Актуальность исследования :
Теория лексической общности языков возникла по заметным особенностям пракорней основных слов языков Земного шара, и стала актуальна в современном мире диалога культур.
Гипотеза исследования :
Познакомившись с частью этой теории, у нас появилась уверенность в том, что башкирский язык является носителем черт древнейших мировых языков.
Объект исследования :
Первокорни древних слов башкирского языка в сравнении с другими мировыми, в частности, с языками индоевропейской системы.
Предмет исследования :
Метод археопсихолингвистики как способ нахождения общих корней в башкирском и языках индоевропейской системы (русском, английском, немецком, персидском и др.).
Задача исследования:
Изучение этимологии некоторых слов, толкование их пракорней;
Сравнение древних корней слов башкирского языка с древними корнями некоторых слов индоевропейских языков.
“ Археопсихолингвистика – это наука, изучающая некоторые общие лексемы, которые имеются в словах, относящихся к разным языковым семьям, порой разделённых огромными территориями друг от друга… На основе анализа их архаических первокорней можно получить ожидаемые результаты.
(В.М.Бадретдинов, С.М.Бадретдинов.
«Родина моя – страна аров»)
ВАЛИАХМЕТ МИННИАХМЕТОВИЧ БАДРЕТДИНОВ – ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, УЧЁНЫЙ, ПСИХОЛОГ
САЛИМЬЯН МИННИАХМЕТОВИЧ БАДРЕТДИНОВ – ЖУРНАЛИСТ, ПИСАТЕЛЬ, УЧЁНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Древняя Родина аров – это Урал .
Во 2-м тысячелетии до н. э. или 4 тысячи лет тому назад арийцы со своей исторической прародины двинулись на юг – на нынешние территории Афганистана, Ирана, Ирака, Индии. Арийцы в судьбах народов этих территорий сыграли решающую роль.
ВЕРСИЯ УЧЁНЫХ БРАТЬЕВ БАДРЕТДИНОВЫХ
Венгры в древности называли себя « арами гуннов » - « һун арҙары ” и говорили на древнем тюрки.
“ Тат арҙары”- “ары тата ”указывает на древнейшую родину татар.
Сыуаштар (чуваши) от “сув ары”, ма- ард- ва ( ва – аффикс множ. числа ).
Мишары – “миш арҙары”.
4 тысячелетия назад Итиль , видимо, называлась “Болға”(от “ болғансыҡ һыу” – мутная вода). Жителей, населяющих эту местность, называли “ Болға арҙары”- болга - ары . Отсюда, наверное, и пошло название реки Волга.
“ Территория Башкортостана являлась в свое время центральным округом некогда могущественной протоуральской империи, а башкиры являются реликтовым этносом, давшим начало многим мировым родоплеменным союзам и нациям .”
Автор находит элементы родоплеменных названий, практически одинаково звучащие на всех языках мира; РА,УР,АР,ИР (УР ал,башк ИР ,С ИР ия, Сиб ИР ь, УР угвай,Сах АР а, ИР ан, ИР әндек ,АР арат ).
Если прародиной народов он считает Урал
и , в частности, территорию современного Башкортостана, то прародительницей всех языков, по его мнению, является славянский язык.
“ Именно этот славный (славянский) язык дал начало всем остальным языкам мира, в первую очередь, двум самым великим языкам: русскому и тюркскому”.
От славянской матрицы “ тата ”: Отец – атец – ат – ате – ату – ата – тата- атер – фатер – патер – патир – патре – падре.
«Из протоязыка образовались языки разных каст древнего общества.» Далее называет касты: руссы,тюрки,арии, шумеры, самурай, хабиру .
Руссов он относит к управленческой, тюрков – к военно-торговой, ариев –к жреческой, хабиру – к финансовой кастам и т.д.
Тюрки – «т(е)юрки(е), т.е. подвижные, быстрые, скорые на подъём, стремительные».
“ РАдость” РА-даст(ь) – солнце даёт; кРАсота – к(ак) РА (се) та – такая же как солнце.
Радуга – солнечная дуга.
“ Представителей громадной Русско-тюркской империи со столицей Киев европейцы называли людьми из Киева – отсюда “скиефа” – скифы ”.
Россия (славянское РАСЕЯ) – это страна солнцепоклонников, страна добра и света. Расея означает – я это солнце!
«Около 25 тысяч лет назад на территории Южного Урала сформировался огромный котёл родов и племён в целом ещё единого праэтноса УРА»
« Со времён миграции праэтноса УРА с Севера, жил на Урале великий родоплемённой союз ИРА. БАШКИРЫ –это головные, главные Иры ( ир –мужчина).»
КАГ лежит в основе целого ряда слов, означающих принадлежность к королевскому роду.” Практически во всех известных языках каг – куг – кунг – кинг – конг – конунг и т. д. значит слово “король”, “каган”.
Исходя из этого, ученый Путенихин объясняет наименование Кугарчи ( Кугарсе): Куг – а – Р(а) – ч(ь) и Каг – Р(а) – с(и)е, что на славянском читается Короли Солнца Чьи – Короли Солнца это , т. е. здесь жили те, кто являлись жрецами Солнца – Ра.”
“ В древности это слово произносили как “башғарт” . С течением времени утвердилось современное фонетическое звучание.
Очень давно предки современных башкир себя называли “баш ар кешеләре”- “главными людьми аров” .
Здесь нет возвеличивания или искажения. Чтобы доказать соответствие действительности этой версии, надо прибегнуть к объективному способу доказательства. При произношении некоторых башкирских слов появляется звук “Ғ”, что объясняется особенностью башкирского языка.
В.М.Бадретдинов.
Предки башкир знали, что на Урале они были перволюдьми, среди всех племен и родов считались самыми древними, сильными, многочисленными .
Находящиеся на большом расстоянии от башкир, но являющиеся все равно арами – арабии (“ғәрәптәр”) первое значение слова “человек” (“кеше”) называют “ башар ”, а человечество –“ башарийя” . Именно через эти арабские слова до наших дней дошло великое философское определение пралюдей.
“ Законы диалектики доказывают, что в основе даж е тех явлений и обстоятельств , которые можно считать случайными , лежит истина. Это надо помнить всегда при решении языковых проблем ”
В.М.Бадретдинов.
Арҡайым означает прародина аров, арийцев.
Приведем еще один лингвистический факт: немецкое слово Heim означает “ обитель, общее жилище ”. Аркаим был построен на границе обители башкир и остготов (восточные готы).
Арҡайым – Archeim – древняя обитель .
С.М.Бадретдинов. «Великая Эдда. Песни о нибелунгах»
Значит, древние тюрки, древние гунны и готы исторически были связаны.
Аркаим существовал 3500 -3600 лет т. н. Действительно, башкирское слово “ ҡәүем” созвучно с немецким словом home ( һәүм) – Аркаим – жилище аров.
Вообщем, получается, что все люди по происхождению ары, арийцы, т.е. люди Земли.
История неумолима, ее не переделаешь . Если бы историки не уходили от этой аксиомы, то они донесли бы истинные истории разных национальностей .
Мадъяры и мишари , как и древние башгорды и мадъяры, были очень близки по языку, говорили на общем для них финно – угорском языке. Мадъяры , которые во главе с Атиллой в 5-м веке н. э. завоевывали Паннонию на Дунае, остались жить на этой земле навсегда, постепенно позабыв свой язык.
М ишари , оставшиеся на прародине, под влиянием тюркского языка тоже потеряли язык предков . Венгерские учёные
И. Переньи,Т.Тибор считают, что «мишари – прямые потомки мадъяр» В научной литературе мадъяры называются һунгарами (гунны – угры ). Это значит, что одна часть һунгаров были гунны (һун), вторая часть состояла из угорских племен.
Болгары, тоже как и мадъяры, оставшиеся на Западной Европе, под давлением католической церкви и многих других причин, вынуждены были забыть язык предков .
Итак, не потерявшие свой тюркский облик болгары (этноним сохранили!), по причине того ,что не смогли сохранить язык, теперь называются южнославянским народом .
Готские племена ( гот ҡәүемдәре) жили когда-то рядом с древними башкирами. Некоторая общность сохранилась до настоящего времени : в образе жизни, верованиях и языке .
Самоназвание готских племен отразилось в названии их бога. До сих пор немцы обращаются: “ Mein Got !” Сравним немецкое слово “гот” и башкирское “ҡот”:
“ Gut en Morgen ! Gut en Tag !” (Доброе утро! Добрый день!) – “ Ҡот ло булһын! Ҡот ло аяғың менән!”.Корни явно созвучны
Философия зародилась не в Индии, Греции или Китае. Ее родина – Башкортостан. С таким утверждением выступил известный башкирский ученый Салават Галлямов, автор книги “Основы башкордской индо-германской философии”.
Книга С. Галлямова «Великий Хаубен» издана на английском языке.
Башкорды означает “огнепоклонники”, что семантически соответствует религиозному термину “зороастриец – зороастрийцы” , которыми являлись древнеиранские племена, почитавшие три священных огня, один из которых назывался Атур –Борзен – Михрбан , чьё имя продолжает носить одновременно два рода:
Барзан у курдов Месопотамии – Бурзян у башкордов Южного Урала , где один из горных районов также носит авестийское имя Бурзян .
Подтверждением древней миграции индоиранских плем ён с Южного Урала служит наличие двухмиллионного иранского народа Башкарди , обитающего на юге Ирана по побережью Ормузского пролива и Османского залива.
И С. Галлямов и
В. Путенихин
Шульган-Таш называют культовым центром древнего мира, Меккой солнцепоклонников
10-го тысячелетия
до нашей эры.
В древности “арами”- “людьми земли ” называли только лиц мужского пола, а женщин -“ homo :
” Homo sapiens ”(лат.) – человек сознательный, ғөман (персид.) – зародыш, өмм (араб.) – мама, women (англ.) – женщина , fam ( фр.) – женщина, femina (лат.) – жена, familia (лат.) – семья. В основе всех этих слов лежит первокорень hom .
По семантическому значению Homo созвучно слову Һауа ( по религиозным учениям: отец всех людей Адам (Әҙәм) и мать всех людей –Ева (Һауа). Действительно, первое условие существования жизни на Земле – это Һыу (Вода) и Һауа (Воздух).
Һауа – это с неба пришедший Ҡөҙрәт, Ҡот эйәһе, Ҡот инәһе (Мать Мощи, Удачи , Успеха ).
В башкирских эпосах, легендах –Һауа һәм Һыу ҡошо Һомайғош (Аҡҡош) – одна из жен прапрадеда всех башкир - Урал батыра .
Урал батыр – первочеловек из земных людей - аров . Он женился на дочери “верхнего правителя” – Үр ҡошо (Һауа - Ҡояш - ҡош ҡыҙы). Значит, Урал батыр – Үр алған батыр (батыр, который женился на Үр ҡошо).
Произведем археопсихолингвистический анализ легендарного антропонима Һомай (имя жены Урал батыра). Этимологический корень состоит из двух частей: һо – сокращенная форма слов һауа, һыу ; май – взят со слов, обозначающих женский пол, сравните: имей .
По другому , Һомай – это Мать (дочь ) – Һауа, Һыу инәһе.
Археопсихолингвистический анализ слова ҡыҙ (девочка -- девушка).
Языковед Р. Ахмет ьянов этимологический корень этого слова находит в общетюркском: киргъ (значение ҡыҙ). В башкирском языке есть слово ҡыҙ-ҡырҡын, обозначающее много девушек, ҡырнаҡ в древности обозначало “дочь раба”. На древнеболгарском языке женщину называли “ гирхум ”.
У тюркоязычных народов это слово выражало значение “ драгоценный, дорогой, высокоценимый ”.
Есть в башкирском языке словосочетание “ ҡыҙыл тауар ” (баһалы - ценное) и “ күҙ ҡыҙыу ”- притяжение к драгоценности, любование ею.
Первокорень “ҡыҙ” взят как название “ многозначащих, прекрасных ” признаков, явлений и др. ( гүзәл, матур, ҡиммәтле ), названий : күҙ (глаза), ҡаҙ (гусь), аҡ ҡаҙ (аҡҡош ), көс (сила, самое необходимое, бесценное качество мужчины), көҙ (осень, кто только не восхищается этой замечательной порой!), ҡайыҙ (кора дерева ), ҡағыҙ (бумага), ер ҡаҙыу , ҡаҙы , ҡаҙна , ҡаҙан, атҡаҙанған, ҡәҙерле, ҡыҙыҡлы . Вспомните русские слова: гость, гусь, коза .
Археопсихолингвистический анализ слова “ҡор”.
Значение слова – группа людей (бер ҡорға йыйылыу). В Сипайлово находится всем известный рынок “Ҡорсо”, значение которого “ главный человек или объект, который организовал и собрал людей ”.
C лово верхненемецкого диалекта gart – круг, двор, ограда , русское слово “гуртом” – совместно, всем миром, немецкие слова horde – забор, hurde - ҡура (мал аҙбары) – коровник , конюшня.
Эти слова имеют значение сконцентрироваться, сгруппироваться, “жить одним домом, одним двором, одним кругом”.
Русские слова – курень, круг, окружность, окраина, край и башкирские слова – ҡыр, ҡырый, ҡоршау, ҡура , имеющие некоторые различия по значению, возникли, надо сказать, на одной основе.
Задуматься о том, что все люди Земли – потомки одних прародителей, что у всех людей был общий праязык ,очень интересно. Чем больше языков знаешь, тем больше представляется возможным сравнительный анализ языков. Вникаешь в смысл слов, разбираешь их - приятно обретать новые знания.
Знание многих языков, т. е. полилингвизм – очень эффективный, мощный способ саморазвития любого человека.
« Hartland – сердце Мира» называют Урал многие ученые МИРА.
Если по законам архаического общества наших предков – древних башкир называли баш арами (арийцами ), то это не противоречит исторической истине.
Башкиры до сих пор называются башгардами – “баш арами”.
Если мы до сих пор называемся башкирами,
МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТОЙНЫ ПРЕДКОВ –
значит, надо подняться до новых высот:
- - прежде всего сохранить родной башкирский язык
- «Теле барҙың ғына иле бар –
- Только у того есть Родина, кто сохранит свой язык. «
- следовать традициям ,
- - иметь великолепные знания по всем наукам ,
- продолжать служить главной национальной идее, изложенной в эпосе “Урал батыр” –
- « Высоко поднимет нас - это благодеяние ».