"О пользе занятий музыкой и обучения игре на инструменте"
/Сценарий проведения организационного родительского
собрания в инструментальном классе ДШИ/
Баландина Екатерина Юрьевна, преподаватель музыки,
МБУ ДО «Детская школа искусств» Тетюшского
муниципального района Республики Татарстан г.Тетюши
Цель: познакомить родителей учащихся с условиями обучения в ДШИ и информировать о пользе обучения игре на инструменте для творческого и гармоничного развития личности ребенка.
Задачи:
Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Вовлечь родителей в обсуждение вопроса влияния музыки на развитие личности ребенка.
Познакомить с условиями обучения в ДШИ.
Выявить ключевые проблемы обучения игре на инструменте.
Определить пути решения важных вопросов обучения для эффективного обучения ребенка.
Содействовать интеграции усилий семьи и педагогов по развитию личности каждого ребенка.
Направить совместные усилия на творческое воспитание и развитие ребенка.
Подчеркнуть необходимость активного участия родителей для продуктивного обучения ребенка в инструментальном классе.
Тип и форма: беседа
Слушатели: родители учащихся – инструменталистов 1 класса
Место проведения: МБУ ДО «ДШИ» г.Тетюши
Дата проведения: 12.09.2024
Ход мероприятия
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители!
Начну с того, что мы находимся в здании бывшей женской прогимназии. Оно было построено братьями - купцами П.Ф. и Л.Ф.Крупиными в 1906г. и передано в дар г.Тетюши с полной ученической обстановкой. За такой солидный дар купцы Крупины были удостоены звания Потомственных Почетных граждан города. С того момента Дух культуры и образования витает здесь и по сей день. Школа берет начало с 1960 года: сначала это была музыкальная школа, в 1983г. открылось художественное отделение.
1 марта 2018г. Детская школа искусств разместилась в этом здании. В школе имеется необходимое оборудование для образовательного процесса, концертный зал, классы (аудитории) для преподавания индивидуальных и групповых предметов.
На презентации: «Музыка, как вид искусства, открывает человеку возможность познавать мир, и в процессе познания развиваться, приобретая определенные знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение. Музыка - питание человеческого мозга. В музыке заключены формулы мышления, формулы бытия, существования, бессмертия, гармонии. Все музыкальные формы учат ребенка восприятию не только музыке, но восприятию слова, искусства, поэзии. Музыка - это язык науки, логики
Учитель: Уметь играть - это значит следовать традиции. Ведь раньше, в любой аристократической семье, ребенок получал целый комплекс образовательных услуг - это и танцы, и изучение иностранных языков, рисование, и, конечно же, игра на музыкальных инструментах и пение. Согласитесь, умение играть, музицировать подбирать по слуху - это своеобразный шик, и понятно, что музыкально образованный человек автоматически становится центром любого общества, любой компании.
Рассмотрим некоторые вопросы, на которые я бы хотела обратить ваше внимание:
«Что дает ребенку обучение в ДШИ?».
Всем известно, что музыкальные способности детей развиваются в процессе музыкальных занятий. Способности у каждого ребёнка разные. Немузыкальных детей практически не бывает. Сроки проявления музыкальных способностей индивидуальны. И цели, которые преследуете вы - родители разные: кто-то отдает ребенка в ДШИ для общего развития, кто-то с целью дать предпрофессиональное образование, а кто-то просто занять ребенка полезным и прекрасным. Целью любого преподавателя является не только обучение игре на инструменте, и даже не предпрофессиональная подготовка, главное – чтобы ребёнок полюбил музыку. Наша главная задача - приобщить ребенка к музыке. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, различать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Доказано, что играющие и поющие люди лучше пишут, изъясняют свои мысли, лучше запоминают иностранные слова, имеют богатый лексикон, широкий кругозор. Ребёнок не только учится играть на инструменте, он учится приносить радость себе и окружающим.
Вы приняли правильное решение: ваши дети будут учиться играть на музыкальных инструментах. Некоторые дети будут учиться играть на фортепиано, рояле - королевском инструменте, рояль в переводе с французского означает «королевский». Готовы ли Вы слушать звуки этого инструмента каждый день?
- Т.Киселева «Моя дорога в школу», фортепианный дуэт учащихся Вагиных Камиллы и Юлии
2. «Какую помощь могут оказать родители детям в период обучения?».
Как мы с вами можем помочь детям понять и полюбить музыкальные занятия. Школа ни в коем случае не снимает с себя ответственности, но…- всё начинается с родителей! «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к занятиям по музыке. Этот закон почти не знает исключений. Именно вы - родители должны показать пример, что вы не равнодушны к занятиям ребёнка музыкой, оказывать поддержку.
В ДШИ учиться не просто. Вы, родители, уже осознали, что обучение на музыкальных инструментах требует от ребёнка немалых затрат нервной и физической энергии. Многие из вас понимают, что обучение рассчитано на долгие годы, оно не терпит перерывов, отнимает много времени.
Существует категория родителей, которые забирают детей из школы при первом же столкновении с трудностями – н/р, не очень хорошие оценки или нежелание, лень проявляемые ребёнком при выполнении домашнего задания или на занятиях. Только в нашей школе на одного ребенка приходится 4-5 обязательных предметов. А дома надо играть, учить заданное. Домашняя подготовка требует много терпения, усидчивости, можно сказать, что музыкальные занятия вырабатывают такие важные качества, как дисциплина, воля, терпение, трудолюбие.
- Предлагаю посмотреть видеофрагмент участия Белова Макара (фо-но - соло), Лауреата Республиканской творческой программы для юных музыкантов “Звёзды из Завтра”, в Гала - концерте Казанского камерного оркестра LaPrimavera под руководством Р.Абязова, главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России и РТ, народного артиста РТ, Лауреата Государственной премии РТ им.Г.Тукая.
3. «Как создать родителям благоприятные условия для обучения ребёнка в ДШИ?».
Могут ли родители оказывать непосредственную помощь ребёнку, обучающемуся в ДШИ? Мы часто испытываем гордость за своих детей, замечая, что в чём-то они пошли дальше нас. Нам бывает трудно угнаться за всем тем, что стало доступным нашим детям. Когда мы, преподаватели беседуем об успеваемости ребёнка, в ответ часто слышим: «Я ей ничем не могу помочь. Я в музыке не разбираюсь…».
Нередко оказывается, что тот, кто «не разбирается», на самом деле с удовольствием слушает музыкальные программы, слушает концерты, искренне аплодирует выступающим. Любит петь дома в окружении родственников, друзей.
Ребенку нужно внимание и поддержка. Нужно оставить все заботы и вместе с ребёнком послушать его исполнение, сказать, что вам понравилась мелодия, что если бы здесь не было остановки, было бы как у настоящего артиста и что вы бы тоже хотели так научиться играть.
Хотелось бы сказать несколько слов о нагрузке
У детей, которые посещают музыкальную школу, проблема нагрузки стоит значительно острее, чем у других сверстников. Здесь также нужна помощь родителей: распределить, помочь справиться с нагрузкой.
Часто можно видеть с каким интересом занимаются дети в первые годы обучения, как горят у них глазки от каждой выученной наизусть пьески. А к третьему, четвертому классу их интерес постепенно угасает. Не торопитесь в этом винить школу. Всё дело в переходном возрасте. На музыкальном восприятии этот период сказывается очень заметно.
Бывает, что в 13-15 лет учащиеся вдруг категорически отказываются от занятий музыкой. Бывает, причём довольно часто, наоборот, когда занимающего, прежде из-под палки, становится невозможно оторвать от инструмента. В этот период жизни у них очень много разнообразных интересов. Интересуйтесь и поддерживайте.
Постигайте всякую музыку вместе с ребёнком, удивляйтесь, огорчайтесь, анализируйте, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Будьте неравнодушными.
Несколько советов родителям.
Когда ребёнок обращён к музыке, ему не нужны отрицательные эмоции. Поэтому, если он играет «не точно», полезно иногда делать вид, что вы не замечаете этого, а при удачном исполнении очень важно похвалить. Никогда не говорите: «Плохо!» Говорите: «В общем, хорошо, но ты можешь лучше».
Нежелательно напоминать как дорого стоит инструмент. Такие разговоры порождают только чувство вины, интереса к музыке они не пробуждают.
Не заставляйте ребёнка «выступать» перед людьми, которые ему не нравятся, или когда его не слушают. И напротив, старайтесь не отказывать ребёнку, когда он хочет выступить по собственной инициативе.
Музыканту, как и любому артисту, нужны только 3 вещи: первая – похвала, вторая – похвала, третья – похвала
5. Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал профессиональным музыкантом, это не значит, что его учеба была бесполезной. Он научился самому главному – быть добрым, чутким, эмоциональным и трудолюбивым человеком. Дети, занимающиеся музыкой, отличаются от своих сверстников организованностью, самодостаточностью, и способностью к преодолению трудностей в жизни.
На слайде: Памятка родителям об организации домашних занятий
- Создайте соответствующую обстановку. В комнате, где стоит инструмент, должно быть тихо, чтобы ничто не отвлекало ребёнка. Инструмент должен быть настроен.
- Составьте расписание домашних занятий, с учетом учебы в общеобразовательной школе. Заниматься лучше в 2-3 приема по 20-30 минут (на начальном этапе).
- Необходимо следить за посадкой ребенка за инструментом (высота стула, наличие подставок под ноги). Домашние занятия должны быть систематическими и ежедневными, так как только регулярные занятия принесут пользу.
Обязательно следите за записями в дневнике и научите ребенка тому, что дневник регулярно просматривается. Проявляйте неподдельный интерес, время от времени устраивайте домашние концерты, и не забывайте похвалить и поощрить своего ребенка
***
Итак, положительные моменты обучения:
ребенок будет постоянно занят. У него не будет времени на вредные
привычки и сомнительные компании;
ребенок научится играть на музыкальном инструменте;
обучение в музыкальной школе делает детей более организованными и
собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это
всегда пригодится в будущем.
Итак, положительные моменты обучения:
ребенок будет постоянно занят. У него не будет времени на вредные
привычки и сомнительные компании;
ребенок научится играть на музыкальном инструменте;
обучение в музыкальной школе делает детей более организованными и
собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это
всегда пригодится в будущем.
Итак, положительные моменты обучения:
ребенок будет постоянно занят. У него не будет времени на вредные
привычки и сомнительные компании;
ребенок научится играть на музыкальном инструменте;
обучение в музыкальной школе делает детей более организованными и
собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это
всегда пригодится в будущем.
Итак, положительные моменты обучения:
ребенок будет постоянно занят. У него не будет времени на вредные
привычки и сомнительные компании;
ребенок научится играть на музыкальном инструменте;
обучение в музыкальной школе делает детей более организованными и
собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это
всегда пригодится в будущем
Уважаемые родители уделяйте больше внимания своим талантливым детям. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Слушайте своих детей, поддерживайте их, ведь они ждут вашей поддержки, говорите «Ты все сможешь» «У тебя все получится», даже от утреннего настроения зависит на сколько успешным будет день вашего ребенка. Любите, хвалите, и закладывайте только добрые мысли.
Спасибо за понимание и поддержку. Надеемся на плодотворное сотрудничество.
Итак, положительные моменты обучения:
ребенок будет постоянно занят. У него не будет времени на вредные
привычки и сомнительные компании;
ребенок научится играть на музыкальном инструменте;
обучение в музыкальной школе делает детей более организованными и
собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это
всегда пригодится в будущем
Итак, положительные моменты обучения:
ребенок будет постоянно занят. У него не будет времени на вредные
привычки и сомнительные компании;
ребенок научится играть на музыкальном инструменте;
обучение в музыкальной школе делает детей более организованными и
собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это
всегда пригодится в будущем
Итак, положительные моменты обучения:
ребенок будет постоянно занят. У него не будет времени на вредные
привычки и сомнительные компании;
ребенок научится играть на музыкальном инструменте;
обучение в музыкальной школе делает детей более организованными и
собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это
всегда пригодится в будущем
Анкета для родителей
Ф.И.О. родителя______________________________________
В детскую школу искусств Ваш ребенок поступил:
по собственному желанию
по вашему настоянию
Какую роль Вы отводите музыкальному воспитанию Вашего ребенка?
незначительную
пусть занимается для общего развития
крайне важную для развития его музыкальных способностей
планируем поступать в музыкальном направлении
3. Как вы считаете, хорошо ли чувствует себя Ваш ребёнок в Детской школе искусств?
• да
• нет
Если нет, то укажите по какой причине_____________________________________
4. Ваш ребенок идет в школу:
• с желанием
• неохотно
• без выраженного отношения
5. Изменилось ли отношение Вашего ребенка к школе за время учебы
(если «да», то когда именно изменилось и почему)?_____________________________
__________________________________________________________________________
6. Какими предметами интересуется Ваш ребенок больше всего?
• сольфеджио
• специальность
• другой (укажите какой) _________________________
7. Укажите, сколько времени уделяет Ваш ребенок выполнению домашних заданий?
__________________________________________________________________________
8. Принимаете ли Вы участие в выполнении домашнего задания вашего ребенка?
• всегда
• часто
• иногда
• не нахожу нужным
9. Устраиваете ли Вы домашние концерты?
да
нет
10. Какие произведения из репертуара Вашего ребенка Вам нравятся?
____________________________________________________________________________
11. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка?
да
не всегда
нет, укажите причины ___________________________________________________
12. Хотите ли вы, чтобы Ваш ребенок принимал участие в конкурсах?
да
не всегда
нет, укажите причины ___________________________________________________
13. Хотите ли вы, чтобы Ваш ребенок принимал участие в школьных мероприятиях?
да
не всегда
нет, укажите причины______________________________________________________
14. Ваши пожелания для улучшения работы школы? ____________________________________
__________________________________________________________________________________
15.Имеется ли дома инструмент фортепиано (синтезатор)?
да:
нет