СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О С Маевская Цитаты и цитирование Русский язык 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос:

«Как я понимаю высказывание Ралфа Уолдо Эмерсона (поэт и философ): Каждый человек – цитата из всех своих предков?».

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Материалы ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________

Задание. Проанализируйте предложенные вам примеры и определите, какова функция цитат в этих примерах. (Задание выполняется с помощью учебника, стр. 144–145.)

1) Следует всегда помнить, что голос оратора – его …главное достояние и опора. (Цицерон)

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2) Ольга Ларина была всегда скромна, всегда

послушна, всегда, как утро, весела….

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3) Истинное красноречие состоит в желании общего блага. Именно это желание, по мнению Н.Кошанского, должно быть основной целью оратора: «Истинно красноречивым может назваться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4) Выразительная речь способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначена. Наиболее выразительной обычно считают поэзию, по словам Пушкина, «союз волшебных звуков, чувств и дум».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5) Риторика – это наука об эффективном человеческом общении, это, как писал Аристотель, «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6) При использовании в своей речи цитат следует помнить о таком коммуникативном качестве, как уместность. Так, Н.Кохтев считает, что «неумеренное цитирование загромождает речь, снижает ее действенность».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Задание. Во фрагментах сочинений, написанных вами в течение этого года, содержатся ошибки, связанные с цитированием. Определите ошибку.

1) Дикой подозревает Кулигина в воровстве: «А может, ты украсть хочешь, кто тебя знает…».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


2) Вот еще одна поговорка: «Обещалкиных на свете хоть пруд пруди». То есть таких людей, которые обещают, а выполнить не могут, много на свете.

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


3) Сергей оскорбил Катерину, сказав: «Я ее, может, никогда не любил, а теперь да мне вон Сонеткин башмак милее ее рожи».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4) Разоблачить его поможет диалог с Катериной: «Вы сами велели мне прийти. Ваша воля была на то. О, так мы погуляем!».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5) М.Лермонтов дает высокую оценку творчеству Пушкина, называя его «милым, но неведомым певцом».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6) Доказательством правильности этой фразы является стихотворение С.Михалкова:

«Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7) Хорошую мысль высказал С.Батлер, сказав, что: «Клятва не более чем слово, а слова не более чем ветер».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8) Как говорится, «В одно ухо влетело, через другое вылетело».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9) Как писал В.Шефнер: «словом можно убить, словом можно спасти».

Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Практическая работа

Задание. Напишите небольшой текст (3–5 предложений), используя цитату, которая вам достанется.

1) «Вдохновение существует, но оно должно застать вас за работой». (Пабло Пикассо)

2) «Почему корабль побеждает волны, хотя их много, а он один? Потому что у корабля есть цель, а у волн нет». (Уинстон Черчилль)

3) «Тщательно охраняйте внутри себя это сокровище – доброту. Умейте дарить без колебаний, терять без сожаления, приобретать без скупости». (Жорж Санд)

4) «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». (Дени Дидро)

5) «Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет». (Франц Кафка)

6) «Не будь равнодушным, ибо равнодушие смертоносно для души человека». (М.Горький)


Ответ: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Материалы учителя»

Запишем эпиграф:

«Если кто-то уже высказался на эту тему, и высказался красиво, не стесняйся. Бери и повторяй». (Анатоль Франс)

• Как вы думаете: чему будет посвящен наш урок, какова его тема? Итак, тема урока: «Цитаты и цитирование».

Какие цели мы поставим перед собой?

Что такое цитата?

• С чего мы начнем наш разговор о цитатах? (С определения цитаты.) Попробуйте дать свое определение: как вы понимаете, что такое цитата? (Ответы.)

Откроем учебник и сравним наши варианты с тем определением, которое дается в учебнике на стр. 140 (читаем и записываем в тетрадь):

Цитата – это точная, дословная выдержка (фрагмент) из какого-либо текста (письменного или устного) (на электронной доске).

Место цитаты в тексте

• Давайте вспомним, что наш урок мы начали с записи эпиграфа, который тоже представлял собой цитату.

Эпиграф – это и есть цитата в начале текста.

Вспомним некоторые известные нам эпиграфы к художественным произведениям – к «Капитанской дочке», «Ревизору» и др.

Цитата может содержаться и в заголовке текста. Вспомните, например, название статьи И.Гончарова о комедии А.Грибоедова «Горе от ума» – «Мильон терзаний». Это слова Чацкого.

• Какова роль эпиграфа и заголовка в этих случаях? (Цитаты в начале текста предвосхищают, программируют, подсказывают ассоциации читателя и направляют их дальнейшее движение, т.е. формируют предпонимание.) Большое значение эпиграфа отмечала М.Шагинян: «… обратите внимание на эпиграф! Он не случаен – он необходим для автора как “ключ” для композитора, в котором будет звучать произведение».

• Какова же роль цитат, содержащихся в середине текста? Послушаем, что по этому поводу сказал знаменитый французский философ и писатель Мишель Монтень:

Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль.

Итак, первая цель цитирования – лучше, точнее выразить свою мысль (запись на доске и в тетради). Но этим, конечно, функции цитат не исчерпываются.

Каковы функции цитаты в тексте?

Сейчас вам будет предложена работа в парах (группах – в зависимости от количества учеников в классе).


Задание. Проанализируйте предложенные вам примеры и определите, какова функция цитат в этих примерах. (Задание выполняется с помощью учебника, стр. 144–145.) После ответа группы функция записывается на доске.

Примеры, с которыми работают ученики в группах:

1) Следует всегда помнить, что голос оратора – его …главное достояние и опора. (Цицерон)

Ответ: функция информативная (передача информации) и отсылочная (знакомство с чужим авторитетным мнением).

2) Ольга Ларина была всегда скромна, всегда

послушна, всегда, как утро, весела….

Ответ: функция описательная (с помощью цитаты автор дает характеристику героев или каких-то явлений).

3) Истинное красноречие состоит в желании общего блага. Именно это желание, по мнению Н.Кошанского, должно быть основной целью оратора: «Истинно красноречивым может назваться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели».

Ответ: функция аргументирующая (вводится как аргумент – доказательство для подтверждения или отрицания факта), отсылочная.

4) Выразительная речь способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначена. Наиболее выразительной обычно считают поэзию, по словам Пушкина, «союз волшебных звуков, чувств и дум».

Ответ: функция информативная, поясняющая, экспрессивная (придает высказыванию оттенок выразительности, экспрессии).

5) Риторика – это наука об эффективном человеческом общении, это, как писал Аристотель, «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Ответ: функция поясняющая, отсылочная.

6) При использовании в своей речи цитат следует помнить о таком коммуникативном качестве, как уместность. Так, Н.Кохтев считает, что «неумеренное цитирование загромождает речь, снижает ее действенность».

Ответ: функция информативная, поясняющая, отсылочная.


В завершение работы все цитаты выносятся на электронную доску. Учитель обращает внимание учеников на способы, которыми вводятся цитаты: прямая речь как часть предложения, с помощью вводных слов и предложений. (Ученики сами ставят себе оценку за работу в парах.)


Правила цитирования

Одно из правил нам помогут сформулировать высказывания русского ученого Н.Кохтева и канадского писателя Р.Дэвиса.

«Цитируйте уместно, не загромождайте речь цитатами, иначе в них потеряется ваша собственная мысль». (Н.Кохтев)

О чем предупреждает нас известный ученый в последнем высказывании?

А как вы понимаете это высказывание:

«Умение цитировать – чудный и опасный дар. Чудный – потому что он украшает твою речь жемчужинами чужой мысли, и опасный по той же причине». (Робертсон Дэвис)

Помните, что любая умная мысль – это неожиданный взгляд на ситуацию, который приглашает нас к размышлению, является попыткой активизировать наше собственное мышление.

Еще одно правило цитирования сформулируем с помощью высказывания Поля Дезальмана: «Цитата без источника – это часы без стрелок».

Как вы понимаете эти слова?

Подведем предварительные итоги. Сформулируем правила цитирования.

• Определите функцию цитаты, ее место в тексте.

• Употребляйте цитаты уместно, не загромождая текст.

• Цитируйте, не искажая цитату, обязательно упоминая автора.

• Не приводите одновременно и цитату, и ее пересказ.

• Правильно вводите цитату в текст, помните о знаках препинания.


Задание. Во фрагментах сочинений, написанных вами в течение этого года, содержатся ошибки, связанные с цитированием. Определите ошибку.

1) Дикой подозревает Кулигина в воровстве: «А может, ты украсть хочешь, кто тебя знает…». (Одновременный пересказ цитаты и ее приведение.)

2) Вот еще одна поговорка: «Обещалкиных на свете хоть пруд пруди». То есть таких людей, которые обещают, а выполнить не могут, много на свете.

(Одновременный пересказ цитаты и ее приведение.)

3) Сергей оскорбил Катерину, сказав: «Я ее, может, никогда не любил, а теперь да мне вон Сонеткин башмак милее ее рожи». (Цитата приведена неточно: «…да мне вот стоптанный Сонеткин башмак милее ее рожи».)

4) Разоблачить его поможет диалог с Катериной: «Вы сами велели мне прийти. Ваша воля была на то. О, так мы погуляем!». (Приведены цитаты из разных мест, каждую цитату надо заключить в кавычки.)

5) М.Лермонтов дает высокую оценку творчеству Пушкина, называя его «милым, но неведомым певцом». (Цитата подобрана неправильно: не подтверждает сказанное, к тому же эти слова относятся не к Пушкину, а к Ленскому.)

6) Доказательством правильности этой фразы является стихотворение С.Михалкова:

«Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,

Не будет преданным щенком».

(Стихотворные цитаты, данные столбиком, не заключаются в кавычки.)

7) Хорошую мысль высказал С.Батлер, сказав, что: «Клятва не более чем слово, а слова не более чем ветер». (Прямая речь после союза что недопустима.)

8) Как говорится, «В одно ухо влетело, через другое вылетело». (После вводных слов нельзя начинать цитату с большой буквы.)

9) Как писал В.Шефнер: «словом можно убить, словом можно спасти». (После вводных слов нельзя ставить двоеточие, только запятую.)


Практическая работа

Задание. Напишите небольшой текст (3–5 предложений), используя цитату, которая вам достанется. (Каждая группа создает текст по одной из предложенных цитат.)

Цитаты, с которыми работают ученики в группах:

1) «Вдохновение существует, но оно должно застать вас за работой». (Пабло Пикассо)

2) «Почему корабль побеждает волны, хотя их много, а он один? Потому что у корабля есть цель, а у волн нет». (Уинстон Черчилль)

3) «Тщательно охраняйте внутри себя это сокровище – доброту. Умейте дарить без колебаний, терять без сожаления, приобретать без скупости». (Жорж Санд)

4) «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». (Дени Дидро)

5) «Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет». (Франц Кафка)

6) «Не будь равнодушным, ибо равнодушие смертоносно для души человека». (М.Горький)


Итог урока

Прослушивание написанных текстов. (Учитель оценивает работу в группах.)

Ответьте на вопрос: почему нам важно научиться создавать тексты с использованием цитат?

Закончим урок мы тоже с помощью цитаты:

«Человеку полезно почитывать сборники цитат». (Уинстон Черчилль) Подумайте и скажите: какова роль цитаты в конце текста? (Цитата влияет на формирование итогового смысла.)

Домашнее задание. (раздать на листочках). Письменно ответьте на вопрос: «Как я понимаю высказывание Ралфа Уолдо Эмерсона (поэт и философ): Каждый человек – цитата из всех своих предков?».

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)