СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О преемственности в обучении иностранному языку между начальной и средней ступенью

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В своем выступлении я расскажу о том, какие трудности испытывают учащиеся при переходе из начальной школы в основную, с чем они, на мой взгляд, связаны и как эти трудности преодолеть.

Просмотр содержимого документа
«О преемственности в обучении иностранному языку между начальной и средней ступенью»

О преемственности в обучении французскому языку между начальной и средней ступенью обучения

Проблеме преемственности между 1 и 2 ступенями обучения всегда придавалось большое значение. В Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте сказано : «…Стандарт направлен на обеспечение: …преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования…».  Таким образом, актуален этот вопрос и сейчас.

 В своем выступлении я расскажу о том, какие трудности испытывают учащиеся при переходе из начальной школы в основную, с чем они, на мой взгляд, связаны и как эти трудности преодолеть.

Преемственность – это, во-первых, система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка и, во-вторых, единство требований  к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным и предметным), являющимися ключевой составляющей Стандарта.

Решению поставленных целей и задач способствуют учебно-методические комплекты (УМК) «Французский язык. 2-4 классы» (линия «Твой друг французский язык») (авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г., Корчагина Т.В.).Они  предназначены для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений, изучающих французский язык в качестве основного иностранного языка начиная со 2 класса. В основе комплекта для начальной школы лежит коммуникативный метод обучения, активизирующий различные виды речевой деятельности с помощью творческих методических приемов, игр, занимательных заданий, страноведческой информации. Логическим продолжением УМК для 2-4 классов является учебный курс «Твой друг французский язык» для 5-9 классов, что реализует принцип непрерывности и преемственности в обучении иностранному языку. УМК выпускает издательство «Просвещение».

Процесс  перехода  ребенка  из  начальной  школы  в  среднюю   для  многих  детей,родителей  и  учителей  является  не  только  радостным  и  волнующим  событием, но  зачастую  и  очень  проблемным.

Причин  такой  ситуации несколько. С психологической точки зрения этот возраст совпадает с  началом  кризисного  периода: физиологического  созревания детей 10-11 лет, переоценки  моральных  ценностей, смены  ведущей  деятельности.  

У  детей  с  переходом  в основную  школу  резко  снижается самооценка и повышается уровень  тревожности, связанный  с  новыми  ожиданиями.  Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам. В учебном плане  дети,  перешедшие  в  5  класс, должны  адаптироваться  к  новым  условиям  деятельности:

- новые учителя, у каждого - индивидуальный стиль работы;

- новый режим дня;

- более  быстрый темп  работы;

- новые задания и новые правила  выполнения  этих заданий;

- увеличение учебной нагрузки;

- смена классного руководителя;

- кабинетная система;

- часто новая система выставления оценок, отличная от принятой в начальной школе, более «строгая».

 

Кроме того, на мой взгляд, серьезной причиной дезадаптации школьников  может служить  несогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы, проще говоря, нестыковка программ начального и среднего образования.  И, как следствие, у 5-классников часто снижается успеваемость.

Теперь я расскажу о том, как осуществляется преемственность в обучении между 1 и 2 ступенями обучения на уроках иностранного языка.

Главная задача учителя на уроке иностранного языка - обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно владеть иностранным языком к  окончанию школы – задача непростая, но осуществимая. Одним из факторов её успешного выполнения является соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам.

В обучении иностранному языку под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне,  подкреплением имеющихся знаний новыми. Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка.

Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Преемственность целей предусматривает раннее обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования, что способствует развитию личности ребенка, его общих и языковых способностей, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе и позволяет овладеть иностранным языком как средством общения.

В начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. На первой ступени обучения формируется элементарная коммуникативная компетенция  (речевая и языковая) и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также элементарные лингвистические представления  и  общеучебные  умения.

Изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям, независимо от их способностей, поскольку оно – оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; – стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.

В процессе изучения нового языка ребенок приобретает такие качества как толерантность по отношению к представителям других народов, умение работать в паре, группе, коллективе, команде; любознательность и самостоятельность и др.

Но, при переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается.

Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать.

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через использование УМК, которые последовательно ведут ребенка от начальной школы к средней. В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции.

Основные аспекты преемственности при обучении иностранному языку:

- преемственность в содержании курса

- преемственность в формах и методах работы

- преемственность в требованиях к учащимся

При работе по различным УМК учителя, начиная с начальной школы и далее в средней школе, используют такие современные формы урока,  как:

1.  Урок-проект. Это, пожалуй, самая любимая деятельность у моих учеников начальной школы. В средней школе мы тоже занимаемся проектной деятельностью, но учащиеся уже предпочитают оформлять проекты в форме презентаций, а не плакатов, что вполне объяснимо.

2. Урок с использованием интернет - ресурсов. У меня и моих учеников есть «любимые интернет – ресурсы», где есть масса интересных заданий, которые можно использовать и как элемент урока, и также на протяжение всего урока, особенно по завершении раздела или на последнем занятии в триместре. Такие уроки стимулируют мотивацию.

3. Музыкальный урок. Разучивание песен на иностранном языке является методическим приемом введения и отработки лексического и грамматического материала, а также выполняет функцию мотивирования учащихся. В начальной школе музыкальные уроки любят все учащиеся. В средней школе интерес к музыкальным урокам развивается по-разному: например, 5а класс очень любит музыкальные уроки,  3 г,а,в относятся к ним спокойно, а 7 в не любят.

4. Работа на смарт – доске с мультимедийным приложением. Начиная со 2 класса на каждом уроке присутствуют задания обучающей компьютерной программы, которые мы выполняем на смарт – доске. Эти задания вызывают обычно большой всплеск эмоций у учащихся. Все мы знаем, что, все, что находит отклик в сердцах детей, лучше ими усваивается и запоминается.

5. Урок – игра. Игра является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников. Она дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению на иностранном языке посредством общения, поэтому наиболее активно используется на уроках. Я бы сказала, что в начальной школе без игровых форм не обходится ни один урок. Но и в 5 классе учащиеся еще любят поиграть на уроках, естественно, что игра в 5 классе приобретает более сложные формы в плане цели и формы. Это может быть инсценировка ситуации общения или деловая игра.

6. Урок – диалог культур (страноведческий компонент). Такие уроки являются спецификой и неотъемлемой частью преподавания иностранного языка. Культурологическая составляющая присутствует на каждом уроке иностранного языка в большей или меньшей степени в зависимости от темы и цели урока.

7. Урок – конкурс (смотр знаний). Это может быть конкурс загадок, конкурс проектов, конкурс презентаций, конкурс переводов, конкурс чтецов и т.п.).

На протяжении всего курса изучения иностранного языка по УМК прослеживаются  межпредметные связи  с другими дисциплинами.

Перейдя в 5 класс учащиеся не испытывают трудности на уроках иностранного языка при работе в парах, в малых и больших группах, т.к. эти формы работы им знакомы с начальной школы.

Большим плюсом в работе по единому УМК является тот факт, что содержание  обучения реализует принцип преемственности между 1 и  2 ступенями обучения.

Содержание обучения в начальной школе: Знакомство. Я и моя семья. Мир моих увлечений. Я и мои друзья. Моя школа. Мир вокруг меня. Россия. Великобритания. Рассказываем истории и пишем письма. Времена года. Город и село. Обязанности по дому. Покупки.

5 класс: Школьная жизнь. Каникулы. Образование во Франции и России. Взаимоотношения учащихся и учителей. Международные школьные обмены. Досуг и увлечения Обсуждаем планы на зимние каникулы. Страна изучаемого языка и родная страна.

В последней части выступления я бы хотела высказать свои мысли по поводу того, чем я, как учитель, могу помочь учащимся адаптироваться в 5 классе.

Во-первых, я считаю, что учащимся 5 класса в период адаптации необходима поддержка учителя: сочувствие,  понимание, конструктивность, умение уважать мнение другого.  Каждый ребенок, начиная с начальной школы должен быть успешен, мотивирован, услышан и поддержан учителем. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребенку уверенность в том, что он добьется успеха. Только видя перед собой педагога, способного не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, ученик погружается в творческий процесс познания. Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Особое внимание следует обратить на выставление оценок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости объяснить ребёнку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях. И учитель, работающий  в 5 классе, должен обладать достаточными знаниями в области возрастной физиологии и психологии учащихся 10-11 лет и должен быть знаком с методикой преподавания в начальной школе, дабы на этапе адаптации 5-классников приблизить свои методы, приемы, формы работы к тем, что учащимся знакомы с начальной школы.

Во-вторых, несмотря на многие новшества современного образования, основной формой обучения в современной школе и в начальной, и в основной остается урок. И какая бы форма обучения не была выбрана приоритетной, особое внимание, я считаю, необходимо уделять таким компонентам урока, как: направленность на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося; создание атмосферы свободного общения; сохранение и укрепление учебной мотивации.

В-третьих, в основе ФГОС лежит принцип преемственности. Преемственность - это двусторонний процесс. С одной стороны - начальная ступень, которая формирует универсальные учебные умения. С другой стороны - основная школа, которая развивает эти компетенции и накопленный в начальной школе потенциал. Но необходимо, чтобы содержание учебных программ начальной и основной школы было согласовано. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Именно интерес заставляет ребенка заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны.

В-четвертых, в школе проводится ряд мероприятий, которые помогают организовать работу по преемственности более эффективно. Это классные часы, родительские собрания, знакомство учащихся 4 классов с будущими учителями-предметниками, заседания ШМО начальных классов и учителей предметников, взаимопосещения уроков, классно-обобщающий контроль в 5 классе, совещания при администрации по преемственности обучения на начальной и средней ступенях.

В-пятых, большую роль в процессе адаптации могут сыграть родители. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя, некоторые - проявляют чрезмерную опеку к своим детям, поэтому, я считаю, нужно проводить усиленную работу с родителями класса, разъяснить какие факторы могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода. Одним из факторов, приводящих к тревожности школьника - завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребёнка. Учащимся важен интерес родителей к школе, к классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!