СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О некоторых проблемах Российского образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о современных проблемах Российского образования

Просмотр содержимого документа
«О некоторых проблемах Российского образования»

Галузинский А.И., ГБПОУ СРМК

Науч. рук. Фатьянова Т.П., преподаватель ГБПОУ СРМК, г. Ставрополь


О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В современном мире, как и в современной России, требования к специалисту значительно отличаются от предъявляемых несколько лет назад. Современный специалист должен быть конкурентоспособен, стремиться к саморазвитию в своей профессиональной деятельности, владеть технологиями самостоятельного приобретения новых профессиональных знаний, мобильно адаптироваться к изменяющимся технологическим и прочим условиям в рамках своей профессии. Сегодня задача образовательных учреждений заключается в подготовке кадров, умеющих самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.

Несмотря на переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения, в системе СПО по-прежнему наблюдается ряд проблем. Чтобы их обозначить, стоит обратиться к национальному проекту «Образование», а так же федеральному проекту «Цифровая образовательная среда».

Одной из задач национального проекта является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Целью же федерального проекта является модернизация системы образования и профессиональной подготовки, разработка образовательных программ в соответствии с нуждами цифровой экономики, широкое внедрение цифровых инструментов учебной деятельности и целостное включение их в информационную среду, обеспечение возможности обучения граждан по индивидуальному учебному маршруту. Данная образовательная модель, по замыслу законодателей, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Однако на практике часто можно встретить классы, в которых обучается по 30 человек. Численность учащихся в классе тесно взаимосвязана с комфортом и безопасностью реализации учебно-воспитательного процесса, потому неудивительно, что для родителей школьников особенно важен вопрос, сколько учеников должно быть в классе по закону.

В 2010 году Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» были утверждены требования, согласно которым число учащихся в одном классе общеобразовательных учреждений не должно превышать 25 человек: «Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек» [1].

Подобное требование стало своеобразным ударом для школ, финансирование которых осуществляется по нормативно-подушевому принципу. Следовательно, малочисленные классы долгое время могли содержать только некоторые гимназии и частные школы с достаточным финансированием.

Однако введенные в действие изменения к Постановлению Главного государственного санитарного врача (от 2 января 2016 года, №3) в пункте 10.1 гласит: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от световедущей стены, требований к естественному и искусственному освещению» [1].

Проблема превышения численности учащихся в одном классе с целью повышения количества финансирования учебного заведения является проблемой, которая не позволит в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход к образованию.

Также остро стоит вопрос с уровнем материальной оснащенности в образовательных организациях. К сожалению, далеко не все учебные заведения имеют возможность разрабатывать дистанционные курсы, работать на базе онлайн-площадок, а также применять современные Интернет и digital-технологии в своей практике. Причинами являются неподходящая техническая база и, зачастую, его полное отсутствие в некоторых учебных заведениях.

Поскольку уровень как преподавания, так и материально-технической базы зависит от финансирования, данные современные инструменты обучения доступны не каждому учебному заведению. Также ситуацию усугубляет уровень расслоения общества в России, а также разный уровень благосостояния регионов. Глава Минэкономразвития России Максим Орешкин констатировал, что, несмотря на принимаемые меры, в государстве сохраняется высокий уровень неравенства, который является проблемой для экономического развития страны, передает «Интерфакс».

В процессе реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» одной из проблем выделяется отсутствие желания у преподавателей уходить от классно-урочной системы и использовать современные методики образования, что в свою очередь порождает большой разрыв между знаниями преподавателей старой школы и тех, кто использует цифровые технологии. Решение этой проблемы для педагогов лежит в плоскости внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников и модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

На сегодняшний день возможность прохождения педагогами курсов повышения квалификации есть в каждой образовательной организации. При этом приоритет курсов следует отдавать актуальным направлениям с учетом тех навыков и умений педагогических работников, которые обозначены в профессиональных стандартах. Однако проблема не в знаниях и компетенции, а в том, что преподаватель все меньше выполняет свою прямую обязанность – обучать и воспитывать.

В современном мире у преподавателя все меньше времени и возможностей действительно учить детей. Большая часть времени уходит на составление документации и иной бумажной работы. На наш взгляд, отсутствие у органов власти точного представления о положении преподавателя в России приводит к тому, что государство видит главную проблему в выявлении несоответствующих кадров, не способных адаптироваться к обозначенным стандартам, вместо того, чтобы предоставлять учителям возможность работать с детьми, раскрывая их способности и потенциал по максимуму.

Следует отметить еще одну немаловажную проблему - нехватка преподавательских кадров, что зачастую связано с несоответствием выполняемой нагрузки и заработной платой. «По данным мониторинга Общероссийского народного фронта (ОНФ), в ходе которого в мае 2018 г. эксперты опросили более 3000 учителей школ в 82 регионах, «…темпы роста зарплаты остаются незначительными и не позволяют достичь уровня, о котором заявляет Росстат» [3].

К примеру, в Мурманской области, по данным опроса, учителя зарабатывают в среднем 36 382 руб., а по официальной статистике – 50 560 руб. Но даже эту зарплату педагоги получают при крайне высокой нагрузке. Больше всего им приходится работать в Кемеровской, Костромской и Самарской областях – более 30 уроков в неделю. Каждый четвертый учитель работает по совместительству, а каждый пятый из-за высокой нагрузки подумывает об уходе из школы. Кроме того, 7% опрошенных учителей говорят о полной или частичной невыплате зарплаты, 23% – о ее неправильном начислении, а 57% не получают компенсационных выплат за сверхурочную работу или совмещение.

Мониторинг ОНФ даже приукрашивает ситуацию – по данным Конфедерации труда, зарплаты учителей постепенно уменьшаются. Как отмечает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий: «Есть легальные способы превратить на бумаге маленькие зарплаты в большие. Например, в Москве в статистику до 2018 г. входили только постоянные работники, у которых есть договор на неопределенный срок, а совместителей, у которых зарплаты меньше, в статистике не было». Кроме того, осенью в Госдуму будет внесен законопроект о введении гарантированного минимума оплаты 18 учебных часов в сумме не менее двух МРОТов: «Приятно, когда такая большая организация, как ОНФ, через четыре года после того, как мы начали говорить о возврате к окладу, поддержала наши выводы. Надеемся, их депутаты поддержат и законопроект» [3].

Экономическая нестабильность стала неотъемлемой частью современной экономики России, которая вызывает не только экономические и политические последствия, но и серьезные социальные проблемы. Её появлению способствует деятельность рыночного механизма, a причиной высокого уровня – взаимодействие государственной политики и рыночных сил. Именно внедрение рыночных элементов в образование приводит к его деградации во всех направлениях. Основными являются нестабильность создавшегося положения на рынке труда с позиции недостаточной обеспеченности кадрового обеспечения, что в свою очередь приводит к нестабильности сферы образования внутри страны.

Для кардинального изменения сложившейся ситуации Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Союзу «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» с учётом ранее данных поручений Президента необходимо обеспечить создание, в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки, предусмотрев предоставление им возможностей:

  • использования совместно с другими профессиональными образовательными организациями современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам «Ворлдскиллс», в том числе по программе ускоренного обучения;

  • реализации программ повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;

  • проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс» для лиц, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования;

  • осуществления мероприятий по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также обучения их первой профессии [2].

Стремительная необходимость перехода на такие программы обусловлена развитием технологий, в том числе требованиями современной цифровой экономики, в которой затрагиваются одни из сфер, однако начисто игнорируются остальные. Стоит отметить, что возможность получения дополнительной профессии за один срок обучения является решением, способствующим повышению занятости студентов.

На наш взгляд, еще одной проблемой современного российского образования является социальное партнерство в сотрудничестве с организациями. Основными требованиями и направлениями его развития являются такие, как: уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и применимость его результатов в практической деятельности. Но, зачастую, такой мониторинг просто не проводится. Проблема данного партнерства - это следствие допущения главной ошибки властей - превращение образования в образовательную услугу или внедрение в образование элементов рынка и капитализма.

Итак, можно подытожить главные проблемы образования в России:

  1. низкий статус профессии педагога. Как следствие низкая заработная плата - низкий спрос - отсутствие большого количества конкурентоспособных кадров;

  2. отсутствие современной материально-технической базы для реализации новых технологий в учебных заведениях страны;

  3. отсутствие у власти более полного представления о положении педагога;

  4. внедрение в образование элементов рынка и капитализма.


Список литературы:


  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://ivo.garant.ru/#/document/12183577/paragraph/2335:0

  2. Поручение Президента РФ по итогам рабочей поездки в Свердловскую область 6 марта 2018 года о Центрах опережающей профессиональной подготовки. – Материалы сайта Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/czentr-operezhayushhej-professionalnoj-podgotovki.html

  3. Пятая часть российских учителей думают об уходе из школы. – Материалы сайта «Ведомости». – Электронный ресурс. – Режим доступа : https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/06/27/773990-uchitelei-uhode