СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО»»









Выступление на Методическом совете


«О преемственности основных направлений

деятельности учителей начальной и основной школы

в условиях ФГОС ООО»


































В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у обучающихся определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды сопровождаются проблемами, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей, учителей среднего и начального звена.

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Преемственность – это двухсторонний процесс.

С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а  не  игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Переход из начального в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  конфликтами, взаимным недовольством друг другом.

В 5-м классе количество предметов увеличивается, но и  у  каждого учителя свои  требования.  Особое  внимание следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям  разъяснять  критерии  оценивания,  дать  возможность обучающимся  оценивать свои ответы, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить над чем следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

Многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, обучающихся. По многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники не всегда могут справиться с необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс.

Причины снижения успеваемости

  • Увеличение объёма учебной нагрузки

  • Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.

  • Большое количество учителей вместо одного

  • Совпадение с переходным возрастом

  • Ослабление внешнего контроля

  • Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы

  • Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Поддержка ребёнка в трудный адаптационный период способствует решению задач личностного роста и развивающего характера, а также профилактике и коррекции школьной дезадаптации.

Считаю необходимым  продолжать  начатую  в  начальной  школе  работу  по формированию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по  своему  предмету.

Ситуацию также может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. 

Одной из составляющих преемственности является структура урока – современного урока.

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию обучающихся и учителя, а также взаимодействию самих обучающихся. Обучающийся - живой участник образовательного процесса.

Считаю важным сохранить положительное отношение пятикассника к обучению, способствовать формированию социальных навыков, способствующих формированию успешной адаптации. Необходимо помочь обучающимся в работе по самоорганизации, помочь принять новых учителей, развивать творческие способности, способствовать их самовыражению, создать атмосферу сотрудничества.

Для обеспечения преемственности в условиях перехода из начальной школы на уровень основного общего образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:

  • установление систематических деловых контактов между учителями начальных классов и учителями-предметниками;

  • совещания по обмену опытом работы;

  • проведение заседаний, совместных мероприятий обучающихся начальных классов и пятиклассников.



Похожие файлы