается в результате накопления запаса двигательных комбинаций и непрерывной работы над устранением излишней зажатости. Например, работа над деталями окраски, стимулируя тонкую перестройку мышечных напряжений, сильно способствует развитию координированности.

Работа над внутренней координированностью движений представляет собой особого рода педагогическую трудность, ввиду того, что результат для ученика достигается лишь через некоторое время. Начинающему ученику непонятно, почему он должен прилагать лишнее усилие к тому, чтобы закруглять пальцы или отводить плечо, воздерживаться от плоского положения пятого пальца, раз ему это «удобно»; почему не имеет право делать толчки при медленной связной игре, почему должен бороться с загибанием незанятых пальцев и так далее.

Заметим, что сопротивление ученика выполнению двигательных требований может зависеть не только оттого, что их выполнение вначале связано с необходимостью дополнительных усилий, но и оттого, что предъявляемые педагогом требования не вполне подходят к индивидуальному складу игрового аппарата ученика. Некоторым удобнее держать плечо более, а другим менее отведенным; для одних удобнее (как средняя норма) более высокое, для других более низкое положение запястья и т.п..

Нужен, однако, большой опыт, чтобы видеть, где сопротивление двигательным требованиям вытекает из особенностей игрового аппарата, а где является выражением своего рода «лености».

Очень умело следует подходить к устранению «зажимов». Здесь педагог обязан:

  1. Испробовать самые различные пояснения и остановиться на тех, которые дают в данный момент наилучший эффект

  2. Испробовать различные упражнения, могущие «развязать» руку в нужном смысле, найти в них наиболее полезный темп, окраску, способ извлечения.

  3. Испробовать различные способы непосредственного воздействия на руку ученика

Овладение так называемыми «пассивными» состояниями руки (осознание «нулевого» мышечного тонуса), отнюдь не являясь панацеей от всяческих моторных затруднений, может все же приносить определенную пользу; ученик, осознавший нулевой мышечный тонус пальцев (через проведение их в пассивно-висящее состояние), скорее догадается, как ему устранить лишнюю напряженность незанятых пальцев; точно также как ученик, сохранивший воспоминание о пассивно-висящем состоянии кисти, скорее вспомнит требование педагога в отношении эластичности запястья, чем тот, который этого воспоминания не имеет.

Существует еще несколько замечаний по вопросам развития двигательных навыков:

  1. Выработка двигательных навыков весьма затруднительна без работы над упражнениями. Необходимость работы над упражнениями в настоящее время твердо установлено фортепианной педагогикой.

  2. Часть педагогов не применяет в своей работе такого сильного воздействия на моторику, как непосредственное управление рукой и пальцами ученика в некоторые моменты его игры. Умелое управление рукой ученика (например, своевременное отведение или привидение плеча, опускание или поднятие запястья, выправление постановки пальца и т. д.) может сыграть большую роль; вызываемые таким путем двигательные ощущения в дальнейшем становятся значительной помощью для ученика в его самостоятельном действовании.

  3. Существует связь между характером игровых движений и содержанием музыкального образа, выражающаяся, например, в том, что выбор между тем или иным извлечением аккорда зависит не только от числа двигательного удобства и не только от характера аккорда, но и от эмоционального характера, который присущ данной фразе.