СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О новом Букваре Тириновой

Нажмите, чтобы узнать подробности

О некоторых особенностях букваря Тириновой.

Просмотр содержимого документа
«Обзор нового Букваря под редакцией Тириновой»

¥Я поздравляю вас с наступающим Новым Учебным годом, желаю нам всем хороших, для каждого из нас, учеников (понятие «хоро-ший» у каждого всё-таки разное ) терпения, адекватной оценки как моральной, так и материальной от государства.

¥В этом году мы все впервые откроем «Буквари» по той причине, что пособие будет абсолютно новое, созданное другим автором. ¥Тиринова Ольга Игоревна нам хорошо известна. Уже не один год ведём курс «Введение в школьную жизнь», разработчиком которого она является. В этом году она предлагает нам обновлённый курс обучения грамоте и письму. Предполагается, что к октябрю месяцу будет издан методический комплекс в который будет входить «Букварь», две «Прописи» и «Письмо» для первоклассников и методички «Обучение чтению в I классе» и «Обучение письму в I классе» для учителей. В июне месяце Ольга Игоревна приезжала в Брест на семинар-практикум по своему комплексу. Сейчас я немного остановлюсь на особенностях нового «Букваря». Т. к. именно его особенности влекут за собой изменения в преподавании обучения письму. Сразу оговорюсь: моя цель показать отличия букварей Сторожевой и Тириновой, но никак не сравнивать какой лучше, а какой хуже – это покажет практика. Ну а начнём с самой Тириновой. Это учитель и методист высшей категории, имеет практический опыт работы в классе развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и сертификат методиста по начальной школе образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва, 1999-2001). Аттестована на высшую квалификационную категорию как учитель на-чальных классов, ведущий научный сотрудник лаборатории на-чального образования Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор нашего журнала «Пачатковае навучанне: сямʹя, дзiцячы сад, школа». По её словам: «Основная идея данного пособия: о сложном говорить просто и интересно, через игру и проблемную ситуацию.». А чтобы её идеи методики преподавания были более понятны, в новом учебнике для нас, учителей, существуют подсказки. ¥Это страничка форзаца «Букваря» с условными обозначениями видов работ, которые автор предлагает использовать на уроках. Помимо работы самого ученика, большое внимание будет уделяться ¥ коллетивной и групповой работе детей. ¥Чтобы процесс чтения не был монотонный и скучный, предлагается чтение в разном темпе. Конечно всё это мы и так делали, но, согласитесь, приятно, когда канканва урока видна только при взгляде на страничку. ¥А это задания развивающего характера, кто постарше, наверное все «грешили» экспериментами по Эльконину, Давыдову, Занкову – пора вспомнить. ¥Вот тоже приятная вставка, тем более, что произведения обещают быть в методических разработках к «Букварю». ¥А это помощница «Букваря» Читайка, которая будет детям помогать, давать какие-то советы, учить отвечать на вопросы после текста. ¥Еще один герой – Нечитайкин – будет наоборот просить у детей помощи. Это мальчик, который очень хочет научиться читать, так же, как и все дети-первоклассники. Для работы с героями на классной доске в августовском номере журнала должны быть напечатаны Читайка и Нечитайкин в формате А 4. Принципом построения Букваря по-прежнему является звуковой аналитико-синтетический метод, предложенный ещё Константином Ушинским. ¥По-прежнему сначала будем знакомиться со звучащим словом, причём обратите внимание на предлагаемый уровень работы. ¥ Это первые страницы «Букваря», а уже обобщения, знакомства с многозначными и однозначными словами, обозначение одного и того же предмета, но по-разному. ¥Работа с цветом, размером, действиями предметов. Затем переходим к ¥ вычленению слогов, потом звуков. И вот тут одно из существенных отличий. Вспомним схемы Сторожевой¥, а вот так предлагает Тиринова. ¥ Цвета остались, только вместо квадратиков стали кружочки и исчезли слоги слияния. Слово стало записываться как у Клышки только отдельными звуками. Возможно так мы избежим в дальнейшем пропуски букв при письме. ¥Сравните старую и новую схематичную запись слов. При объяснении нового материала, теория фиксируется в виде зрительных образов¥ ¥ ¥. Изменился и порядок изучения букв¥. Сначала мы, как и в старом «Букваре», изучаем буквы, которые обозначают гласные звуки. ¥ Только Тиринова даёт сразу все буквы, обозначающие один гласный звук. Первыми прочитанными словами можно считать сочетания звуков а и у. Ау – оклик в лесу, уа – плач младенца. Смотрите, когда мы начинали процесс чтения¥ раньше и сейчас. На следующих буквах нам тоже есть что почитать. Сравним изучение буквы «и» в обоих букварях. ¥Сторожева, ¥ Тиринова. Как видим сразу, материала для работы на уроке намного больше и он ранообразнее, а главное дети осознают, что они вроде читают, хотя в обоих букварях это третья изучаемая буква. В старом учебнике первой согласной в графическом виде была буква «н». ¥ И первые полноценные слова были Нина, Анна, хотя, возможно, знакомых с такими именами в окружении детей и не было. Ольга Игоревна подчёркивает, что для неё принципиальным было, чтобы первое полноценно прочитанное слово было мама. Ведь это самое понятное слово и обозначает главного человека в жизни каждого ребёнка. Буква «м» ¥, именно с него начинается изучение ¥ согласных и чтение слогов и слов. И сразу много текста. ¥ Некогда скучать даже читающим. Изучение букв происходит в зависимости от характеристики звуков, которые они обозначают. Итак, первая группа ¥ были гласные, обозначающие один звук. ¥ Затем согласные звонкие, обозначающие пары по мягкости-твёрдости (сонорные). ¥ Парные по звонкости-мягкости, твёрдости-глухости, ¥отдельно «Х» и переходим к¥ йотовым. Тиринова предлагает сначала познакомиться со звуком «й» ¥, и на его основе изучаем ¥ «е, ё, ю, я». ¥А вот так мы изучали буквы раньше. Дальше идут разделительные знаки¥. Мягкий знак (как видите смягчающий и разделительный даётся в комплексе¥, но, конечно, на разных уроках.) ¥Смотрим Сторожеву. Тут мы сначала учили смягчающий ¥, а затем, спустя ряд уроков, говорили и о второй его функции¥ как разделительного знака. И последняя группа: шипящие и непарный «ц». Как видите Ольга Игоревна разделила звуки на сходные по характеристикам, чтобы детям было проще с ними работать. В соответствии с этим вспомним нашу ленту букв. Если мы перенесём ¥непарные глухие под непарные звонкие, то практически получим таблицу, предлагаемую Тириновой¥, но на её новых обозначениях я всё же остановлюсь. ¥ Итак гласные. ¥Цветные круги – подсказка какие согласные могут стоять впереди – твёрдые или мягкие, ¥ а двойная обводка букв, что они могут обозначать два звука. Теперь согласные. Звоночек и наушники понятно, ¥общее голубое поле – парные , ¥отдельные поля – непарные. ¥Двойная обводка – пара по мягкости – твёрдости. В одинарной, соответственно нет. Буква «щ» красная – потому что я взяла таблицу со страницы «Букваря», ознакомления с этой буквой. Она в таблице должна быть обычная, чёрная. Что ещё могу сказать – в книге очень много ребусов, творческих заданий, работы с пословицами. Всё то, что мы выискиваем для более подготовленных и смышлёных детей. При подобном наборе заданий отпадает вопрос о дополнительных пособиях учащимся. Насколько успешно будут его осваивать нечитающие ученики – посмотрим. Кому интересно, с букварём вы можете ознакомиться на adu.by в разделе электронные версии учебников. А закончить я хочу рекомендациями Ольги Игоревны по использованию других её пособий по первому классу. ¥ Вполне подходит как наглядность «Демонстрационный набор письменных букв», ¥ «Внеклассное чтение 1 класс. Моя первая книга для чтения после Букваря» Можно использовать для чтения детьми после 1 класса летом, ¥ «Тетрадь для стимулирующих занятий» подходит для читающих детей, ¥ «Тетрадь для проверочных работ» тоже может пригодиться. А вот для поддерживающих и тренировки навыка письма, к сожалению, подходит с большой натяжкой, ведь изменился порядок изучения букв и не всегда образец можно будет использовать.

¥Ещё раз поздравляю Вас с наступающим 1 сентября, творческих успехов. Интересных учебников и всего наилучшего.