Выступление на Методическом совете
«О преемственности основных направлений
деятельности учителей начальной и основной школы
в условиях ФГОС ООО»
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у обучающихся определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды сопровождаются проблемами, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей, учителей среднего и начального звена.
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Преемственность – это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Переход из начального в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается конфликтами, взаимным недовольством друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается, но и у каждого учителя свои требования. Особое внимание следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность обучающимся оценивать свои ответы, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить над чем следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, обучающихся. По многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники не всегда могут справиться с необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс.
Причины снижения успеваемости
Увеличение объёма учебной нагрузки
Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.
Большое количество учителей вместо одного
Совпадение с переходным возрастом
Ослабление внешнего контроля
Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы
Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Поддержка ребёнка в трудный адаптационный период способствует решению задач личностного роста и развивающего характера, а также профилактике и коррекции школьной дезадаптации.
Считаю необходимым продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
Ситуацию также может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования.
Одной из составляющих преемственности является структура урока – современного урока.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию обучающихся и учителя, а также взаимодействию самих обучающихся. Обучающийся - живой участник образовательного процесса.
Считаю важным сохранить положительное отношение пятикассника к обучению, способствовать формированию социальных навыков, способствующих формированию успешной адаптации. Необходимо помочь обучающимся в работе по самоорганизации, помочь принять новых учителей, развивать творческие способности, способствовать их самовыражению, создать атмосферу сотрудничества.
Для обеспечения преемственности в условиях перехода из начальной школы на уровень основного общего образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:
установление систематических деловых контактов между учителями начальных классов и учителями-предметниками;
совещания по обмену опытом работы;
проведение заседаний, совместных мероприятий обучающихся начальных классов и пятиклассников.