СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О подвигах, о доблести, о славе..." 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"О подвигах, о доблести, о славе..." 5 класс»

ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

В 5 А, Б, В, Г КЛАССАХ

по теме «О подвигах, о доблести, о славе…»







Студент 4 курса

Специальность 53.02.01

Музыкальное образование

Назырова А.И.

Дата проведения урока

14. 05. 2020 г.





Лениногорск, 2020


Технологическая карта

Класс: 5

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого.

Уметь распознавать образ музыкального  произведения, средства музыкальной выразительности; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, в процессе слушания осмысливать содержание произведения; обращать внимание на содержание; уметь вместе начинать и заканчивать петь.

Регулятивные: осуществлять поиск ин­формации (в разных источниках), расширяю­щей и дополняющей знания.

Познавательные: выбирать действия в соответ­ствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечат­ления от музыки.

Иметь мотивацию к учебной деятельности. Учиться делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.






=

Межпредметные связи: литература, история, музыка, хореография

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, колонки

Музыкальный материал: «Реквием» (Лакримозе) Моцарт; Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11). Худ. материал: «Реквием» Р. Рождественский, репродукции гравюр из цикла «Вечно живые» С.Красаускаса

Опорные понятия, термины: гравюра, реквием

Ход урока:

Этап урока,

продолжительность, музыкальный материал

Задачи

каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приемы, формы

Организационный

момент

1 мин.

Поздороваться с детьми. Настрой на урок.

Музыкальное приветствие:

- С добрым утром, пятый класс!

- Здравствуйте, учитель наш!

Поют слова по принципу игры «Эхо»


Коллективная форма. Использование наглядно-слухового метода.

Актуализация опорных знаний

2 мин.

Подвести детей к теме урока. Заинтересовать детей темой урока, настроить на эмоциональное восприятие материала учебного занятия.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»

«Памяти павших будьте достойны» (Р.Рождественский)


Звучит «Реквием» Моцарта (Лакримозе)


  • Ребята, вы узнали эту музыку?


  • Кто может сказать, как называется это произведение?

  • Скажите, что это за музыкальный жанр?






  • А как вы думаете, почему и зачем композиторы писали подобную музыку?







Об этом же говорят и эти литературные эпиграфы.

  • Как выдумаете, ребята, чему будет посвящен наш с вами урок?

Совершенно верно.


Тема сегодняшнего урока:

«О подвигах, о доблести, о славе…»








Да, это музыка Моцарта.

Реквием.

Реквием - произведение траурного характера, исполняемое в честь умершего человека. Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших.

Чтобы выразить свои чувства – боль утраты близких людей; осознать потери, найти силы жить дальше; чтобы сохранить память об ушедших.

Погибшим на войне, о солдатах, о героях.


Коллективная форма работы. Беседа.

Основная часть

Слушание музыки

«Реквием» (Лакримозе) Моцарт; Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11).


20 мин.













Слушать музыку, проявлять интерес к ней;

Поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска;

Научить анализировать, сравнивать произведения

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано немало произведений.

До наших дней дошли древнейшие былины, воспевающие мужество богатырей, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях, произведения великих композиторов.

  • Почему? С чем это связано?

Памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны посвящены три реквиема: поэта Р. Рождественского, композитора Д. Кабалевского, художника-графика Стасиса Красаускаса.

Прочитайте учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой.

  • В чем отличие между ними?






  • Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? 





  • Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? 

Совершенно верно. «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.

Продолжая разговор о подвигах, о славе, о доблести предлагаю вам познакомиться с творчеством советского композитора Д.Б. Кабалевского (1904-1987), который жил в 20 веке; не понаслышке знал о войне: первую мировую войну он пережил, будучи ребенком 10-14 лет, а когда началась вторая мировая война, композитору было 37 лет.

В 1962 году Кабалевский написал свой «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

Давайте послушаем фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского, который называется «Помните!».

Звучит фрагмент из произведения «Помните!» Кабалевского

  • Кто поет вначале? Каков характер музыки? Присутствует ли здесь также принцип контраста? Меняется ли в нем настроение? Как звучит музыка в конце произведения?









Послушаем ещё один фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского, а называется он хор «Наши дети».

Звучит музыка хора «Наши дети» Кабалевского.

Работа в группах по 4 человека.

Задание:

1)2) найти контрасты в музыке,

3)4) составить синквейн,

5)6) сформулировать идею реквиемов Рождественского и Кабалевского.

Правильно. Как и Р. Рождественский, Д.Б. Кабалевский проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.














Продолжая тему памяти, я хочу предложить вам познакомиться с творчеством литовского художника, который так же, как все здравомыслящие люди ненавидел фашизм, насилие. Он призывает всех людей своим творчеством запомнить навсегда ужасы войны; заставляет сопереживать героям, которых уже нет в живых. (Учитель рассказывает о художнике)

В 1975 году Стасис Красаускас создал свое самое знаменитое произведение «Вечно живые» - потрясающий цикл гравюр.

Что такое гравюра? Гравюра - печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков.

Здесь образы предельно обобщены. Погибший солдат будто бы не умер, а просто уснул, а над ним проходят различные видения-сны его земная жизнь, солдаты с которыми он шел в бой, его мечты…

А сейчас давайте посмотрим работы этого художника.

  • Какую идею воплотил в гравюрах художник через эти два цвета?

  • Проанализируйте композиции гравюр.












  • Как вы думаете, все эти гравюры связаны между собой? Какую идею воплотил в них художник?











  • Не обедняет ли отсутствие цвета восприятие гравюр?


Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат. Реквиемы написаны таким ярким языком, который можно сравнить с языком плаката, идею, которого можно выразить словами Рождественского «Памяти павших будьте достойны!»




Это оттого, что с древних времен со всех концов на нашу страну наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.


В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.

Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.

Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.

















Вначале поют солисты: мужской голос (баритон) и женский (сопрано).

Это произведение построено по принципу контраста, От этого музыка приобретает ещё более драматический характер. В заключении произведение звучит уверенно и победно.


Детский хор. Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Светлая песенная звучность вступления словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных.

В звучании детского хора также чередуются эпизоды лирические мажорные («Это песня о солнечном свете») с драматическими минорными («Именем солнца, именем Родины клятву даем»)

Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.

Идея реквиемов- идея мирной жизни.


















Жизнь и смерть.


Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете как воплощение идеи жизни и смерти.

Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты...

Нет, наоборот художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать.


Словесный метод; беседа-диалог; словесные пояснения; слуховая наглядность- музыкальное произведение в «неживом» исполнении; практический метод.

Музыкально-ритмическая деятельность (физминутка, танцевальные движения)

2 мин.

Снять физическое напряжение у учащихся

Сейчас мы с вами отвлечемся, снимем усталость и восстановим силы с помощью физминутки. Выполнять ее будем под веселую, зажигательную музыку. Будьте внимательны, не задевайте друг друга, движения повторяйте за мной (исполнение).

Молодцы, вы хорошо справились с физминуткой.

Дети выполняют движения под музыку за педагогом.

Метод эмоц-ой драматургии, выразительное исполнение, практический метод.

Наглядный метод.

Разучивание песни

Авторы, название.

«Славный день победы!»

10 мин.

Разучивание песни.

Разбор поэтического текста. Освоение мелодии и куплета. Закрепление разученной песни.


План работы:

1. Повторить песню прошлого урока «Славный день победы!».

2. Вспомнить мелодию и текст песни «Солдаты, бравы ребятушки».

3. Спеть по рядам, по группам.



Фонетический метод.

Наглядно-практический метод.

Концентрический метод.

Метод мысленного пения.

Метод показа и подражания.

Пение с муз. сопровождением

Рефлексия


Подвести итог урока через рефлексию

  • С какими произведениями искусства мы сегодня познакомились на уроке?






  • Почему художник, поэт и композитор обратились к такому траурному жанру, как реквием?





  • Какое произведение искусства на вас произвело наиболее яркое впечатление?

Д/З: Написать синквейн по теме урока (стихотворение – 5строк)

А завершить наш урок я хочу словами Д.Б. Кабалевского «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он богаче, чем легче идти по дорогам жизни».

На этом урок окончен.

Мы сегодня познакомились с музыкой Д.Б.Кабалевского, с поэзией Р.Рождественского и гравюрами С.Краскаускаса. Наверно, они хотели почтить память героев, показать страшный лик войны, научить нас ценить мир.

Ответы детей.

Метод обобщения (подведение итогов)