СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О содержании обновлённой Концепции преподавания учебного курса "История России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит информацию о содержании обновлённой Концепции преподавания курса "История России", о ключевых задачах изучения истории на всех уровнях общего образования. В документе характеризуются изменения, внесённые в Историко-культурный стандарт, пути реализации Концепции.

Просмотр содержимого документа
«О содержании обновлённой Концепции преподавания учебного курса "История России".»

«О содержании обновлённой Концепции

преподавания учебного курса «История России».
(выступление на РМО учителей истории и обществознания.)

Одной из важнейших целей, стоящих перед Россией, является создание условий и возможностей для максимального раскрытия и реализации способностей каждого человека. Достижение этой национальной цели означает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации. Решению названных задач в значительной степени способствует изучение обучающимися предмета «История» и курса «История России».
23 октября 2020 г.Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утвержденаКонцепция преподавания учебного курса «История России».
Документ состоит из нескольких частей. Во введении раскрываются назначение и общие положения Концепции.
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетентностей учащихся.
Её актуальность обусловлена следующими факторами:
-высокие требования современного общества к качеству исторического образования;
- возросший общественный интерес к событиям российской истории;
- развитие отечественной и мировой исторической науки;
- накопление новых исторических знаний.

Основные задачи Концепции:

- характеристика образовательного потенциала курса отечественной истории как важнейшей части учебного предмета «История»;

-определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности обучающихся по курсу отечественной истории на всех уровнях школьного исторического образования;

-раскрытие познавательных и мировоззренческих приоритетов курса «История России», его связи с курсом «Всеобщая история», а также с другими социально-гуманитарными учебными предметами;

В Концепции сказано, что важной мировоззренческой задачей курса является раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Курс «Истории России» служит:

- стержнем для формирования у молодого поколения общероссийской идентичности, патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями, историческому наследию и духовным традициям;

-средством воспитания у молодых людей чувства сопричастности к судьбе страны, активности и ответственности гражданина;

Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов отечественной и мировой истории.
Общей целью школьного исторического образования является:
-
формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом.
Обучающийся должен уметь активно и творчески применять исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Это предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

В Концепции определены задачи изучения истории на всех уровнях общего образования.

В основной школе ключевыми задачами являются:

 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
 формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности.

Для уровня среднего общего образования (10–11 классы) предполагается расширение спектра задач по следующим параметрам:

 углубление социализации, формирование гражданской ответственности и социальной культуры, адекватной условиям современного мира;

 освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX–XXI вв.;  формирование исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое – настоящее – будущее»;

 работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебно-проектной деятельности.

Раздел 3. раскрывает методологические основы курса. Их характеристика представлена в Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурном стандарте (2014 года). В их состав входят следующие общие подходы и категории.

1.Многоуровневое представление истории.
Курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного села, города, региона). Необходимо обращение обучающихся к изучению локальной истории, истории своей семьи. Это способствует развитию умений применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале.

2.Многоаспектный (многофакторный) характер истории
В курсе отечественной истории больше, чем в других дисциплинах, возможностей для раскрытия разных сторон исторического процесса. Речь идёт о внутренней и внешней политике государства, взаимоотношениях власти и общества, экономике, социальной стратификации, общественных представлениях и повседневной жизни людей, военном деле и защите Отечества, развитии в стране науки, образования, духовной и художественной культуры, о Церкви и религиозных учениях.
Однако препятствиями для совершенствования образовательного процесса служит сохраняющееся доминирование в программах и учебниках политической истории при явной бедности и схематизме историко-культурного материала и недостаточном внимании к экономической и социальной истории.

3. Человек в истории.
Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у обучающихся способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках и на уроках истории было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Важно показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует развитию у молодого человека чувства сопричастности к истории своей страны. При этом речь идёт как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях.

4.Историко-культурологический подход: пространство диалога.
Образы культуры в историческом образовании являются важным ресурсом формирования мировоззрения Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, многонационального Российского государства, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.
Раздел 4. Структура, содержание и подходы к преподаванию курса «История России» посвящён актуальным проблемам преподавания отечественной истории.

1. Переход на линейный принцип преподавания истории позволяет преодолеть дублирование курсов истории на уровнях основного общего и среднего общего образования. Вместе с тем результаты проведённых мониторингов показывают, что необходимо распространить линейный принцип изучения истории на уровень среднего общего образования (до настоящего времени предлагалось изучение курса истории России с древности до современности в 6–10 классах).

2.Для завершения формирования единого образовательного пространства требуется согласование и гармонизация курсов региональной истории с обязательным курсом «История России».
4. Для достижения целей преподавания курса истории России недостаточно обеспечена преемственность между историческими сведениями, получаемыми обучающимися на уровне начального общего образования (в курсе «Окружающий мир»), и курсом «История России» на уровнях основного общего и среднего общего образования.
Исторические сведения на уровне начального общего образования даются в определённой взаимосвязи (история семьи, села, города, страны) и закладывают пропедевтические основы для дальнейшего изучения истории. Однако в настоящее время ни ФГОС начального общего образования, ни примерная программа предмета «Окружающий мир» не содержат перечень событий общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды, имён выдающихся людей. В ходе реализации Концепции необходимо конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о выделении из курса «Окружающий мир» в 4 классе курса «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа.

5. В профессиональном сообществе обсуждается вопрос об итоговой аттестации по истории России. Историю в качестве предмета по выбору для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) выбирает примерно каждый пятый выпускник. Минпросвещения России и Рособрнадзору совместно с РИО и Ассоциацией учителей истории и обществознания необходимо выработать план действий по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников на уровнях основного общего и среднего общего образования.
В качестве пилотного проекта целесообразно введение для всех выпускников обязательной контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА.

4.3. Учебно-методический комплект по истории России.
Концепция предусматривает, что УМК по истории России включает: учебник, хрестоматию или сборник документов, исторический атлас, рабочую тетрадь или сборник заданий, книгу для чтения. Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В комплект материалов и пособий для учителя входят: программно-методические материалы (включая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего (среднего общего) образования); примерная программа по истории; Концепция и Историко-культурный стандарт; тематическое планирование; предметные и курсовые методические пособия.
При изучении истории используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; мультимедийные альбомы и др.
В пункте 4 раздела 4 характеризуются
содержательные линии учебного предмета «История»: это
1. Хронологическое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта России и мира; отражение на исторической карте процессов взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:

 эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
 формирование и развитие человеческих общностей: социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
 образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
Человек в истории – сквозная линия, пронизывающая и связывающая всё названное выше. Линия предполагает характеристику развития человека в различные исторические эпохи: а) условия жизни и быта людей; б) их потребности, интересы, мотивы,
в) роль личности в истории и влияние человека на исторические процессы.Названные линии раскрываются в отдельных курсах с учётом особенностей их исторического материала и возраста обучающихся. Для курса истории России они важны, поскольку позволяют: а) дать системное представление об истории страны, государства, живущих в нём народов; б) раскрыть включённость отечественной истории в мировую историю и вместе с тем своеобразие исторического пути России.
В рамках подготовки Концепции была проведена актуализация и уточнение ряда формулировок в Историко-культурном стандарте, который стал неотъемлемым приложением Концепции.
В пункте 5 раздела 4 характеризуются современные методы и технологии преподавания отечественной истории.
В современном преподавании истории используется широкий спектр технологий, основанных на сочетаниях разнообразных форм занятий (игровые формы, моделирование исторических ситуаций, «круглые столы», лекционно-семинарские практикумы и др.), использовании современных технических средств (компьютерных программ сети «Интернет» и т.п.), возможностей дистанционного обучения с использованием цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов. Определяющую роль на всех этапах проектирования и организации учебного процесса играет деятельностный подход.

Большое значение имеет работа над учебными проектами по отечественной истории, поскольку они являются средством развития, обучения и воспитания обучающихся, предполагают создание нового образовательного продукта.
В курсе отечественной истории существуют значительные возможности для постановки и обсуждения проблем, связанных с неоднозначным отражением событий и явлений прошлого. Совместные обсуждения, организуемые учителем помогают обучающимся в дальнейшем ориентироваться в спектре версий и оценок, высказываемых в общественных обсуждениях и дискуссиях. В Концепции отмечено, что преподавание курса отечественной истории особенно важно строить в виде диалога учителя и обучающихся.