Суханова Н.В., Тумба Н.Д.
Сургутский государственный педагогический университет, Россия
О некоторых особенностях конструирования
технологической карты урока
Особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Это значит, что обучение любому учебному предмету следует рассматривать как обучение учащихся деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета.
На современном уроке главной целью является развитие личности ребенка в процессе воспитания и обучения. Для достижения данной цели педагогу необходимо использовать системно-деятельностный и компетентностный подходы, динамично и вариативно организовать урок, а так же современные педагогические технологии. Для эффективной организации современного урока учителю требуется структурированное описание действий, направленных на достижение планируемых результатов обучения, как самого учителя, так и обучающихся. Такое описание реализуется с помощью технологической карты, где подробно описываются все этапы деятельности и их цели.
Изучая различные источники по нашей теме исследования, мы наткнулись на огромное количество определений технологической карты урока. Некоторые авторы описывают свое видение данного термина в системе образования, некоторые заимствуют и преобразовывают их определение производственных пособий и словарей.
Иоффе А.Н. [1] трактует данное понятие так: «Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса».
«Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности», — считает Мороз Н.Я. [3].
У Капранова М.Н. есть свое определение: «Технологическая карта урока — это новый вид методической разработки, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения» [2].
Из этих определений можно выделить существенные свойства понятия «технологическая карта», с которыми мы и будем дальше работать.
Технологическую карту отличают: интерактивность (взаимодействие с другими объектами), структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Под понятием «технологическая карта урока» мы будем понимать методическую разработку учителя, представленную в виде таблицы, которая помогает структурировать работу на уроке и обеспечить усвоение УУД в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Чтобы составить технологическую карту урока, необходимо определить её структуру. Единой принятой структуры нет. Например, Мороз Н.Я. [3] предлагала разделить структуру технологической карты на блоки:
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
- организационно–деятельностный блок (структуризация на действие и операции).
Большинство авторов придерживаются этих блоков, но меняя внутреннюю часть отдельного блока. Мы будем придерживаться следующей структуры, предложенной Капрановым М.Н. [2] и, как показывает анализ ресурсов Internet, которой пользуются многие учителя:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Необходимость создания технологической карты урока вызвана следующими моментами:
новым пониманием образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
достижение учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
пониманием метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий (УУД).
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Конструируя технологическую карту урока, учитель мысленно проходит все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.
Изменения в деятельности учителя, работающего по требованиям ФГОС можно проследить в таблице 1.
Таблица 1
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. | Самостоятельная деятельность учащихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для учащихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, объясните, сравните, создайте схему или модель, продолжите, сделайте вывод, выберите способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога, урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной оценки |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Нами было просмотрено множество видов технологических карт. Разные учителя на своих уроках используют удобные для них шаблоны технологических карт, но которые, в целом, имеет общую структуру. Каждый педагог дополняет ее своими столбцами, на их взгляд, помогающими более эффективно описать и организовать урок.
Обобщая все выше сказанное, мы выделили ряд методических рекомендаций для конструирования технологических карт урока:
Технологическая карта урока разрабатывается для определенной темы и класса. Невозможно в карте совместить две темы или одну и ту же тему, изучаемую в разных классах.
При разработке необходимо учитывать психологические особенности отдельного класса.
Важную роль играет определение типа урока, т.к. от него зависит цель, задачи, планируемые результаты, а так же сам ход работы (структура урока).
Выбрав тип урока и тему, необходимо поставить конкретную цель и четкие задачи по достижению данной цели. В цели можно использовать следующие формулировки: "Определение...", "Формирование...", "Развитие...", "Создание..." и т.д. Задачи разделяются на три вида: образовательные (обучающие), развивающие и воспитательные. При составлении образовательных задач можно использовать такие формулировки, как "Способствовать...", "Формировать...", "Углубить...", "Выяснить..." и т.д. Развивающие задачи могут иметь следующие формулировки: "Развивать...", "Формировать...", "Совершенствовать..." и т.д. И описать воспитательные задачи можно с помощью таких формулировок: "Развивать...", "Воспитывать...", "Формировать...", "Обеспечить..." и т.д.
После постановки задач описываются планируемые результаты. При их формулировке необходимо соблюдать единообразие и соответствие задачам. Число планируемых результатов должно быть равным числу задач.
Описание основных понятий урока должно быть четким, а именно написание самих понятий, без определения (определения ученики должны вывести сами). Учитель должен направить детей на осознание и использование данных понятий в дальнейшем.
Описание ресурсов должно соответствовать содержанию урока. Современные стандарты рекомендуют использовать электронные образовательные ресурсы, такими, например, могут быть: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) и Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Формы урока разделяются на четыре вида: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая. Их можно чередовать, в зависимости от задач этапов урока. Используются как по отдельности, так и совместно.
При описании методов обучения, чаще всего используют методы из классификации по источнику получения знаний, т.е. практический (выполнение практических действий), наглядный (наблюдение за предметами, явлениями и наглядные пособия) и словесный (устное или печатное слово) методы [1].
Средства обучения, в основном, описываются именно материальные. Сюда могут входить: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, оборудования учебного кабинета и др. [1].
Соблюдение данных рекомендаций при разработке технологической карты урока поможет эффективно организовать обучающую деятельность учителя и учащихся, достичь поставленной цели урока и планируемых результатов с помощью описываемых задач.
Список использованной литературы
Иоффе А. Н. Структура современного занятия. — Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.myshared.ru/slide/787173 (дата обращения: 2.04.16)
Капранов М. Н. О проектировании технологической карты урока // Математика всё для учителя.- 2015.- № 8.- C. 9-12.
Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 56 с.
Учитель в небольшом городе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ayratmusin.ru/fgos/tekhnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos.html (дата обращения: 2.04.16)