СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О сложной геометрии просто и интересно"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочные знания у детей будут в том случае, если применяется наглядность при изучении геометрического материала. Наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии является оригами.  Сколько любопытных тайн кроется в обычном листочке бумаги, который всегда под рукой.  Оригами-это поэзия в геометрии. 

Просмотр содержимого документа
«"О сложной геометрии просто и интересно"»

Мастер-класс по теме:

«О сложной геометрии просто и интересно»

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс «О сложной геометрии просто и интересно»

Я начну свой мастер-класс словами притчи. 

« Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

« Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает:

« Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Прочные знания у детей будут в том случае, если применяется наглядность при изучении геометрического материала. Наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии является оригами.  Сколько любопытных тайн кроется в обычном листочке бумаги, который всегда под рукой.  Оригами-это поэзия в геометрии. Развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления  способствуют  занятия оригами А наука геометрия очень творческая. Развитие таких качеств, как  точность, трудолюбие, терпение  и целеустремленность помогает учащимся перейти на ступеньку творчества, являющуюся основой для самостоятельных открытий.  От того, как элементы творческой деятельности будут формироваться в школе, во многом зависит будущее нашего общества

Обратимся к теме мастер-класса «О сложной геометрии просто и интересно» и посмотрим на обычный лист бумаги, как на средство обучения одному из сложных предметов – геометрии.  Возьмите в руки лист бумаги - это плоскость. Сделайте произвольный сгиб, разверните листок и вы увидите прямую линию. Пересечение двух таких линий даёт нам точку.

Учитель: Давайте проведем исследование листа бумаги.

Он имеет форму прямоугольника или  квадрата

Каждый угол этого листа– вершина прямоугольника.

Край листа–   сторона, отрезок.

 С помощью этих простейших элементов можно создать оригинальные построения, например разделить отрезок на n равных частей или решить интересные задачи.

1 этап (раздаточный материал)

Сейчас мы с вами проведем небольшую простую практическую работу:

  1. Сейчас со мной работают те, у кого прямоугольник белого цвета.

Вопросы:

1. Что вы мне можете рассказать о данной фигуре?

2. Какие фигуры можно получить, если произвольно разделить данный лист прямой?

2 прямоугольника (2 варианта), четырехугольник и треугольник, треугольник и пятиугольник, 2 треугольника.

3. А можем ли мы из данного листа получить квадрат? Если да, то как?

Верно! Спасибо за вашу работу.

Итак, сейчас с коллегами мы от прямоугольника перешли к квадрату.

  1. Сейчас со мной работают те, у кого квадрат белого цвета.

Вопросы:

  1. Что вы мне можете рассказать о данной фигуре?

  2. Какие построения можно сделать сейчас без линейки и карандаша?

  3. Какие фигуры можно получить при делении квадрата прямой? (2 прямоугольника, четырехугольник и треугольник, пятиугольник и треугольник, 2 треугольника.

  4. А какими будут 2 треугольника? (прямоугольные и равнобедренные)

Верно! Спасибо за вашу работу.

  1. Сейчас со мной работают те, у кого треугольники розового цвета.

Группа №1 (равнобедренные треугольники)

Вопрос: как доказать, что у вас в руках именно равнобедренный треугольник?

(2 стороны равны, углы при основании равны. Высота является биссектрисой и медианой).

Группа №2 (теорема о сумме углов треугольника)

Вопрос: чему равна сумма углов треугольника? Как это можно доказать сейчас?

Спасибо за вашу работу!

  1. Сейчас со мной работают те, у кого треугольники синего цвета.

Возьмите синий треугольник, давайте попробуем   построить биссектрису одного из углов. Биссектриса-это луч, исходящий из вершины угла и делящий его на 2 равных угла.  Постройте биссектрисы двух других углов. Разверните лист бумаги. Внимательно посмотрите на следы сгибов Все три сгиба прошли через одну точку.

Спасибо за вашу работу!

  1. Сейчас со мной работают, у кого листы сиреневого цвета.

Возьмите треугольник построим высоту. Это перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону треугольника.  Повторите действия для двух других сторон. Разверните лист бумаги.

Все три сгиба прошли через одну точку.

  1. Сейчас со мной работают те, у кого листы желтого цвета.

Возьмите треугольник. Для построения следующей линии нам нужно разделить сторону треугольника пополам, для этого совмещаем две вершины треугольника и делаем небольшой сгиб, отмечая тем самым середину стороны. Теперь сгибаем треугольник, так чтобы линия сгиба проходила через вершину треугольника и отмеченную точку. Как вы помните, такой отрезок называется медианой треугольника

Медиана треугольника-отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Постройте еще две медианы треугольника. Вновь рассмотрим рисунок линий и убедимся, что медианы так же пересекаются в одной точке.

Еще раз посмотрели на все три треугольника, какой общий вывод можно сделать? Медианы, биссектрисы и высоты обладают замечательными свойствами: в любом треугольнике медианы пересекаются в одной точке. Биссектрисы пересекаются в одной точке, высоты или их продолжения пересекаются в одной точке.  

Заключение:

Итак, мы с вами научились строить основные линии в треугольнике, прямоугольнике, квадрате. Повторили свойства этих фигур.

Самое главное, выполняя эти практические задания, мы освоили основы оригами. Учитель: Оригами– древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В VII веке оно было завезено в Японию, японцы преобразили его на свой лад.

В течение многих поколений оно передавалось от родителей к детям. В переводе с японского "ори" означает складывание, "ками" – бумага.

Совместное изучение геометрии и оригами может помочь в преодолении многих трудностей.

 Геометрия — наука сложная, и первая задача — заинтересовать учащихся предметом изучения,

Спасибо за плодотворную работу.