СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О посадке детей за фортепиано, положение рук на клавиатуре и организации первых игровых движений.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О посадке детей за фортепиано, положение рук на клавиатуре и организации первых игровых движений.»

Добриченко М.В.

О посадке детей за фортепиано, положение рук на клавиатуре и организации первых игровых движений.

С самого начала занятий на фортепиано необходимо следить за правильной посадкой детей.

Ученик должен сидеть против середины клавиатуры на прочном твёрдом стуле необходимой высоты лучше на прямом (не вогнутом) сиденье. Можно пользоваться винтовым стулом, но тогда высота его должна быть зафиксирована и часто изменять ее не следует.

Обычно дети не достают ногами до пола и им нужно под ноги ставить скамеечку. Высота скамеечки определяется особо для каждого ученика. Ноги детей ни в коем случае не должны повисать в воздухе, подгибаться под стул или перекрещиваться, а должны устойчиво стоять всей ступнёй на скамеечки и быть выдвинутыми несколько вперед. Надо наблюдать чтобы ученики не поднимались во время игры на носки, так как это создает неустойчивое положение, мешает свободным движением и в дальнейшем будет тормозить развитие навыков правильной педализации.

Расстояние от стула до клавиатуры нужно изменять в зависимости от возраста и роста ученика. Этот стул должен находится на таком расстоянии от фортепиано, чтобы обеспечить свободные игровые движения. Нельзя при игре сутулиться или держаться чрезмерно прямо. Движения корпуса должны помогать в нужных случаях естественным движением рук. Однако не следует допускать и расхлябанности корпуса. При правильной посадке возможность возникновения напряжений и фиксации в двигательном аппарате учащихся значительно уменьшается. Во время игры на фортепиано руки ученика должны находиться на клавиатуре в наиболее удобном положении. Плечи опущены вниз. локти слегка выдвинуты (несколько впереди груди). Локти не следует прижимать к корпусу, далеко оставлять от него или, тем более, отводить назад.

При занятиях с начинающими большинство педагогов рекомендует учащимся держать локти немного выше уровня клавиатуры и кисти. Кисть, являющаяся продолжением предплечья, должна быть в таком положении, чтобы обладать возможностью свободных и разнообразных игровых движений. Кисть ни в коем случае не должна быть вогнутой, то есть вдавленными пястно - фаланговыми суставами. Детям нужно держать пальцы наиболее естественно. Исходное положение пальцев определяет свободна опущенная вниз рука. В этом случае пальцы несколько закруглены и не имеют напряжение ни в сгибателях, ни в разгибателях. Следует предостеречь при начальном обучении против чрезмерно согнутых или неестественно-прямых пальцев. При игре пальцы не должны быть пассивными и как бы (склеиваться или застревать) в клавишах. В то же время нельзя допускать игры чрезмерно высоко поднятыми пальцами. Классическим заблуждением доброго старого времени, - назвал Л. В. Николаев, - стремление тренировать пальцы так, чтобы они поднимались как можно выше и ударяли как можно сильнее. Пальцы должны подниматься лишь на необходимую высоту. Следует заметить, что в условиях начального обучения точнее на первых уроках, нужный звук у детей достигается приёмам игры non легато, то есть с участием и верхних частей руки. Одной из часто встречающихся ошибок у детей бывает сползание пальцев на самый край клавиатуры или (ёрзание) по ней. На этот недостаток надо обратить серьезное внимание, не допуская, чтобы у ребёнка образовалась нежелательная привычка. Большой палец должен прикасаться к клавише боковой стороной передней фаланги.

Данные соображения следует рассматривать как действительные лишь при обычном расположении рук (в средних регистрах фортепиано). В более высоком или низком регистрах положение рук будет несколько видоизменяться. «Рука и корпус, - говорил К. Н Игумнов, — не должны быть в каком- то определённом застывшем положении, непрерывность-основа движения». Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры. И несколько далее: (Почти всякое положение руки может быть оправдано, если только оно достаточно удобно, соответствует строению руки, рельефу музыкальной ткани и, главное, не нарушает единства движения. Наши движения подчинены задачам извлечения звука, следовательно, целесообразно то движение, которое непосредственно способствует правильному звукообразованию, - пишет И. Гад (Техника фортепианной игры).

Не отрицая значения и необходимости при начальном обучении элементарного анализа движений и знания расположения рук на фортепианной клавиатуре, мы считаем необходимым обратить внимание на крайнюю осторожность подхода к этим вопросам.

С самых первых занятий можно приступить к налаживанию начальных игровых движений. Лучше всего показать приемы игры на коротких мотивах- интонациях из одной или двух. Однако, не фиксируя чрезмерное внимание ученика на приемах, все же надо добиться у него мягких, свободных движений, исключающих мышечную скованность и напряжённость. Пока есть физическая скованность. не может быть правильного звукового результата. Поэтому при игре на фортепиано задача педагога заключается в том, чтобы помочь ученику вовремя найти естественные и целесообразные движения, а также заметить и устранить у него вредную фиксацию и зажатость в руках. Одним из главных условий для свободных движений является принцип собранные руки, именно поэтому вначале привет введены пьесы, исключающие применение широких интервалов и связанную с этим необходимость растянутого положения пальцев. В дальнейшем, при переходе от простых позиций к другим, более сложным (с применением первого пальца), проблемы значительно усложняются, но к тому времени ученик уже приобретает известный опыт в овладении игрой на фортепиано и некоторую автоматизацию движений, и этот переход для него не будет слишком труден. Возникающие при этом проблемы, связанные с гибкостью руки и её свободных переносов, будут постепенно разрешаться на соответствующем материале. Для успешного и последовательного развития перенестических навыков особенно в начале обучения необходимо осторожное и постепенное продвижение ученика так как именно в это время происходит формирование его музыкального сознания, а также двигательного аппарата. Кроме того, на этой стадии закладываются и основы трудовой дисциплины учащихся при занятиях фортепиано. Задание превосходящие по трудности возможности учеников, приводят к значительному количеству ошибок и развивает на правильное неправильные приёмы игры, с которыми бороться затем крайне трудно. Задания должны быть легко выполнимы и их следует лишь постепенно и осторожно усложнять. Чрезмерно трудные задачи вынуждают детей сосредоточить внимание на чисто технических проблемах, переутомляя их психику и отвлекая от необходимости слушать самих себя.

«Работать надо так. - говорил А.Б. Гольденвейзер, - чтобы не было необходимости исправлять уже сделанное и бороться с неправильными привычками».

В дальнейшем продвижение учеников может быть несколько более смелым, однако это зависит от индивидуальности и степени дарования каждого. Не следует забывать, что зачастую каждый ученик — это отдельная проблема для учителя Установившаяся практика работы с детьми показывает, что организацию первых игровых движений легче всего начинать с показа приёма игры (не легато), так как это даёт возможность начинающим почувствовать вес собственной руки и помочь им установить координацию руки и пальцев. При игре не легато, то есть (non легато) даже ребёнок может добиться нужного естественного звучания, что касается пальцев, то они у детей ещё слишком слабы (точнее неустойчивы), чтобы только пыльцевой игрой можно было получить желаемый звуковой результат.

Учитывая эти соображения, а также опыт практической работы с начинающими, мы приводим много музыкального материала, основанного именно на игре в одной позиции рук. Необходимо систематически упражняться не только в игре обеими руками, но и уделять внимание развитию левой руки. Это предотвратит её отставание, обычное у начинающих. При налаживании приёмов звукоизвлечения особенно важно следить за тем, чтобы необходимое мышечное напряжение в руках ученика после взятого звука немедленно ослаблялось и не происходило излишнего давления на клавиатуру.














Литература


  1. Из книги С.И. Савшинского «Леонид Николаев», Музгиз, 1950 г.;

  2. Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», изд. 1958 г. Москва, Музгиз;

  3. Книга «Мастера советской пианистической школы», Музгиз, 1954, ст. А. Николаева «Основы советской пианистической школы»;

  4. Из книги «Мастера советской пианистической школы», ст. А.А. Николаева, «Исполнительская и педагогическая практика А.Б. Гольденвейзера». Музгиз, 1954 г.

2