СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О работе школьной библиотеки по развитию читательских интересов учащихся и формированию любви к книге.

Нажмите, чтобы узнать подробности

.О роли школьной библиотеки в формировании читательского интереса школьников.

Просмотр содержимого документа
«О работе школьной библиотеки по развитию читательских интересов учащихся и формированию любви к книге.»

О работе школьной библиотеки по развитию читательских интересов учащихся и формированию любви к книге.

«Чтение – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В.А. Сухомлинский


В последние годы в обществе возрос интерес к проблеме чтения. О ней уже говорят на всех уровнях и обозначают как серьёзную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всём мире.

Нельзя не признать, что сегодня происходит смена чтения.

В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет мы наблюдаем снижение статуса чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. ИЗ девяти учеников нашей школы в анкете «Какой ты, сегодняшний читатель» на вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» только два ответили: «Читать книги», имена литературных героев называют только из школьной программы.

К сожалению, широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных школьников неумолимо падает. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

1. Усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”)

4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

К тому же, современный ребёнок стал читать художественные произведения и с экрана компьютера. Однако, согласно результатам зарубежных исследователей, электронный текст удерживает его внимание в среднем 15 минут.

Сегодня дети не любят читать ещё и потому, что не понимают значений многих слов родного языка, активный запас которых резко сокращается.

Таким образом, вопрос формирования читательского интереса школьников является весьма актуальным.

Как научить ребенка любить литературу?

Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень многое может дать ребенку школьная библиотека совместно с учителями словесниками.

Школьная библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о библиотеке» и «Правилами пользования библиотекой», она имеет важное значение в учебно-воспитательном процессе.

Наша главная цель это

1. Формирование культурной, развитой личности ученика. –

2.Воспитание у учащихся любви к книге, чтению

3. Формирование потребности читать настоящую литературу.

4. Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным;

5. Формирование духовно-нравственных ценностей;

6. Развитие творческих способностей у учащихся;

7. Обучение работе с библиотечным фондом.

8. Воспитание отношения к книге, как к предмету (Знакомлю детей с правилами пользования книгой: « Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

  • Не рисовать, не писать ничего в книгах;

  • Не вырывать листы, не вырезать картинки;

  • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

  • Не читать книги во время еды;

  • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

  • Пользоваться закладкой.»)

Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьной библиотеки.

К этой цели можно прийти многими путями, для реализации которой учитываются следующие факторы:

Это современный библиотечный интерьер самого помещения, также оформление библиотеки: использование различных ярких наглядных пособий (плакатов, рисунков, фотографий и т. п.), организация выставок, проведение различных мероприятий на базе школьной библиотеки, как в рамках школьной программы, так и внеурочной деятельности. Тесное сотрудничество с классными руководителями, а также с родителями школьников.

Состав фонда литературы - один из важнейших факторов успешной работы любой библиотеки, а школьный - в особенности.

В настоящее время книжный фонд библиотеки нашей школы насчитывает около двух тысяч экземпляров (без учета учебной литературы). По моему мнению этот фонд можно считать недостаточно укомплектованным, к тому же детская литература для младших школьников давно уже стала ветхой и подлежит списанию.

Формы работы со школьниками имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей и задач. Я в одном лице библиотекарь и учитель русского языка и литературы использую как традиционные формы (устный журнал, читательская конференция, литературные вечера, выставки), так и интерактивные ( презентации, виртуальные выставки)

Я на своем примере расскажу, какие формы и методы использую в работе.

Например - метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.

Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.

«Из чего состоит книга» (знакомство со структурой книги) – 5кл.

«О чем расскажут книжные страницы» (об истории создания книги, с использованием мультимедиа ) – 3кл.

«Словари - наши друзья и помощники» (знакомство со справочной литер. ) – 6 класс.

«Восьмое чудо света» по истории создания книги) – 6/7кл.

Наиболее распространёнными являются такие формы и методы как:

Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте в которое отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая им возможность проявить свои читательские способности. Из проведенных назову

«Звёздный час по сказкам А.С. Пушкина» (литературная игра) – 5 класс.

«Путешествие в страну знаний» (литературная игра) – 6кл.

«Путешествие в сказку»-5класс.


Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна  в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.

«Памятники литературным героям» (заочная экскурсия,

«Внеклассное мероприятие с презентацией, посвящённое «Дню Царскосельского лицея» «В стенах лицея» ( об истории создания лицея и его выпускниках) – 8/9кл.

«Библиотеки мира» (для 9-11кл.)

« Календарь» - это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами. Совместно с начальными классами проведено внеклассное мероприятие «Зима в музыке, литературе, живописи»

Литературная гостиная.  Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило,  приглашаются учителя, родители и ученики других классов.

«Здравствуй , Пушкин!» (литературный час с презентацией к юбилею А.С. Пушкина)

Внеклассное мероприятие, посвящённое 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет»

Внеурочное занятие ,посвященное творчеству курского писателя-юбиляра Константина Дмитриевича Воробьёва» (к столетию со дня рождения писателя)

Внеклассное мероприятие, посвящённое 85-летию со дня рождения писателя-фантаста Кира Булычёва. Презентация. Литературные гостиные проходили к юбилею Ф.Тютчева, Н.В.Гоголя, В.Высоцкого, А.Фета.

Мероприятия с использованием ролевых игр. Инсценирование отрывков из произведений. 

Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

В начальных классах прошло интересное мероприятие

«Великий баснописец» (И. Крылов) (октябрь)


Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны.

В сентябре было проведено внеклассное мероприятие, посвящённое 75-летию Великой Победы.

«Дети войны» (урок памяти о детях войны, с презентацией)

«Что мы знаем о войне» (викторина)

«Военное детство» (устный журнал о детях-героях Великой Отечественной войны с использованием мультимедиа)

 «А память сердце бережет» (музыкально-поэтическая композиция)

Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах . Стало традицией участвовать в конкурсах на лучшего чтеца (об экологии, о матери, в этом году будет проходить конкурс, посвящённый писателям –юбилярам).

Развитию читательского интереса способствуют уроки-обзоры книг, Я рассказываю о книге самое интересное, читаю отрывки или показываю фрагменты фильма, мультфильма. Буквально в октябре был организован просмотр художественного фильма о войне «Сын полка» по одноимённой книге В.П.Катаева.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Так, например, ранее были проведены читательские конференции по книгам Каверина « Два капитана», Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», А Грина «Алые паруса», Н.М. Симонов «Третий адъютант» (Смелого пуля боится, смелого штык не берёт) В ходе конференции были использованы фрагменты из одноименных фильмов. Читательские конференции способствуют развитию интереса учащихся к книге и чтению, формируют читательские умения учащихся и традиций чтения, способствуют развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.

Я использую хорошо забытое старое, применяю очень важный приём для развития интереса к чтению. Это, как ни странно, чтение вслух. Мы читаем детям вслух сказки, рассказы, стихи. Иногда начинаю читать и прошу продолжить детей. После прочитанного следует обсуждение.   Чтение вслух формирует культуру выражения чувств и умение слушать текст, что очень важно и вообще в жизни и для сдачи экзамена в дальнейшем на основе слушания текста. Это даёт возможность формировать у учащихся интерес к чтению, учить логически выстраивать свои доводы, доказательно рассуждать, спорить.

Выставка , как форма библиотечной работы, наглядна. 80 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Живое созерцание, т.е. наглядное восприятие, является началом всякого познания. Поэтому выставка способна наилучшим образом решать стоящие перед ней информационные задачи. Книжные выставки раскрывают богатства фондов библиотеки, привлекают внимание читателей, пробуждают интерес к книгам и самостоятельному творчеству. Для того, чтобы ученики больше узнали о жизни и творчестве писателей готовлю цикл выставок

Выставка одного автора

Уже в этом учебном году были организованы книжные выставки, посвящённые 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 85-летию со дня рождения писателя-фантаста Кира Булычёва «В мире фантастики», 100-летию со дя рождения К, Воробьёва. Тематическая выставка « Книги о войне»

Проведение таких выставок выставок позволяет расширить читательский интерес к книге .

Любое мероприятие должно быть захватывающим, это зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому я использую не только живой язык, эмоциональный рассказ,

но и выставки, электронные презентации, музыку, видеоматериалы.  

Вообще в детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши , и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы .Формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за библиотекарем и учителем литературы.

Итак, можно сделать следующий вывод, что формирование

направленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное - это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача — вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге никогда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней, таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.

Мы – дети и взрослые должны любить книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!

Для развития читательской компетенции у школьника можно использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек. Можно предложить детям придумать и написать и оформить свою книгу. Можно использовать разноцветные закладки для прочитанных книг.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции нужно объединять усилия учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Книга-это духовное завещание одного   поколения другому. Вся жизнь   человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…   А.И. Герцен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!