СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О подготовке выпускников 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ  выделяют следующие составляющие:

  • информационная готовность (владение информацией о подготовке и проведении итоговой аттестации в полном объеме);
  •  предметная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания различного уровня сложности);
  • психологическая готовность (состояние готовности или внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в процессе подготовки и ситуации сдачи экзамена).

Просмотр содержимого документа
«О подготовке выпускников 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе»

Выступление на Методическом совете по теме:

«О подготовке выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации 2018 года».

Подготовила:

зам. директора по УВР

Селиванова О.Н.


Готовность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Можно представить весь процесс обучения в виде дома, в строительстве которого принимают участие все члены семьи. А если речь идет о готовности к государственной итоговой аттестации, то в этом процессе принимают участие все члены педагогического коллектива, а не только администрация школы, классные руководители и учителя-предметники выпускных классов, которые готовят учеников к итоговой аттестации.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ выделяют следующие составляющие:

  • информационная готовность (владение информацией о подготовке и проведении итоговой аттестации в полном объеме);

  • предметная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания различного уровня сложности);

  • психологическая готовность (состояние готовности или внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в процессе подготовки и ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к итоговой аттестации относятся:

  1. Организация информационно-разъяснительной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

  2. Мониторинг качества обученности.

  3. Психологическая подготовка к ГИА.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена и предполагает целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников и педагога-психолога. Очень хотелось бы включить в эту группу и родителей выпускников, но не все они горят желанием нас слышать, принимать результативное и качественное участие в процессе подготовки к ГИА и оказывать школе нужное содействие в данном вопросе.



Содержание и мониторинг информационной деятельности МОУ «Лицей №12»

по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ



Информационно-разъяснительная работа ориентирована на всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.

1. Содержание информационно-разъяснительной работы с педагогическим коллективом

Организация информационно-разъяснительной работы с коллективом начинается с анализа итоговой аттестации за прошлый учебный год, что нами было сделано 31 августа 2017 года на первом заседании Педагогического совета в 2017-2018 учебном году. В течение учебного года проводились административные совещания, Педагогический совет, на которых рассматривались вопросы подготовки к ГИА и содержание нормативно-правовых документов по данному вопросу. Так же эти вопросы рассматриваются на заседаниях Методического совета и школьных методических объединений. Представители ШМО выступали на заседании Педагогического совета по вопросу подготовки к ГИА-2018г.

Учителя лицея регулярно посещают семинары, вебинары, занимаются самообразованием по вопросам готовности к государственной итоговой аттестации. В этом году в государственной итоговой аттестации принимали участие учителя лицея:

руководители ППЭ-2;

организаторы ОГЭ -12;

организаторы ЕГЭ-8;

технический специалист -1;

члены ГЭК-1;

учителя-эксперты-2.

Необходимо владеть знаниями современных требований, предъявляемых к работе организаторов и технических специалистов, привлекаемых к проведению ОГЭ и ЕГЭ. Это положительно отразится на качестве нашей работы в период проведения ГИА.

2.Содержание информационно-разъяснительной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- расписание экзаменов;

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- правила и порядок подачи апелляций.

2) Информационный стенд для учащихся в фойе лицея оформлен в соответствии с требованиями: нормативные документы, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, расписание экзаменов, правила поведения на экзаменах и другая необходимая информация представлена в полном объеме.

3) Информационные стенды в библиотеке для выпускников и их родителей. Библиотекарь лицея Пантюхина Л.С. выполняет все требования, предъявляемые к материалам, размещенным в библиотеке, как к одному из основных источников информационно-разъяснительной работы по вопросам подготовки и проведения ГИА.

4) Школьный сайт, на котором размещена вся необходимая информация по вопросам подготовки и проведения ГИА. Сайтом могут воспользоваться все участники образовательных отношений. Ответственный за школьный сайт Бурнышев Е.А. регулярно размещает и обновляет тематическую информацию.

5) Проведение классных часов по вопросам подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ (профессиональное и высшее образование, минимальное количество баллов на экзамене). Всего за истекший период было проведено 6 классных часов в 9 и 11 классах с участием членов администрации лицея.

3. Содержание информационно-профилактической работы с родителями учащихся.

1) Родительские собрания:

  • информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, об особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

информирование о пункте проведения экзамена, вопросы проведения пробного и основного ОГЭ и ЕГЭ;

  • вопросы дальнейшего обучения выпускников 9 классов.

2) Индивидуальное консультирование родителей чаще бывает связано с вопросами ответственного отношения к подготовке к экзаменам, выполнения домашнего задания по предметам, посещения дополнительных занятий и консультаций по подготовке к ГИА (члены администрации, классные руководители, педагог-психолог).



Мониторинг предметной готовности (качество обученности)

Особое внимание в процессе деятельности лицея по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по экзаменационным предметам. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ включает следующие направления деятельности:

1. внутришкольный контроль по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ГИА;

2. проведение классно-обобщающего контроля выпускных классов;

3. проведение стартовых административных работ по русскому языку и математике (сентябрь);

4. проведение административных контрольных работ в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ по экзаменационным предметам (ноябрь, январь, апрель);

5. посещение курсов по выбору в 9 и элективных курсов в 11 классах, способствующих расширению знаний учащихся по учебным предметам;

6. индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися;

7. использование Интернет- ресурсов для подготовки к ГИА.

Кроме этого, мониторинг качества обученности включает в себя следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме ЕГЭ и ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного тестирования по предметам в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ.



Вопросы внутришкольного контроля по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ запланированы, исходя из анализа результатов ГИА 2017 года.

За истекший период согласно плану ВШК были рассмотрены следующие вопросы по подготовке к ГИА:

-организация дифференцированных дополнительных занятий по русскому языку и математике в 9, 11 классах;

- работа учителей математики 9, 11 классов на уроках со слабоуспевающими учащимис;

- работа учителей русского языка 9, 11 классов с одаренными детьми;

- проведение дифференцированных дополнительных занятий по предметам по выбору в 9, 11 классах;

- классно-обобщающий контроль в 9,11 классах.

При прохождении итоговой аттестации по математике мы ежегодно получаем неудовлетворительный результат от некоторых выпускников, на ВШК отдельно был вынесен вопрос о работе со слабоуспевающими учащимися. На сегодняшний день положительного результата эта работа не принесла. За результат ГИА отвечает школа и учителя.

Результаты ГИА по русскому языку всегда более высокие, чем по математике.

Психологическая готовность к государственной итоговой аттестации

Методы проведения занятий педагога-психолога Лотарева Е.Ю. разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Деятельность педагога-психолога заключается:

  • в психологическом просвещении родителей на родительских собраниях и консультациях (рекомендации по поддержке детей и помощи им в период подготовки и сдачи экзаменов);

  • психологической диагностике уровня готовности к ГИА и ЕГЭ и коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ (уровень тревожности, самооценки, уровень притязаний, локус контроля (ответственность за свои действия));

  • организации групповых и индивидуальных развивающих занятий с элементами тренинга (развитие саморегуляции, самоконтроля, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков мыслительной деятельности);

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Психологическая подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ:

отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену;

обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля;

повышение уверенности в себе, в своих силах.



Задачами учителя являются:

- адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);

- индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

- составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в процессе преподавания предмета;

- проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;

- проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);

- анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.

Система работы учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ и ЕГЭ через реализацию деятельностного подхода состоит из следующих компонентов:

  1. диагностика мотивации, уровня самостоятельной деятельности, базового уровня знаний учащихся, пробелов в знаниях школьников за предыдущий год обучения, уровня развития самостоятельности каждого ученика с целью выявления общей картины развития и возможностей класса, а также устранение пробелов для последующей работы;

  2. создание психолого-педагогических и организационно - педагогических условий для организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • через организацию обучения технике сдачи теста.

  • перспективное планирование хода подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ с опорой на достигнутые знания, коммуникативные знания и умения школьников.

  • планирование учебного процесса с учетом подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ через каждый урок, этапы урока, блоки материала, уроки -тренинги и уроки систематизации.

  • через использование различных видов и уровней КИМов;

  • через использование тестового и дидактического материала, отвечающего принципу последовательного нарастания сложности.

  • через формирование общеучебных и предметных умений и навыков, ключевых компетенций;

  • через субъект – субъектные формы взаимодействия учителя и учащихся;

  • через организацию самостоятельной работы учащихся по КИМам, как в урочное, так и во внеурочное время.

  • через проведение тренировочных и диагностических работ в формате ГИА и ЕГЭ через систему СтатГрад;

  • через разработку индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

  • через совершенствование форм и методов обучения.

3. оценка и анализ эффективности работы по формированию осознанных, прочных знаний, умений и навыков по математике и готовности школьников к ЕГЭ.

Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

  • вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;

  • формирование у обучающихся позитивного отношения к новой форме аттестации;

  • осуществление постоянной связи между субъектами системы: обучающиеся – родители – учителя-предметники – классный руководитель, с целью выявления неуспешности ученика и содействия в систематическом повторении важнейших разделов дисциплин;

  • формирование у выпускников потребности в непрерывном образовании и совершенствовании умения владеть собой в сложных жизненных ситуациях; воспитание самодисциплины, самоконтроля и развитие высокой трудоспособности (формы взаимодействия: беседы, индивидуальные консультации, часы общения);

  • проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.

Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

  • содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;

  • отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;

  • организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;

  • организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается:

  • в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,

  • в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить

  • семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,

  • в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,

  • в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.

Полноценная поддержка выпускников возможна только в том случае, если психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию.

Выпускник должен:

  • осознанно выбрать учебные предметы для сдачи ГИА и ЕГЭ;

  • знать критерии оценивания по учебным предметам;

  • уметь рефлексировать свою деятельность по подготовке к экзамену.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!