- развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах, умение выслушивать мнение других);
- желание знать историю своей Родины, её прошлое; бережно относиться к культурным ценностям русского языка.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. 2. | Мобилизующее начало. Сообщение темы и целей урока, введение нового материала | Ф.Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва» (1) | Учитель активизирует внимание учащихся. Слово учителя. -Ребята, хотите побывать в прошлом, вернуться на 200-500 лет назад? - Машины времени у меня нет, звездолета тоже, но могу предложить интересную работу, которая позволит узнать, какие слова были в обиходе людей много лет назад. - Вспомните, кто является главным работником в русском языке? (Слово) Сколько слов в русском языке? Могут ли приходить новые слова в русский язык? Докажите свой ответ, приведите примеры. Как ученые назвали новые слова в русском языке? (Неологизмы) - Чтобы узнать о каких словах пойдет речь на уроке, вы должны выполнить словарно-орфографическую работу задание на карточке. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы Воспринимают информацию, отвечают на вопросы Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, формулируют тему, цели и задачи урока. | 5 мин |
3. | Чистописание. | | Как зеницу ока беречь. - Что записано на доске? Как понимаете эту поговорку? - Значение, каких слов вам непонятно? Куда можно обратиться за толкованием? - У вас на столах есть словари - посмотрите значение слов. - Пропишите до середины строки заглавные, затем строчные, перепишите поговорку. Выделите все орфограммы (один работает у доски с объяснением). - Какое значение слов? (Зеница- зрачок, око- глаз) - Ребята, а почему нам сразу удалось дать объяснение? (Слова устаревшие - мы их редко говорим.) Может тогда убрать их из употребления и заменить новыми словами? - Где встречаются устаревшие слова? | Работа со словарями (группа ребят). Работают остальные учащиеся классы. Ребята отвечают на вопросы. | 6 мин |
4. | Объяснение нового материала. | Плакат «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» (2). | - Откройте страницу учебника 73. - Прочитайте текст. («Инсерт».) Сведения, которые знаете, пометьте «галочкой», новое для себя «+», «?», «-». - О чем рассказывает, что объясняет этот текст? - Посмотрите, как называются эти слова. - Если хотите, можете запомнить (плакат). -Прочитайте строки, обратите внимание на выделенные слова. -- Какие слова вам непонятны? | Воспринимают чтение учителя, отвечают на вопросы | 6 мин. |
5. | Физминутка | | Учитель организует физминутку | Учащиеся выполняют физминутку | 3мин |
6. | Закрепление. | Понятийный словарь (3). | 1.)- Кто из вас знает, что обозначают эти слова? Раньше мы не встречали их в речи. 2.)- На доске запись: Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. М. Ю. Лермонтов «Бородино» - Какое событие описывает автор? Что вы можете рассказать? -Какие устаревшие слова встретились? Что они обозначают? | Самостоятельная работа учащихся с текстом (работа в парах). Ответы учащихся. Работа в группах со словарем. Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта, под открытым небом. Кивер – высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком. | 7 мин. |
7. | Словарная работа. | | - Запишите слова в тетрадь. | Работа учащихся в тетради. | 3 мин. |
8. | Повторение. | | - Задание на повторение- вставить пропущенные буквы. Анализ результатов выполнения учащимися задания. - Встретились устаревшие слова? - Какие слова называют «устаревшими»? | Выполняют задания самостоятельно за отдельными компьютерами. Ответы ребят. | 3 мин. |
9. | Итог урока | | Формулирует вывод. - Очень много интересного можно прочитать о происхождении слов в книгах "Словарь крылатых выражений", "Учусь понимать образные выражения", "Учусь проникать в тайны происхождения слов". Эти и другие книги вы можете увидеть на нашей выставке. Ведь в народе недаром говорят: "Знание – сила". Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему? Оцените свою работу на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивает степень удовлетворённости учащихся уроком. | 3 мин. |
9. | Домашнее задание | | Поясняет задание: 1.Выписать из словаря 5 устаревших слов, написать их толкование. 2. № 532 3. * № 533 | Записывают в дневник. | 3 мин. |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса (информационный, практический, контрольный) | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
| Ф.Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва» (1) | Информационный | Слайд-шоу | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bbb2d062-f143-41d9-9bef-f5b9737592f6/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BSL_05%5D.html |
1. | Плакат «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» (2) | Информационный | Текст | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0d16747-3b34-46c4-afd3-35f7e08a197b/%5BRUS5_062%5D_%5BTD_039%5D.html |
2. | Понятийный словарь (3). | Информационный | Текст | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0d16747-3b34-46c4-afd3-35f7e08a197b/%5BRUS5_062%5D_%5BTD_039%5D_files/5_039_3.html |
3. | Ф. Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва» (1) | Информационный | Слайд-шоу | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bbb2d062-f143-41d9-9bef-f5b9737592f6/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BSL_05%5D.html |
4. | Карточка на повторение орфограммы безударной гласной в корне слова, проверяемой ударной. | Контрольный | Тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/769c98e2-2e47-4b1f-bb9c-4f46ed3c1d1a/%5BNS-RUS_3-33%5D_%5BQS_088%5D.html |