Муратбаева Гулбарчын Насаркуловна
кандидат юридических наук,
и.о. доцент
Узгенский институт технологии и образования
Ошского технологического университета,
г. Ош, Кыргызская Республика.
0772340516
Муратбаева Г.Н.
КЫРГЫЗСТАНДАГЫ ҮЙ БҮЛӨ ЖАНА ТИРИЧИЛИК МАМИЛЕЛЕРИНИН ЧӨЙРӨСҮНДӨГҮ УКУК БУЗУУЛАРГА КАРШЫ КҮРӨШҮҮНҮН УКУКТУК НЕГИЗДЕРИ ТУУРАСЫНДА
Муратбаева Г.Н.
О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЫРГЫЗСТАНЕ
G.N.Muratbaeva
ON THE LEGAL BASIS OF COUNTERACTION TO OFFENSES IN THE SPHERE OF FAMILY AND DOMESTIC RELATIONS IN KYRGYZSTAN
УДК 945.2.
Макалада Кыргызстандагы үй бүлө жана тиричилик мамилелеринин чөйрөсүндөгү укук бузууларга каршы күрөшүүнүн укуктук негиздери бир нече проблемаларына анализ берилген. Күнүмдүк тиричиликтин негизинде келип чыккан зомбулук коомубуздагы дисгармонияны чагылдырат.
Негизги сөздөр: үй бүлө жана тиричилик мамилелери, мыйзам чыгаруу, модельдик мыйзам, укук бузуу, профилактика, аялдарга жана жаш балдарга карата зомбулук.
В статье анализируются некоторые проблемы правовых основ противодействия правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений в Кыргызстане. Проблема насилия в быту отражает дисгармонию, существующую в обществе.
Ключевые слова: семейно-бытовые отношения, законодательство, модельный закон, правонарушения, профилактика, насилие в отношении женщин и детей.
This article analyzes some of the problems of legal bases of counteraction to offenses in the sphere of family and domestic relations in Kyrgyzstan. The problem of domestic violence reflects the disharmony that exists in society.
Key terms: family and domestic relations, legislation, the model law, offense, violence
against women and children.
Статья 16 Конституции Кыргызской Республики провозгласила, что достоинство человека неприкосновенно, никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств[1].
Проблема насилия в быту, как зеркало, отражает дисгармонию, существующую в обществе. Реакция на семейно-бытовые правонарушения является знаковой для развития демократических тенденций и становления гражданского общества в стране, допускающей существование такой ситуации, при которой насилие - приемлемый стандарт поведения, разлагающий как семью, так и общество. Вот почему так важна позиция государства, или иными словами, проводимая государством политика по пресечению насилия в отношении женщин.
Профилактическая деятельность связана применениями комплекса мероприятий принудительного характера, что не должно нарушать конституционные права граждан. Намеченная в Кыргызской Республике задача построения правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, обуславливает необходимость реформы всей правовой системы. Насилие в семье в различных его формах приобрело масштабы, которые угрожают безопасности общества и личности. Более половины тяжких преступлений совершаются в семье. Большинство погибших граждан на почве семейно-бытовых отношений составляют дети, инвалиды, женщины, не способные защитить себя. По данным официальной статистики, в каждой четвертой семье совершается насилие.
Но следует учитывать, что насилие в семье – явление универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях, оно существует во всех без исключениях странах, независимо от их общественного и государственного строя. Но в США, Англии, Австралии, Новой Зеландии, Тринидаде и Тобаго, на Багамских островах приняты законы по борьбе с бытовым насилием. Необходимость такого законодательства признана многими международными организациями и рекомендована правительствам стран принять законодательство, направленное против лиц, совершающих насилие в быту.
Но следует отметить, что существует Модельный закон о насилии в семье в виде рекомендаций Организации объединенных наций [2]. В модельном законодательстве дается примерная структура закона и основные его понятия, обязанности органов государственного управления и правоохранительных органов, которые должны быть учтены при принятии закона в отдельных государствах, в том числе и в Кыргызстане.
Эксперты в области бытового насилия уверены: жертва о своей беде говорит лишь однажды. И если в этот момент не получит квалифицированную помощь, то больше никогда и никому не скажет о том, что происходит. Ещё одна причина – отсутствие жилья и стабильного дохода. Именно поэтому государству необходимо решить вопрос переходного жилья. Если женщине некуда идти, тем более с детьми, она не станет обращаться за помощью.
Между тем, профилактическая работа по предотвращению бытового насилия ведётся активно. В Кыргызской Республике в г. Бишкек, и в некоторых областях работают кризисные центры. Тем не менее, жестоким избиениям регулярно подвергаются тысячи подростков. И самое пугающее – детская преступность неумолимо растёт: каждое пятое «семейное» убийство совершает ребёнок.
Борьба с бытовым насилием – это большой комплекс правовых мероприятий. Нужны реально работающие механизмы исполнения законодательства. Сегодня необходимы Организации по оказанию помощи - некоммерческие организации, за исключением государственных учреждений, которые оказывают консультативно психологическую и юридическую помощь пострадавшим от бытового насилия и членов их семьи, а также проводят психокоррекционные программы с лицами, совершившими бытовое насилие. Считаем, что государство фактически перекладывает обязанность по оказанию консультативно психологической и юридической помощи пострадавшим от бытового насилия и членам их семей, а также проведение психокоррекционных программ с лицами, совершившими бытовое насилие, на, так называемый, третий сектор – неправительственные организации (НПО). Ежегодно НПО сталкиваются с проблемой поиска финансирования на осуществляемую ими деятельность, участвуя в конкурсах, проводимых международными донорами, на получение от них финансовой помощи для решения какой-то конкретной проблемы. В таких условиях трудно ожидать, что НПО будут иметь возможность эффективной консультативной и юридической помощи жертвам бытового насилия, а также членам их семей и т.д., поскольку их деятельность зависит от наличия финансирования, поступающего на реализацию проектов.
По нашему мнению, следует применить механизм административной преюдиции, существующий при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Вместе с тем, норма об официальном предупреждении носит декларативный характер, поскольку не определен государственный орган, наделенный компетенцией выдавать подобное предупреждение, механизм его выдачи, государственный орган, наделенный компетенцией осуществлять контроль над исполнением официального предупреждения, и другие детали, в том числе и право лица, получившего предупреждение, на его обжалование.
Важно отметить, что придать этому механизму действенных характер можно посредством подзаконного нормативного правового акта, в частности, через Инструкцию о порядке осуществления деятельности подразделений по защите женщин от насилия. Но, в таком случае, из законодательного регулирования выпадают ситуации, когда жертвами домашнего насилия становятся дети, лица с психическими или физическими недостатками, престарелые люди.
Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища (территориальное прайвеси, означающее ограничение на вторжение в жилище, в том числе на рабочее место). Это фундаментальное право человека, признанное «Всеобщей Декларацией прав человека», «Международным пактом о гражданских и политических правах» и многими другими международными и региональными соглашениями. Нормы международного права допускают вмешательство государственных органов в осуществление этого права исключительно, в случаях, предусмотренных законом, а также в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности населения.
Так, в соответствии с п.1. ст. 30 Конституции Кыргызской Республики, жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в жилище и иные объекты против воли человека, в пользовании которого они находятся[1]. Правовой основой предупреждения семейно-бытовых правонарушений по аналогии должна являться перспективная Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на 2015-2018 годы. Но при тщательном анализе существующей ситуации, можно сделать вывод о недостаточном внимании к решению проблем бытового насилия. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения совершается каждое второе убийство, каждое третье разбойное нападение, отмечается тенденция роста правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Многие из этих преступлений можно было бы предотвратить путем повышения эффективности и совершенствования форм и методов профилактической работы. В действующем уголовном, гражданском и административном законодательствах имеются соответствующие статьи, которые применяются при решении дел, связанных с насилием против женщин, в том числе и в семье. Однако, эта база недостаточна для решения такого социального феномена как домашнее насилие вообще, и, в частности, насилие против женщин в семье.
Единственным средством правовой защиты для жертв домашнего насилия в Кыргызской Республики являются административные и уголовные санкции, поскольку не установлена система гражданских мер для жертв домашнего насилия. Если добавить к этому слабую эффективность работы правоохранителей в этой сфере, то станет ясно, почему поставлен вопрос о необходимости принятия специального Закона «О домашнем насилии». Актуальность данного законопроекта не вызывает сомнения. Существуют две группы причин для этого. К первой следует отнести факторы стратегического порядка, которые можно объединить под общим обозначением как:
- необходимость построения демократического правового государства;
-совокупность факторов, определивших остроту социальной проблемы насилия в семье.
Так, в рамках первой группы причин, которая представляется наиболее важной, следует отметить, что в условиях рыночной экономики оптимальной является сильная социальная политика, предполагающая нахождение человека в центре системы и наделяющая его реальными возможностями доступа к социальной помощи.
Очевидно, также, что существует принципиальная ограниченность возможностей государства решать социальные проблемы простым увеличением социальной помощи. Важно то, что необходима организация системы социальной помощи, при которой осуществляется реальное вовлечение общественных сил в лице НПО в социальное обслуживание населения.
Полагаем, что целью социально-правовой защиты от насилия в семье является оказание помощи членам семьи в разрешении ситуации в семье в пределах, обеспечивающих охрану жизни, психического и физического здоровья, личностного развития несовершеннолетних членов семьи. Таким образом, целью провозглашается не защита прав личности, а оказание помощи в трудной ситуации. По сути, основной принцип свободы личности подменен неким иным объектом для законотворчества. В центре не защита прав человека (право на жизнь, право на свободное волеизъявление в браке и в отношении с другими и т.д.), а объектом закона становится явление защиты в трудных ситуациях, которые определены как угрожающие жизни.
В условиях отсутствия специально подготовленных кадров надежда на профессионализм самих социальных работников вряд ли оправдана. Безусловно, необходима система подготовки соответствующих кадров, а также нужны научно-обоснованные разработки примерного плана коррекционных мероприятий, ответственность за подготовку которых должна вменяться органам государственного управления, местных исполнительных подразделений.
Между тем, насилие в семье является серьезным преступлением против личности и общества, он не предусматривает максимума правовой защиты жертвам насилия, а также создания неотложных, отвечающих нуждам жертв насилия мер, включая меры для наказания и предотвращения насилия в семье, обеспечивая в то же время защиту жертв насилия. В частности, программы в области занятости в помощь жертвам насилия в семье, практически отсутствуют.
Идея создания законодательной базы профилактики правонарушений представляется весьма плодотворной. Наблюдается соответствие мировой практике разграничение профилактики на первичные (общие меры), вторичные (специальные меры) и третичные (индивидуальные меры).
Следует согласиться с точкой зрения российских и зарубежных ученых Н.Кристи, К. Бруун, Л.Тимофеева, А.Требач. Потребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ в КР является личным делом каждого, за исключением потребления алкоголя и наркотических средств в общественных местах. Но, так как в состоянии алкогольного опьянения совершаются различные административные правонарушения и преступления (в том числе и в сфере быта), то государство не должно игнорировать борьбу с этим злом. В этой связи, в середине 90-х годов прошлого века, борьбу с этим в КР возобновили. Были приняты законы, противодействующие незаконному обороту алкогольной продукции и наркотических веществ.
Несмотря на различия в культуре и правовых системах, все страны проходят несколько общих этапов развития правовой защиты от насилия в семье. К примеру, Т. Клименкова считает, что обращается внимание на то, что имеющиеся законы не учитывают специфику и сложность этого вида насилия, предлагаются различные дополнительные меры и поправки к уголовному и гражданскому законодательству (например, Испания и Перу приняли специальную поправку о наказаниях за жестокое обращение в семье; Франция - поправку к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам о том, что общественные организации по борьбе с насилием могут выступать истцами в суде). Затем переходят к разработке специального закона, цель которого - создать правовую базу для реализации комплексного подхода к решению проблемы. Сейчас такие законы действуют более чем в двадцати странах[3]. И мировой, и отечественный опыт показывают, что ориентация на карательную функцию закона не обеспечивает безопасности в семье, необходимы комплексные меры - профилактика и воспитание, программы помощи жертвам насилия и их семьям, специальные программы просвещения, консультирования и психокоррекции для виновника насилия, включая детей - и соединение усилий правоохранительных органов, судов, кризисных центров, психоневрологических диспансеров, общественных правозащитных организаций, образовательных учреждений. Требуется координация усилий различных служб и комплексный подход.
Таким образом, считаем, что для решения указанной проблемы в Кыргызстане необходимы реализация:
• программ по предотвращению и искоренению насилия в семье;
• создание неотложных служб помощи жертвам различных видов насилия и их семьям;
• совершенствование законодательства и системы его применения;
• обучение и исследования, включая сбор статистики с гендерным подходом;
• непосредственная помощь женским организациям.
Список использованной литературы:
Конституция Кыргызской Республики. (Принята Референдумомо всенародным голосованием 27 июня 2010 г.) - Б., Изд. Академия, 2010.
Модельное законодательство о насилии в семье. Рекомендации ООН: краткий справочник. - М.: «Международные отношения», 1980.
Клименкова Т. Почему нужен специальный закон о насилие в семье? //Вестник юриста «Новые возможности для женщин». ИНЦЖФ. - М., 1997 №10. - С.12.
7