СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О словах, которые выходят из употребления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова", с особенностями употребления их в русской речи.

 

 

Просмотр содержимого документа
«О словах, которые выходят из употребления.»

Приложение 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: О словах, которые выходят из употребления


ФИО (полностью)

Малкова Елена Владимировна

Место работы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Сорочинска

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема и номер урока в теме

О словах, которые выходят из употребления, 1ый урок

Базовый учебник

К тайнам русского языка М. Б. Соловейчик


  1. Цель урока: познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова", с особенностями употребления их в русской речи.



9. Задачи:

обучающие:

- учить подбирать синонимы;

- формировать умение пользоваться словарями, умения работать с текстом;

развивающие:

- развивать речь, мышление, память учащихся, орфографическую зоркость;

- развивать устную речь (умение высказывать и доказывать свое мнение);

- развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах, умение выслушивать мнение других);

воспитывающие:

- желание знать историю своей Родины, её прошлое; бережно относиться к культурным ценностям русского языка.



  1. Тип урока: знакомство с новым материалом

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, экран

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.







2.





















Мобилизующее начало.




Сообщение темы и целей урока, введение нового материала























Ф.Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва» (1)

Учитель активизирует внимание учащихся.





Слово учителя.

-Ребята, хотите побывать в прошлом, вернуться на 200-500 лет назад?

- Машины времени у меня нет, звездолета тоже, но могу предложить интересную работу, которая позволит узнать, какие слова были в обиходе людей много лет назад.

- Вспомните, кто является главным работником в русском языке? (Слово) Сколько слов в русском языке? Могут ли приходить новые слова в русский язык? Докажите свой ответ, приведите примеры. Как ученые назвали новые слова в русском языке? (Неологизмы)

- Чтобы узнать о каких словах пойдет речь на уроке, вы должны выполнить словарно-орфографическую работу задание на карточке.



Воспринимают информацию, отвечают на вопросы






Воспринимают информацию, отвечают на вопросы















Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, формулируют тему, цели и задачи урока.


5 мин

3.

Чистописание.



Как зеницу ока беречь.

- Что записано на доске? Как понимаете эту поговорку?

- Значение, каких слов вам непонятно? Куда можно обратиться за толкованием?

- У вас на столах есть словари - посмотрите значение слов.

- Пропишите до середины строки заглавные, затем строчные, перепишите поговорку. Выделите все орфограммы (один работает у доски с объяснением).

- Какое значение слов? (Зеница- зрачок, око- глаз)

- Ребята, а почему нам сразу удалось дать объяснение? (Слова устаревшие - мы их редко говорим.) Может тогда убрать их из употребления и заменить новыми словами?

- Где встречаются устаревшие слова?








Работа со словарями (группа ребят).

Работают остальные учащиеся классы.




Ребята отвечают на вопросы.


6 мин

4.

Объяснение нового материала.









Плакат «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» (2).

- Откройте страницу учебника 73.

- Прочитайте текст. («Инсерт».) Сведения, которые знаете, пометьте «галочкой», новое для себя «+», «?», «-».

- О чем рассказывает, что объясняет этот текст?

- Посмотрите, как называются эти слова.

- Если хотите, можете запомнить (плакат).

-Прочитайте строки, обратите внимание на выделенные слова. -- Какие слова вам непонятны?

Воспринимают чтение учителя, отвечают на вопросы

6 мин.

5.

Физминутка


Учитель организует физминутку

Учащиеся выполняют физминутку

3мин

6.

Закрепление.

Понятийный словарь (3).

1.)-  Кто из вас знает, что обозначают эти слова? Раньше мы не встречали их в речи.

2.)- На доске запись:

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил, весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

- Какое событие описывает автор? Что вы можете рассказать?

-Какие устаревшие слова

встретились? Что они обозначают?


Самостоятельная работа учащихся с текстом (работа в парах).




Ответы учащихся.

Работа в группах со словарем.

Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта, под открытым небом.

Кивер – высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком.



7 мин.

7.

Словарная работа.


- Запишите слова в тетрадь.

Работа учащихся в тетради.

3 мин.

8.

Повторение.


- Задание на повторение- вставить пропущенные буквы. Анализ результатов выполнения учащимися задания.

- Встретились устаревшие слова?

- Какие слова называют «устаревшими»?

Выполняют задания самостоятельно за отдельными компьютерами.



Ответы ребят.

3 мин.

9.

Итог урока


Формулирует вывод.

- Очень много интересного можно прочитать о происхождении слов в книгах "Словарь крылатых выражений", "Учусь понимать образные выражения", "Учусь проникать в тайны происхождения слов". Эти и другие книги вы можете увидеть на нашей выставке. Ведь в народе недаром говорят: "Знание – сила". Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему?

Оцените свою работу на уроке.

Воспринимают информацию.











Оценивает степень удовлетворённости учащихся уроком.


3 мин.

9.

Домашнее задание


Поясняет задание:

1.Выписать из словаря 5 устаревших слов, написать их толкование.

2. № 532

3. * № 533



Записывают в дневник.

3 мин.


Приложение к плану-конспекту урока

Тема: О словах, которые выходят из употребления

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

(информационный, практический, контрольный)

Форма предъявления

информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР


Ф.Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва» (1)

Информационный

Слайд-шоу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bbb2d062-f143-41d9-9bef-f5b9737592f6/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BSL_05%5D.html

1.

Плакат «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» (2)

Информационный

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0d16747-3b34-46c4-afd3-35f7e08a197b/%5BRUS5_062%5D_%5BTD_039%5D.html


2.

Понятийный словарь (3).

Информационный

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0d16747-3b34-46c4-afd3-35f7e08a197b/%5BRUS5_062%5D_%5BTD_039%5D_files/5_039_3.html


3.

Ф. Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва» (1)

Информационный

Слайд-шоу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bbb2d062-f143-41d9-9bef-f5b9737592f6/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BSL_05%5D.html

4.

Карточка на повторение орфограммы безударной гласной в корне слова, проверяемой ударной.

Контрольный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/769c98e2-2e47-4b1f-bb9c-4f46ed3c1d1a/%5BNS-RUS_3-33%5D_%5BQS_088%5D.html