СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

Просмотр содержимого документа
«О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников»

МБОУ «Лицей №9 им.А.С.Пушкина»

Учитель физической культуры

Прокофьев Владимир Николаевич


"О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение школьников в учебе, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив.

Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья школьников, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%. Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. На протяжении последних лет наблюдается высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Значительная часть населения находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессией, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев.

Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек. Особенно тревожна тенденция «омоложения» наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%.

Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья школьников необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления школьников в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

В стране должна быть создана эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан.

Проблему формирования здорового образа жизни надо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств

Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложенную общероссийскую кампанию «За молодую и здоровую Россию. Стартуем вместе с Президентом», а также проведение:

  • всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания»;

  • всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи;

  • всероссийских спортивных спартакиад;

  • всероссийской акции «Займись здоровьем – сделай первый шаг» и т.д.

Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных форм спортивного досуга – спортивных кружков и секций, а также школьных спортивных клубов по иным оздоровительным направлениям.

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни школьников.

По моему мнению, недостатки физического воспитания и развития спорта среди школьников объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей;

  • поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;

  • совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;

  • внедрение новых эффективных форм организации занятий;

  • создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для самостоятельных занятий физической культурой;

  • массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

  • создание при образовательных учреждениях  физкультурно-спортивных площадок и комплексных центров.

Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому школьнику двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой школьников особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной.

Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. Необходим мощный импульс развитию разветвленной сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы со школьниками по месту жительства, что позволит ежегодно вовлекать в движение миллионы детей и положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств.

Занятия школьников физической культурой и спортом не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг.