Актуализация опорных знаний 2 мин. | Подвести детей к теме урока. Заинтересовать детей темой урока, настроить на эмоциональное восприятие материала учебного занятия. | На школьной доске написаны эпиграфы: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!» «Памяти павших будьте достойны» (Р.Рождественский) Звучит «Реквием» Моцарта (Лакримозе) Ребята, вы узнали эту музыку? Кто может сказать, как называется это произведение? Скажите, что это за музыкальный жанр? А как вы думаете, почему и зачем композиторы писали подобную музыку? Об этом же говорят и эти литературные эпиграфы. Как выдумаете, ребята, чему будет посвящен наш с вами урок? Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока: «О подвигах, о доблести, о славе…» | Да, это музыка Моцарта. Реквием. Реквием - произведение траурного характера, исполняемое в честь умершего человека. Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших. Чтобы выразить свои чувства – боль утраты близких людей; осознать потери, найти силы жить дальше; чтобы сохранить память об ушедших. Погибшим на войне, о солдатах, о героях. | Коллективная форма работы. Беседа. |
Основная часть Слушание музыки «Реквием» (Лакримозе) Моцарт; Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11). 20 мин. | Слушать музыку, проявлять интерес к ней; Поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска; Научить анализировать, сравнивать произведения | О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано немало произведений. До наших дней дошли древнейшие былины, воспевающие мужество богатырей, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях, произведения великих композиторов. Памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны посвящены три реквиема: поэта Р. Рождественского, композитора Д. Кабалевского, художника-графика Стасиса Красаускаса. Прочитайте учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? Совершенно верно. «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру. Продолжая разговор о подвигах, о славе, о доблести предлагаю вам познакомиться с творчеством советского композитора Д.Б. Кабалевского (1904-1987), который жил в 20 веке; не понаслышке знал о войне: первую мировую войну он пережил, будучи ребенком 10-14 лет, а когда началась вторая мировая война, композитору было 37 лет. В 1962 году Кабалевский написал свой «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. Давайте послушаем фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского, который называется «Помните!». Звучит фрагмент из произведения «Помните!» Кабалевского Кто поет вначале? Каков характер музыки? Присутствует ли здесь также принцип контраста? Меняется ли в нем настроение? Как звучит музыка в конце произведения? Послушаем ещё один фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского, а называется он хор «Наши дети». Звучит музыка хора «Наши дети» Кабалевского. Работа в группах по 4 человека. Задание: 1)2) найти контрасты в музыке, 3)4) составить синквейн, 5)6) сформулировать идею реквиемов Рождественского и Кабалевского. Правильно. Как и Р. Рождественский, Д.Б. Кабалевский проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей. Продолжая тему памяти, я хочу предложить вам познакомиться с творчеством литовского художника, который так же, как все здравомыслящие люди ненавидел фашизм, насилие. Он призывает всех людей своим творчеством запомнить навсегда ужасы войны; заставляет сопереживать героям, которых уже нет в живых. (Учитель рассказывает о художнике) В 1975 году Стасис Красаускас создал свое самое знаменитое произведение «Вечно живые» - потрясающий цикл гравюр. Что такое гравюра? Гравюра - печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Здесь образы предельно обобщены. Погибший солдат будто бы не умер, а просто уснул, а над ним проходят различные видения-сны его земная жизнь, солдаты с которыми он шел в бой, его мечты… А сейчас давайте посмотрим работы этого художника. Какую идею воплотил в гравюрах художник через эти два цвета? Проанализируйте композиции гравюр. Как вы думаете, все эти гравюры связаны между собой? Какую идею воплотил в них художник? Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат. Реквиемы написаны таким ярким языком, который можно сравнить с языком плаката, идею, которого можно выразить словами Рождественского «Памяти павших будьте достойны!» | Это оттого, что с древних времен со всех концов на нашу страну наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн. Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево. Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято. Вначале поют солисты: мужской голос (баритон) и женский (сопрано). Это произведение построено по принципу контраста, От этого музыка приобретает ещё более драматический характер. В заключении произведение звучит уверенно и победно. Детский хор. Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Светлая песенная звучность вступления словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных. В звучании детского хора также чередуются эпизоды лирические мажорные («Это песня о солнечном свете») с драматическими минорными («Именем солнца, именем Родины клятву даем») Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра. Идея реквиемов- идея мирной жизни. Жизнь и смерть. Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете как воплощение идеи жизни и смерти. Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты... Нет, наоборот художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать. | Словесный метод; беседа-диалог; словесные пояснения; слуховая наглядность- музыкальное произведение в «неживом» исполнении; практический метод. |