О системе работы ГБОУ СОШ с.Красноармейское с талантливыми детьми.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать,
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.
Разговор пойдет о наших детях – талантливых и одаренных! Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. И Федеральные стандарты второго поколения делают акцент именно на деятельностный подход в образовательном процессе: воспитание способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения.
Стратегической целью программы развития нашей школы является формирование гуманистической воспитательной системы основанной на выявлении и развитии способностей каждого ученика, формировании творчески мыслящей, конкурентно способной личности, готовой на участие в духовном и экономическом развитии общества при педагогической поддержке и сотрудничестве учащихся, их родителей и учителей. В нашей школе реализуется Программа «Одарённые дети», которая стала победителем областного конкурса в номинации «Развитая сеть дополнительного образования». Система работы с одаренными детьми в нашей школе включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, занятия в объединениях дополнительного образования);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одарённых детей надо выявить. Эту непростую задачу учитель ставит перед собой с первых дней школьной жизни ребенка. Развивает творческие способности, исследовательские умения и навыки, решает проблему совместной деятельности. Одарённость ребёнка проявляется в жажде поиска новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов. Талантливых детей мы определяем путём собственных наблюдений, бесед с родителями, анализа их особых успехов и достижений, анализа внешкольной деятельности и её результативности. К группе одарённых детей относим ребят, которые имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности, испытывают радость от умственного труда, художественного творчества, спорта. Определив одарённых детей, учим их думать, предпринимать всё возможное для развития своих способностей. В основе деятельности нашей школы, по данной проблеме лежат следующие принципы педагогической деятельности:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- создание среды для раскрытия творческих способностей талантливых детей;
- свобода выбора дополнительных образовательных услуг;
- разнообразие форм внеурочной деятельности;
- проектно – исследовательская деятельность.
Все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в новых федеральных стандартах.
Мы организуем учебно-воспитательный процесс так, чтобы он полностью основывался на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка к его САМОпроцессам: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОразвитие и так далее. Важная роль в этом отводится уроку:
организация самого урока;
участие школьников в творческом поиске;
дифференциацию и интеграцию содержания материала урока;
организацию самостоятельной деятельности;
эмоциональное состояние детей;
профессионализм педагога.
Главное на уроке – это создание «ситуации успеха».
При выходе из школы выпускник должен уметь самореализоваться, поэтому очень важное место отводится профориентационной работе, которая начинается уже в начальной школе, а далее осуществляется в системе.
В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки проводятся курсы по выбору, где ребята реализуют свои первые профессиональные пробы. Знакомятся с профессией на практике, выезжая на экскурсии, организованные на предприятиях, выполняют проекты, творческие и исследовательские работы.
Самопрогноз, саморазвитие осуществляется в 10-11 классах, где обучение ведется на профильном уровне по индивидуальной образовательной траектории. Учитываются интересы и возможности каждого ребёнка и родителя, что позволяет нашим выпускникам в дальнейшем успешно обучаться в самых различных вузах нашей страны. Так из 29 выпускников 2015 года 22 поступили на бюджет и 28 по выбранному в школе профилю.
На ЕГЭ наши ребята показывают стабильно высокие результаты
предмет | Баллы |
2012 – 2013г.г. | 2013 – 2014г.г. | 2014 – 2015г.г. |
Русский язык | 66 | 66,94 | 71,6 |
Литература | - | - | 73 |
Математика(пр/баз) | 58,6 | 47,93 | 50,8 / 4,2 |
Обществознание | 72,4 | 62,2 | 60 |
История | 64,8 | 68 | - |
Биология | 79,5 | 75,5 | 87 |
Химия | 87,6 | 76 | 84 |
Физика | 66,8 | 48 | 53,4 |
В личном же зачете в 2014/2015 учебном году имеют: по русскому языку - 92, 96, 98 баллов; обществознанию - 98 баллов; биологии - 87 баллов; химии - 84 балла; математике - 74 балла.
В рамках внеурочной деятельности с целью самопознания, самоорганизации, самоактуализации мы организуем предметные недели, очно-заочные и дистанционные олимпиады, научно-практические конференции, различные конкурсы, внеклассные мероприятия, поездки по городам России, экскурсии. Наши ребята активные участники Кирлло-Мифодиевских, Пушкинских чтений.
В нашей школе уже много лет действует ученическое самоуправление. Система организации самоуправления заняла 3 место на региональном этапе Всероссийского конкурса моделей и лидеров ученического самоуправления в номинации «Образовательная школа».
Налажено сотрудничество с организациями, которые успешно осуществляют занятость детей по интересам и возрастным группам во внеурочное время.
Центр детского творчества, а также Ленинский филиал, реализующий спортивную направленность, являются структурными подразделениями школы. Именно через систему дополнительного образования детей происходит выявление детских талантов, оказание поддержки одарённым детям. Являясь практико-ориентированным, осуществляемое мастерами своего дела, дополнительное образование обеспечивает разносторонность, привлекательность, уникальность, и, в конечном счёте, результативность.
Результативность воспитанников ЦДТ и Ленинского филиала
2014-2015 уч. году
Уровень конкурсов | ЦДТ | Ленинский филиал | ВСЕГО |
Международный и Всероссийский | 28 (очных)+85 (дистанционных) | - | 113 |
Областной | 79 | 5 | 84 |
Окружной | 77 | 6 | 83 |
Районный | 171 | 35 | 206 |
ИТОГО: | 440 | 46 | 486 |
Ни для кого не секрет, что любую деятельность всегда стимулирует поощрение. С этой целью практикуем освобождение учащихся от промежуточной аттестации, вручение грамот, наград, сертификатов, материальное поощрение по линии администрации района, предоставление возможности побывать в интересных поездках, оздоровительных лагерях, на кинофестивалях, а также публикации в СМИ.
В фойе школы на стенде «Золотой фонд школы» помещены фотографии учащихся, окончивших школу с медалью за особые успехи в учении. Имена и достижения талантливых выпускников вносим в книгу рекордов школы. Мы гордимся своими выпускниками.
Наши дети успешны. Любая победа – это не случайность, и не только показатель необыкновенных способностей ребёнка. Это результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. В школе работает творческий и высокопрофессиональный коллектив учителей. Районные методические объединения учителей предметников в основном возглавляют педагоги Красноармейской школы. Многие наши учителя отмечены государственными и отраслевыми наградами:
1 педагог званием - «Заслуженный учитель РФ»,
2 педагога нагрудным знаком – «Отличник просвещения РФ»,
9 педагогов нагрудным знаком «Почетный работник РФ»,
7 педагогов грамотой Министерства образования РФ.
Школа активно позиционирует свой опыт через участие в профессиональных конкурсах и семинарах различного уровня. По итогам 2013-2014 учебного года заняла 1-ое место в рейтинге Юго-Западного образовательного округа и вошла в топ-200 лучших сельских школ по России.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если есть система и руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные взрослые – педагоги.
Заместитель директора ГБОУ СОШ
с.Красноармейское О.Н.Абашкина.
(августовская конференция 2015г.)