«О содержании обновлённой Концепции
преподавания учебного курса «История России».
(выступление на РМО учителей истории и обществознания.)
Одной из важнейших целей, стоящих перед Россией, является создание условий и возможностей для максимального раскрытия и реализации способностей каждого человека. Достижение этой национальной цели означает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации. Решению названных задач в значительной степени способствует изучение обучающимися предмета «История» и курса «История России».
23 октября 2020 г.Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утвержденаКонцепция преподавания учебного курса «История России».
Документ состоит из нескольких частей. Во введении раскрываются назначение и общие положения Концепции.
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетентностей учащихся.
Её актуальность обусловлена следующими факторами:
-высокие требования современного общества к качеству исторического образования;
- возросший общественный интерес к событиям российской истории;
- развитие отечественной и мировой исторической науки;
- накопление новых исторических знаний.
Основные задачи Концепции:
- характеристика образовательного потенциала курса отечественной истории как важнейшей части учебного предмета «История»;
-определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности обучающихся по курсу отечественной истории на всех уровнях школьного исторического образования;
-раскрытие познавательных и мировоззренческих приоритетов курса «История России», его связи с курсом «Всеобщая история», а также с другими социально-гуманитарными учебными предметами;
В Концепции сказано, что важной мировоззренческой задачей курса является раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Курс «Истории России» служит:
- стержнем для формирования у молодого поколения общероссийской идентичности, патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями, историческому наследию и духовным традициям;
-средством воспитания у молодых людей чувства сопричастности к судьбе страны, активности и ответственности гражданина;
Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов отечественной и мировой истории.
Общей целью школьного исторического образования является:
- формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом.
Обучающийся должен уметь активно и творчески применять исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Это предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
В Концепции определены задачи изучения истории на всех уровнях общего образования.
В основной школе ключевыми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности.
Для уровня среднего общего образования (10–11 классы) предполагается расширение спектра задач по следующим параметрам:
углубление социализации, формирование гражданской ответственности и социальной культуры, адекватной условиям современного мира;
освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX–XXI вв.; формирование исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое – настоящее – будущее»;
работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной деятельности.
Раздел 3. раскрывает методологические основы курса. Их характеристика представлена в Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурном стандарте (2014 года). В их состав входят следующие общие подходы и категории.
1.Многоуровневое представление истории.
Курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного села, города, региона). Необходимо обращение обучающихся к изучению локальной истории, истории своей семьи. Это способствует развитию умений применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале.
2.Многоаспектный (многофакторный) характер истории
В курсе отечественной истории больше, чем в других дисциплинах, возможностей для раскрытия разных сторон исторического процесса. Речь идёт о внутренней и внешней политике государства, взаимоотношениях власти и общества, экономике, социальной стратификации, общественных представлениях и повседневной жизни людей, военном деле и защите Отечества, развитии в стране науки, образования, духовной и художественной культуры, о Церкви и религиозных учениях.
Однако препятствиями для совершенствования образовательного процесса служит сохраняющееся доминирование в программах и учебниках политической истории при явной бедности и схематизме историко-культурного материала и недостаточном внимании к экономической и социальной истории.
3. Человек в истории.
Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у обучающихся способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках и на уроках истории было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Важно показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует развитию у молодого человека чувства сопричастности к истории своей страны. При этом речь идёт как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях.
4.Историко-культурологический подход: пространство диалога.
Образы культуры в историческом образовании являются важным ресурсом формирования мировоззрения Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, многонационального Российского государства, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.
Раздел 4. Структура, содержание и подходы к преподаванию курса «История России» посвящён актуальным проблемам преподавания отечественной истории.
1. Переход на линейный принцип преподавания истории позволяет преодолеть дублирование курсов истории на уровнях основного общего и среднего общего образования. Вместе с тем результаты проведённых мониторингов показывают, что необходимо распространить линейный принцип изучения истории на уровень среднего общего образования (до настоящего времени предлагалось изучение курса истории России с древности до современности в 6–10 классах).
2.Для завершения формирования единого образовательного пространства требуется согласование и гармонизация курсов региональной истории с обязательным курсом «История России».
4. Для достижения целей преподавания курса истории России недостаточно обеспечена преемственность между историческими сведениями, получаемыми обучающимися на уровне начального общего образования (в курсе «Окружающий мир»), и курсом «История России» на уровнях основного общего и среднего общего образования.
Исторические сведения на уровне начального общего образования даются в определённой взаимосвязи (история семьи, села, города, страны) и закладывают пропедевтические основы для дальнейшего изучения истории. Однако в настоящее время ни ФГОС начального общего образования, ни примерная программа предмета «Окружающий мир» не содержат перечень событий общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды, имён выдающихся людей. В ходе реализации Концепции необходимо конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о выделении из курса «Окружающий мир» в 4 классе курса «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа.
5. В профессиональном сообществе обсуждается вопрос об итоговой аттестации по истории России. Историю в качестве предмета по выбору для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) выбирает примерно каждый пятый выпускник. Минпросвещения России и Рособрнадзору совместно с РИО и Ассоциацией учителей истории и обществознания необходимо выработать план действий по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников на уровнях основного общего и среднего общего образования.
В качестве пилотного проекта целесообразно введение для всех выпускников обязательной контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА.
4.3. Учебно-методический комплект по истории России.
Концепция предусматривает, что УМК по истории России включает: учебник, хрестоматию или сборник документов, исторический атлас, рабочую тетрадь или сборник заданий, книгу для чтения. Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В комплект материалов и пособий для учителя входят: программно-методические материалы (включая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего (среднего общего) образования); примерная программа по истории; Концепция и Историко-культурный стандарт; тематическое планирование; предметные и курсовые методические пособия.
При изучении истории используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; мультимедийные альбомы и др.
В пункте 4 раздела 4 характеризуются содержательные линии учебного предмета «История»: это
1. Хронологическое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта России и мира; отражение на исторической карте процессов взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
формирование и развитие человеческих общностей: социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
Человек в истории – сквозная линия, пронизывающая и связывающая всё названное выше. Линия предполагает характеристику развития человека в различные исторические эпохи: а) условия жизни и быта людей; б) их потребности, интересы, мотивы,
в) роль личности в истории и влияние человека на исторические процессы.Названные линии раскрываются в отдельных курсах с учётом особенностей их исторического материала и возраста обучающихся. Для курса истории России они важны, поскольку позволяют: а) дать системное представление об истории страны, государства, живущих в нём народов; б) раскрыть включённость отечественной истории в мировую историю и вместе с тем своеобразие исторического пути России.
В рамках подготовки Концепции была проведена актуализация и уточнение ряда формулировок в Историко-культурном стандарте, который стал неотъемлемым приложением Концепции.
В пункте 5 раздела 4 характеризуются современные методы и технологии преподавания отечественной истории.
В современном преподавании истории используется широкий спектр технологий, основанных на сочетаниях разнообразных форм занятий (игровые формы, моделирование исторических ситуаций, «круглые столы», лекционно-семинарские практикумы и др.), использовании современных технических средств (компьютерных программ сети «Интернет» и т.п.), возможностей дистанционного обучения с использованием цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов. Определяющую роль на всех этапах проектирования и организации учебного процесса играет деятельностный подход.
Большое значение имеет работа над учебными проектами по отечественной истории, поскольку они являются средством развития, обучения и воспитания обучающихся, предполагают создание нового образовательного продукта.
В курсе отечественной истории существуют значительные возможности для постановки и обсуждения проблем, связанных с неоднозначным отражением событий и явлений прошлого. Совместные обсуждения, организуемые учителем помогают обучающимся в дальнейшем ориентироваться в спектре версий и оценок, высказываемых в общественных обсуждениях и дискуссиях. В Концепции отмечено, что преподавание курса отечественной истории особенно важно строить в виде диалога учителя и обучающихся.