Самообразование как основа повышения профессиональной квалификации педагога
Гаврильева О.Э.,
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР – Д/С №26 «Кустук»
ГО «город Якутск»
Успешность и результативность деятельности ДОО зависит от способности педагогического коллектива решать задачи Программы развития дошкольного образовательного учреждения, годового плана работы ДОО, перспективно-тематического и календарного планов работы с детьми.
Качество воспитательно-образовательного процесса - результат профессиональной квалификации, компетентности каждого педагога.
Повышение квалификации - условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.
Самообразование - это познание нового, осмысление информации, её интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение.
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.
В результате изучения материалов по теме самообразования педагогов, заметила:
1.Некоторую однотипность тем, выбранных педагогами (у нескольких педагогов проблема ознакомления с художественной литературой);
2.Темы относились преимущественно к 2-м ОО: «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» (раздел «Ознакомление с художественной литературой»);
3.Отсутствие конечного продукта, результата самообразования педагогов за определенный период;
4. Необходимость совершенствования работы по обобщению опыта педагогов, участия педагогов на НПК, публикации статей из опыта работы.
Как известно, в воспитательно - образовательном процессе должна быть система, определённый порядок. Избежать расхождения тем самообразования с задачами годового плана можно предварительно изучив программу развития детского сада. Например, в нашем детском саду программа развития разработана на 5 лет. В связи с необходимостью реализации ФГОС ДО методической проблемой выбрана: «Индивидуализация …
Каждый год связан с актуализацией одной из образовательных областей.
Учебный год | Приоритетная образовательная область | Ключевые виды деятельности детей | Проекты | Уровень |
2017-18 | Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательно-исследовательская деятельность Конструктивно-модельная деятельность | «Эколята – дошколята» «От Фрёбеля до робота» | РФ РФ |
2018-19 | Речевое развитие | Игровая деятельность Речевая деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора | «Читаем вместе» «Олонхо для дошкольников» | ДОО |
2019-20 | Художественно-эстетическое | Игровая деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность | «Музыка для всех» «Рисуем все» | РС (Я) РС (Я) |
2020-21 | Социально-коммуникативное | Игровая деятельность Коммуникативная деятельность Самообслуживание и элементарный бытовой труд | «Я – человек» | ДОО |
2021-22 | Физическое развитие | Игровая деятельность Двигательная деятельность | «Папа, мама, я - здоровая семья!» | ДОО |
Так прошлый 2017-18 уч.г. был связан с познавательным развитием, в частности, с экологическим воспитанием дошкольников, т.к. 2017 год был объявлен в России Годом экологии, а детский сад – участник Федерального проекта «Эколята-дошколята».
Содержание работы педагогического коллектива было связано с экологическим воспитанием дошкольников. Обогащение предметно-пространственной среды осуществлялось в Центре исследований и Центре песка и воды, организованных для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
2017-18 уч.г. |
Познавательное развитие |
№ | Перечень мероприятий | Сроки | Отв |
1 | Семинар на тему: "Познавательное развитие дошкольников" | сентябрь | методическая служба |
2 | Педагогический мониторинг развития детей от 3-7 лет в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Анализ результатов познавательного развития дошкольников. | сентябрь май | педагог-психолог воспитатели групп |
3 | Организация и оформление Центра науки и естествознания, Центра песка и воды. | октябрь | воспитатели групп |
4 | Картотека опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников. | октябрь | воспитатели групп |
5 | Панорама открытых мероприятий по познавательному развитию дошкольников. | октябрь апрель | воспитатели групп |
6 | Тематический контроль «Создание в ДОО условий для экологического воспитания дошкольников». | ноябрь | методическая служба |
7 | Смотр-конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию дошкольников – Центров науки и естествознания». | ноябрь | методическая служба |
8 | Педсовет на тему: "Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО". | ноябрь | методическая служба, воспитатели |
9 | Картотека дидактических игр, направленных на познавательное развитие дошкольников. | январь | воспитатели групп |
10 | Консультация педагогов «Метод проектов в работе с дошкольниками». | февраль | методическая служба |
11 | Педсовет на тему: "Организация проектной деятельности в ДОО - одно из эффективных средств познавательного развития детей". | март | методическая служба |
12 | Выступления педагогов по проблеме: "Познавательное развитие дошкольников" | май | методическая служба |
Результаты работы педагогического коллектива по этой теме были обобщены и представлены педагогами на мероприятиях различного уровня:
ФИО педагога | Мероприятие | Уровень | Продукт | Результат |
Гаврильева О.Э. Поликарпова О.С. | Всероссийский экологический конкурс «Природа – дом, в котором живёт человек» | РФ | Проект «Экополяна Кустукчааны» | Диплом 1 степени, победители в номинации «Экология вокруг нас» |
Петрова В.И. | Международный ежемесячный конкурс «Лучшая методическая разработка» | Международный | Выступление с докладом на тему:«Лэпбук» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада» | Диплом |
54 муниципальные педагогические чтения «Современный педагог: компетентность, деятельность, результат» | Город | | Диплом победителя |
Карпенко Н.И. | «Педагогический олимп» | Округ | Бизиборд «Туьулгэ» как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста | Диплом 3 степени |
Павлова Н.Д. | Педчтения «Современные образовательные технологии в образовательном процессе» | Город | Выступление с докладом на тему: «Создание открытого образовательного пространства Центр науки и естествознания» | Диплом 3 степени |
Николаева Н.П. | Город | Выступление с докладом на тему: «Условия организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду» | Сертификат участника |
В конце учебного года были организованы методические объединения педагогов:
по образовательным областям. В данное время дополнительно организуются объединения педагогов по их участию в проектах ДОО.
В этом уч.г. методической темой является: «Индивидуализация образовательного процесса как условие сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства» (с приоритетным решением задач образовательной области «Речевое развитие»).
2018-2019 уч.г. |
Речевое развитие |
№ | Перечень мероприятий | Сроки | Отв |
1 | Семинар на тему: "Речевое развитие дошкольников" | сентябрь | методическая служба |
2 | Педагогический мониторинг развития детей от 3-7 лет в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Анализ результатов речевого развития дошкольников. | сентябрь май | педагог-психолог логопеды воспитатели групп |
3 | Организация и оформление Литературного центра (в старших и подготовительных группах - Центров грамотности и письма). | октябрь | воспитатели групп |
4 | Картотека дидактических игр по речевому развитию дошкольников. | октябрь | воспитатели групп |
5 | Панорама открытых мероприятий по речевому развитию дошкольников. | октябрь апрель | воспитатели групп, логопеды, ПДО по якутскому яз. ПДО по англ.яз. |
6 | Тематический контроль «Создание в ДОО условий для речевого развития дошкольников». | ноябрь | методическая служба |
7 | Смотр-конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию дошкольников". | ноябрь | методическая служба |
8 | Педсовет на тему: "Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО". | ноябрь | методическая служба, воспитатели |
9 | Выставка лэпбуков по лексическим темам. | февраль | воспитатели групп |
10 | Консультация для педагогов: "Проект: структура и алгоритм выполнения" | февраль | методическая служба |
11 | Семинар-практикум на тему: "Проектная деятельность в ДОО как эффективное средство речевого развития дошкольников". | март | методическая служба |
12 | Выступления педагогов по проблеме: "Речевое развитие дошкольников" | Май | методическая служба |
13 | Фестиваль проектов по речевому развитию дошкольников | Май | воспитатели, логопеды |
Соответственно обогащается предметно – пространственная среда группы через оформление Литературного центра (Центра грамотности и письма в старших и подготовительных к школе группах).
Одной из форм повышения квалификации педагогов являются традиционные Дни открытых дверей (октябрь, апрель). Если до прошлого года право выбора занятия или ООД оставалось за воспитателем, то в этом году все педагоги проводят занятия по развитию речи.
Необходимо отметить, что участие в семинарах, мастер-классах, КПК также стараемся связать с темой самообразования педагогов.
С целью систематизации работы по самообразованию педагогов мной был разработан и предложен план, предусматривающий постепенное усложнение содержания работы и логическое завершение 5-летнего цикла работы педагога конкретным продуктом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОО ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Период | Группа | Содержание | Результат |
I год | Младшая | - Работа с литературой и интернет – ресурсами; - прохождение КПК по теме самообразования; - составление плана кружковой работы с детьми; - подбор и подготовка наглядно-демонстрационного материала; - участие на семинарах, семинарах-практикумах в детском саду по проблеме ВТГ и теме самообразования. | -Защита и утверждение плана кружковой работы с детьми; - выставка наглядно-демонстрационного материала по теме самообразования. |
II год | Средняя | -Апробация плана кружковой работы с детьми (1-й год работы); -разработка УМК (технологические карты, конспекты, картотеки игр и т.п.); -пополнение и систематизация наглядно-демонстрационного материала; -краткосрочные проекты; -разработка совместного проекта с педагогами ВТГ. | -Выступление на итоговом педсовете с отчётом об итогах кружковой работы с детьми (1-й год работы); -презентация совместного проекта педагогами МО; защита краткосрочных проектов. |
III год | Старшая | -Апробация плана кружковой работы с детьми (2-й год работы); -участие с детьми в мероприятиях детского сада, округа; -участие педагога на педагогических чтениях, мастер-классах округа; -среднесрочные проекты; -работа педагогов ВТГ над совместным проектом. | -Выступление на итоговом педсовете с отчётом об итогах кружковой работы с детьми (2-й год работы) и анализом результатов работы по теме самообразования; защита среднесрочных проектов. |
IV год | подготовительная к школе группа | -Апробация плана кружковой работы с детьми (3-й год работы), подведение итогов; -участие детей в мероприятиях города, РС (Я), РФ; -участие педагога на педагогических чтениях, мастер-классах города; -долгосрочные проекты; -продолжение работы педагогов ВТГ над совместным проектом. | -Выступление на итоговом педсовете с отчётом об итогах кружковой работы с детьми (3-й год работы) и анализом результатов работы по теме самообразования; -защита долгосрочных проектов. |
V год | 1 полугодие | -Подведение итогов работы; систематизация материала; - обобщение опыта работы по теме самообразования; -участие педагога в НПК; -публикация статей об итогах работы с детьми. | -Защита результата работы по теме самообразования, «продукта» в виде методической разработки, методического пособия, авторской программы и т.д. -Защита педагогами МО совместного проекта. |
2 полугодие | - Выбор нового МО и утверждение новой темы самообразования; - Работа с литературой и интернет - ресурсами; - прохождение КПК по новой теме самообразования; - составление плана кружковой работы с детьми; - подбор и подготовка наглядно-демонстрационного материала; -участие на семинарах, семинарах-практикумах по проблеме ВТГ и теме самообразования. | - Защита и утверждение плана кружковой работы с детьми; - выставка наглядно-демонстрационного материала по теме самообразования. |
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2018-19 уч.г.
Воспитателя младшей группы №___ «__________________________________» ____________________________________________________
Тема самообразования: ____________________________________________________________________
Название кружка __________________________________________________________________________
Количество детей, занимающихся в кружке _________ (список прилагается)
№ | Направление деятельности | Содержание | Результат | Срок отм.о вып. |
1 | - Работа с литературой и интернет – ресурсами; | | Картотека литературы, список интернет – ресурсов; | |
2 | - прохождение КПК, изучение ППО по теме самообразования; | | По плану курсовой подготовки, окружных и городских мероприятий, в рамках обмена опытом и др. | |
3 | - составление плана кружковой работы с детьми; | | Разработка, защита и утверждение плана кружковой работы с детьми; | |
4 | - подбор и подготовка наглядно-демонстрационного материала; | | Выставка наглядно-демонстрационного материала по теме самообразования; | |
5 | - участие на семинарах, семинарах-практикумах в детском саду по проблеме ВТГ и теме самообразования. | | Текст выступления, слайдовая презентация. | |
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2018-19 уч.г.
Воспитателя средней группы №___ «__________________________________» ____________________________________________________
Тема самообразования: ____________________________________________________________________________________________________
Название кружка __________________________________________________________________________
Количество детей, занимающихся в кружке _________ (список прилагается)
№ | Направление деятельности | Содержание (тема) | Результат | Срок отм.о вып. |
1 | -Апробация плана кружковой работы с детьми (1-й год работы); | | -Выступление на итоговом педсовете с отчётом об итогах кружковой работы с детьми (1-й год работы); | |
2 | -разработка УМК (технологические карты, конспекты, картотеки игр и т.п.); | | -Размещение информации на сайте педагога; | |
3 | -пополнение и систематизация наглядно-демонстрационного материала; | | - составление перечня наглядно-демонстрационного материала (дополнение к паспорту группы); | |
4 | -краткосрочные проекты (с детьми и родителями); | | защита краткосрочных проектов (родителями с детьми); | |
5 | -разработка совместного проекта с педагогами ВТГ. | | презентация и защита совместного проекта педагогами ВТГ. | |
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2018-19 уч.г.
Воспитателя старшей группы №___ «__________________________________» ____________________________________________________
Тема самообразования: ____________________________________________________________________________________________________
Название кружка __________________________________________________________________________
Количество детей, занимающихся в кружке _________ (список прилагается)
№ | Направление деятельности | Содержание (тема) | Результат | Срок отм.о вып. |
1 | -Апробация плана кружковой работы с детьми (2-й год работы); | | Выступление на итоговом педсовете с отчётом об итогах кружковой работы с детьми (2-й год работы) и анализом результатов работы по теме самообразования; | |
2 | -участие с детьми в мероприятиях детского сада, округа; | | -информация на сайт ДОО; | |
3 | -участие педагога на педагогических чтениях, мастер-классах округа; | | -информация на педчасе, педсовете и др.; | |
4 | -среднесрочные проекты; | | защита среднесрочных проектов; | |
5 | -работа педагогов ВТГ над совместным проектом. | | презентация и защита совместного проекта педагогами ВТГ. | |
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2018-19 уч.г.
Воспитателя подг. к школе группы № ___ «__________________________________» ______________________________________________
Тема самообразования: ____________________________________________________________________________________________________
Название кружка __________________________________________________________________________
Количество детей, занимающихся в кружке _________ (список прилагается)
№ | Направление деятельности | Содержание (тема) | Результат | Срок отм.о вып. |
1 | -Апробация плана кружковой работы с детьми (3-й год работы), подведение итогов; | | -Выступление на итоговом педсовете с отчётом об итогах кружковой работы с детьми (3-й год работы) и анализом результатов работы по теме самообразования; -защита долгосрочных проектов. | |
2 | -участие детей в мероприятиях города, РС (Я), РФ; | | -информация на сайт ДОО; | |
3 | -участие педагога на педагогических чтениях, мастер-классах города; | | -информация на педчасе, педсовете и др.; | |
4 | -долгосрочные проекты; | | - презентация и защита проектов; | |
5 | -продолжение работы педагогов ВТГ над совместным проектом. | | - презентация и защита совместного проекта педагогами ВТГ. | |