Новосибирская область
МОУ Васильевская ООШ
Конспект урока
«Урок здоровья»
(о правильном питании)
Учитель: Мужикбаева Жанна Сергеевна
учитель начальных классов.
2010г.
Разговор о правильном питании.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Помочь научить слушать свой организм – задача, которую может решить учитель. Существует много причин, которые влияют на рост заболеваемости учащихся младшего школьного возраста. Одна из них – неправильное питание. Разговор о правильном питании, знакомство с основами его организации надо начинать с 1 го класса. Детям, вступающим в новый этап своей жизни – школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Та ситуация, при которой за ошибочные высказывания нет отрицательных оценок. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение, - двигатель развития ребёнка. Этому способствуют занятия по программе «Разговор о правильном питании» (авторы М.М. Безруких, Т.А. Филиппова). Изучение курса начинается с того, что уже хорошо знакомо детям: полезные и вредные продукты, где и как готовят пищу. Это позволяет ввести учащихся в разговор о правильном питании, об истории продуктов, их положительного воздействия на организм человека. При изучении этих тем применяются разнообразные формы и методы (игры: ролевые, сюжетные, сюжетно-ролевые, проблемные ситуации, творческие задания, познавательные экскурсии). Учащиеся узнают, какие продукты полезно есть каждый день, а какие – лишь изредка, что нужно есть в разное время года и как правильно питаться, если занимаешься спортом, что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен, где и как готовят пищу, как правильно накрыть на стол, как вести себя за столом, во время еды, а также дети узнают, что не всё полезно, что выглядит аппетитно и красиво, а также, что овощи выращенные в своём огороде приносят не только больше пользы, но и экономят семейный бюджет. Соблюдение правил организации правильного питания позволяет снизить процент заболеваемости детей, повысить работоспособность, улучшить эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся и повышению качества учебного процесса.
«Урок здоровья»
Тема: Продукты полезные и вредные для организма. Повторение и обобщение.
Цели: Повторить и обобщить знания учащихся о продуктах полезных и вредных для организма; учить работе с компьютером, развивать память, мышление, кругозор, воспитывать эстетический вкус, трудолюбие.
Ход урока:
Оргмомент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Актуализация знаний учащихся
- Отгадывание загадок:
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
А коса на улице. (Морковь)
Полна горница людей. (Огурец)
Имеет форму лампочки. (Груша)
Само в рот просится. (Яблоко)
Хоть он и не драчун, а … (Лук)
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репа)
Ну а зовут его … (Чеснок)
- Какими общими словами можно объединить слова-отгадки? (фрукты и овощи)
- Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Заслушиваются ответы детей)
Слайд 1(с изображением овощей и фруктов)
- Посмотрите на слайд, назовите сначала овощи, потом – фрукты.
- Овощи – большая группа растений, выращиваемых человеком для еды. Овощные растения – основной источник витаминов. Они пришли к нам в основном из Южной Америки, с берегов Средиземного моря и высот Центральной Азии. Сейчас выращивают более 120 видов овощей.
- Что такое витамины?
Это вещества, необходимые для поддержания здоровья нашего организма. Этих веществ много именно в овощах и фруктах. Н-р, лук и чеснок с давних пор славятся своими лечебными свойствами, в них много витамина С. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогают при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба этих растения служат нам и пищей, и лекарством.
В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь – это не только копилка витамина А, в ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит.
В свекле содержится много аскорбиновой кислоты (витамина С) и витамина В. Полезно есть в сыром виде.
Фрукты люди также выращивают для еды.
Яблоки – самый ценный из наших отечественных плодов. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.
О грушах люди узнали позже, чем о яблоках. Древние медики использовали грушевый сок для утоления жажды у больных с повышенной температурой тела, лечили расстройство желудка. В грушах много витаминов В и С.
Повторение о молочных продуктах.
- Ребята, что вы можете рассказать о молочных продуктах? (заслушиваются ответы детей)
- Какие самые важные вещества для организма человека есть в молоке? (белки, жиры, углеводы)
- Какое минеральное вещество есть в молоке, необходимое для роста костей и зубов? (кальций)
- Как называются кефир, творог, сыр? (кисломолочные продукты)
- Что необходимо для приготовления кефира, сыра? (бактерии)
- А откуда берётся молоко?
- А теперь решите кроссворд, отгадав загадки ( если дети умеют работать на компьютере можно предложить решить кроссворд с помощью программы Hot Potatoes, а если нет – раздать листы с кроссвордами).
Кроссворд Hot Potatoes
Молочные продукты
Кроссворд
| | 1 М | | | | | | | | 2 М | О | Л | О | К | О |
3 П | Р | О | С | Т | О | К | В | А | Ш | А | | | | | |
| | Р | | | | | | | | 4 С | Ы | 5 Р | | | |
6 Т | В | О | Р | О | Ж | О | К | | | Л | | Я | | | |
| | Ж | | | | | | | | О | | Ж | | | |
7 С | М | Е | Т | А | Н | А | | | | | 8 К | Е | Ф | И | Р |
Л | | Н | | | | | | | | | | Н | | | |
И | | О | | | | | | | | | | К | | | |
В | | Е | | | | | | | | | | А | | | |
К | | | | | | | | | | | | | | | |
И | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали: | 2 | Жидкое, а не вода, белое, а не снег? | 3 | Чуть сметанки в молоко и заквасилось оно. Любят Саши, любят Даши есть на ужин ... | 4 | Как репка жёлт со всех сторон, чем больше дыр, тем лучше он? | 6 | Я не сливки, не сырок, белый, вкусный ... | 7 | Жирная, густая назвалась ... я? | 8 | Знаменит он на весь мир вкусный, кисленький ... |
| По вертикали | 1 | В руках у Вани зима в стакане? | 2 | На холоде твёрдое как лёд, а в тепле плывёт, как мёд? | 5 | Бежевой наряжена не кефир, а ... | 7 | Верхний слой молока, любимое лакомство кота? |
|
Проверка по ключу. Слайд 2
Физминутка
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть тихо сесть.
Игра «Полезное и вредное»
Из предложенных продуктов выбрать полезные для организма. Записать названия. Какие полезные вещества и витамины есть в тих продуктах?
Слайд 3
Разгадать ребусы. Записать названия блюд. Какие продукты используются для приготовления этих блюд.
Слайд 4
Итог занятия.
Слайд 5